на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Законодательный процесс в Российской Федерации

Законодательный процесс в Российской Федерации

30

Законодательный процесс

в Российской Федерации

Содержание

  • Введение 3
  • 1. Понятие законодательного процесса 4
  • 2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение 7
  • 3. Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой 10
  • 4.Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой 15
  • 5. Рассмотрение законов в согласительной комиссии. 20
  • 6. Президент РФ в законодательном процессе 21
  • Заключение 29
  • Список литературы 30
Введение

Изменения, произошедшие в социально-политической и экономической сферах в Российском государстве породили необходимость срочного изменения текущего законодательства (отмена старых нормативно-правовых актов и принятие новых).

Процесс принятия новых законов в Российской Федерации именуется законодательным процессом и именно ему будет посвящена данная работа.

На взгляд Исакова В., всю проблематику подготовки и принятия законов в правовом государстве можно разделить на три предметных сферы:

ь проблемы политического характера, законодательной политики;

ь проблемы регламентного уровня, иначе говоря, проблемы организации законодательного процесса;

ь проблемы языка, стиля, терминологии, классификации, кодификации, систематизации - все то, что обобщенно называют "проблемами юридической техники" Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения // Российская юстиция, 1997, N 7.С.72..

Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса.

Задачей выполнение которой будет достижением указанной цели будет являться рассмотрение следующих вопросов:

1. Понятие законодательного процесса

2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение

3. Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой

4. Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой

5. Рассмотрение законов в согласительной комиссии

6. Президент РФ в законодательном процессе.

1. Понятие законодательного процесса

Принятие закона состоит из нескольких последовательно следующих одна за другой ста-дий, совокупность которых называется законодательным про-цессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.

Нарушение консти-туционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. Поэтому Конституция РФ и Регламенты палат детально рег-ламентируют законодательный процесс. Споры и разногласия по поводу неопределенности некоторых формулировок этих актов привели к рассмотрению соответствующих вопросов законодательного процесса Конституционным Судом РФ.

С общепринятой точки зрения Конституция РФ содер-жит неточное понимание "принятия" федеральных законов. Она устанавливает, что эти законы принимаются Государ-ственной Думой (ч. 1, ст. 105), создавая тем самым впечатле-ние, будто законодательный процесс на этом заканчивается. На самом деле Государственная Дума только утверждает законопроект, который после этого именно в таком каче-стве передается в Совет Федерации. Совет Федерации одоб-ряет или не одобряет тоже законопроект и только после того, как Президент РФ подпишет законопроект и опубли-кует его, законопроект становится законом, т. е. может счи-таться принятым. Однако такое понимание процесса пере-растания законопроекта в закон в нашей конституционной системе отсутствует, в связи с чем приходится пользовать-ся закрепленной в Конституции терминологией.

Конституционный Суд РФ в одном из своих решений внес определенную ясность в этот вопрос, указав, что поня-тие "принятый федеральный закон", содержащееся в ч. 1 ст. 107 Конституции Российской Федерации, относится к ре-зультату законотворческой деятельности обеих палат и, сле-довательно, отличается от понятия "принятый Государствен-ной Думой федеральный закон" (ч. 1, 2 и 3 ст. 105, ст. 106). Не совпадающее содержание этих понятий отражает специфи-ку отдельных стадий законодательного процесса.

В Российской Федерации законодательный процесс со-стоит из следующих основных стадий:

-- законодательная инициатива и предварительное рас-смотрение,

рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой,

рассмотрение Советом Федерации законов, приня-тых Государственной Думой,

рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий,

повторное рассмотрение Государственной Думой за-конов, отклоненных Советом Федерации,

повторное рассмотрение Государственной Думой за-конов, отклоненных Президентом РФ,

-- повторное рассмотрение Советом Федерации зако-нов, отклоненных Президентом РФ,

-- подписание и обнародование законов Президентом РФ.

Разумеется, некоторые из этих стадий являются только возможными, а не обязательными.

Так, повторное рассмот-рение закона в Государственной Думе возможно только в случае неодобрения этого закона Советом Федерации или отклонения Президентом РФ, то же самое - в отношении повторного рассмотрения закона в Совете Федерации и со-здания двухпалатной согласительной комиссии. Однако Кон-ституция РФ и Регламенты палат предусматривают для каж-дого такого случая порядок, составляющий самостоятельную стадию законодательного процесса. В соответствии с Консти-туцией РФ особый порядок предусмотрен для одобрения в обеих палатах федеральных конституционных законов (эти законы соответствующим большинством одобряются двумя палатами и после этого подлежат подписанию Президентом и обнародованию, т. е. без возможности вето Президента).

В последнее время Федеральное Собрание Российской Федерации уделяет большое внимание юридической форме принимаемых законодательных актов, их простоте, точности и компактности. Более четко и единообразно оформляется структура законов, упрощается стиль изложения нормативных предписаний, упорядочивается терминология. Наблюдается тенденция принятия новой редакции законов, не отвечающих изменившимся условиям, вместо неоднократного внесения в них многочисленных изменений и дополнений.

Вместе с тем коренные изменения, происходящие в обществе, предъявляют повышенные требования к законодательной технике. Не секрет, что эффективность действия поспешно разработанных и принятых нормативных актов без строгого соблюдения юридической формы намного снижается, и более того - они способны приводить к существенным противоречиям всей системы российского законодательства, его отставанию от веления времени, к коллизиям правовых норм.

Требования к законодательной технике своеобразно сформулировал еще Петр I: "Все прожекты зело исправны должны быть, дабы казну изрядно не разорять и отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты будет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю - в назидание потомкам". Надо думать, подобные меры возымели бы свое действие и на нынешних чиновников, занимающихся правотворчеством.

Анализируя качество принятых за последнее время федеральных законов, В.В. Путин в ежегодном Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. указал на то, что позитивные результаты в законотворчестве не могут оправдать принятия законов, часто противоречащих друг другу. Одни законы, будучи принятыми, не исполняются. Другие же постоянно подвергаются изменениям, иной раз, даже не вступив в силу.

А.С. Пиголкин определяет законодательную технику как систему "основанных на практике правотворчества и теоретически осмысленных принципов и правил (приемов) оформления наиболее совершенных и целесообразных по форме и структуре законопроектов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний мысли законодателя, доступность и легкую обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов, внутреннюю согласованность и непротиворечивость системы законодательства" Законотворчество в Российской Федерации: Научно-практич. и метод. пособ. / Под. ред. А.С. Пиголкина. - М., 2000. - С.241..

2. Законодательная инициатива и предварительное рас-смотрение

В каждом государстве желание внести законо-проект в парламент присуще многим органам, организациям и должностным лицам, но если бы все они осуществили свое желание, то работа законодательного органа оказалась была блокированной, поэтому Конституция и законы ясно очер-чивают круг субъектов, имеющих право на официальное вне-сение законопроектов в парламент. Такое право отличается от простого обращения в парламент тем, что автоматически порождает обязанность парламента начать рассмотрение вне-сенного законопроекта в соответствии с принятой процедурой Магомедов С.К. Технико-правовые аспекты законотворчества // Адвокат, 2002, № 7С.45..

Право законодательной инициативы - это возможность вносить в законодательный орган законопроекты, т.е. предварительные тексты законов. Ему корреспондирует обязанность законодательного органа обсудить вопрос о принятии таких законопроектов к рассмотрению Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, М.: Издательство, 1994.С.103.

Внесение законопроекта в парламент, порождающее обязанность парламента начать рассмотрение данного законопроекта в соответствии с принятой процедурой, называется законодательной инициативой.

Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ правом законода-тельной инициативы обладают Президент РФ, Совет Феде-рации, члены Совета Федерации, депутаты Государствен-ной Думы, Правительство РФ, законодательные (предста-вительные) органы субъектов РФ, а также Конституцион-ный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

В прежних, советских конституциях право законода-тельной инициативы демагогически закреплялось за обще-ственными организациями, хотя свободно пользоваться им они не могли. Но в плюралистическом свободном обществе это стало невозможным из-за резкого увеличения числа общественных организаций. Поэтому законопроекты, в ко-торых заинтересованы общественные объединения, не пред-ставленные в Государственной Думе, могут быть внесены в Государственную Думу только через субъектов права зако-нодательной инициативы, указанных в Конституции РФ.

Законопроекты согласно Конституции РФ вносятся толь-ко в Государственную Думу. Этим закрепляется привилегия Думы начинать рассмотрение любого законопроекта, что ис-ключает аналогичную возможность для Совета Федерации. Совет Федерации, включенный в круг субъектов законода-тельной инициативы, может реализовать это свое право толь-ко путем внесения законопроекта в Государственную Думу.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к законопроектам, законодательных предложений о разработке и принятии новых законов, законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо признании этих законов утратившими силу; предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Необходимым условием внесения законопроекта явля-ется представление вместе с ним ряда разработок и мате-риалов, в том числе текста законопроекта; обоснования не-обходимости принятия закона и прогноза последствий его принятия; перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия кото-рых потребует принятие данного законопроекта и др. В пред-ставленных материалах указываются фамилии депутатов Государственной Думы, являющихся инициаторами разра-ботки законопроекта, государственные органы, обществен-ные объединения, учреждения, организации, а также от-дельные лица, принимавшие участие в их подготовке. В текст внесенного законопроекта должны быть включены положе-ния о сроках и порядке вступления закона в силу, об отмене, изменениях и дополнениях ранее принятых законов и других нормативных правовых актов в связи с принятием данного закона, предложение Президенту РФ и поручение Правительству РФ о приведении в соответствие с вновь при-нятым законом их правовых актов.

Законопроекты, внесенные в Государственную Думу, подлежат регистрации Думой. Контроль за регистрацией осу-ществляет Комитет по организации работы Государствен-ной Думы. Если форма представленного законопроекта не отвечает требованиям или не представлены необходимые ма-териалы, такой законопроект может быть возвращен Сове-том Государственной Думы его инициатору для выполнения им установленных требований к законопроекту. Законопро-ект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, на-правляется Советом Государственной Думы в соответствую-щий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. В случае направления законопроекта в несколько комитетов Совет определяет один из них ответственным комитетом. Совет может установить срок для под-готовки законопроекта. Для работы над законопроектами ко-митеты могут создавать рабочие группы. В состав рабочих групп могут включаться депутаты, представители соответ-ствующего субъекта права законодательной инициативы, а также представители органов государственной власти, об-щественных объединений, научных учреждений, эксперты и специалисты.

Законопроекты по предметам совместного ведения Рос-сийской Федерации и субъектов РФ направляются субъек-там РФ для дачи предложений и замечаний. Они также мо-гут быть направлены на заключение Правительства РФ, министерств и ведомств, государственных и общественных ор-ганов, на научную экспертизу. Обсуждение законопроекта и комитетах Государственной Думы происходит открыто, мо-жет освещаться средствами массовой информации. Подго-товленный к рассмотрению законопроект направляется и Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение палаты.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.