p align="left">Государственная система патентной информации обеспечивает деятельность Роспатента. В этой системе функционирует Всероссийская патентно-техническая библиотека (ВПТБ), входящая в состав ФИПС, и Всероссийский научно-исследовательский институт патентной информации (ВНИИПИ). В каждом субъекте Российской Федерации действуют патентные библиотеки, которые связаны с аналогичными службами на промышленных предприятиях. К патентной информации относятся сведения, опубликованные и не опубликованные в средствах массовой информации и специальных информационных источниках о разработках, заявленных или признанных охраноспособными изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, и сведения, касающиеся охраны прав авторов и патентообладателей. Патентная информация содержит: 1)первичные сведения - описание изобретений к патентам и заявкам, опубликованные в бюллетенях; 2) вторичные - рефераты изобретений в журналах или тематических обзорах; 3) сигнальные - краткие сведения об изобретениях в специализированных журналах. Содержание патентной информации раскрывает общие вопросы патентно-информационной деятельности. Определяет роль патентной информации в правовой системе охраны интеллектуальной промышленной собственности. Патентная информация предоставляет также сведения о нормах международных правовых систем в контексте правоотношений по поводу изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Система патентной информации использует современные средства прямого доступа к удаленным базам данных (Интернет) и патентно-информационного поиска (автоматизированный информационный поиск). Полученная патентная информация анализируется, систематизируется и определяется в качестве показателей, учитываемых при составлении данных патентной статистики. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам является полномочным субъектом отношений интеллектуальной промышленной собственности и занимается регистрацией прав субъектов патентообладателей на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам регистрирует договоры на передачу исключительных имущественных прав между патентообладателем и участниками гражданско-правовых отношений по поводу объекта интеллектуальной промышленной собственности. Регистрация и оформление прав по поводу объектов интеллектуальной промышленной собственности при введении их в гражданский оборот предполагают использование необходимой патентной информации, которая предоставляется по системе патентной информации зарубежными патентными ведомствами, организациями. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам осуществляет правовое регулирование общественных отношений по поводу создания, квалификации, официального признания научно-технического достижения изобретением, полезной моделью, промышленным образцом. Федеральная служба стимулирует изобретательскую деятельность, организуя порядок перехода исключительных имущественных прав при введении объектов интеллектуальной промышленной собственности в гражданский оборот. Правоотношения у Роспатента возникают непосредственно с авторами объектов интеллектуальной промышленной собственности, патентообладателями по поводу регистрации и передачи, уступки исключительных имущественных прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец. В настоящее время, согласно Положению от 16.06.2004 N 299, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам является федеральным органом исполнительной власти. Тем не менее указанная служба фактически является одновременно и законодательным органом власти, поскольку основополагающим нормативно-правовым актом является Патентный закон РФ, подготовленный Роспатентом. Нарушается социальный характер государственной власти, закрепленный Конституцией РФ. Вертикальное единство государственной власти сочетается с ее разделением на законодательную, исполнительную и судебную ветви государственной власти (см. ст. 10 Конституции РФ). Это подтверждает принцип демократии Российского государства. Каждая ветвь государственной власти представляет собой обособленную организационно-функциональную структуру в целостном механизме государственной власти, представленную определенными государственными органами и выполняющими определенную функцию по государственному управлению. В своей деятельности все ветви власти самостоятельны и не предполагают присвоения функций власти, несоответствующих своему уровню компетенции. Это обеспечивает единство государственной власти и предупреждает возможность концентрации власти в одном органе государственной власти. В контексте структурной организации деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам такая концентрация прослеживается - объединение в одной структуре функций исполнительной и законодательной ветвей власти Чиркин В.Е. Конституционное право России. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 291 - 294.. Для исправления сложившейся ситуации в данном вопросе необходимо прежде всего принять специальный раздел "Интеллектуальная собственность" в Гражданском кодексе Российской Федерации, теоретически закрепляющий основы права интеллектуальной собственности - устанавливающий правовой порядок, юридическую силу применения законов по поводу интеллектуальной промышленной собственности, и ограничить функции деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам только соответствующими ее компетенции исполнительными функциями реализации государственной власти Сенников Н. Задачи и роль государства в системе гражданско-правового регулирования отношений интеллектуальной промышленной собственности // Юридический мир, 2005, №12.. 2.2 Реализация функций и полномочий по управлению государственной интеллектуальной собственностью Исключительные права России на объекты интеллектуальной собственности проявляются только в следующих формах: 1) закрепление их за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения; 2) закрепление их за федеральными казенными предприятиями и государственными учреждениями на праве оперативного управления; 3) нахождение их в казне Российской Федерации: а) нахождение их непосредственно в казне государства; б) передача их в доверительное управление коммерческим организациям (кроме унитарных, включая казенные, предприятий). В качестве типичного примера обладателей прав хозяйственного ведения (оперативного управления) можно привести научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации (в том числе при Российской академии наук) и органы государственной власти (в том числе федеральные органы исполнительной власти). Исключительные права России на некоторые товарные знаки закреплены не только IV частью ГК РФ, но и нормативными актами Постановления Правительства Российской Федерации "О товарных знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию" от 4 июля 2002 г. N 494 и "О восстановлении и защите прав Российской Федерации на товарные знаки за рубежом" от 6 января 2005 г. N 6, а также Приказ Минсельхоза России и Минимущества России "Об утверждении Порядка пользования федеральным казенным предприятием "Союзплодоимпорт" товарными знаками на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принадлежащими Российской Федерации" от 26 августа 2002 г. N 673, 204.. Фирменными наименованиями, исключительные права на которые принадлежат государству, являются фирменные наименования федеральных государственных унитарных (включая казенные) предприятий и федеральных государственных учреждений. Обладателями имущественных прав России на объекты авторского и смежного права являются федеральные государственные учреждения науки, культуры и образования (типичный пример объекта таковых прав - национальный фильм, учебная литература, градостроительные и архитектурные решения). Существенным изъяном практики правоприменения является отсутствие оформления и учета исключительных прав на нерегистрируемые объекты интеллектуальной собственности (авторских и смежных прав, ноу-хау и др.). Но названные объекты интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат России, объективно существуют с момента их создания в федеральных государственных унитарных предприятиях и учреждениях (а ноу-хау - с момента принятия решения об отнесении секретов производства к сведениям с ограниченным доступом), отсутствие их оформления и учета никоим образом не умаляет исключительных прав России на них, а является нарушением законодательства со стороны организаций-обладателей. Права России, затрагивающие объекты интеллектуальной собственности, исключительные права на которые ей не принадлежат (в части использования таковых объектов и в части ограничения их оборотоспособности), в значительной степени определяют гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности вне зависимости от волеизъявления правообладателей. Поэтому их необходимо выделить в две отдельные группы прав, которые имеют сходство в том, что касается реализации не принадлежащих России исключительных прав, а различаются тем, что права одной группы предоставляют право России использовать объекты интеллектуальной собственности для нужд государства, не ограничивая их гражданского оборота, а права другой группы, наоборот, предназначены для ограничения гражданского оборота объектов интеллектуальной собственности с целью защиты интересов России. На наш взгляд, следует проанализировать содержание прав государства, связанных с обязательными экземплярами документов, геодезической и картографической информацией и геологической информацией о недрах. Из анализа норм законодательства, определяющих статус обязательного экземпляра документа, следует, что все обязательные экземпляры документов содержат информацию, являющуюся объектом авторского и смежных прав, за исключением официальных и патентных документов: содержащаяся в них информация как таковая объектом интеллектуальной собственности не является. Геодезическая и картографическая информация, выполненная в форме картографического изображения, является объектом авторского права (ст. 1259 ГК) либо может охраняться патентом на промышленный образец (ст. 1377 ГК), а представленная в цифровом виде она охраняется как база (базы) данных (ст. 1262 ГК). Иная геодезическая и картографическая информация может быть объектом интеллектуальной собственности только при условии ограничения к ней доступа, т.е. в форме ноу-хау (ст. 1465 ГК). Статус геологической информации о недрах как обособленного объекта исключительных прав законодательством России не определен. Но по аналогии с геодезической и картографической информацией геологическая информация о недрах, выполненная в форме картографического изображения, является объектом авторского права либо может охраняться патентом на промышленный образец, а в цифровом виде - базой данных. Законодательством России предусмотрено обязательное обеспечение конфиденциальности геологической информации о недрах, представленной в любом виде, поскольку такая информация представляет практическую ценность и несет коммерческий потенциал для пользователей. Таким образом, геологическая информация о недрах является объектом интеллектуальной собственности со статусом ноу-хау. России принадлежат все исключительные права на геологическую информацию о недрах, полученную за счет средств федерального бюджета. Реализация прав на установление ограничений оборотоспособности объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые России не принадлежат, проявляется в засекречивании изобретений (с полезными моделями), программ для электронных вычислительных машин и баз данных, топологий интегральных микросхем, объектов авторского права и ноу-хау, а также в ограничении оборота результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения. Право предотвращения и запрета незаконного использования каким бы то ни было образом олимпийской символики выделено в отдельную группу по той причине, что государство, не имея исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности этого вида и не используя их со своей стороны, обязано защищать их от несанкционированного использования и предотвращать его. Основанием такой обязанности являются нормы многостороннего международного договора. Олимпийская символика является средством индивидуализации, исключительные права и особый правовой статус которой установлен нормами международного права. Россия, признав Международный олимпийский комитет в качестве правообладателя, приняла на себя обязательство по охране и защите прав на олимпийскую символику. Рассматривая это как предпосылку, считаем целесообразным раскрыть содержание гражданского оборота в сфере прав государства на объекты интеллектуальной собственности. Согласно определению, данному многими классиками отечественной цивилистики в базовых учебниках по гражданскому праву, гражданский оборот есть совокупность общественных отношений, в ходе которых приобретаются либо прекращаются права и обязанности, связанные с объектами гражданских прав Гражданское и торговое право капиталистических стран / Под ред. Е.А. Васильева. М., 2004; Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2004; Гражданское право: Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева. СПб., 2006.. Следовательно, гражданский оборот является системной совокупностью видов сделок (ст. 153 ГК). Системного перечня видов сделок, составляющих гражданский оборот в сфере прав государства на объекты интеллектуальной собственности, нет ни в одном из исследований. Пытаясь устранить этот пробел, предлагаем сформулировать системный перечень следующим образом:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|