на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Уголовно-процессуальная профилактика в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
p align="left">Представление является процессуальным решением властного характера, облекаемым в форму процессуального документа (приложение № 165 УПК РФ).

Поэтому даже тогда, когда предложенные в нем меры по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, носят рекомендательный характер, устранение этих обстоятельств является обязанностью для соответствующих организаций и должностных лиц.

Сам факт внесения представления является юридическим основанием для осуществления профилактической деятельности соответствующей организацией или должностным лицом, которые обязаны сообщить следователю (суду на частное определение, постановление) о результатах своих действий.

В случае умышленного игнорирования требований суда (судьи) следователя, дознавателя, прокурора о необходимости принятии мер по ликвидации негативных обстоятельств, обусловивших совершение преступления, должностные лица должны привлекаться к административной ответственности, которая предусмотрена ст.ст. 17.4, 17.7 КОАП РФ и влечет наложение административного штрафа (5-10 МРОТ , 20-30 МРОТ).

В виду того, что представление является юридическим основанием для привлечения лица, создавшего благоприятные условия для совершения преступления к административной, дисциплинарной, а в ряде случаев к уголовной ответственности, представление должно быть обоснованным, основанным на доказательственной информации.

В ходе уголовного судопроизводства по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, могут выявляться:

1. Лица, склонные к потреблению наркотиков:

- несовершеннолетние и молодежь из групп повышенного риска, неформальных объединений молодежи (в т.ч. культтуристских, религиозно-сектанских), ориентированных на потребление наркотиков и иных психоактивных веществ;

- представители творческой интеллигенции и спортсмены, употребляющие психоактивные вещества для стимуляции творческой и физической активности;

- лица, страдающие психическими заболеваниями, онкологическими заболеваниями при лечении которых используются лекарственные наркосредства;

- подростки, проживающие в семьях, где имеются лица, потребляющие (потреблявшие) наркотики, больные алкоголизмом, наркоманией;

- подростки, проживающие в так называемых неблагополучных семьях, «постояльцы» детских приемников-распределителей, убегающие из дома, общающиеся со сверстниками цыганской диаспоры;

- несовершеннолетние, поддерживающие дружеские отношения с лицами, ранее судимыми за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, либо известными как потребители наркотических или иных одурманивающих средств;

- подростки, периодически приобретающие психотропные средства в аптечных учреждениях; ацетон, ангидрид уксусной кислоты, растворители в хозяйственных магазинах, иных торговых точках;

- увлекающиеся наркогенной литературой (Дж. К. Лили, Ст. Гроффа, К. Кастанеды), из которых первые два автора преподносят философское и «медицинское» обоснование приема ЛСД, а последний - псилобицина как средства шаманизма);

- дети криминальных предпринимателей и представителей элитных кругов общества, посещающие дискотеки, бары, дорогостоящие притоны разврата.

Указанные обстоятельства обусловливают необходимость внесения представления в оперативные подразделения правоохранительных органов с целью постановки на соответствующий оперативный учет, осуществление наблюдения и контроль за их поведением и образом жизни, а также окружающих их лиц.

2. В случае установления «зон риска», выявления мест сбыта, приобретения и потребления наркотиков, иных психоактивных веществ в образовательных учреждениях и на прилегающих к ним территориях, субъекты, ведущие уголовное судопроизводство, вправе внести представление в органы управления образования и общеобразовательных учреждений:

- о необходимости принятия мер по обеспечению охраны территорий образовательных учреждений, ограничению свободного входа и пребывания на территории образовательных учреждений некоторых лиц;

- о необходимости организации правовой пропаганды, информационно-просветительной работы с обучающимися, учителями, родителями обучающихся по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

- о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с обучающимися, потребляющими психоактивные вещества и (или) совершающими иные правонарушения, связанные с НОН, в целях оказания им педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи, предупреждения антиобщественных действий.

В процессе уголовного судопроизводства необходимо принимать меры и к искоренению условий, способствующих приобщению лиц к приему наркотиков, совершению их хищений. Обращать внимание должностных лиц на выявленные недостатки в учете рецептурных бланков и наркотических средств, на нарушения установленных правил хранения, учета, отпуска наркотиков в лечебно-профилактических учреждениях, на предприятиях химико-фармацевтической промышленности, в научно-исследовательских институтах, лабораториях и требовать их устранения.

В соответствие с ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8.01.1998 г. представление (частное определение, постановление) субъектов, ведущих уголовное судопроизводство, является юридическим основанием для отказа в выдаче лицензии юридическому лицу на вид деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, при установлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии условий для обеспечения учета и сохранности наркотических средств и психотропных веществ (ст. ст. 10, 11 ФЗ РФ).

В случае повторного нарушения юридическим лицом положений ст. 46 ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», запрещающей пропаганду и ограничивающую рекламу в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и непринятии мер по представлению субъектов, ведущих уголовное судопроизводство, деятельность юридического лица может быть приостановлена или прекращена по решению суда.

В случае установления обстоятельств, дающих основание полагать, что юридическое лицо осуществило финансовую операцию в делах легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ в силу ст. 52 ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществ» представление следователя является юридическим фактом для предъявления в суд требования о ликвидации указанного юридического лица.

Практика расследования преступлений в сфере незаконного оборота психоактивных веществ выработала два основных направления реализации субъектами, ведущими уголовное судопроизводство, специальную предупредительную деятельность:

1. Предупреждение по материалам, конкретного дела (группе дел) в соответствии со ст. 158 ч. 2 УПК РФ.

2. Предупреждение преступлений в районе, регионе, когда профилактические меры выходят за рамки конкретного уголовного дела.

При анализе и обобщении причин и условий по уголовному делу (группе дел), а также прекращенным уголовным делам и отказным материалам, можно выявить, какие виды преступлений наиболее характерны в данном регионе, какая категория лиц в большей степени привлекается к уголовной ответственности (ранее судимые, наркоманы, несовершеннолетние), констатировать такие факты, как появление мест открытого потребления психоактивных веществ, появление новых и, соответственно, увеличение числа и разнообразия видов наркотических средств, распространение культивирования наркотикосодержащих растений в физически труднодоступных местах, и рост числа подпольных лабораторий по производству наркотических средств, увеличение количества случаев приобретения, в том числе хищений, наркотических средств в медицинских учреждениях, усиление степени организованности совершения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, появление новых каналов наркотрафика.

Анализ указанных обстоятельств может послужить основанием для внесения обобщенного представления в адрес руководителей компетентных правоохранительных структур о необходимости проведения комплексных общепрофилактических операций «Мак», «Допинг», «Канал», а также специализированных операций «Подросток-игла», «Подросток-«школа».

По второму вопросу необходимо констатировать следующий вывод:

Специальное предупреждение - система процессуальных средств, направленных на выявление причин наркопреступлений и условий, им способствующих, и принятие мер к их устранению.

В этом аспекте дается толкование следственно-судебной практики Пленумом Верховного суда РФ № 14 от 15 июня 2006 года «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами». Если в ходе судебного разбирательства дел о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами, будут выявлены обстоятельства, способствующие совершению преступления, то суд вправе в указанных и иных необходимых случаях реагировать путем вынесения частного определения (постановления), обращая внимание соответствующих организаций и должностных лиц на указанные обстоятельства и факты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер (часть 4 статьи 29 УПК РФ).

Вопрос 3. Иные меры, используемые органами предварительного

расследования в профилактической деятельности

Помимо внесения представлений на практике встречаются и иные (непроцессуальные) формы деятельности по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Их выбор обусловливается материалами уголовного дела; обстановкой совершенного преступления, а также обстоятельствами, сложившимися на момент принятия решения профилактического характера; особенностями личности обвиняемого, иными факторами.

Наиболее распространенными среди них являются:

- выступления (доклады) в трудовых коллективах, в учебных заведениях и средствах массовой информации;

- письма (сообщения) руководителям организаций, предприятий и учреждений, а также личные беседы с должностными лицами;

- публикации статей, заметок в печати;

- лекции.

Подготовка к проведению выступлений, бесед должна строиться с учетом контингента аудитории. Рамки антинаркотической пропаганды и общей профилактики в целом нельзя ограничивать так называемыми группами риска, т.е. наиболее уязвимые для наркотизации, к которым обычно относят подростков, молодежь, безработных. Опыт показывает, что профилактическая работа среди подростков дает гораздо больший эффект, если сочетается с разъяснительной работой с родителями (например, на родительских собраниях в школах), дедушками и бабушками (пенсионеры по месту жительства).

Особого внимания заслуживает работа с представителями власти, хозяйственниками, видными общественными деятелями. Обладая властными и финансовыми полномочиями, авторитетом, они в силу загруженности часто не обладают объективной информацией по проблеме. Своевременно и полно информируя таких лиц о наркоситуации, ее влиянии на жизнь людей, социально экономическое развитие территории, можно оказать влияние на профилактику наркомании в более широком общесоциальном аспекте.

Формирование атмосферы всеобщего неприятия наркотиков у населения имеет своей целью преодоление пассивности и равнодушия к проблеме наркомании и осуществляется посредством:

- постоянного информирования общественности о состоянии оперативной обстановки по линии незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими;

- создания системы научно-информационного обеспечения пропаганды здорового образа жизни как необходимости нормальной жизнедеятельности, самореализации и самовыражения человека.

Наибольшей эффективности в решении этих вопросов можно добиться, опираясь и активно используя возможности средств массовой информации, которые служат основным, а порой и единственным источником информации для большинства населения.

Средства массовой информации, учитывая их огромную ежедневную аудиторию, могут внести существенный вклад в дело предупреждения наркомании.

Устанавливая деловые контакты с работниками телевидения, радио, газет, журналов и предоставляя им необходимую информацию о состоянии наркоситуации, необходимо добиваться, чтобы в основе сообщений в СМИ лежала объективность, а не сенсационность. Вполне вероятно, что именно стремление к сенсациям, желание бросить вызов обществу и необходимость повысить рейтинг и объясняют тот факт, что некоторые телевизионные компании, газеты передают значительно больше информации в поддержку требований изменить существующее законодательство в области наркотиков или даже легализовать некоторые из них, чем информации, в которой рассматриваются последствия такой политики и связанный с этим вред.

Используя огромный потенциал СМИ следует проводить мероприятия в области профилактики и просвещения, направленные на объективное информирование широкой общественности о последствиях применения наркотиков и злоупотребления ими, что будет способствовать формированию более рационального подхода к проблемам наркотиков и позволит избежать сенсационности.

Свободный от наркотиков образ жизни должен быть представлен в позитивном свете. Польза отказа от наркотиков должна подчеркиваться также, как и вредные последствия, связанные с их употреблением. Обязательна объективность, точность и достоверность информации, ее следует подкреплять другими позитивными аргументами в пользу здорового образа жизни. При этом субъектам, ведущим уголовное судопроизводство, следует учитывать, что представители СМИ, специализирующиеся на проблемах освещения наркоситуации, должны в ней разбираться. Для этого необходимо активно сотрудничать с:

- руководителями печатных изданий (газет, журналов и т.п.), в которых

создаются постоянные рубрики по проблемам незаконного производства, оборота и злоупотребления наркотиками;

* журналистами и корреспондентами, специализирующимися на указанной тематике;

* администрацией региона, организующей транслируемые по кабельному телевидению циклы передач об опасности злоупотребления наркотиками с привлечением педагогов, психологов, медицинских работников и т.д.;

* молодежными лидерами, спортивными кумирами подростков и молодежи, пропагандирующими здоровый образ жизни.

Стратегия, основанная на использовании средств массовой информации, составляет лишь часть стратегии общей профилактики, направленной на сокращение спроса на наркотики.

В связи с тем, что основную массу потребителей наркотиков составляет молодежь, она должна также включать в себя меры по предупреждению злоупотребления наркотиками путем формирования атмосферы их неприятия в школах, по месту работы молодежи, в местах проведения досуга. Необходимо создавать и поддерживать условия, при которых выбор здорового образа жизни становится привлекательным и доступным.

Программы просвещения в образовательных учреждениях являются весьма эффективным средством профилактики злоупотребления наркотиками среди подрастающего поколения, в связи с чем, субъекты, ведущие уголовное судопроизводство, вправе вносить предложения руководству школ о разработке таких программ и оказывают помощь в их осуществлении.

В последние годы несколько активизировалась деятельность неправительственных организаций: общественных, религиозных, благотворительных, направленная на разработку и реализацию различных профилактических программ в данной области. Их значение и сила заключаются в неординарности и гибкости подхода к проблеме злоупотребления наркотиками, что позволяет использовать их потенциал в более широком масштабе.

Мероприятия по разъяснению населению антинаркотического законодательства, негативных последствий немедицинского употребления наркотиков способствуют повышению уровня информированности и осведомленности общественности об опасности злоупотребления ими и их незаконного оборота, предупреждению совершения действий, подпадающих под действие уголовного и административного законодательства.

В своих выступлениях субъектам, ведущим уголовное судопроизводство, важно не допустить крайности - непродуманных и утрированных оценок, чрезмерного морализирования и запугивания молодежи. В ходе общения с населением необходимо также учесть, что, если наркотики будут определяться как зло или нечто ядовитое, антисоциальное, ведущее к саморазрушению, конечный результат может привести к отчуждению аудитории. Тактика насаждения страха не работает даже в качестве составной части деятельности по профилактике.

Как говорилось выше, сведения, получаемые молодежью и подростками из различных источников (телепередачи, художественные и документальные фильмы, книги, газетные и журнальные статьи), должны быть точными и достоверными. Именно поэтому важно, чтобы информация, предоставляемая в ходе личного общения с аудиторией, не противоречила и не расходилась с полученной ранее. В противном случае на подростков оказывается неоднозначное влияние, что лишь усиливает их интерес к проблеме.

В связи с этим требуется квалифицированный подход и подготовка к лекции, беседе или выступлению (изучение необходимой литературы, действующих нормативных актов, консультации у врачей психиатров-наркологов об особенностях протекания заболевания наркоманией). При этом в качестве основы необходимо использовать Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Вместе с тем, информация должна быть доступна той аудитории, на которую рассчитана. Так, студенты юридического факультета знакомы с Уголовным кодексом Российской Федерации и юридической терминологией, тогда как учащиеся общеобразовательных школ нет. При общении с последними необходимо помочь им обрести ориентиры на будущее, включающие продолжение их образования и ответственное отношение к себе и другим; подыскать конкретные причины для отказа от приема наркотиков (здоровье, достижения в спорте, карьере и т.п.).

В лекциях, выступлениях и беседах следует разносторонне показывать опасность наркомании для личного здоровья и генофонда нации в целом, освещать меры предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических веществ. Необходимо развенчивать мифы о сугубо личном "безвредном" характере потребления наркотических и психотропных средств, формировать самостоятельную активно-негативную жизненную позицию у подростков и молодежи по отношению к любым попыткам одурманивания, стимулировать желание у слушателей помогать работникам органов внутренних дел и здравоохранения в предупреждении и пресечении немедицинского потребления указанных средств.

Использование любой из вышеперечисленных профилактических мер не означает, что в процессе расследования по этому же уголовному делу не может быть внесено представление. Так, например, следователь (дознаватель), судья может направить представление соответствующему руководителю и договориться с ним о выступлении перед трудовым коллективом, а также провести профилактическую беседу с потерпевшим, виктимное поведение которого обусловило совершение преступления. Такой комплексный подход к деятельности по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступного деяния, на наш взгляд, будет способствовать наиболее эффективному решению профилактических задач.

Заключение

Общая профилактика (общепредупредительная деятельность) - система процессуальных мер, направленных на реализацию уголовно-правовой и уголовно-исполнительной превенции и осуществление предупредительного воздействия всем комплексом процессуальных действий и правоотношений, составляющих уголовно-процессуальную деятельность: (меры пресечения, иные меры уголовно-процессуального принуждения, уголовно-процессуальный контроль, меры уголовно-процессуальной ответственности, следственные действия и решения, меры воспитательного воздействия). Иначе говоря, общепредупредительная деятельность нацелена на удержание от совершения преступлений лиц, попавших в сферу уголовного судопроизводства

Специальное предупреждение - система процессуальных средств, направленных на выявление причин наркопреступлений и условий им способствующих, и принятие мер к их устранению

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г.//СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 2198.

2. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (научно-практическое издание) / Под общ. ред. В.В. Мозякова, С.И. Гирько, Г.В. Мальцева, И.Н. Барцица. - М., 2003.

3. Методические рекомендации по профилактике злоупотребления наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконного оборота. /УБНОН МВД России, ВНИИ МВД России. № 9/2 - 625 от 6.04 2000.

4. Безруких Е.С., Мешков В.М. Расследование преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков: Научно-практическое пособие. - Калининград: КЮИ МВД России, 2003. - 64 с.

5. Брылев В.И. Некоторые проблемы раскрытия и предупреждения преступлений в сфере наркобизнеса. - Екатеринбург: УВШ МВД РФ, 1994. - 193 с.

6. Жуков А.М. Предупредительная деятельность следователя по уголовному делу. - Саратов, 1990.

7. Жуков А.М. Судебная профилактика преступлений. - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1992.

8. Иванов И.И. Оптимизация профилактической функции уголовного судопроизводства // Правоведение. 2002. № 4. С. 70-78.

9. Михайлов Б.П. Профилактика наркомании и незаконного оборота наркотиков: Монография. М.: Издательский дом «Граница», 2003. - 360 с.

10. Наркотики в России: преступления и расследование. - СПб., 1999. - 425 с.

11. Химичева Г.П. Общие условия производства предварительного расследования: Фондовая лекция. - М., 1997.

12. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами: Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 15 июня 2006 г.// Российская газета. 2006. 28 июня

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.