p align="left">В соответствии с п. 6 приложения 5 надлежащей аптечной практики подлежат предметно-количественному учету также другие лекарственные средства независимо от стоимости по решению руководителя организации каждым материально ответственным лицом. Факт приобретения, отпуска и/или использования наркотических средств и психотропных веществ отражается в журналах предметно-количественного учета наркотических средств и психотропных веществ, формы которых утверждены Инструкцией № 51. В журнале предметно-количественного учета на каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку наркотического средства и психотропного вещества заводится отдельная страница. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, подписан руководителем и заверен печатью организации. Учет наркотических средств и психотропных веществ для инъекций ведется в ампулах (флаконах), для перорального применения - в заводских упаковках. Учет наркотических средств (психотропных веществ) в порошках ведется в граммах. Записи в журналах предметно-количественного учета подтверждаются подписями лиц, осуществивших отпуск лекарственных средств и их получение. Предметно-количественный учет в аптеке. Перечень лекарственных средств, наркотических средств, психотропных веществ и этилового спирта, подлежащих предметно-количественному учету в аптеках, утвержден в приложении 5 надлежащей аптечной практики. В аптеке больничной организации (как и в аптеках готовых лекарственных форм, производственных аптеках) предметно-количественный учет наркотических средств и психотропных веществ ведется в журнале предметно-количественного учета наркотических средств и психотропных веществ в аптеках (приложение 6 к Инструкции № 51). Ежемесячно материально ответственное лицо аптеки проводит сверку фактического наличия наркотических средств и психотропных веществ с данными предметно-количественного учета согласно п. 37 Инструкции № 51. Наркотические средства и психотропные вещества отпускаются отделениям из аптеки в виде готовых лекарственных средств и изготовленных лекарственных средств. В пункте 38 Инструкции № 51 определены особенности оформления инвентаризации в аптеке больничной организации и производственной аптеке для наркотических средств и психотропных веществ в виде фармацевтических субстанций. Кроме составления сличительной ведомости и инвентаризационной описи фактические остатки наркотических средств и психотропных веществ в виде фармацевтических субстанций отмечаются в журнале предметно-количественного учета в аптеках цифрами и прописью, подписываются материально ответственным лицом с указанием его должности и даты проведения инвентаризации и руководителем аптеки. Если фактические остатки с учетом утвержденных норм естественной убыли не соответствуют данным журнала предметно-количественного учета, материально ответственное лицо обязано в течение суток известить руководителя, который в 3-дневный срок должен провести служебное расследование. В какой форме следует вести предметно-количественный учет других лекарственных средств (кроме наркотических средств и психотропных веществ) в аптеке больничной организации, а также в отделениях больниц, указаний со стороны Министерства здравоохранения Республики Беларусь не предусмотрено, и бухгалтериям следует принимать решение самостоятельно. Например, для организаций, состоящих на бюджете г. Минска, формы журналов предметно-количественного учета для лекарственных средств (кроме наркотических средств и психотропных веществ) утверждены приказом комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета от 05.08.2005 № 452 «О предметно-количественном учете лекарственных средств и изделий медицинского назначения в учреждениях здравоохранения». Кроме того, названный приказ обязывает предметно-количественный учет этилового спирта и ядовитых препаратов вести так, как ведется учет наркотических средств и психотропных веществ (т.е. в соответствии с Инструкцией № 51). Обратим внимание, что постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2008 № 117 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации для аптек и аптечных складов организаций, подчиненных Министерству здравоохранения Республики Беларусь, за исключением организаций, финансируемых из бюджета» утверждена форма журнала предметно-количественного учета лекарственных средств и спирта этилового в аптеках (форма 27-АП) согласно приложению 27, но она не предназначена для бюджетных организаций, что вытекает из названия постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 117. Предметно-количественный учет лекарственных средств в отделениях больниц. Назначение наркотических средств и психотропных веществ оформляется лечащим (дежурным) врачом записями в истории болезни и листе назначений, форма которого представлена в приложении 11 к Инструкции № 51. В больнице создается постоянно действующая комиссия, назначенная приказом руководителя, которая ежемесячно производит проверку целесообразности назначения врачами наркотических средств и психотропных веществ, соответствия записей в историях болезни записям в журналах предметно-количественного учета наркотических средств и психотропных веществ в отделениях, состояния их хранения. Результаты проверки оформляются документом проверки в одном экземпляре. Старшая медицинская сестра отделения выдает наркотические средства и психотропные вещества процедурным (дежурным) медицинским сестрам отделений. Она ведет журнал предметно-количественного учета наркотических средств (психотропных веществ) старшей медицинской сестрой отделения больницы по форме согласно приложению 8 к Инструкции № 51. Процедурные (дежурные) медицинские сестры отделений ведут журнал предметно-количественного учета наркотических средств (психотропных веществ) процедурной (дежурной) медицинской сестрой отделения больницы по форме согласно приложению 9 к Инструкции № 51. Старшая медицинская сестра отделения больницы, в котором проводятся операции (отделение анестезиологии и реанимации), выдает наркотические средства и психотропные вещества дежурной медицинской сестре - анестезисту. Дежурная медицинская сестра - анестезист ведет журнал предметно-количественного учета наркотических средств (психотропных веществ) дежурной медицинской сестрой - анестезистом отделения анестезиологии и реанимации по форме согласно приложению 10 к Инструкции № 51. Она выдает наркотические средства и психотропные вещества операционным медицинским сестрам - анестезистам на операцию. Не использованные во время операции ампулы (флаконы) наркотических средств и психотропных веществ возвращаются операционными медицинскими сестрами - анестезистами дежурной медицинской сестре - анестезисту с последующей регистрацией в журнале предметно-количественного учета наркотических средств (психотропных веществ) дежурной медицинской сестрой - анестезистом отделения анестезиологии и реанимации. При проведении операций назначение вводимых наркотических средств и психотропных веществ регистрируется в истории болезни с указанием: времени и способа их введения; дозировки и их количества. После завершения операции в истории болезни производится итоговый подсчет использованных наркотических средств и психотропных веществ, который заверяется подписью врача-анестезиолога-реаниматолога и медицинской сестры - анестезиста. При использовании неполного объема ампулы или флакона остатки разбавляются водой в соотношении 1:100 и уничтожаются, о чем делается запись в истории болезни за подписями врача и медицинской сестры (медицинской сестры - анестезиста), а в выходные и праздничные дни - дежурного врача и дежурной медицинской сестры с указанием количества и способа уничтожения. Предметно-количественный учет других лекарственных средств (кроме наркотических средств и психотропных веществ) в отделениях больниц ведется так, как в аптеке (см. выше). Предметно-количественный учет лекарственных средств в поликлинике ведется в журнале предметно-количественного учета наркотических средств и психотропных веществ главной медицинской сестрой поликлиники по форме согласно приложению 16 к Инструкции № 51 и журнале предметно-количественного учета наркотических средств и психотропных веществ в процедурном кабинете поликлиники по форме согласно приложению 17 к Инструкции № 51. Отпуск главной медицинской сестрой наркотических средств и психотропных веществ участковым и процедурным медицинским сестрам, а также введение их больному на дому или в процедурном кабинете производится только на основании письменного назначения врача, заверенного его подписью и личной печатью, а также подписью и личной печатью заведующего отделением поликлиники. Назначенное лечение отражается в амбулаторной карте больного. Письменное назначение врача хранится у главной медицинской сестры поликлиники вместе с журналом предметно-количественного учета. Наркотические средства и психотропные вещества в ампулах (флаконах) отпускаются участковым медицинским сестрам в количестве однодневной потребности, а на выходные и праздничные дни - в количестве ориентировочной потребности на эти дни. В случае смерти больных, получавших наркотические средства и психотропные вещества, не использованные больными наркотические средства и психотропные вещества сдаются участковыми медицинскими сестрами главной медицинской сестре поликлиники, а в выходные и праздничные дни - дежурным врачам или дежурным медицинским сестрам (ответственным работникам) и помещаются в сейф (металлический шкаф), расположенный в помещении поликлиники. Количество сданных неиспользованных наркотических средств и психотропных веществ с указанием их наименования, лекарственной формы (ампулы, таблетки, порошки, пластыри и другое) регистрируется в журнале учета неиспользованных наркотических средств (психотропных веществ) от умерших больных у главной медицинской сестры поликлиники по форме согласно приложению 19 к Инструкции № 51. Один раз в месяц в фиксированный день производится уничтожение не использованных больными наркотических средств и психотропных веществ с составлением акта на уничтожение не использованных больными наркотических средств и психотропных веществ в поликлинике по форме согласно приложению 20 к Инструкции № 51. Уничтожение производится в присутствии представителей территориальных органов внутренних дел в соответствии с инструкцией о порядке уничтожения наркотических средств и психотропных веществ, утверждаемой руководителем. В поликлинике создается постоянно действующая комиссия, назначенная приказом руководителя, которая ежемесячно производит проверку целесообразности назначения врачами наркотических средств и психотропных веществ, соответствия записей в амбулаторных картах записям в журнале предметно-количественного учета главной медицинской сестры поликлиники, состояния их хранения. Результаты проверки оформляются документом проверки в одном экземпляре. Предметно-количественный учет других лекарственных средств (кроме наркотических средств и психотропных веществ) в поликлинике ведется так же, как и в аптеке. Отчетность Отчет аптеки больничной организации о приходе и расходе материальных ценностей в денежном (суммовом) выражении осуществляется по форме 1-МЗ согласно приложению 1 к постановлению № 27. Отчет составляется ежемесячно руководителем аптеки или ее ответственным работником, с которым заключен договор о полной материальной ответственности. В аптеке может вводиться коллективная ответственность, что вытекает из постановления Министерства труда Республики Беларусь от 14.04.2000 № 54, утвердившего положение о коллективной (бригадной) ответственности, примерный перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) ответственность, и примерный договор о коллективной (бригадной) ответственности. В отчете формы 1-МЗ в разрезе групп материальных запасов, учитываемых на субсчете 062 «Медикаменты и перевязочные средства» (лекарственные средства, перевязочные средства, дезинфицирующие средства, вспомогательные материалы, тара), и в целом по аптеке отражается стоимость остатка на начало и конец месяца, поступивших, израсходованных (отпущенных отделениям (кабинетам) и списанных по актам) за месяц. Основанием для заполнения отчета являются приходно-расходные документы (товарно-транспортные накладные, накладные на внутреннее перемещение, акты и др.). Отчет составляется в 2 экземплярах, подписывается заведующим аптекой, утверждается руководителем организации. Первый экземпляр представляется в бухгалтерию, а второй - остается в аптеке. Проверенный в бухгалтерии отчет служит основанием для списания материальных запасов в расход. Форма накладной на внутреннее перемещение Министерством здравоохранения Республики Беларусь не утверждена. Для оформления внутреннего перемещения лекарственных средств можно воспользоваться п. 7 приказа № 59, в котором определено, что при выдаче материальных запасов внутри организации применяется накладная (требование) ф. 434, которая выписывается в двух экземплярах. Однако названная форма, как и ряд других форм, упоминаемых в приказе № 59, утверждены во времена СССР и на территории республики не действуют. Согласно п. 43 надлежащей аптечной практики отпуск лекарственных средств организациям здравоохранения и (или) структурным подразделениям осуществляется на основании требования (заявки), но форма этого документа не утверждена. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2008 № 117 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации для аптек и аптечных складов организаций, подчиненных Министерству здравоохранения Республики Беларусь, за исключением организаций, финансируемых из бюджета» утверждена форма 26-АП "Заказ-требование на получение товаров из аптеки" (приложение 26), но эта форма не предназначена для бюджетных организаций, что вытекает из названия постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|