p align="left">По существу, вопрос о разглашении или неразглашении тайны усыновления -- дело самих усыновителей. Это подтверждается текстом ст. 139 СК. Ее требования обращены, прежде всего, к офи-циальным лицам, причастным к усыновлению (судьям, а также должностным лицам, осуществляющим государственную реги-страцию усыновления). Несомненно, сюда относятся и работники органов опеки и попечительства, здравоохранения, службы соци-альной помощи и др. Знать об усыновлении могут и те граждане, которые никакого отношения к официальной стороне дела не имеют. Но как бы то ни было, обязанность хранить тайну усынов-ления возлагается как на юридических, так и на физических лиц. «Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки волеизъявления усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усы-новления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, -- наказывается штрафом... либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и без такового...», -- говорится в ст. 155 Уголовного кодекса РФ. Уголовная ответственность за разглашение тайны усыновления против воли усыновителя существовала и в старом УК. Чучеев А. Нарушение тайны усыновления // Законность, 2002, №3, С. 17. ГЛАВА 2 УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ 2.1Усыновление иностранцами детей - российских граждан Вопрос усыновления детей иностранными гражданами зани-мает особое место в законода-тельстве Российской Федерации. Если гражданин Российской Федерации хочет усыновить ре-бенка-гражданина другой страны (в последнее время нередко про-исходит усыновление детей из стран "ближнего зарубежья", а также других детей -- иностран-ных граждан, проживающих по тем или иным причинам в Рос-сии), ему необходимо получить согласие законного представите-ля ребенка (его родителей, опе-кунов, попечителей) и разреше-ние компетентного органа стра-ны, гражданином которой явля-ется ребенок, а также, если это требуется в соответствии с наци-ональным законодательством го-сударства, согласие ребенка на усыновление. Если же ребенка, граждани-на Российской Федерации, по-стоянно проживающего в другом государстве, изъявляет желание усыновить иностранный гражда-нин (как правило, отчим, маче-ха ребенка), для проведения усы-новления требуется получение предварительного разрешения на усыновление соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федера-ции, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы Российской Федерации. Преимущество при усыновлении отдается гражданам Рос-сийской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 124 СК усыновление ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, когда оказыва-ется невозможным передать детей на воспитание в семьи рос-сийских граждан, постоянно проживающих в России. Исклю-чение, делается только для родственников ребенка, которые имеют преимущества при его усыновлении независимо от того, где они проживают и гражданами какой страны являются. Усыновление детей гражданами другого государства получило распространение после второй мировой войны. Увеличилось так называемое международное усыновление после окончания военных действий в Северной Корее, когда многих из осиротевших корейских детей-сирот усыновляли покидавшие эту стра-ну американские военнослужащие. Как следующий этап в раз-витии усыновления детей иностранцами рассматриваются 60-е годы, когда появилась тенденция к усыновлению детей из стран, освободившихся от колониальной зависимости. К концу 80-х и началу 90-х годов все чаще стали брать на усыновление детей из некоторых европейских государств, особенно из Румы-нии, где можно было оформить усыновление у нотариуса как простую гражданско-правовую сделку. В последующие годы некоторые европейские государства проявили пристрастие к усыновлению детей из определенных стран. Например, граж-дане Дании усыновляют главным образом девочек их Южной Кореи. В Люксембурге усыновляется много детей -- выходцев из стран Южной Америки, Центральной и Восточной Европы. Увеличение масштабов усыновления, вывоз усыновленных из страны поставили на повестку дня решение проблем, связан-ных с более тщательной правовой регламентацией усыновле-ния детей иностранцами. Птицына Т. Доходные дети: Усыновление российских сирот иностранцами // Юридический вестник, 1998, №1, С. 11. Такая задача возникла и в России, куда обратили свой взгляд граждане США, Италии, Сканди-навских и других государств. А причин для этого достаточно: рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых немало инвалидов; социально-экономические потря-сения, не позволяющие должным образом обеспечить нормаль-ное существование этих детей. С другой стороны, все больше становится иностранных граждан, которые почему-либо не могут усыновить ребенка в своей стране. Одна из причин в более жесткие, чем в России, условия усыновления в собственной стране. Например, в Нидерландах усыновление разрешается только женатым парам с брачным стажем не менее пяти лет. В Испании лицо, усыновляющее ребенка, должно быть не моло-же 25 лет. В ФРГ после вступления в силу в 1991 г. Закона «О благополучии детей» ужесточен порядок усыновления, предус-матривается уголовное наказание за торговлю детьми, которая практикуется в отношении детей, привозимых из развиваю-щихся стран. Усыновление здесь тоже разрешается только суп-ружеским парам. Осколова О.Б. Государственная семейная политика в странах Европейского союза. М., «Юридическая литература», 1995. С.17. Не на последнем месте среди соображений, по которым ино-странные граждане выражают желание усыновить ребенка из России, -- побуждение сугубо нравственного свойства, когда милосердие к осиротевшему, попавшему в бедственное положение ребенку не нуждается в объяснении. К тому же многие иностранцы, желающие усыновить российского ребенка, рус-ские по происхождению. И, наконец, что не менее важно, дорогу к международному усыновлению облегчила ст. 21 Конвенции о правах ребенка, рассматривающая усыновление как наилуч-ший способ удовлетворения интересов ребенка. Но чем все-таки можно объяснить повышенный интерес иностранных граждан именно к российским детям-сиротам? Если иметь в виду, что иностранные граждане-усыновители преследуют в России какую-то выгоду, чего нет в их странах, то, увы, это ошибка. На усыновление иностранцем передаются только те дети-сироты, усыновление которых российскими гражданами невозможно. Что это за дети? Как правило, инвалиды. Известен случай, когда супружеская пара из Штатов, у которой уже были двое усыновленных детей, изъявила желание удочерить маленькую девочку. Семья была весьма обеспеченная, муж-врач, хирург. Имел высокий, стабильный доход. Но, у этой девочки одного ушка не было совсем, другое, недоразвитое, находилось на шее. Никто в России удочерить ее не пожелал. Операция ей предстояла сложнейшая, и не одна. Стоит это баснословных денег. И, естественно, усыновитель, врач, это понимал. И, тем не менее, ребенка они забрали. Семиитова Л.В. Чужие дети станут родными // Закон, 2004, №4, С.75. Все это вместе взятое объясняет то, что усыновление ребенка -- российского гражданина к редким событиям не относится, о чем говорят данные статистики. Например, в Российской Федерации состо-ялось так называемых международных усыновлений: в 2000 г. -- 1485, в 2001 г. -- 2196, в 2002г. -- 1497, в 2003г. -- 3251. Косова О. Усыновление иностранными гражданами // Закон, 2004, №4, С. 79. Усыновление российских детей гражданами других госу-дарств подчиняется ряду требований, исключающих свободное распоряжение судьбой ребенка. Существование этих правил объясняется, в частности, стремлением предотвратить превра-щение детей в товар, в предмет наживы теми, кто готов совер-шить такое преступление. 2.2 Проблемы законодательства о международном усыновлении Необходимость защиты прав и интересов детей, оставшихся без попече-ния родителей и передаваемых на воспитание в семьи, проживающие за пределами России, требует особого подхода к процедуре международ-ного усыновления. Имевшиеся пробелы в правовом регулировании меж-дународного усыновления нередко приводили к существенным наруше-ниям прав детей, которые фактически становились объектом коммерче-ской деятельности. Основные положения, касающиеся международного усыновления, закреплены в Конвенции ООН о правах ре-бенка 1989 г.. Это, во-первых, как уже говорилось ранее признание его в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными се-мейного окружения, допустимого лишь тогда, когда "обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхожде-ния ребенка является невозможным". Во-вторых, отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных ор-ганов государства. В-третьих, необходи-мость, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые исполь-зуются при внутригосударственном усы-новлении. И, наконец, в-четвертых, недопу-щение, чтобы устройство ребенка приво-дило к получению неоправданных финан-совых и иных выгод связанными с усынов-лением лицами. Эти принципы были в полной мере вос-приняты и закреплены в тексте специально посвященной вопросам международного усыновления Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении ино-странного усыновления от 29 мая 1993 г. В ней употребляется термин "иностранное усыновление", в целом созвучный термину "международное усыновление". Иностран-ное усыновление имеет место, "когда ре-бенок, постоянно проживающий в одном Договаривающемся государстве ("государ-ство происхождения"), переехал, переез-жает или должен переехать в другое Дого-варивающееся государство ("принимаю-щее государство") либо после его усынов-ления в государстве происхождения супру-гами или лицом, обычно проживающими в принимающем государстве, либо в целях такого усыновления в принимающем госу-дарстве или в государстве происхождения" (п.1 ст.2 Конвенции). В Гаагской конвенции нашли более дета-лизированную форму положения Конвен-ции ООН о правах ребенка относительно усыновления, а также закреплен ряд новых правил такого усыновления, например, от-носительно его признания и правовых последствий; об использовании личных сведе-ний, собранных или переданных в соответ-ствии с конвенцией, только для соответст-вующих целей и др. Особое значение имеют правила о соотношении норм конвенции с национальным законо-дательством стран-участниц и международными договорами, о применении конвенции государствами, имеющими две и более правовых систем на своих территориях. Многие положения Гаагской конвенции находят отражение в российском законо-дательстве. Ряд аналогичных правил был присущ отечественному семейному праву еще до принятия Семейного кодек-са РФ, некоторые были введены в него впос-ледствии путем принятия внутригосударст-венных актов. В частности, созвучна положениям Гааг-ской конвенции норма п. 1 ст. 165 СК о праве, применимом к усыновлению рос-сийских детей иностранными гражданами. На территории РФ усыновление и удочере-ние (как и их отмена) детей российских граждан иностранными гражданами или лицами без гражданства производится со-ответственно по законодательству государ-ства, гражданином которого является усыновитель, или по законодательству госу-дарства, на территории которого усынови-тель имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновле-нии, удочерении (об их отмене). Помимо законодательства указанных выше госу-дарств должны также соблюдаться с уче-том положений международного договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей правила российского законодательства, а именно правила о детях, передаваемых на усынов-ление; об учете таких детей и лиц, желающих усыновить ребенка; о процедуре усыновления; о требованиях к кандидатуре усыновителей; об условиях усы-новления - разнице в возрасте между усы-новителем и усыновленным, со-гласии родителей ребенка на усыновле-ние и возможности усыновления без их согласия, согласии ребенка на усыновление, согласии супруга усыновителя, согласии опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей уч-реждений, в которых находится ребенок. Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, производится органами исполнительной власти субъектов РФ или федеральным органом исполнительной власти (п. 2 ч. 2 ст. 126 СК), т. е. Министерством образова-ния и науки РФ. Однако непосредственное обра-щение в Министерство образования для постановки на учет допускается только в случаях, если кандидаты в усыновители предварительно не смогли подобрать для усыновления ребенка на территориях двух субъектов РФ. Порядок учета на регио-нальном и федеральном уровнях опреде-ляется в разделе IV Правил передачи де-тей на усыновление (удочерение) и осуще-ствления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 № 275 // Справочная правовая система «Гарант». Порядок такой деятельности и контроль за ее осуществлением в соответствии с п. 2 ст. 1 26 СК установлен Правительством РФ. В отличие от п. 2 ч. 2 ст. 126, где говорится об учете на региональном и федеральном уровнях лишь иностранных граждан и лиц без гражданства, нормы указанных Правил распространяют соот-ветствующие процедуры дополнительно на граждан РФ, постоянно проживающих за пределами ее территории и желающих усыновить или удочерить ребенка. Деятельность на территории России спе-циально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению детей может осуществляться в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности и не долж-на преследовать коммерческих целей. По-рядок такой деятельности определяется Правительством РФ по представлению Ми-нистерства юстиции и Министерства ино-странных дел РФ (п. 2 ст. 126 СК).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|