на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Юридическая ответственность субъектов образовательных отношений
p align="left">Федерации об образовании, думается, значительно более обоснованны и в максимальной мере отражают особенности поведения субъектов образовательных отношений и юридических последствий их противоправных деяний.

В следующих разделах я рассмотрю вопросы юридической ответственности предметно в «привязке» к некоторым категориям субъектов образовательных правоотношений.

2.1 Правовая ответственность обучающихся

Наличие прав, законных интересов и обязанностей обучающихся, отражаемых в их правовом статусе, еще не означает, что они смогут их реализовать полностью или даже частично. Есть множество обстоятельств, которые объективно или субъективно могут препятствовать этому осуществлению. Поэтому необходим определенный комплекс (система) гарантий, т.е. организационно-управленческих, политических, педагогических, психологических и, особенно, правовых (юридических) средств, которые бы обеспечивали и защищали эти прав и законные интересы, предупреждали бы деяния, посягающие на них.

В данном случае основное внимание уделяется юридическим гарантиям, под которыми в общем плане в литературе понимаются установленные действующим законодательством средства, способы и условия обеспечения реализации и защиты субъективных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, законности, дисциплины и правопорядка. Это определение полностью применимо и к гарантиям образовательных и иных прав, свобод, законных интересов обучающихся в образовательных учреждениях различного типа и вида.

Отметим лишь, что такие гарантии устанавливаются не только нормами собственно образовательного законодательства, но иных отраслей законодательства (конституционного, административного, гражданского, уголовного и др.). 45, с.205

Среди множества юридических гарантий, в которые входят, например, контрольная и надзорная деятельности уполномоченных служб и подразделений органов управления образования, правовые процедуры лицензирования, аттестации, аккредитации образовательных учреждений, плановые и внеплановые инспекционные проверки и т др. меры), особое место отводится правовой ответственности субъектов образовательных отношений. Причем в данном случае, т.е. при рассмотрении правовой ответственности именно как элемента и вида юридических гарантий, эта ответственность рассматривается в двух аспектах.

С одной стороны, речь идет об ответственности самих обучающихся за совершение деяний, посягающих на права, свободы и законные интересы других обучающихся, работников образовательного учреждения и самого учреждения в целом (персональная ответственность) С другой стороны, ответственность рассматривается как ответственность за нарушение прав, свобод и законных интересов обучающихся или посягательство на них (эту ответственность можно назвать кетеральной) 45,с.206.

Субъектами кетеральной правовой ответственности в этом случае будут другие обучающиеся, работники образовательного учреждения, само учреждение в целом, органы управления образования. Но в обоих случаях речь, повторим, идет о правовой ответственности как одной из наиболее эффективной меры (средства) всей системы юридических гарантий прав, свобод и законных интересов обучающихся как субъектов образовательных отношений.

2.1.1 Персональная ответственность обучающихся

Обучающиеся либо их родители (законные представители) несут правовую ответственность за нарушения, предусмотренную различными отраслями охранительного законодательства. Так, за нарушение большинства предусмотренных указанными нормативно-правовыми актами обязанностей они несут дисциплинарную ответственность (объявление выговора, отчисление из образовательного учреждения).

Образовательная (в собственном смысле слова) ответственность предусмотрена, например, за не освоение образовательной программы (оставление на повторное обучение, перевод на компенсирующее обучение и т.п.). Кроме того, возможна комплексная ответственность (как сочетание дисциплинарной и образовательной ответственности учащегося), которая выражается в виде, например, вызова учащегося или родителей (законных представителей) школьников к руководителю образовательного учреждения (директору, завучу) или на педагогический совет школы.

При совершении обучающимися, достигших установленного законодательством возраста, деяний, подпадающих под административную или уголовную ответственность к ним (к не достигшим такого возраста - малолетним - к их родителям (законным представителям) при совершении административного проступка) применяются соответствующие санкции. Последние, естественно, в образовательном законодательстве непосредственно не отражаются.

Анализ действующего образовательного законодательства позволяет выделить наиболее часто встречающиеся проступки обучающих, за которые законодательством и, прежде всего, законом РФ «Об образовании», предусматривается их персональная ответственность, а также требующие к ним повышенного криминологического внимания. Это:

совершение обучающимся противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения (п.7 ст. 19);

девиантное поведение подростков, достигших возраста 11-ти лет (п. 11 ст. 50);

повторное, в течение года, грубое нарушение обучающимся Устава образовательного учреждения (ч. 1 п.3 ст. 56).

2.1.2 Кетеральная правовая ответственность

Основаниями возложения такой ответственности могут служить такие, например, факты, встречающиеся в образовательно-правовой практике.

Нередки, скажем, случаи, когда государственный вуз организовал объявленный публично набор студентов на платное обучение по одной из специальностей, установив определенную цену за проведение вступительных экзаменов и обучение. Однако значительный недобор студентов именно по данной специальности вынудил вуз отказаться от организации обучения; студентам же, уже зачисленным зачисли в вуз, администрацией вуза было предложено осуществить образование по родственной специальности, но с оплатой в два раза большей.

Далее, в ряде рекламных объявлениях вуза абитуриентам часто обещается, что по окончании обучения им будет выдан диплом государственного образца (это относится как к государственным, так и негосударственным вузам). Однако, данный вуз ни не только не имел эту аккредитацию при осуществлении набора, но и не получил ее в течение всего периода обучения этих студентов. Тем самым абитуриенты, а впоследствии студенты, были введены в заблуждение, т.е. обмануты, чем были ущемлены их законные интересы на получение юридически гарантированного высшего образования.

Одним из наиболее распространенных нарушений прав обучающегося в образовании является унижение педагогом его достоинства в форме обидного для школьника, студента, слушателя высказывания, клички и т.п. Определенные меры ответственности предусмотрены Уголовным кодексом, но только для тех случаев, когда признается особая тяжесть противоправного деяния, и т.д.

К числу основных предусмотренных образовательным законодательством нарушений как оснований этого вида правовой ответственности, относятся:

несоблюдение образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий (п.4 ст. 33 Закона РФ «Об образовании»);

отрицательные результаты аттестации образовательного учреждения (п. 23 ст. 33);

осуществление деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности запрещенной законом, либо деятельности не соответствующей его уставным целям (п. 4 ст. 34);

нарушение образовательным учреждением законодательства РФ в области образования и (или) своего устава (п. 6 ст. 37);

повторное предъявление государственной аттестационной службой образовательному учреждению рекламации на качество образования и (или) несоответствие образовательного стандарта (п.4 ст. 38);

однократное предъявление государственной аттестационной службой названной рекламации (является основанием для подачи иска образовательного учреждения в других организациях (ст. 49).

Основаниями для привлечения педагогических работников к юридической ответственности являются, например, повторное в течение года грубое нарушение ими Устава образовательного учреждения или применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника и др. (п.4 ст. 56).

Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» установлены такие дополнительные основания юридической ответственности, как, например, лишение государственной аккредитации государственного, муниципального вуза (абз. 3 п. 3 ст. 12 ФЗ). В этом случае ректор и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от своих должностей, прежний состав ученого совета распускается и утверждается новый. 45,с.208.

Что касается мер юридической ответственности (как персональной, так и кетеральной), то Законом РФ «Об образовании» предусмотрены санкции, как:

исключение обучающегося из образовательной организации;

приостановление действия лицензии на образовательную деятельность;

аннулирование лицензии образовательной организации;

ликвидация образовательного учреждения;

лишение образовательного учреждения свидетельства о государственной аккредитации;

возмещение дополнительных затрат на переподготовку выпускников образовательного учреждения в других организациях;

направление подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших 11-ти лет, в специальные учебно-воспитательные учреждения;

расторжение трудового договора с педагогическим работником, т.е. его увольнение.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дополнительно устанавливает такую меру, как увольнение руководителя вуза.

2.2 Юридическая ответственность педагогических работников

Юридическая ответственность педагогических работников является одним из основных и важнейших элементов системы юридических гарантий осуществления ими своих обязанностей и, тем самым, элементом их правового статуса. В самом деле, знание педагогами как своих обязанностей, так и той ответственности, которую они могут понести за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных, служебных (функциональных) обязанностей и, соответственно, правильная, адекватная реакция, есть важнейшая гарантия того, что педагогический работник сможет и дальше осуществлять свою профессиональную педагогическую деятельность, профессионально расти и рассчитывать на эффективное гарантирование своих гражданских и профессиональных прав и законных интересов. 45,с.209.

Как ранее уже отмечалось, правовая ответственность применительно к субъектам образовательных правоотношений может быть условно подразделена на образовательно-правовую ответственность (предусмотренную образовательным законодательством) и ответственность «обычную», т.е. предусмотренную нормами традиционны отраслей права, прежде всего, трудовым, гражданским и административным. Эта относительность и отражает, следует сказать, специфику образовательных отношений, проявляющуюся в том, что нормы, прежде всего, трудового и гражданского права, регулирующие эти отношения, приобретают «образовательно-правовой оттенок», т.е., представляют собой «особенную» часть нормы образовательного права.

Так, образовательно-дисциплинарная ответственность педагогических работников в общем плане предусмотрена Законом РФ «Об образовании», причем эта ответственность во многом близка с ответственностью по трудовом праву. Это с одной стороны. С другой стороны, сама эта ответственность не содержит законодательный перечень оснований и мер ответственности, формулировка их носит, как правило, опосредованный характер.

К примеру, в п.1 ст.13 закона законодатель обязывает образовательное учреждение указывать в своем Уставе права и обязанности участников образовательного процесса. Путем расширительного толкования становится понятным, что в этой норме опосредовано речь идет и об ответственности педагогических работников, которую должен содержать Устав. Во-первых, педагогические работники являются одним из важнейших участников образовательного процесса, а, во-вторых, разновидностью их юридических обязанностей является их правовая ответственность.

Несколько более подробно, но, опять-таки опосредовано, закон говорит об ответственности педагогических работников посредством перечисления оснований ответственности самого образовательного учреждения (п.3 ст. 32). Отметим лишь, что большинство из этих оснований имеет прямую связь с профессиональной деятельностью педагогических работников (подпункты 2), 3), 4) п.3 ст. 32).

«Образовательно-трудовая» ответственность педагогических работников предусматривается п.4 ст. 56 Закона РФ «Об образовании». К числу оснований для увольнения педагогического работника по инициативе администрации образовательного учреждения (причем, без согласия профсоюза педагогических работников) законодатель относит: 1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; 3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в отличие от предыдущего, практически вообще не говорится об ответственности педагогических работников высшей школы. Он ограничивается лишь указанием на то, что «предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения». 45,с.212.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.