p align="left">Игнорировалось и то обстоятельство, что, осуществляя классовые функции, государство формирует особый слой, «номенклатуру», правящую эли-ту, которая с помощью династического механизма присваивает обществен-ные и государственные должности, социальные, бытовые, медицинские привилегии, и, прикрываясь демагогической завесой служения классу, оп-ределенной социальной группе или даже обществу, народу, фактически с помощью государства обеспечивает лишь свои собственные номенклатур-ные, бюрократические, элитарные интересы. Наряду с классовым содержанием функций государства большое значе-ние всегда имело в жизнедеятельности государственно организованного об-щества и национальное содержание функций. Это также очень важная характеристика государства. Она связана с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в госу-дарственной организованной форме как действующий субъект всемирной истории. Национальное содержание функций государства близко к общесоциаль-ному, но не сливается с ним. Весьма часто государственная деятельность должна обеспечивать именно национальные интересы этноса, формирую-щего государство, касается ли это геополитических интересов, защиты соотечественников, оказавшихся в силу тех или иных исторических, полити-ческих процессов на территории других государств, развития национального самосознания, религиозного возрождения и т. п. Сюда же входит и задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на самой терри-тории государства, если население имеет многонациональный характер. Отношения с диаспорой, которая формируется из соотечественников за рубежом - еще одна важная функция государства. Как правило, эти отноше-ния должны строиться на началах поддержки диаспоры, защиты прав и сво-бод соотечественников. Однако история знает и функции борьбы с диаспо-рой, когда она формировалась после гражданской войны (эмиграция), ставила целью реставрации прежних порядков. Национальная характеристика функций государства охватывает не только их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется, т.е. в каких формах, с помощью каких способов эти функции осуществляются: в де-мократических или авторитарных, политических или насильственных формах. Анализ национального содержания функций государства демонстрирует и социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно организованной форме. Этот анализ показывает, почему распад, разрушение, а тем более исчезновение государства представляет со-бой не что иное как национальную катастрофу. Становится понятным, по-чему право наций на самоопределение в своем финальном содержании фор-мулируется как право на образование собственного государства, почему эту же конечную цель имеют многие национально-освободительные движения, почему, подчас не считаясь с имущественными жертвами, человеческими жизнями, так яростно борются за формирование собственной государствен-ности те или иные социальные и национальные силы. Но подчеркнем: на основе исторического опыта человечества встает вопрос о социальной цене, которую приходится платить народу при осуществ-лении национально-содержательной деятельности государства, особенно в современных условиях, когда так переплетаются национальные, политичес-кие, территориальные и иные интересы, когда появились ядерные и иные грозные средства, которые могут быть использованы для решения межнаци-ональных, этнических конфликтов. Кроме того, следует учитывать, что на Земле в настоящее время живет более 2000 этносов, большинство из которых в своем национальном самосознании понимает социальную ценность собст-венной государственности. Но возможно ли существование такого числа го-сударства на Земле, не рождает ли современное состояние государственнос-ти принципиально новые, в частности укрупненные, типы и формы государств? Появление Европейского сообщества, новая роль ООН, образо-вание СНГ свидетельствуют, что такие самоорганизующиеся синергетические процессы в истории государственности начались и должны осмысли-ваться также в рамках теории государства. В предыдущей главе - о форме государства - мы уже уделили внимание некоторым из этих проблем. Здесь же, рассматривая общие вопросы взаимосвязи между устройством и функциями государства, следует обратить внимание и на то, что не только те или иные функции государства определяются устойчивыми характерис-тиками государства, но и сама форма государства может определяться его функциями. Так, если государство ставит своей целью проведение агрессивных, захватнических войн, расширение своей территории, начинает осуществлять именно такой политический курс, то и организация государственной власти приобретает авторитарный, антидемократический, подчас тоталитарный ха-рактер. И наоборот, формирование демократического политико-правового режима (господства права), опирающегося на разделение властей, народо-властие, на приоритет качества жизни, прав и свобод человека, становится возможным лишь в условиях выполнения государством функций обеспече-ния мирного существования, благоденствия общества, социальной и право-вой защищенности его граждан, их эффективной экономической и полити-ческой самостоятельности, трудовой деятельности. Отметим также, что некоторые функции государства имеют смешанное содержание: общесоциальное, классовое, национальное. Так, общесоциальный характер может быть свойствен идеологической функции государства, когда она выражается в защите государством господствующей религии, яв-ляющейся цементирующей общество силой. Это особенно характерно для теократических государств. Но, как известно, в таких государствах дело до-ходит даже до физического уничтожения так называемых еретиков, невер-ных. И тогда уже функция защиты религии перестает быть общесоциальной, превращается в узкогрупповую. Действительно, идеологическая функция может иметь предельно классо-вый, групповой характер, что, например, стало характерным в социалистических государствах тоталитарного типа, когда марксистско-ленинская иде-ология объявлялась государственной, находилась под специфичной защитой государства (ее полицейские органы имели своей целью непосредственную защиту господствующей марксистско-ленинской идеологии). 2.3. Эволюция функций государстваВыше уже отмечалось, что функции государства подвергаются не только влиянию собственно государственных изменений, но и изменений условий существования самого государства, т. е. изменений внешних условий, внеш-ней среды, в которой «живет», действует государство.Для определения этого влияния в теории государства используется понятие эволюции функций государства, которое включает развитие и измене-ние функций как под воздействием содержательных и формальных характе-ристик государства, так и под воздействием развивающейся внешней среды. И если о первом процессе (устройство государства -- функции) речь шла выше, то на втором процессе, хотя бы кратко, схематично, надо остановиться специально. При этом, разумеется, следует учитывать, что оба процесса не оторваны друг от друга, хотя и характеризуются относительной самостоя-тельностью. Прежде всего на функции государства оказывает определяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех, без исключения, современных государств подвержены воздейст-вию научно-технических достижений XX века. Причем это воздействие дво-якое. С одной стороны, появляется жизненно важное направление деятельности государства: поддержка науки, особенно фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества. С другой - ограничение опасности, которая происте-кает от неконтролируемого появления и использования современных науч-но-технических достижений. Это особенно касается ядерных технологий, генетики, медицинской биологии и т. п. В сфере науки для государства появляется новая область деятельности -поддержка и защита интеллектуальной собственности, т. е. создание усло-вий для успешной научной деятельности, охрана принадлежности результа-тов научного труда их создателям, обеспечение справедливой оценки этого труда и достойного вознаграждения за использование этих результатов. В XX веке цивилизация подвергалась испытаниям, вызванным социаль-ной борьбой вокруг государственной (общественной) и частной собственно-сти (появление государств социалистического типа, возрождение частной собственности во многих государствах после крушения тоталитарного соци-ализма, формирование в этой связи новых правовых систем и т. д.). Но XXI век будет характеризоваться социальными столкновениями в сфере вещной и интеллектуальной собственности, а не только в сфере част-ной и государственной, как это было ранее. Не менее важной является деятельность государства по ограничению вредных последствий научно-технического прогресса, особенно в таких но-вых областях, как генетика, медицинская биология и др. Формируется новое научное направление - биоэтика, связанная с трансплантацией органов че-ловека, изменением полов, искусственным оплодотворением, возникают проблемы эвтаназии. И без контролирующего и регламентирующего госу-дарственного вмешательства в эту область также не обойтись. Определяющее влияние на эволюцию функций государства оказывает и экологический фактор. Суть этого влияния заключается в том, что если каждое современное государство не возьмет на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также не станет взаимодей-ствовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды суще-ствования человечества, то в самое ближайшее время неминуем общецивилизационный коллапс, глобальный кризис. Таков современный экологический императив в его государственном преломлении. Радиоактивные отходы, про-мышленное загрязнение водных и воздушных ресурсов, сокращение лесов - этих легких Земли, - иные неблагоприятные последствия - все это ужасающие реалии современного человеческого существования. Человечество - особый биологический вид, который существует, создавая одновременно условия для своего уничтожения, вымирания. Эти условия -отходы жизнедеятельности человека в самом широком смысле. Защита от этой угрозы всегда выступала социальной функцией. Уже в догосударственной организации общества происходили постоянные перекочевки кланов, первобытных групп из-за загрязнения среды обитания. И только создание в древности канализационных сооружений, пусть и примитивных, позволило человечеству перейти к оседлости, образовать города, иные постоянные посе-ления. Но сейчас проблема значительно сложней: безотходные технологии - это одна из целей, достижение которой только и позволит человечеству суще-ствовать. Без их создания и всепланетного применения, как полагают многие ученые, человечеству не выжить. Государственная деятельность в этом направлении - безусловное требова-ние современности. Эволюция функций в этой области приобретает иной ка-чественный уровень, требует иной степени обязательности, обеспеченности экономическими, административными, правовыми средствами и методами. Интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетного значения - еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций. Путь от конфронта-ции к сотрудничеству и, наконец, к партнерству проходит большинство го-сударств современного мира во внешнеэкономической деятельности. К новой эволюции функций государств подталкивает и развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всепланетных информаци-онных систем, формирование общепланетного информационного простран-ства. Но, безусловно, самое мощное влияние на эволюцию функций госу-дарств оказывает объективная потребность исключить саму возможность использования ядерного и другого оружия массового поражения, устранить опасность бесконтрольного использования ядерных, химических и иных тех-нологий. Указанная выше эволюция функций затрагивает в той или иной степе-ни все, без исключения, современные государства. Вместе с тем происходит эволюция функций, затрагивающая отдельные государства, особенно в экономической области, в частности тогда, когда конкретные общества разви-ваются в направлении рыночной экономики, переходят от социалистичес-ких, распределительных отношений к товарно-денежным, от тоталитарных режимов к либерально-демократическим. 2.4. Классифи-кация функцийИзучение эволюции функций государства, практическое использование научных знаний в этой области предполагает прежде всего упорядочение всего государственно-правового материала, который накопила теория госу-дарства в этой области.Для этого, как отмечалось выше, в познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообра-зие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно.Эффективно используется метод классификации и при изучении функ-ций государства.Классификационные критерии, т. е. признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например, объекты и сферы государственной деятельно-сти, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на об-щественные отношения, взаимоотношения государств, содержание функций.Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по разным критериям. По времени действия они делятся на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его су-ществования, и временные, появление которых вызвано специфическими ус-ловиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением. По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его де-ятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общест-ва, и внешние - деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль го-сударства во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого государстве тесно связаны, поскольку внешняя по-литика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства. По сфе-рам общественной жизни функции государства могут быть разделены на эко-номические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|