Финансовый план как составная часть бизнес - плана компании
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ БИЗНЕС - ПЛАНА КОМПАНИИ СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования 1.1 Понятие и роль бизнес-плана в современных условиях 1.2 Финансовый план, как главный раздел бизнес-плана Глава 2. Общая характеристика и анализ экономической деятельности предприятия ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация" 2.1 Общая характеристика предприятия 2.2 Анализ финансового состояния предприятия Глава 3. Общая характеристика разработанного бизнес-плана ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация" на 2007 год 3.1 Содержание раздела бизнес-плана "Предприятие и его деятельность" 3.2 Содержание разделов бизнес-плана "Финансовый план" и "Основные показатели деятельности предприятия" 3.3 Обзор программных продуктов для создания финансовых планов Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ Анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования. В условиях рыночной экономики бизнес-планирование -- это рабочий инструмент, используемый во всех видах предпринимательства, а бизнес-план является важным документом, который систематически обновляется. В него вносятся изменения в связи с переменами, происходящими внутри предприятия (фирмы) и на рынке, где оно функционирует [4, с.6]. Рыночная экономика предъявляет к руководителям достаточно высокие требования. Это объясняется повышением конкуренции, а значит, и ответственности за проводимые и принимаемые решения, планы, идеи. Руководитель все чаще становится перед выбором: либо повышать свою долю персональной ответственности и риска, либо распределить их между партнерами, улучшив шансы на осуществимость своих планов, но снизив уровень собственных притязаний на получение выгоды. В любом случае риск должен быть оправдан. Инструментом к повышению степени осуществимости идей и проектов любого типа служит планирование. Любую сложную проблему можно разделить на более простые, а затем детализировать и рассмотреть вероятность их осуществления [6, с.10]. Этот метод лежит в основе бизнес-планирования. Процесс бизнес-планирования сложный и трудоемкий, поэтому нужны экономические знания, навыки и опыт. Мировая практика показывает, что большинство предприятий терпят большие убытки только потому, что не предусмотрели или неправильно прогнозировали изменения внешней среды и не оценили своих возможностей. Планирование важно и для того, чтобы убедить партнеров и инвесторов в правильности выбранного пути, а для этого нужно, по крайней мере, ознакомить их с вашими планами. Естественно, что их будут волновать лишь гарантии и возможности своевременного и полного расчета с ними, а также получение выгоды. Партнеров по бизнесу интересует, какие цели бизнеса вы ставите и как они будут сочетаться с их собственными интересами, а потенциальных клиентов и конкурентов -- то, в какой степени и каким образом ваша деятельность отразится на их бизнесе и что надо предпринять, чтобы избежать столкновения интересов. Задачу согласования интересов в бизнес-плане решить достаточно сложно, но сделать ее реально выполнимой еще сложнее. Поэтому бизнес-план рассматривает все проблемы сразу, с различных позиций и в разных вариантах [27, с.5]. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью планирования производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия. Бизнес-план необходим как для внутрифирменного планирования, так и для обоснования получения средств из внешних источников. Успех предприятия (фирмы) будет обеспечен в том случае, если все имеющиеся ресурсы будут направлены на достижение цели и использованы с максимальным эффектом, чему немало способствуют разработка и внедрение бизнес-плана [7, с.5]. Целью настоящей работы является разработка комплекса мероприятий по совершенствованию хозяйственной деятельности ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация" на основе использования бизнес-плана предприятия. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: 1) рассмотрены теоретические основы бизнес-планирования; 2) изучены структура и виды современного бизнес-плана; 3) проанализировано финансовое состояние предприятия и результативные показатели его коммерческой деятельности; 4) рассмотрены современные программные продукты для создания бизнес-плана; 5) разработаны и оценены организационно-экономические мероприятия, направленные на совершенствование деятельности исследуемого предприятия. Объектом исследования данной работы является Областное государственное унитарное предприятие "Липецкоблтехинвентаризация", действующее в г. Липецке и созданное в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах деятельности и получения прибыли. В качестве предмета исследования выступает система бизнес-планирования хозяйственной деятельности предприятия. Основными методами исследования служат все виды сравнительного анализа, а также формализованные критерии, то есть коэффициенты и показатели, рассчитываемые по определенным формулам. Практическая значимость работы состоит в том, что комплекс предлагаемых мероприятий, рассмотренных в рамках бизнес-планирования будет способствовать совершенствованию деятельности ОГУП "Липецкобл-техинвентаризация", а это позволит добиться финансового оздоровления предприятия, расширить ассортиментный перечень предлагаемых услуг, увеличить ежедневную выручку, привлечь дополнительных клиентов и более полно удовлетворять их потребности. Теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов: Бурова И.С., Горемыкина В.А., Ляпунова С.И, Попова В.М., Сергеева А.А., а также Федеральные законы, Постановления Липецкого областного Совета депутатов, Распоряжения администрации Липецкой области и законодательные акты. Методологическую основу исследования составляет системный подход, включающий исследование внешнего окружения и внутренних сторон изучаемого объекта. Системный подход, предполагающий учет философии менеджмента, методов выживания на рынке, метода превращения сложного в простое, восхождения от абстрактного к конкретному, использования принципов анализа и синтеза. Данная работа выполнена с использование программ пакета Microsoft Office - Microsoft Word 2000, Microsoft Excel 2000. ГЛАВА 1. Теоретические основы бизнес-планирования 1.1 Понятие и роль бизнес-плана в современных условиях Бизнес-план появился в России в начале 90-х годов и был принципиально отличным от действующих документов. Отнеслись к нему с прохладцей, многие поначалу не обратили на него внимание, другие, обратив, не придали должного значения, придерживаясь привычных технико-экономических обоснований [8, с.13]. Вскоре, однако, выяснилось, что бизнес-план, если к нему отнестись серьезно, требует знаний отечественного бизнеса, его глубин. Не все и не сразу стали разрабатывать, предъявлять и требовать бизнес-план. Ранее авторитетные финансовые институты, такие как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, и ведущие консультационные фирмы часто заявляли, что одной из проблем низкой инвестиционной активности инвесторов является то, что предъявляемые документы не только не позволяют принять решение о финансировании, но и не дают возможности даже примерно оценить эффективность полученных предложений. В наше время бизнес-план становится для предпринимателя все более важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана. Если вы не представите грамотный бизнес-план, никто не будет серьезно рассматривать вашу идею. Бизнес-план представляет собой краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса (сделки). Он является важнейшим инструментом при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяет выбрать наиболее перспективные решения и определить средства их достижения [20, с.7]. Бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования предприятия, показывает, каким образом его руководители собираются достичь своих целей и задач. Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации. То есть в нем описываются основные аспекты будущего предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется (или не исключено, что столкнется) и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем. Таким образом, основная цель бизнес-плана - достижение разумного и выполнимого компромисса между тем, чего фирма хочет и чего может достичь. План призван показать работникам и потенциальным инвесторам целостность предлагаемого курса, продемонстрировать, как одно вытекает из другого. Бизнес-план предназначен для решения следующих задач: 1) обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определенный период времени; 2) управления бизнесом; 3) использования в качестве средства получения необходимых инвестиций, "приманки" для инвесторов; 4) использования в процессе планирования в качестве постоянно обновляемого инструмента внутрифирменного управления, что делает фирму восприимчивой к разного рода нововведениям (технического, технологического, информационного, организационного, экономического и иного характера); 5) рекламы предполагаемого бизнеса, так как создает деловую репутацию и выступает визитной карточкой предприятия; 6) использования в качестве документа, страхующего успех предлагаемого бизнеса; 7) использования в качестве инструмента самообучения, организующего процесс познания и самопознания. Бизнес-план рассматривается как творческий процесс, требующий профессионализма и искусства. Разработка бизнес-плана должна подчиняться следующим основополагающим принципам: - гибкости, что дает возможность постоянно адаптировать план к изменениям среды, в которой функционирует данная фирма; - непрерывности, что предполагает "скользящий" характер планирования; - коммуникативности, что определяет координацию и интеграцию усилий, т.е. в расчетах плана все должно быть взаимосвязано и взаимозависимо; - интерактивности, что означает творческий характер планирования и неоднократную проработку уже составленных разделов плана; - многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели; - участия, предусматривающего возможность вовлечения в процесс планирования всех участников будущей организации; - адекватности, т.е. отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Бизнес-план представляет собой документ, в котором формируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации, средства и конечные финансовые показатели работ. Целью разработки бизнес-плана является необходимость спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов [9, с.11]. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи: - определить конкретные направления деятельности предприятия, целевые рынки и место предприятия на этих рынках; - сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия, стратегию и тактику их достижения; определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; - выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям; оценить расходы по их созданию и реализации; - выявить соответствие имеющихся кадров предприятия и условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей; - определить состав маркетинговых мероприятий предприятия по изучению рынка, рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.; - оценить финансовое положение предприятия и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; - предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана. Как правило, бизнес-план разрабатывается на несколько лет (на три - пять) с разбивкой по годам. Данные на первый год даются с разбивкой по месяцам (кварталам), а на последующие годы - в годовом исчислении. В фирме может возникнуть ситуация, когда годовой бизнес-план уточняется и продлевается на следующий год.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|