на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Законодательный процесс в Российской Федерации
ней предусматривает не завершение рассмотрения зако-на Советом Федерации, а только его начало. Начав рас-смотрение закона в четырнадцатидневный срок, предус-мотренный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ, Совет Федерации обязан путем голосования принять решение об одобрении либо отклонении закона. При этом истечение указанного срока не освобождает Совет Федерации от данной обязан-ности. Закон, принятый по любому из вопросов, перечис-ленных в ст. 106, не может считаться одобренным, если Совет Федерации не завершил его рассмотрения. Соответ-ственно, закон в этом случае не подлежит подписанию гла-вой государства. Если рассмотрение в Совете Федерации федеральных законов, принятых по вопросам, перечислен-ным в ст. 106 Конституции РФ, не завершено в установленный ч. 4 ст. 105 срок, оно должно быть продолжено на следующем заседании Совета Федерации и завершено при-нятием решения.

Комитет (комитеты), ответственный за рассмотрение федерального закона, рассматривает принятый Государ-ственной Думой федеральный закон и принимает по нему заключение. Рассмотрение комитетом закона происходит от-крыто. Комитет может приглашать на свои заседания иници-атора законопроекта, ученых и специалистов в качестве эк-спертов, а также представителей средств массовой инфор-мации. Заключение принимается путем открытого голосова-ния большинством голосов от общего числа членов комитета. Комитет может одобрить закон и не вносить его на рассмот-рение палаты или рекомендовать Совету Федерации рас-смотреть закон на своем заседании.

По федеральным законам, которые в соответствии со ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмот-рению Советом Федерации, комитет, ответственный за рас-смотрение федерального закона, вправе рекомендовать Со-вету Федерации одобрить его или отклонить. В отношении законов, не подлежащих обязательному рассмотрению Со-ветом Федерации, которые комитет предлагает одобрить и не вносить на рассмотрение палаты, Председатель Совета Федерации может согласиться с решением комитета и не вносить закон на рассмотрение Совета Федерации или от-клонить решение комитета и включить закон в повестку дня заседания Совета Федерации. Председатель палаты не вправе принять решение о невключении в повестку дня заседания Совета Федерации рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Феде-рации, если Президент РФ, Правительство РФ или не ме-нее двух членов Совета Федерации, представляющих один субъект РФ, настаивают на рассмотрении федерального за-кона Советом Федерации и если не истек установленный Конституцией РФ четырнадцатидневный срок рассмотрения закона Советом Федерации.

Рассмотрение закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения заключения комитета и проекта постановления, внесенного комитетом. Затем палата боль-шинством голосов от общего числа членов принимает реше-ние одобрить или отклонить закон без обсуждения либо об-судить его на заседании палаты. Началом рассмотрения за-кона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается принятие палатой решения о вклю-чении вопроса о рассмотрении данного закона в повестку дня заседания Совета Федерации.

По результатам обсуждения закона Совет Федерации может одобрить или отклонить его. Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов палаты.

По результатам рассмотрения закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, предсе-дательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной подготовлен-ности вопроса Совет Федерации вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание. Ука-занное решение принимается большинством голосов от чис-ла членов Совета Федерации, присутствующих на заседа-нии. Если указанное решение не принято, председатель-ствующий обязан поставить на голосование вопрос об одоб-рении федерального закона.

В случае принятия решения о переносе на следующее заседание Совета Федерации вопроса о рассмотрении зако-на, подлежащего обязательному рассмотрению, его рассмот-рение должно быть завершено на очередном заседании Со-вета Федерации принятием решения об одобрении или откло-нении данного федерального закона. Решение об одобрении или отклонении закона, внесенного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока, исчисляемого в соответствии с Регламентом.

Если закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, не был рассмотрен в течение че-тырнадцатидневного срока, он направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении закона оформляется постановлением палаты. В постановлении об отклонении закона может содержаться пе-речень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов ста-тей данного закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой, а также может содержаться предложение о создании согласительной комиссии. Голосование по проектам федеральных конституционных законов, а также по федеральным за конам, одобренным Государственной Думой в ранее принятой редакции, может проводиться путем опроса членов Сове-та Федерации с закреплением их мнения в подписном листе Постановление Совета Федерации об отклонении закона в пятидневный срок направляется в Государственную Думу

Одобренный Советом Федерации закон вместе с текстом по-становления в пятидневный срок направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Закон, не подлежа-щий обязательному рассмотрению в Совете Федерации и не рассмотренный палатой в четырнадцатидневный срок, на пят-надцатый день со дня поступления его из Государственной Думы направляется Президенту РФ для подписания и обна-родования, о чем направляется уведомление в Государствен-ную Думу.

Если при повторном рассмотрении Государственной Ду-мой федерального закона, отклоненного Советом Федера-ции, Государственная Дума принимает его с учетом всех предложений Совета Федерации, соответствующий комитет Совета Федерации подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении закона без обсуждения. Если при повторном рассмотрении закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума приняла его в редакции, учитывающей часть предложений Совета Феде-рации либо содержащей изъятия или новые положения по отношению к ранее принятой редакции, закон рассматрива-ется Советом Федерации как вновь принятый.

5. Рассмотрение законов в согласительной комиссии.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному за-кону, принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, создается согласительная комиссия. Комиссия может быть создана как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной Со-ветом Федерации. Она образуется на паритетных началах из представителей двух палат. Члены согласительной комиссии и ее сопредседатель от каждой палаты избираются палата-ми и образуют их депутации в комиссии.

Согласительная комиссия рассматривает лишь те поло-жения закона, по которым возникли разногласия между Со-ветом Федерации и Государственной Думой, стремясь выра-ботать согласованные предложения в виде единого текста соответствующих положений, разделов, глав, статей, а так-же частей и пунктов статей рассматриваемого закона. Реше-ния согласительной комиссии принимаются путем раздельно-го голосования представителей Совета Федерации и Государ-ственной Думы. Решение считается принятым, если за его принятие проголосовали обе депутации. Если согласительная комиссия добивается преодоления возникших разногласий, то решение об этом вносится на рассмотрение Государственной Думы. Если Дума после отклонения одного или нескольких предложений согласительной комиссии предложит Совету Федерации продолжить ее работу, Совет Федерации вправе принять решение о продлении срока работы согласительной комиссии либо отказаться от участия в ее работе. Если согла-сительная комиссия приходит к выводу о невозможности пре-одоления возникших разногласий данным составом согласи-тельной комиссии, закон передается на рассмотрение Совета Федерации и Государственной Думы. В таких случаях Совет Федерации вправе отменить свое постановление об отклоне-нии принятого Государственной Думой федерального закона и одобрить его в ранее принятой редакции, изменить пред-ложения по редакции отдельных положений, разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей, изменить состав депутации в согласительной комиссии, отказаться от участия в работе согласительной комиссии.

Постановление о принятом решении не позднее чем через пять дней направляется в Государственную Думу.

6. Президент РФ в законодательном процессе

Согласно Конституции РФ Президент РФ подписывает и обнародует законы, принятые Федеральным Собранием. Это право, из-вестное в ряде стран под названием промульгации, превра-щает акты органа законодательной власти в акты государ-ственной власти. Только после того, как глава государства обнародует принятый федеральный закон, этот закон при-обретает юридическую силу, обязывающую исполнять его.

В силу ч. 2 ст. 107 Конституции РФ Президент РФ обязан подписать принятый федеральный закон, если в течение че-тырнадцати дней с момента поступления не отклонит его. Он также не вправе не подписать отклоненный им ранее феде-ральный закон после повторного его одобрения Государствен-ной Думой и Советом Федерации в течение семи дней со дня получения постановлений палат Федерального Собрания об одобрении закона в первоначальной редакции и обязан обна-родовать этот закон (п. "д" ст. 84, ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).

Президент РФ обладает правом вето, преодоление кото-рого при повторном рассмотрении палатами Федерального Собрания требует большинства в две трети голосов депутатов (членов) в каждой палате. Право вето действенное оружие в руках Президента РФ, он им довольно часто пользуется.

Однако, как отмечалось выше, Президент РФ участву-ет в законодательном процессе и на более ранних стадиях. Он имеет (и весьма часто реализует) право законодательной инициативы, дает заключение на законопроекты, принятые Государственной Думой в первом и втором чтении, участвует в законотворческой деятельности фактически на всех ста-диях. Эта деятельность осуществляется в соответствии с Положением о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ в законотворческом процессе, утвержденным Указом Президента РФ от 13 ап-реля 1996 г. В Положении определяются конкретные дей-ствия полномочных представителей Президента РФ в Госу-дарственной Думе и Совете Федерации на всех стадиях за-конодательного процесса, порядок рассмотрения Админист-рацией Президента РФ вопросов, связанных с законодатель-ной инициативой, отклонением законов, дачей заключений по законопроектам и т. д.

В практике взаимоотношений Президента РФ и Феде-рального Собрания стало нередким возвращение Президен-том РФ федеральных законов без рассмотрения. Такая ак-ция не равнозначна применению вето, а следовательно, не требует для преодоления при повторном рассмотрении боль-шинства в две трети. Речь идет о замеченных Президентом РФ нарушениях порядка принятия законов (неидентичность текстов закона, рассматриваемых в разных палатах, отсут-ствие в требуемых случаях заключения Правительства РФ и др.), что заставляет его как гаранта Конституции РФ об-ращать внимание палат на необходимость устранить нару-шения. Однако Государственная Дума в постановлении от 20 марта 1996 г. отметила, что, по ее мнению, возвраще-ние Президентом РФ в Федеральное Собрание законов без рассмотрения Конституцией не предусмотрено. В других случаях Дума обращала внимание на то, что отклонение закона иногда происходило с нарушением 14-дневного сро-ка. Данные разногласия были предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. разъяснил порядок применения Президентом РФ своего права вето, указав, что, поскольку при отклонении принятого феде-рального закона Президентом РФ Конституцией РФ предусмот-рено повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации отклоненного федерального закона, мотивы принято-го Президентом РФ решения должны быть сообщены обеим пала-там Федерального Собрания. Решение главы государства об от-клонении закона, заявленное по истечении 14-дневного срока, не имеет значения вето и не порождает предусмотренных Кон-ституцией РФ соответствующих юридических последствий. Из Конституции РФ не следует, что Президент РФ может возвра-щать в палаты Федерального Собрания федеральные законы, принятые с соблюдением требований Конституции РФ и предусмотренных ею условий и процедур, без рассмотрения, а значит, и без мотивов отклонения. В то же время в случае нарушения установленного Конституцией РФ порядка принятия федераль-ного закона, если эти нарушения ставят под сомнение результа-ты волеизъявления палат Федерального Собрания и само приня-тие закона, Президент РФ вправе в силу ч. 2 ст. 107 Конституции РФ вернуть его в соответствующую палату, указав на конкрет-ные нарушения названных конституционных требований. При этом такой закон не может считаться "принятым федеральным зако-ном", а его возвращение в палаты Федерального Собрания -- отклонением, поскольку установленные Конституцией РФ требо-вания к принятию федерального закона и предусмотренные ею условия и процедуры носят безусловный характер и не могут меняться по усмотрению участников законодательного процесса. Споры между субъектами законодательного процесса в связи с порядком принятия федерального закона в случае недостижения согласия могут быть переданы заинтересованными сторонами на рассмотрение Конституционного Суда РФ.

Официальным опубликованием федерального конститу-ционного закона, федерального закона, акта палаты Феде-рального Собрания считается первая публикация его полно-го текста в "Российской газете" или "Собрании законода-тельства Российской Федерации". При этом законы направ-ляются для официального опубликования Президентом РФ, а акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования Председателем соответствую-щей палаты или его заместителем. Федеральные конститу-ционные законы, федеральные законы, акты палат Феде-рального Собрания могут быть опубликованы в иных печат-ных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы госу-дарственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.