Электронное правительство в США
министерство российской федерации по связям и информатизации поволжскИЙ государственнЫЙ УНИВЕРСИТЕТ телекоммуникаций и информатики Кафедра электронной коммерции «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» В США РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ» Оглавление - Введение
- 1 Концепция электронного правительства
- 2 Структура электронного правительства
- 3 Ключевые документы
- 4 Управление «единой архитектурой»
- 5 E-Government в США
- 6 Спорные моменты
- Литература
ВведениеОдним из приоритетных направлений развития информационного общества в США является создание электронного правительства, обеспечивающего население всей необходимой информацией. Слова президента США Джорджа Буша могут послужить девизом данной инициативы: «Я намерен расширять использование Интернета для того, чтобы дать возможность гражданам получать требуемую информацию из Вашингтона тогда, когда она им необходима, а не тогда, когда Вашингтон захочет ее предоставить им. Основная цель реформирования должна состоять не в том, чтобы просто предоставить информацию людям, а в том, чтобы дать им свободу в ее использовании».США создание электронного правительства проводится под лозунгом большей открытости и подотчетности правительства гражданам. Подотчетность не сводится лишь к предоставлению какой-то нужной гражданам информации, а обеспечивается открытой спецификацией комплексов показателей работы конкретных госорганов и созданием доступных населению средств мониторинга этих показателей. Таким образом, граждане смогут сами судить об эффективности работы правительственных учреждений, а не полагаться только на заявления руководителей или вышестоящих лиц и сообщениях СМИ. И это не удивительно, ведь американский идеал - это власть народа, осуществляемая народом и для народа, а информационные технологии 21 века предоставляют гражданам новые мощные средства для претворения в жизнь этого идеала.1 Концепция электронного правительстваСуть электронного правительства заключается в перенесении деятельности правительства в Интернет, то есть организации управления государством и взаимодействия с гражданами через Интернет и другие информационные сети. Цель перевода деятельности правительства в Интернет та же, что и цель перевода деятельности частных компаний в Интернет - увеличение эффективности работы. Это достигается, как известно, во-первых, за счет прохождения процессов передачи информации и финансовых потоков фактически в режиме реального времени; во-вторых, за счет снижения затрат; и в третьих, за счет увеличения качества предоставляемых услуг. Для обычных граждан создание электронного правительства в первую очередь означает упрощение процессов обращений в государственные органы, благодаря осуществлению всех государственных функций через Интернет. То есть через Интернет граждане смогут платить налоги, получать различные справки, которые можно будет распечатать с экрана монитора на принтер, оформить различные лицензии и социальные льготы, подать заявление на брак, регистрацию организации и т.д., включая голосование на выборах - концепция электронного правительства предполагает предоставление через Интернет практически всего набора государственных услуг как для физических, так и юридических лиц. При этом фактически весь процесс происходит без прямого участия чиновников. Понятие электронного правительства E-government на Западе появилось в начале 1990-х гг., но в практическую плоскость фактически начало переходить только в последние года два. Разработкой электронного правительства занялись в первую очередь США и Великобритания, а также Италия, Норвегия, Сингапур, Австралия и некоторые другие страны (Франция, Германия, Катар, ОАЭ). Создание полноценного электронного правительства включает в себя несколько этапов.На первом этапе создаются многочисленные сайты различных министерств и ведомств, содержащие только информацию о деятельности данного ведомства. Дальнейшее развитие таких сайтов предполагает на втором этапе появления "зачатков" интерактивности, что чаще всего выражается в появлении рубрики "вопросы и ответы", где можно отправить письмо с вопросом или пожеланием. Также создаются специальные правительственные сервера, на которых граждане могут получить ответы на часто возникающие вопросы о работе правительственных структур. На третьем этапе министерские сайты становятся интерактивными - появляется различные онлайн-услуги. В США это, чаще всего, возможность уплаты штрафа или продление лицензии через Интернет, как правило, на сайтах правительств отдельных штатов или муниципалитетов. Наиболее ярким примером подобного сайта является созданный компанией IBM в штате Аризона еще в 1996 г. сервер ServiceArizona (www.servicearizona.com), на котором представлен набор услуг, начинавшийся с перерегистрации автомобилей через Интернет и расширившийся до заказа номерных автомобильных знаков, замены утраченных техпаспортов и др. В 2000 г. через ServiceArizona осуществлялось примерно 15% всех операций перерегистрации автомобилей в Аризоне. Наконец, четвертый этап включает в себя создание правительственных порталов, предоставляющих весь комплекс услуг всех государственных ведомств. Подобные "единые" правительственные порталы существуют в США - портал FirstGov.Gov. (www.firstgov.gov) открыт в 2000 г. на два года раньше, чем было изначально запланировано. Американский FirstGov.Gov является продуктом объединения 20000 отдельных правительственных сайтов, содержит около 27 миллионов страниц и позволяет американцам в онлайновом режиме осуществлять самые различные действия - от операций со своей карточкой социального страхования до заказа мест для кемпинга в национальных парках.Другая система - Open Meeting была реализована в рамках национальной инициативы по усилению контроля над деятельностью со стороны граждан. Она позволяет населению подавать предложения и получать отклики на них в интерактивном режиме по электронной почте. Одной из главных целей создания системы было упрощение проведения опросов и получения комментариев из множества разнообразных источников. По имеющимся данным, участие в работе Open Meeting приняли более 3 тысяч человек, высказавших около 1200 предложений. Данная система предполагает исключительно свободный обмен мнениями, проведение дебатов и вынесение окончательных решений. Особой разновидностью правительственных порталов являются особые региональные информационные порталы, объединяющие широкий диапазон как государственных услуг, так и услуг частного сектора - работа с различными государственными и муниципальными службами, объектами электронной торговли, интернет-банкинга, интернет-образования. 2 Структура электронного правительстваДля эффективной работы будущие варианты электронных правительств должны состоять из нескольких основных крупных взаимосвязанных друг с другом блоков, главной особенностью которых является обеспечение предоставления государственных услуг в любой момент времени. Электронное правительство - это "круглосуточное правительство". Основой всей работы электронного правительства является создание внутренней правительственной сети, объединяющей все органы государственной власти на территории страны, а также их отделения за рубежом. Следующим шагом после создания информационной правительственной сети является формирование в рамках этой сети единой правительственной базы данных, где аккумулируется вся правительственная информация, включая базу данных гражданах и организациях, функционирующих на территории страны. Таким образом, единая правительственная сеть должна поддерживать следующие функции: 1. поддержание потоков информации между различными правительственными ведомствами;2. исключение дублирования или противоречивости информации между различными ведомствами;3. возможность контроля исполнения на всех этапах решения любого вопроса, выявление случаев коррупции и мошенничества. Второй блок собственно и есть предоставление комплекса всех государственных услуг гражданам через Интернет путем формирования единого правительственного портала, работающего с правительственной базой данных. Через такой портал граждане в удобной и доступной форме могут получить всю информацию о деятельности правительства и удовлетворить все свои потребности, связанные с функционированием правительственных структур. Функционирование единой базы данных требует внесения или ее изменения определенной информации о каждом пользователе только один раз, после чего новые сведения автоматически будут направлены в каждое правительственное ведомство, которое должно быть оповещено об этом. Это концепция так называемая "единых точек контакта", предоставляющих возможность, подключившись к одному правительственному сайту, решать свой вопрос одновременно с несколькими ведомствами. Третий блок - формирование единого правительственного электронного рынка для удовлетворения экономических потребностей правительственных ведомств, то есть для проведения тендеров и осуществления государственных заказов. Создание единого правительственного рынка преследует цель сокращения государственных расходов благодаря осуществлению электронных закупок и услуг для нужд правительства по оптимальным ценам (за счет проведения электронных тендеров). Кроме того на этом рынке могут продаваться излишки государственной продукции или конфискованные товары. Кроме того, крупный правительственный портал, к которому в перспективе будут обращаться практически все граждане страны - это, по сути говоря, огромный медиаресурс, обладающий большим потенциалом для проведения государственной пропаганды. С созданием единого правительственного портала в рамках электронного правительства государство получает в свои руки средство для информационного обеспечения своей деятельности, средство для воздействия на общественное мнение. Особое место в концепции электронного правительства занимает возможность прямого обращения ко всем государственным чиновникам через Интернет. Для этого существует несколько основных способов. Наиболее распространенные из них - это предоставление публичного адреса электронной почты, либо создание на сайте ведомства специальной формы для отправки сообщения в государственное учреждение. Посредством подобной формы или по электронной почте любой гражданин может написать любые пожелания и замечания по деятельности конкретного ведомства, а также задать интересующие его вопросы. При этом предполагается, что ответ будет дан либо по электронной почте, либо выложен на ведомственном сайте в специальной рубрике "ответы". Наибольший же интерес пользователей сети вызывают чаты с крупными государственными деятелями, например, с главами государств или председателями правительств. На Западе это довольно частое явление, особенно перед выборами. Неоднократно проводились чаты с участием бывшего президента США Билла Клинтона. Как правило, подобные чаты проводятся не напрямую с высшими государственными чиновниками, а через специальных модераторов ради избегания нежелательных эксцессов, которые время от времени имеют место. 3 Ключевые документыКлючевыми рамочными документами являются:ь Стратегия «Электронного Правительства» (E-Government Strategy. Implementing the President's Management Agenda for e-Government. Simplified Delivery of Services to Citizens. February 27, 2002). В Стратегии излагаются цели и принципы создания «электронного правительства», проблемы и барьеры на пути его построения, описываются принципы реализации стратегии, а также приводится описание 24 президентских инициатив в области создания «электронного правительства».ь Стратегия «Электронного правительства» (E-Government Strategy. Implementing the President's Management Agenda For E-Government. April 2003). Документ содержит краткое изложение основных положений предыдущей стратегии, описывает достижения Федерального правительства в области создания «электронного правительства» за прошедший 2002 год, а также устанавливает приоритеты и реперные точки (milestones) на 2003-2004 годы. Приложение к документу содержит подробное изложение достижений по каждой из 24 президентских инициатив, методы измерения прогресса, а также ключевые опорные точки по дальнейшей их реализации. Кроме того, в приложении содержится план действий по реализации инициатив, предусмотренных Законом об Электронном Правительстве 2002 г (E-Government Act of 2002).Комплекс мероприятий стратегии исходит из необходимости реализации 24 общеправительственных инициатив по четырем ключевым направлениям:1. Отдельные граждане (правительство-граждане G2C): построение удобного для использования единого «окна доступа», чтобы облегчить гражданам доступ к высококачественному правительственному сервису.Основные результаты: использование Интернет для предоставления таких услуг как пенсионное обеспечение, предоставление кредитов, учебных и образовательных материалов. Ключевые направления бизнеса - социальные услуги, рекреационные и природные ресурсы, субсидии и кредиты, сбор налогов.2. Бизнес (правительство-бизнес G2B): уменьшение правительственного давления на бизнес посредством устранения необходимости предоставления избыточных данных, и использование современных коммуникаций для развития электронного бизнеса.Основные результаты: уменьшение накладных расходов на бизнес; ключевые направления - регулирование, экономическое развитие, торговля, разрешительно-лицензионная деятельность, субсидии и кредиты, управление активами.
Страницы: 1, 2, 3
|