p align="left">Актуальными являются вопросы как правильнее и справедливее распределить жилые помещения государственного жилищного фонда, а также рационально использовать уже существующий жилищный фонд. ЖК Республики Беларусь является систематизированным нормативным актом, в котором содержатся нормы права, регулирующие жилищные правоотношения в условиях перехода страны к рыночной экономике. Он базируется на ст. 48 Конституции Республики Беларусь от 1994 г., которая определила, что право граждан республики на жилье обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. При этом гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилье предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.[ учебник Концептуально ЖК Республики Беларусь согласуется с Национальной жилищной программой, что позволяет создать должное правовое обеспечение жилищной реформы. Этому будет способствовать и то, что при доработке ЖК Республики Беларусь были максимально учтены положения нового Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК), который был принят 07 декабря 1998 г. и введен в действие, как и Жилищный кодекс, с 01 июля 1999 г., в частности такие существенные акты гражданского оборота, как приобретение права собственности на жилое помещение, его отчуждение, наем, отдача в залог и др.[ В полном соответствии с формами и субъектами права собственности, предусмотренными ГК Республики Беларусь, Жилищный кодекс Республики Беларусь дает новую классификацию жилищных фондов. Они подразделяются на государственный и частный, каждый вид в свою очередь имеет по две разновидности. Государственный жилищный фонд состоит из республиканского (жилые помещения, находящиеся в республиканской собственности) и коммунального (жилые помещения, находящиеся в собственности административно-территориальных единиц). Частный жилищный фонд включает жилищный фонд граждан (индивидуальные жилые дома и квартиры, находящиеся в собственности граждан) и жилищный фонд юридических лиц негосударственной формы собственности (жилые помещения, находящиеся в собственности различных негосударственных предприятий и организаций, а также организаций граждан-застройщиков - ЖСК, ЖК, МЖК, КИЗ). По каждому из видов жилищных фондов в Кодексе дается регулирование правоотношений, связанных с получением (приобретением в собственность), пользованием и распоряжением жилыми помещениями. Жилищный кодекс, сохраняя в принципе действовавшую ранее систему учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в домах государственного и общественного жилищных фондов (по классификации прежнего ЖК Республики Беларусь) на условиях договора найма, дополняет ее рядом существенных нововведений, адекватных социально-экономическим условиям перехода страны к рыночной экономике.[ Правовое регулирование жилищных отношений (отношения в области обеспечения граждан жилыми помещениями, пользования и распоряжения ими, а также сохранности жилищного фонда) осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления жилищным фондом, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами. Президент Республики Беларусь является гарантом реализации основных направлений жилищной политики Республики Беларусь. Основными задачами жилищного законодательства Республики Беларусь являются: обеспечение юридических гарантий получения или приобретения жилых помещений гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий; обеспечение свободы граждан и их организаций в реализации жилищных прав и интересов; формирование конкуренции работ и услуг на рынке жилья; создание условий свободного осуществления связанных с жилищными отношениями прав на безопасную и здоровую среду обитания, отдых, получение информации, социально-бытовое и культурное обслуживание; правовая защита жилищных и связанных с ними прав и интересов субъектов жилищных отношений. Разграничение полномочий в области регулирования жилищных отношений между республиканскими органами государственной власти и органами государственной власти местного уровня дано в статьях 17-21 Жилищного кодекса. Совет Министров Республики Беларусь в области регулирования жилищных отношений: осуществляет общее управление государственным жилищным фондом; обеспечивает соблюдение Конституции Республики Беларусь, Жилищного кодекса, иных законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь; обеспечивает исполнение республиканского бюджета в части финансирования, субсидирования и кредитования жилищного строительства; определяет компетенцию специальных органов по управлению государственным жилищным фондом; координирует инвестиционную деятельность в области жилищного строительства, развития жилищной инфраструктуры населенных пунктов; определяет типовые потребительские качества жилых помещений; принимает меры по обеспечению развития конкурентных (рыночных) отношений в области жилищного строительства, эксплуатации, обслуживания и ремонта жилых помещений; Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, как республиканский орган государственного управления жилищным фондом, осуществляет государственное регулирование жилищных отношений в области управления государственным жилищным фондом, а также использования и обеспечения сохранности государственного и частного жилищных фондов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Местные Советы депутатов в области регулирования жилищных отношений на соответствующей территории: утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении; определяют порядок управления и распоряжения коммунальным жилищным фондом в пределах, установленных законами Республики Беларусь. Областные и Минский городской исполнительные комитеты в области регулирования жилищных отношений на территории области, города Минска: проводят единую политику в области архитектуры, благоустройства, строительства, содержания, ремонта и реконструкции жилищного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства; обеспечивают комплексное развитие жилищного фонда и жилищного хозяйства; закрепляют жилые помещения коммунального жилищного фонда за коммунальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; осуществляют государственный контроль за использованием и содержанием государственного и частного жилищных фондов; обеспечивают условия для развития конкурентных (рыночных) отношений в области жилищного строительства, эксплуатации, обслуживания и ремонта жилых помещений; осуществляют контроль за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в нижестоящих исполнительных и распорядительных органах, а также за порядком соблюдения очередности в предоставлении и приобретении жилых помещений; выделяют финансовые средства на строительство жилых помещений социального пользования; обеспечивают выделение льготных кредитов, субсидий гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; отменяют решения нижестоящих исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству Республики Беларусь; принимают решения по ходатайствам собственников жилых помещений о переоборудовании или сносе непригодных для проживания жилых помещений, переводе их в нежилые, а также о сносе жилых домов в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд; решают другие вопросы в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда, отнесенные Жилищным кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь к их ведению. Районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские исполнительные и распорядительные органы в области регулирования жилищных отношений на территории района, города, района в городе, поселка, села: обеспечивают комплексное развитие жилищного фонда и жилищного хозяйства; принимают меры по созданию организаций, осуществляющих жилищное строительство, на конкурентных (рыночных) условиях; обеспечивают условия для строительства жилых помещений частного жилищного фонда; организуют строительство жилых помещений социального пользования; предоставляют гражданам и организациям в соответствии с законодательством Республики Беларусь земельные участки под жилищное строительство; предоставляют жилые помещения социального пользования; обеспечивают целевое использование и сохранность жилых помещений коммунального жилищного фонда, а также жилых помещений, принятых на обслуживание на договорной основе; ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляют им информацию по этому вопросу, а также осуществляют контроль за состоянием такого учета на предприятиях, в учреждениях, организациях; осуществляют регистрацию и учет договоров найма жилых помещений; дают разрешение гражданам на обмен жилых помещений государственного жилищного фонда; осуществляют государственный контроль за использованием и содержанием государственного и частного жилищных фондов; предоставляют субсидии; решают другие вопросы в области формирования, использования и обеспечения сохранности жилищного фонда, отнесенные Жилищным кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь к их ведению.[ Республиканское жилищное законодательство обязательно для применения на всей территории республики. Им должны руководствоваться как граждане, так и все государственные органы и юридические лица независимо от форм собственности. Неотъемлемой частью жилищного законодательства является так называемое «региональное законодательство» - нормативные акты местных органов управления и самоуправления, принимаемые, как правило, в связи с необходимостью учета местных условий. Нормотворческая деятельность местных органов власти осуществляется только в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства. Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, принятые на основании действующего законодательства, имеют обязательную силу только на соответствующей территории. С переходом к рыночной экономике основная ставка сделана на то, чтобы потребности в жилье удовлетворялись за счет жилья, которое находилось бы в частной собственности граждан. В этих целях развернуты приватизация жилищного фонда, гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются льготные кредиты и безвозмездные субсидии на строительства (реконструкцию) или на приобретения жилых помещений. Вопросы развития законодательства в сфере жилищной политики всегда были и остаются актуальными. Совершенствование нормативно-правовой базы является одной из основных задач в системе мер по проведению жилищной реформы. Жилищное законодательство должно обеспечивать полноту регулирования жилищных правоотношений при любых условиях и тем более в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики.[ ЖК Республики Беларусь имеет немало изъянов и пробелов, а также требует приведения в соответствии с законодательными актами, принятыми позднее. Кроме того, за период действия этого Кодекса наработана определенная правоприменительная, административная и судебная практика в области жилищных и связанных с ними имущественных отношений, которая также должна учитываться при совершенствовании жилищного законодательства Глава 2. Право граждан Республики Беларусь на жилище 2.1 Жилищный фонд Право на жилище является одним из важнейших социально-экономических прав, которые конституционно гарантируются каждому гражданину Республики Беларусь. Гарантии права на жилище, предусмотренные ст.48 Конституции Республики Беларусь от 1994 г., по существу имеют экономический характер. В то же время они выражаются в обязанностях, которые приняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права: развивать государственный и частный жилищный фонд; содействовать гражданам в приобретении жилья; предоставлять жилище гражданам, нуждающимся в социальной защите, бесплатно или по доступной для них плате. Никто не может быть произвольно лишен жилья. Согласно ст. 48 Конституции Республики Беларусь от 1994 г.: «Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья».[ Использование частного жилищного фонда регулируется целым рядом базовых нормативных актов, таких как Указ № 565, ЖК Республики Беларусь (гл.6), ГК Республики Беларусь (гл.18). По статистическим данным, по состоянию на 1 января 2006 г. частный жилищный фонд составлял 183 071,3 тыс. м2 общей площади. Частный жилищный фонд включает жилые помещения, находящиеся в собственности граждан или организаций негосударственной формы собственности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|