на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Жилищная политика в Республике Беларусь. Право граждан на жилье
p align="left">Актуальными являются вопросы как правильнее и справедливее распределить жилые помещения государственного жилищного фонда, а также рационально использовать уже существующий жилищный фонд.

ЖК Республики Беларусь является систематизированным нормативным актом, в котором содержатся нормы права, регулирующие жилищные правоотношения в условиях перехода страны к рыночной экономике. Он базируется на ст. 48 Конституции Республики Беларусь от 1994 г., которая определила, что право граждан республики на жилье обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. При этом гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилье предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.[ учебник

Концептуально ЖК Республики Беларусь согласуется с Национальной жилищной программой, что позволяет создать должное правовое обеспечение жилищной реформы. Этому будет способствовать и то, что при доработке ЖК Республики Беларусь были максимально учтены положения нового Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК), который был принят 07 декабря 1998 г. и введен в действие, как и Жилищный кодекс, с 01 июля 1999 г., в частности такие существенные акты гражданского оборота, как приобретение права собственности на жилое помещение, его отчуждение, наем, отдача в залог и др.[

В полном соответствии с формами и субъектами права собственности, предусмотренными ГК Республики Беларусь, Жилищный кодекс Республики Беларусь дает новую классификацию жилищных фондов. Они подразделяются на государственный и частный, каждый вид в свою очередь имеет по две разновидности. Государственный жилищный фонд состоит из республиканского (жилые помещения, находящиеся в республиканской собственности) и коммунального (жилые помещения, находящиеся в собственности административно-территориальных единиц). Частный жилищный фонд включает жилищный фонд граждан (индивидуальные жилые дома и квартиры, находящиеся в собственности граждан) и жилищный фонд юридических лиц негосударственной формы собственности (жилые помещения, находящиеся в собственности различных негосударственных предприятий и организаций, а также организаций граждан-застройщиков - ЖСК, ЖК, МЖК, КИЗ). По каждому из видов жилищных фондов в Кодексе дается регулирование правоотношений, связанных с получением (приобретением в собственность), пользованием и распоряжением жилыми помещениями.

Жилищный кодекс, сохраняя в принципе действовавшую ранее систему учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в домах государственного и общественного жилищных фондов (по классификации прежнего ЖК Республики Беларусь) на условиях договора найма, дополняет ее рядом существенных нововведений, адекватных социально-экономическим условиям перехода страны к рыночной экономике.[

Правовое регулирование жилищных отношений (отношения в области обеспечения граждан жилыми помещениями, пользования и распоряжения ими, а также сохранности жилищного фонда) осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления жилищным фондом, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами.

Президент Республики Беларусь является гарантом реализации основных направлений жилищной политики Республики Беларусь.

Основными задачами жилищного законодательства Республики Беларусь являются:

обеспечение юридических гарантий получения или приобретения жилых помещений гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий;

обеспечение свободы граждан и их организаций в реализации жилищных прав и интересов;

формирование конкуренции работ и услуг на рынке жилья;

создание условий свободного осуществления связанных с жилищными отношениями прав на безопасную и здоровую среду обитания, отдых, получение информации, социально-бытовое и культурное обслуживание;

правовая защита жилищных и связанных с ними прав и интересов субъектов жилищных отношений.

Разграничение полномочий в области регулирования жилищных отношений между республиканскими органами государственной власти и органами государственной власти местного уровня дано в статьях 17-21 Жилищного кодекса.

Совет Министров Республики Беларусь в области регулирования жилищных отношений:

осуществляет общее управление государственным жилищным фондом;

обеспечивает соблюдение Конституции Республики Беларусь, Жилищного кодекса, иных законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь;

обеспечивает исполнение республиканского бюджета в части финансирования, субсидирования и кредитования жилищного строительства;

определяет компетенцию специальных органов по управлению государственным жилищным фондом;

координирует инвестиционную деятельность в области жилищного строительства, развития жилищной инфраструктуры населенных пунктов;

определяет типовые потребительские качества жилых помещений;

принимает меры по обеспечению развития конкурентных (рыночных) отношений в области жилищного строительства, эксплуатации, обслуживания и ремонта жилых помещений;

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, как республиканский орган государственного управления жилищным фондом, осуществляет государственное регулирование жилищных отношений в области управления государственным жилищным фондом, а также использования и обеспечения сохранности государственного и частного жилищных фондов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Местные Советы депутатов в области регулирования жилищных отношений на соответствующей территории:

утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении;

определяют порядок управления и распоряжения коммунальным жилищным фондом в пределах, установленных законами Республики Беларусь.

Областные и Минский городской исполнительные комитеты в области регулирования жилищных отношений на территории области, города Минска:

проводят единую политику в области архитектуры, благоустройства, строительства, содержания, ремонта и реконструкции жилищного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства;

обеспечивают комплексное развитие жилищного фонда и жилищного хозяйства;

закрепляют жилые помещения коммунального жилищного фонда за коммунальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

осуществляют государственный контроль за использованием и содержанием государственного и частного жилищных фондов;

обеспечивают условия для развития конкурентных (рыночных) отношений в области жилищного строительства, эксплуатации, обслуживания и ремонта жилых помещений;

осуществляют контроль за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в нижестоящих исполнительных и распорядительных органах, а также за порядком соблюдения очередности в предоставлении и приобретении жилых помещений;

выделяют финансовые средства на строительство жилых помещений социального пользования;

обеспечивают выделение льготных кредитов, субсидий гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

отменяют решения нижестоящих исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству Республики Беларусь;

принимают решения по ходатайствам собственников жилых помещений о переоборудовании или сносе непригодных для проживания жилых помещений, переводе их в нежилые, а также о сносе жилых домов в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд;

решают другие вопросы в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда, отнесенные Жилищным кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь к их ведению.

Районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские исполнительные и распорядительные органы в области регулирования жилищных отношений на территории района, города, района в городе, поселка, села:

обеспечивают комплексное развитие жилищного фонда и жилищного хозяйства;

принимают меры по созданию организаций, осуществляющих жилищное строительство, на конкурентных (рыночных) условиях;

обеспечивают условия для строительства жилых помещений частного жилищного фонда;

организуют строительство жилых помещений социального пользования;

предоставляют гражданам и организациям в соответствии с законодательством Республики Беларусь земельные участки под жилищное строительство;

предоставляют жилые помещения социального пользования;

обеспечивают целевое использование и сохранность жилых помещений коммунального жилищного фонда, а также жилых помещений, принятых на обслуживание на договорной основе;

ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляют им информацию по этому вопросу, а также осуществляют контроль за состоянием такого учета на предприятиях, в учреждениях, организациях;

осуществляют регистрацию и учет договоров найма жилых помещений;

дают разрешение гражданам на обмен жилых помещений государственного жилищного фонда;

осуществляют государственный контроль за использованием и содержанием государственного и частного жилищных фондов;

предоставляют субсидии;

решают другие вопросы в области формирования, использования и обеспечения сохранности жилищного фонда, отнесенные Жилищным кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь к их ведению.[

Республиканское жилищное законодательство обязательно для применения на всей территории республики. Им должны руководствоваться как граждане, так и все государственные органы и юридические лица независимо от форм собственности.

Неотъемлемой частью жилищного законодательства является так называемое «региональное законодательство» - нормативные акты местных органов управления и самоуправления, принимаемые, как правило, в связи с необходимостью учета местных условий. Нормотворческая деятельность местных органов власти осуществляется только в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства. Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, принятые на основании действующего законодательства, имеют обязательную силу только на соответствующей территории.

С переходом к рыночной экономике основная ставка сделана на то, чтобы потребности в жилье удовлетворялись за счет жилья, которое находилось бы в частной собственности граждан. В этих целях развернуты приватизация жилищного фонда, гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются льготные кредиты и безвозмездные субсидии на строительства (реконструкцию) или на приобретения жилых помещений.

Вопросы развития законодательства в сфере жилищной политики всегда были и остаются актуальными. Совершенствование нормативно-правовой базы является одной из основных задач в системе мер по проведению жилищной реформы. Жилищное законодательство должно обеспечивать полноту регулирования жилищных правоотношений при любых условиях и тем более в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики.[

ЖК Республики Беларусь имеет немало изъянов и пробелов, а также требует приведения в соответствии с законодательными актами, принятыми позднее. Кроме того, за период действия этого Кодекса наработана определенная правоприменительная, административная и судебная практика в области жилищных и связанных с ними имущественных отношений, которая также должна учитываться при совершенствовании жилищного законодательства

Глава 2. Право граждан Республики Беларусь на жилище

2.1 Жилищный фонд

Право на жилище является одним из важнейших социально-экономических прав, которые конституционно гарантируются каждому гражданину Республики Беларусь.

Гарантии права на жилище, предусмотренные ст.48 Конституции Республики Беларусь от 1994 г., по существу имеют экономический характер. В то же время они выражаются в обязанностях, которые приняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права: развивать государственный и частный жилищный фонд; содействовать гражданам в приобретении жилья; предоставлять жилище гражданам, нуждающимся в социальной защите, бесплатно или по доступной для них плате. Никто не может быть произвольно лишен жилья.

Согласно ст. 48 Конституции Республики Беларусь от 1994 г.: «Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья».[

Использование частного жилищного фонда регулируется целым рядом базовых нормативных актов, таких как Указ № 565, ЖК Республики Беларусь (гл.6), ГК Республики Беларусь (гл.18).

По статистическим данным, по состоянию на 1 января 2006 г. частный жилищный фонд составлял 183 071,3 тыс. м2 общей площади.

Частный жилищный фонд включает жилые помещения, находящиеся в собственности граждан или организаций негосударственной формы собственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.