на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Земельные участки в республике Беларусь
p align="left">Демографические проблемы села, старение и износ материально-технической базы производства и социальной инфраструктуры, падение объемов производства обусловлены тяжелым финансовым положением производителей сельскохозяйственной продукции, в основе которого лежит низкий уровень цен и диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

В целом, необходимо отметить непоследовательность и противоречивость проводимой аграрной политики. С одной стороны, провозглашается расширение прав субъектов хозяйствования, их самостоятельности в вопросах производства, необходимость перехода на принципы хозрасчета и самоуправления. С другой стороны, сохраняются административно-управленческие методы и рычаги воздействия на аграрные отношения, устанавливаются задания по определению структуры и сбыта продукции, сохраняется госзаказ и централизованное ценообразование на сельскохозяйственную продукцию и т.д. Все это свидетельствует о необходимости принятия более кардинальных мер, направленных на реализацию аграрной реформы в Беларуси.

Современный этап развития сельского хозяйства Беларуси можно назвать переломным. В 2004 г. удалось преодолеть спад производства, минимизировать число убыточных предприятий, восстановить баланс продовольственного рынка за счет внутреннего производства, расширить объемы внутреннего сбыта продукции и экспорта, активизировать предпринимательскую деятельность сельхозпредприятий. Впервые за последние годы аграрный сектор страны по итогам 2004 года сработал без убытков. Так, объем производства валовой продукции в республике увеличился на 12,4%, в том числе в сельскохозяйственных организациях - на 17,7%. Были получены рекордные урожаи зерна, картофеля, сахарной свеклы. При урожайности 33 центнера с гектара, или 106 килограммов в расчете на балло-гектар, было намолочено 7 млн. тонн зерна, что позволило выполнить государственный заказ - поставить для госнужд более 1 млн. тонн зерна, практически удовлетворить в нем потребности животноводства, засыпать в полном объеме семена под урожай 2005 г., сократить закупки за рубежом белкового сырья. Свекловоды впервые в стране поставили на сахарные заводы свыше 3 млн. тонн сахарной свеклы, получен хороший урожай картофеля - 198 центнеров с гектара, валовой сбор которого превысил 9,8 млн. тонн .

Однако в целом экономическая ситуация в аграрной отрасли продолжает оставаться сложной. Сохраняется накопившаяся крупная задолженность сельскохозяйственных предприятий по всем видам платежей, сказывается сильная изношенность технических средств, ощущается дефицит квалифицированных кадров, сохраняется низкий уровень мотивации труда всех категорий работников белорусского села.

Некоторое улучшение ценового механизма в 2003 - 2004 гг. позволило приостановить накопление неплатежей, но пока не дало возможности преодолеть диспаритет межотраслевого товарооборота. Активная государственная поддержка позволила добиться определенного роста продуктивности сельского хозяйства, но при этом почти прежними остались удельные затраты материальных ресурсов на единицу продукции. Предприняты многие меры технического и технологического переоснащения отраслей и предприятий АПК, но пока в хозяйствах нет даже минимального набора машин и механизмов для элементарного соблюдения научно обоснованных технологий. Широко пропагандировалась и пропагандируется аграрная реформа, сельскохозяйственные предприятия формально преобразовались в новые структуры, но фактически организация производства в большинстве сельхозпредприятий остается архаичной, а их имущество - обезличенным. Ставится задача мобилизовать экономические интересы различных групп товаропроизводителей, однако большинство работников по-прежнему остаются инертными и не заинтересованными в результатах коллективного производства.

Важно, что в последнее время проблемам сельского хозяйства уделяется все больше внимание. На государственном уровне стало признаваться, что село - это не только поставщик сельскохозяйственного сырья и продовольствия, но это и носитель национальной культуры, хранитель исторических традиций.

25 марта 2005 г. Президент Республики <Беларусь> А. Г. Лукашенко подписал указ N 150 "О Государственной программе возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы". Думается, что новая Программа возрождения белорусского села коренным образом изменит положение в сельском хозяйстве республики, так как она затрагивает ключевые вопросы жизнедеятельности тружеников деревни, а её ключевые направления найдут свое воплощение и в новых правовых актах страны.

Стоимость Программы с учетом источников самих сельскохозяйственных предприятий будет составлять ежегодно около 10 трлн рублей, в том числе более 50% собственных средств самих хозяйств1 . Это говорит о том, большинство средств необходимо будет заработать предприятиям самостоятельно, и они будут находиться в постоянном обороте. Государство только станет создавать благоприятные условия для зарабатывания - ценовые, кредитные, налоговые, страховые и др.

Реализация комплекса программных мер, по мнению специалистов, позволит преодолеть негативные тенденции, стабилизировать агропромышленное производство и положить начало его устойчивой долгосрочной динамике. Сельское хозяйство по своему потенциалу и результативности приблизится к критериям и показателям развитых стран мира.

Итак, современный этап развития аграрных отношений в Республике <Беларусь> характеризуется прежде всего переходом от административно-командной к рыночной системе хозяйствования, основанной на учете реального спроса и предложения, развитии конкуренции. Рыночные отношения призваны активизировать производственную и коммерческо-предпринимательскую деятельность в АПК в целях удовлетворения потребностей потребителей в продукции и услугах, повышения эффективности производства, экономии материально-технических ресурсов, финансов и труда, усиления восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса, повышения конкурентоспособности и качества продукции.

Однако среди различных отраслей сельское хозяйство в наименьшей мере обеспечено необходимым для реформирования законодательством. В то же время в этой отрасли особенно важно использовать исключительно правовое регулирование, исключающее администрирование. Должных правовых механизмов для аграрного сектора экономики республики почти не было выработано, за исключением отдельных фрагментов, которые не позволяли и не позволяют решать вопросы в агропромышленном комплексе целостно и системно.

Для обеспечения эффективного развития агропромышленного комплекса Республики <Беларусь> необходим целый пакет нормативно-правовых актов, которые должны быть представлены в виде специального Сельскохозяйственного Кодекса. Наиболее актуальны строгое определение размеров бюджетного субсидирования и механизмов его программно-целевого использования; обеспечение приоритетного развития кооперативных форм и объединений товаропроизводителей, предприятий и организаций; определение целесообразных каналов движения товаров; цен на сельскохозяйственную продукцию, позволяющих получить необходимую прибыльность и рентабельность при нормальном хозяйствовании; установление социальных гарантий сельскому населению" и т.д.

Центральное место в совокупности названных законов должен занять закон "О государственном регулировании АПК и продовольственных рынках". В нем важно законодательно закрепить все основные положения целесообразной аграрной политики государства на современном этапе. Важным направлением совершенствования земельного законодательства должно также стать максимальное использование возможностей, предоставленных Гражданским Кодексом в сфере регулирования земельных правоотношений, например, возможности передачи по наследству права аренды земельного участка, что актуально для крестьянских (фермерских) хозяйств, передачи в залог права аренды земельных участков.

Нуждается в развитии и институт аренды земель сельскохозяйственного назначения, учитывая, что для сельскохозяйственных предприятий исключается право собственности на землю (ст. 13 Конституции Республики Беларусь).

Кроме того, необходимо разработать серию законодательных и нормативных актов, регламентирующих взаимодействие республиканских структур в лице Минсельхозпрода, продуктовых комплексов, концернов, холдингов, агропромышленных объединений и предприятий АПК по производству и сбыту продукции, формировании и поддержанию продуктовых рынков, улучшению удовлетворения потребительского спроса. В данной ситуации немаловажное значение имеет принятие закона "О продуктовых подкомплексах и агропромышленных объединениях", который бы определил права и обязанности различных вертикально-горизонтальных объединений и их членов по производству и переработке сельхозпродукции.

В целом настоятельно требуется надлежащее развитие аграрного или сельскохозяйственного законодательства как отрасли в целом. Действующее законодательство в области сельского хозяйства нуждается в унификации и систематизации. Существует объективная необходимость в принятии унифицированных нормативных актов в сфере государственного регулирования агропромышленного производства, поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, обеспечения продовольственной безопасности, производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции, создания стабильного механизма кредитования сельскохозяйственных предприятий, и в первую очередь, долгосрочного кредитования, обеспечения развития различных отраслей сельскохозяйственного производства (семеноводства, растениеводства, животноводства, пчеловодства и т. п.)

Среди негативных факторов, влияющих на положение дел в агропромышленном комплексе страны, - отсутствие благоприятного инвестиционного климата для частного инвестора, отсутствие рынка ценных бумаг и финансовых посредников, отсутствие гарантий собственности на интеллектуальный труд, неразвитость инновационного бизнеса, невозможность получения коммерческих доходов от чисто инновационной деятельности. Актуально сегодня законодательное регламентирование правоотношений собственности в АПК, и в том числе государственной собственности, где должны быть оговорены специфические права товаропроизводителей, собственников, владельцев, пользователей и государства относительно новых форм собственности и хозяйствования, особенно применительно к кооперативным формам и акционерным обществам, в которых имеется государственное имущество. Данное законодательство должно стать составной частью специального кооперативного и акционерного права Республики <Беларусь, которое следует разработать по примеру экономически развитых стран.

Необходим также комплекс республиканских законов и нормативных актов, которые бы определяли взаимодействие государства и других заинтересованных структур на информационном рынке АПК, их права по сертификации рыночной информации, регулированию функционирования информационных сетей, соблюдению коммерческой тайны, поддержанию нравственности, объективности и чистоты информации, выработке правил раскрытия конфиденциальной информации и т. п.

Нынешнее состояние экономики и процессы развития ее в условиях рыночных отношений требуют не только от государственных структур, но и от общества в целом поиска рациональной, эффективной системы ведения сельского хозяйства.

Литература

Аграрное право (конспект лекций). М.: «Издательство ПРИОР», 2000.

2. Аграрное право. Учебник для юридических вузов /Под ред. Г.Е.Быстрова, М.И. Козыря. - М.: Юрид.лит., 1996.

3. Аграрное право. Учебник для юридических вузов /Под ред. Г.Е. Быстрова, М.И. Козыря. - М.: Юристъ, 1998.

4. Аграрное право. Учебник для вузов. /Под ред. проф. Г.Е. Быстрова, проф. М.И. Козыря. - М.: Юристъ, 2000.

5. Аграрное право. Учебное пособие. Отв.ред. С.А. Боголюбов, Е.Л. Минина. - М.: Издательство НОРМА, 2001.

6. Веденин Н.Н. Аграрное право: Учебник. - М.:Юриспруденция, 2000.

7. Веденин Н.Н. Аграрное право. Вопросы и ответы. - М.: Новый юрист, 1998.

8. Гусаков В. Страна деревней богатеет. Новый век диктует новую аграрную политику // Белорусская нива. - 2005. - 1 апреля - С. 2.

9. Институт истории Национальной Академии наук Беларуси, В. САКОВИЧ «О ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ В БЕЛАРУСИ НА РУБЕЖЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ»;

Задача 1

Матвейчук, являющийся гражданином Украины и постоянно проживающий в Республике Беларусь, обратился в сельский исполнительный и распорядительный орган с заявлением о предоставлении ему земельного участка в постоянное пользование для ведения личного подсобного хозяйства.

Имеют ли право иностранные граждане на получение земельного участка на данном праве?

Назовите особенности земельной правоспособности иностранных субъектов.

Согласно статьи 11 Конституции Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Право на ведение личного подсобного хозяйства предоставлено как гражданам Республики Беларусь, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства. Граждане осуществляют ведение личного подсобного хозяйства по своему усмотрению и под свою ответственность

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, могут вести личное подсобное хозяйство на территории Республики Беларусь в порядке и на условиях, установленных Закона Республики Беларусь «О личных подсобных хозяйствах граждан», Кодексом о земле и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Задача 2

Бельский оставил принадлежащий ему на праве частной собственности жилой дом и земельный участок по завещанию религиозной общине для организации воскресной школы для детей и взрослых.

После смерти Бельского религиозная община обратилась в исполком с заявлением, в котором просила оформить право постоянного пользования данным земельным участком.

Какое решение должен принять исполком? Могут ли земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан, передаваться по наследству юридическим лицам?

Согласно ст.47 Кодекса о земле земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут являться предметом договоров купли-продажи, мены, дарения, аренды, ипотеки и переходить по наследству в соответствии с гражданским законодательством с учетом ограничений, установленных настоящим Кодексом, актами Президента Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Согласно ст. 69 Земельного Кодекса собственники земельных участков имеют право передавать земельные участки по наследству гражданам. А тат как религиозная община является юридическим лицом, то, следовательно, не может наследовать земельный участок.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.