на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Земельные участки в республике Беларусь
p align="left">Значительное число физических и юридических лиц является сегодня субъектами земельного рынка. Практика подтверждает непреложный вывод о том, что земельные споры сдерживают развитие рынка, поскольку все еще отсутствует четкое оформление прав на землю, нередки случаи превышения полномочий местных органов власти при изъятии и предоставлении земель.

Что следует понимать под земельными спорами? Земельные споры - это неурегулированные конфликты по поводу предоставления и изъятия земель, установления прав на них, установления и ограничения полномочий собственников, владельцев и пользователей земли, нарушения имущественных прав и защищаемых интересов участников земельных отношений.

Но мнению профессора Н.Н. Осокина, земельным признается спор по поводу наличного субъективного права на конкретный земельный участок у лица, которому он предоставлен (отведен в установленном порядке)1.

Определить порядок рассмотрения того или иного спора - это установить, какой государственный орган правомочен его разрешить.

При разрешении вопроса о подведомственности споров, вытекающих из земельных правоотношений, следует обратить внимание на то, какие из числа земельных споров подлежат разрешению в административном порядке и какие подведомственны общим и хозяйственным судам.

По общему правилу компетенция местных исполнительных и распорядительных органов по разрешению споров определяется местом нахождения спорного участка и характером правоотношений, возникающих между владельцами, пользователями земли и местной администрацией или между владельцами и пользователями земли.

Споры землепользователей и землевладельцев одной области по вопросам владения и пользования землей на территории другой области разрешаются областным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения земельного участка, по которому возник спор.

Споры землепользователей и землевладельцев по вопросам владения и пользования землей на территории разных районов данной области разрешаются областным исполнительным и распорядительным органом или судом.

Споры землепользователей и землевладельцев по вопросам владения и пользования землей на территории района разрешаются районным исполнительным и распорядительным органом. Исключение из данного правила составляют споры, отнесенные к ведению городского и сельского исполнительного и распорядительного органа или к компетенции суда.

Таким образом, круг споров, вытекающих из земельных отношений и отнесенных к компетенции местных исполнительных и распорядительных органов, достаточно широк. Их можно условно подразделить на четыре группы.

Первая - это споры, связанные с предоставлением земель для тех или иных надобностей и возникновением прав на земельные участки. Стороны в этих спорах - граждане, заинтересованные субъекты хозяйствования и соответствующие органы власти и управления. Местные исполнительные и распорядительные органы действуют в пределах полномочий, установленных законодательством Республики Беларусь.

Вторая - это споры, связанные с принудительным изъятием земельных участков. В спорах, возникших в связи с принудительным изъятием земель для государственных и общественных нужд, сторонами, кроме собственников земли, могут быть землевладельцы, землепользователи, арендаторы, физические и юридические лица, а также органы власти и управления. Изъятие земельных участков у землепользователей, землевладельцев и арендаторов для государственных и общественных нужд производится на основании решений Президента Республики Беларусь, соответствующих исполнительных и распорядительных органов в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Третью группу составляют неурегулированные конфликты по вопросам аренды земель, отчуждения и приобретения земельных участков.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов об изъятии и предоставлении земельных участков, о передаче их в собственность, не соответствующие действующему законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими органами, Советом Министров Республики Беларусь, Президентом Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, передают свои полномочия в части изъятия и предоставления земельных участков, передачи их в аренду администрации свободных экономических зон.

Землепользователь должен быть предупрежден о необходимости устранения нарушений земельного законодательства в установленный срок. Земельный участок может быть у него изъят только в том случае, если в деле имеются материалы, свидетельствующие о предупреждении, а также о том, что и после него землевладелец, землепользователь не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.

При прекращении права владения и права пользования землей соответствующий исполнительный и распорядительный орган с участием заинтересованных сторон решает вопрос о компенсации землевладельцам или землепользователям затрат, связанных с улучшением земель, или возмещении им нанесенного ущерба.

2 Земельная реформа в Белоруссии

В процессе формирования правовой базы проведения аграрной реформы с начала 1990-х годов в Республике Беларусь можно выделить несколько этапов.

1-й этап создания правовой базы для обеспечения аграрной реформы - это начало 1990-х годов.

В 1990 г. была разработана первая Программа перехода агропромышленного комплекса Белорусской ССР к регулируемой рыночной экономике. В республике предлагалось создать равные условия хозяйствования как для государственных, так и для кооперативных и личных подсобных хозяйств граждан; признать право собственности за сельскохозяйственными предприятиями на производимую продукцию и доходы, право выбора форм ее реализации, право частной собственности на землю; создать условия для становления и развития крестьянских (фермерских) хозяйств и др. Во многом положения вышеназванных программ нашли свое отражение в принятых в дальнейшем нормативно-правовых актах, которые в определенной мере раскрепостили крестьянство.

Земельный кодекс Беларуси 1990 г. впервые за годы Советской власти разрешил создавать частные индивидуальные хозяйства вне коллективных сельскохозяйственных предприятий - колхозов и совхозов. Такие хозяйства стали, как правило, называться крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в отличие от приусадебных участков работников коллективных хозяйств. Кодекс предоставил право выхода работника колхоза или совхоза с паем земли с целью создания крестьянского хозяйства. Лица, не являющиеся работниками колхоза или совхоза, могли обратиться с просьбой о выделении им участка земли для создания фермерского хозяйства к местным органам власти. Вместе с тем, площадь фермерского хозяйства ограничивалась 50 га земли и передавалась фермерам в пожизненное наследуемое владение, т.е. применялась стандартная советская форма землепользования, которая допускала индивидуальное землепользование без права передачи. Так, землю в крестьянских (фермерских) хозяйствах нельзя было делить на меньшие участки, продавать, обменивать или сдавать в субаренду. В известном смысле, крестьянские (фермерские) хозяйства вообще не являлись частными, поскольку земля оставалась в исключительной собственности государства и передавалась фермерам на правах пользования.

Наиболее важное решение, которое привело к широкомасштабному распределению земли индивидуальным владельцам, - декабрьская 1990 г. Резолюция Верховного Совета Беларуси о земельной реформе, удвоившая максимально допустимую площадь приусадебного участка до 1 гектара. В соответствии с этой резолюцией был сформирован государственный резерв для распределения земли лицам, желающим увеличить площадь своих приусадебных участков и создать фермерское хозяйство (разрешенное Земельным кодексом). В результате доля сельскохозяйственных земель в пользовании подсобных крестьянских хозяйств увеличилась с 5% в 1990 г. до 12% в 1997 г.

В то же время Земельным кодексом 1990 г. в республике была запрещена частная собственность на все сельскохозяйственные угодья. В частной собственности могли находиться лишь земли на приусадебных участках, тогда как все земли, предназначенные для товарного производства, оставались в государственной собственности, как это было в эпоху советского строя. Правда, была разрешена реорганизация колхозов и совхозов в рыночные структуры хозяйствования - акционерные общества, товарищества, кооперативы и т.д. Реорганизующиеся хозяйства получили право распределять свои неземельные активы среди акционеров - членов новых аграрных формирований, но распределять землю им было запрещено.

Постановлением Верховного Совета БССР от 18 февраля 1991 г. "О проведении земельной реформы в республике" была признана необходимость преобразования неэффективно работающих колхозов, совхозов в ассоциации крестьянских хозяйств, кооперативы, а также предоставления их земель арендаторам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, промышленным и другим предприятиям. Одновременно закреплялся принцип недопустимости принудительного расформирования колхозов, совхозов и других сельхозпредприятий.

В 1993 г. закон "О праве собственности на землю" разрешил частную собственность на землю приусадебных участков и дачных кооперативов, но не давал такого права другим землепользователям - владельцам фермерских хозяйств и сельскохозяйственным предприятиям (колхозам и совхозам). Все сельскохозяйственные земли вне приусадебных участков, т.е. земли коммерческого назначения, оставались в государственной собственности. В соответствии с Кодексом о земле гражданам Республики была предоставлена возможность дополнительно арендовать землю для ведения сельского хозяйства.

Таким образом, была ликвидирована государственная монополия на землю и разрушена монополия колхозно-совхозной системы ведения сельскохозяйственного производства, появилась возможность развития аграрного предпринимательства, создания крестьянских (фермерских) хозяйств, коллективных предприятий и других организационно-правовых форм. Гражданам для ведения фермерского хозяйства, а также для удовлетворения личных потребностей было предусмотрено предоставление земельных участков не на праве постоянного пользования, а на праве пожизненного наследуемого владения. Однако это не означало права собственности на землю. Доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к земле по-прежнему регулировался административно-правовыми, а не гражданско-правовыми (рыночными) средствами. К тому же гражданам для ведения фермерских хозяйств зачастую предоставлялись земли худшего качества. В связи с этим фермерский сектор аграрной экономики занимал всего 1 - 1,5% в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции в стране.

2-й этап создания правовой базы аграрной реформы связан с принятием в 1996 г. новой редакции Конституции Республики <Беларусь>, закрепившей две формы собственности в республике: государственную и частную; право государственной собственности на земли сельскохозяйственного назначения; положения о равных возможностях свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом; о гарантировании со стороны государства равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности .

Вслед за разработкой в 1994 г. Концепции аграрной реформы в Республике <Беларусь>, которая была рассмотрена и одобрена на совместном заседании Коллегии Минсельхозпрода и Президиума Академии аграрных наук Республики <Беларусь>, в 1996 г. Коллегией Кабинета Министров Республики <Беларусь> была одобрена вторая Государственная программа реформирования агропромышленного комплекса страны, которая основной целью ставила постепенный переход в сфере агропромышленного производства от командно-административной к рыночной системе хозяйствования, предполагающей свободное функционирование хозяйствующих субъектов в рамках правового коридора, при государственном регулировании отдельных сторон их деятельности.

На 1 января 2001 г. только 207 колхозов и совхозов Республики Беларусь были преобразованы в коллективно-долевые сельхозпредприятия, акционерные общества, агрофирмы, 105 низкорентабельных хозяйств присоединены к предприятиям производственной сферы. Акционированы 80 процентов предприятий переработки. Однако эти шаги кардинально не изменили ситуацию в агропромышленном комплексе Беларуси, вошедшем в 2001 год с триллионным долгом и отсутствием средств для воспроизводства сельхозпродукции и поддержания социальной инфраструктуры белорусского села. В целом данный этап характеризуется замедлением процессов реформирования в аграрном секторе Республики <Беларусь>. Основными производителями сельскохозяйственной продукции оставались колхозы и совхозы, не был решен вопрос о праве собственности на землю для сельскохозяйственных предприятий, в связи с кризисной ситуацией в агропромышленном комплексе усиливалось административное воздействие на участников аграрных правоотношений.

Началом 3-го этапа создания правовой базы для обеспечения аграрной реформы стало принятие нового Гражданского кодекса Республики <Беларусь> в декабре 1998 г., в котором был установлен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций. В связи с этим в республике возникла необходимость приведения учредительных документов сельхозпредприятий в соответствие с требованиями нового законодательства. На повестку дня снова встал вопрос о реформировании сельскохозяйственных предприятий, так как в Гражданском кодексе не предусматривались такие организационно-правовые формы, как колхоз, совхоз, межхозяйственное предприятие, агропромышленное объединение. Кроме этого требовалось разрешить проблему неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий. Поэтому процесс реформирования аграрных отношений существенно активизировался.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.