на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Влияние унификации документов на систему делопроизводства
p align="left">ИТУ теснейшим образом сотрудничал с Оргстроем, разрабатывал методику обследования, научно обосновывая методы совершенствования делопроизводства, а Оргстрой применял эти разработки на практике, внедрял их в деятельность учреждений. Не случайно 50% своих прибылей Оргстрой отчислял ИТУ для развития научно-исследовательских работ.

Комплексный подход к изучению делопроизводства привел к разработке ИТУ методики организационного проектирования. Она включала ориентировочное и детальное обследование, анализ собранных материалов, разработку проекта рационализации системы делопроизводства, его внедрение. Среди методов обследования делопроизводства, предложенных ИТУ, -- непосредственное наблюдение, опрос (интервьюирование), анкетирование, фотография, самофотография рабочего дня, хронометраж. Создание методики обследования системы делопроизводства -- одна из выдающихся заслуг института. Все эти методы применяются до настоящего времени при проведении подобных работ.

При ИТУ были созданы структурные подразделения, занимавшиеся конкретными направлениями рационализации.

Кабинет стандартизации разрабатывал общесоюзные стандарты на документы, средства и предметы конторского труда, носители информации. Здесь были разработаны стандарты писем, телеграмм, телефонограмм, протоколов и др.; форматов бумаги, а также стандарты на Материалы, используемые при работе с документами: чернила, ленты для пишущих машинок; разрабатывались образцы конторской мебели.

Физико-техническая лаборатория ИТУ разрабатывала нормы труда канцелярских служащих, изучала условия труда, оборудование рабочих мест, факторы, влияющие на нормы выработки.

Для установления связей ИТУ и Оргстроя с госаппаратом в 1928 г. при ИТУ было создано Консультационное бюро, сотрудники которого давали консультации по вопросам рационализации техники управления. Особое значение эти консультации имели для периферии. С целью популяризации своих достижений Оргстрой и ИТУ в апреле 1928 г. открыли выставку-музей, где демонстрировались достижения в области рационализации управленческого труда и делопроизводства.

В 1928 г. ИТУ совместно с Центрархивом РСФСР подготовил Правила постановки архивной части дело производства в государственных, профессиональных и кооперативных учреждениях и предприятиях РСФСР. Правила имели большое значение для организации текущего хранения документов, а также устанавливали порядок их уничтожения.

В 1931 г. ИТУ подготовил проект Общих правил документации и документооборота, предполагающий введение единых правил делопроизводства в общесоюзном масштабе. Это была первая серьезная попытка, предпринятая в советский период, создания комплексного нормативного документа, содержащего единые нормы организации и технологии делопроизводства. В Общие правила вошли требования к оформлению документов, правила их обработки от получения до пере дачи в архив, единые принципы организации делопроизводственных служб, их функции, должностные обязанности канцелярских работников.

В апреле 1932 г. ИТУ был закрыт. Сотрудники института были обвинены в некритическом заимствовании буржуазных теорий построения государственного аппарата. Все работы были прерваны, Общие правила не были доработаны и утверждены. Позже был ликвидирован и Наркомат рабоче-крестьянской инспекции. Движение за научную организацию труда было свернуто, прекратили свою работу и ведомственные и вневедомственные органы рационализации, были закрыты все периодические издания, освещавшие вопросы управления и делопроизводства. На следующие 30 лет прекратились научные разработки проблем документирования и организации работы с документами.

В истории делопроизводства начался длительный период ведомственного регулирования работы с официальными документами, при этом каждое ведомство решало их по-своему. Разработка системы делопроизводства того или иного наркомата осуществлялась через создание инструкции по делопроизводству для центрального аппарата и типовой инструкции для подведомственных учреждений, предприятий и организаций.

Среди общегосударственных актов, оказавших существенное влияние на делопроизводство советских учреждений, следует назвать, прежде всего, Конституцию 1936 г. С ее изданием впервые за годы советской власти были законодательно закреплены виды документов, издаваемые конкретными органами власти и управления.

Высший законодательный орган -- Верховный Совет СССР -- издавал законы, его Президиум -- указы и постановления, народные комиссары -- приказы и инструкции. Местные Советы депутатов трудящихся и их исполкомы принимали решения и распоряжения, начальники управлений и отделов исполкомов -- приказы и инструкции. Руководители организаций, учреждений и предприятий, действующих на основе единоначалия, -- приказы.

Ряд законодательных актов 1930--40-х гг. установили правила пользования печатями с государственным гербом; засвидетельствования копий с документов, касающихся личных прав и интересов граждан; ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну. Однако попыток комплексного законодательного регулирования работы с документами ни в довоенный, ни в послевоенный период не предпринималось.

Отсутствие организационно-методического центра по руководству постановкой делопроизводства в стране, общих норм в области документирования, подготовки квалифицированных кадров в области делопроизводства, ведомственная разобщенность -- все это отрицательно сказывалось на управлении и состоянии работы с документами. Это было отмечено на 1-м Межотраслевом совещании по оргтехнике, созванном в июне 1941 г. Всесоюзным научным инженерно-техническим обществом машиностроителей. На совещании была разработана программа мероприятий по улучшению делопроизводства, которая предусматривала:

· создание организационно-методического центра для руководства постановкой делопроизводства;

· разработку положения (статуса) о делопроизводстве для всех в качестве общеобязательных норм;

· разработку положения о кадрах канцелярских работников;

· механизацию труда канцелярских работников;

· унификацию и трафаретизацию служебной документации;

· создание единого учебного центра для подготовки и переподготовки кадров;

· изучение в школах правил составления служебных документов;

· подготовку и переподготовку преподавателей кадров по служебной документации;

· создание Всесоюзного института по вопросам делопроизводства.

Намеченные меры могли способствовать выработке общегосударственных норм в области делопроизводства. Реализовать эту программу помешала война.

В 1940-е гг. методическое руководство и контроль за организацией делопроизводства в советских учреждениях стало осуществлять Главное архивное управление. Его первой серьезной разработкой в этой области следует считать подготовку в 1943 г. проекта "Инструкции по постановке документальной части и охране документальных материалов в текущем делопроизводстве учреждений, организаций и предприятий СССР". Проект был попыткой создать единые нормы в работе с официальными документами. Инструкция включала требования к оформлению документов; их учету (регистрации); порядок исполнения и контроля исполнения документов; организацию (классификацию и систематизацию) документов в делопроизводстве; организацию архива и правила сдачи документов в архив учреждения.

В проекте четко прослеживается связь между делопроизводством и архивом.

К сожалению, проект не был утвержден, хотя он сыграл положительную роль, т. к. на его основе был создан ряд ведомственных инструкций по делопроизводству, в том числе типовых. В этом же году Главархив создал "Перечень типовых документальных материалов, образующихся в деятельности учреждений, организаций и предприятий СССР", в котором нормативно были установлены сроки хранения документов. Новое издание этого перечня было осуществлено в 1957 г.

К вопросам делопроизводства на государственном уровне вернулись только в конце 1950-х гг.

Постановление Правительства СССР от 10.10.1959 г. № 1375 поручало ряду ведомств разработку единой системы делопроизводства для учреждений и предприятий страны на основе широкого использования современной техники. Впервые на уровне правительственного решения ставилась задача разработки единых общегосударственных норм делопроизводства.

Для реализации этого постановления в июне 1960 г. в Москве было созвано Всесоюзное совещание по вопросам механизации труда инженерно-технических работников и работников административно-управленческого аппарата. Совещание отметило недостатки, характерные для деятельности аппарата управления, и разработало предложения по совершенствованию работы с документами. Практически полностью они совпадали с недостатками и предложениями, сформулированными на совещании 1941 г. В их числе было предложение создать в Московском государственном историко-архивном институте факультет организации и механизации делопроизводства.

Однако наряду с направлением на разработку единой системы делопроизводства в этот же период предпринимаются попытки регулировать делопроизводство путем нормативных актов разного уровня.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.09.1961 г. "О мерах по улучшению делопроизводства в учреждениях и организациях РСФСР" была утверждена Примерная инструкция о делопроизводстве для учреждений и организаций РСФСР. Она явилась основой для разработки учреждениями РФ своих инструкций по делопроизводству.

Главное архивное управление при Совете Министров СССР в 1963 г. утвердило "Основные правила постановки документальной части делопроизводства и архивов учреждений, организаций, предприятий СССР", повлиявшие на единообразие в организации делопроизводства и архива в учреждениях страны.

Разработка Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД) началась после выхода постановления Совета Министров СССР от 25.07.1963 г. "О мерах по улучшению архивного дела в СССР". Постановление подчеркнуло связь делопроизводства и архива. Разработка основных разделов ЕГСД поручалась Главному архивному управлению, в рамках которого в 1966 г. был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД).

Открытие факультета государственного делопроизводства в МГИАИ и создание ВНИИДАД позволило совершить качественный скачок в области подготовки кадров и разработки теоретических основ делопроизводства. ВНИИДАД разрабатывал ее нормативно-методическую базу, ФГД готовил специалистов для работы с документами. Тесное сотрудничество МГИАИ и ВНИИДАД дало значительный эффект в развитии отечественного делопроизводства уже в 1970--80-е гг. Начались систематические, целенаправленные исследования теоретических и методических проблем документоведения, находившие воплощение в конкретных прикладных разработках общегосударственного характера.

Важнейшей из них стала Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД), одобренная Комитетом по науке и технике СССР в сентябре 1973 г. Отсутствие на этом нормативном документе грифа утверждения постановлением правительства практически лишило ее официального статуса, но не снизило высокого теоретического уровня и методического значения.

Основные положения ЕГСД -- это научно упорядоченный комплекс правил, нормативов, рекомендаций, определивших и регламентировавших организацию делопроизводственных процессов в учреждениях, организациях, предприятиях СССР. Ее главная цель -- усовершенствовать на единой основе организацию делопроизводства путем внедрения единых форм и методов работы с документами. ЕГСД устанавливала правила документирования управленческой деятельности (которые распространялись только на организационно-распорядительные документы), содержала рекомендации по организации работы с документами, определяла основы организации труда делопроизводственного персонала и механизации делопроизводственных процессов. Впервые за годы советской власти была создана комплексная система делопроизводства, носившая общегосударственный характер.

В 1988 г. руководство Главархива СССР утвердило ее вторую редакцию, названную Единая государственная система документационного обеспечения управления (ЕГСДОУ). Положения ЕГСДОУ распространялись на все системы документации, включая документы, создаваемые средствами вычислительной техники и микрографии.

С 1970-х гг. начинается разработка целого ряда прикладных исследований, связанных с документированием управленческой деятельности и работой с документами в управленческом аппарате. Прежде всего следует отметить развитие процессов унификации и стандартизации состава и правил оформления управленческой документации.

В 1972 г. были введены в действие первые стандарты на организационно-распорядительную документацию (ОРД): ГОСТ 6.38-72 "Система организационно-распорядительной документации. Основные положения" и ГОСТ 6.39-72 "Система организационно-распорядительной документации. Формуляр-образец". Стандарты на ОРД установили состав реквизитов, правила их оформления и расположения, требования к бланкам, к текстам документов и документам, изготавливаемым с помощью печатающих устройств.

Тогда же установлена и единая терминология, применяемая в делопроизводстве и архивном деле. Толкование терминов стало однозначным с введением ГОСТ 16487-70 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения". Он был переработан в 1983 и 1998 гг.

Центральным бюро нормативов по труду при Министерстве труда и социальных вопросов СССР началась разработка нормирования труда работников делопроизводства. Разрабатывались нормативы времени на делопроизводственные операции, машинописные, стенографические работы, которые использовались для установления норм выработки и расчета количественного состава работников делопроизводственной службы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.