на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции

Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции

2

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра экономики предприятия

Курсовая работа

на тему «Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции»

Студента

ГРВЭД-1, 3-й курс М. Н. Власенко

Научный руководитель:

Кандидат экономических наук, доцент Г. К. Оноприенко

Минск 2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…3-4

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРИДПРИЯТИЯ………………………………………………………..……..5-19

1.1. Инновационный процесс. Сущность и классификация инноваций………5

1.2. Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия…...8

1.3. Формы реализации инновационной политики предприятия…………….14

1.4. Конкурентоспособность продукции. Механизм влияния инновационной политики на конкурентоспособность продукции……………………………..17

2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПО «МИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД»………………………………………………………………………20-36

2.1. Общие сведения о предприятии…………………………………………...20

2.2. Инновационный план ПО «Минский тракторный завод»………………..21

2.3. Инновационная составляющая производственной программы предприятия……………………………………………………………………...26

2.4. Маркетинговые инновации…………………………………………………29

2.5. Персонал предприятия как основа успешной инновационной деятельности……………………………………………………………………..35

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПО «МИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД»…………………………………….37-45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………46-47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………48-49

ВВЕДЕНИЕ

Конец XX - начало XXI столетия характеризуется бурными событиями в жизни человеческого общества. Сдвиги в экономических, политических, социальных его структурах периодически кардинально меняют устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. Появляются новые разновидности средств и предметов труда, транспортных средств, средств связи, новые формы организации труда и управления на предприятиях.

В основе этих движений - научно-технический прогресс, темпы которого все более ускоряются. Глубина связанных с ним преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом хозяйстве делают жизненно необходимым для каждой страны не только участие в этом процессе, но также изучение и восприятие международного опыта организации научно-технического развития. Это является особенно важным для Республики Беларусь, которая определила переход на инновационное развитие национальной экономики основной задачей социально-экономического развития. Успех на этом пути в значительной степени зависит от наличия инновационного механизма, соединяющего развитие научной идеи, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в массовое производство. Поэтому актуальность темы работы и её значимость связаны с необходимостью проведения эффективной инновационной политики на белорусских предприятиях с целью достижения более высоких результатов хозяйствования, в частности повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.

Объектом данной работы является инновационная политика предприятия, предметом - влияние инновационной политики на конкурентоспособность производимой предприятием продукции.

Цель работы - исследование проблем повышения конкурентоспособности продукции предприятия на основе его инновационной политики. Для достижения данной цели автор работы предусматривает решение следующих задач:

1) изучение научно-теоретических подходов, сущности, особенностей и принципов инновационной политики предприятия;

2) исследование механизма влияния инновационной политики на конкурентоспособность продукции;

3) изучение целей и способов проведения инновационной политики производственного объединения «Минский тракторный завод»;

4) определение путей повышения эффективности инновационной политики и конкурентоспособности продукции производственного объединения «Минский тракторный завод».

При написании теоретической части работы использовались труды белорусских и российских учёных-экономистов. Данные статистического характера базируются на основе материалов научно-практических конференций, а также белорусских периодических изданий.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРИДПРИЯТИЯ

1.1. Инновационный процесс. Сущность и классификация инноваций.

В основе происходящих в настоящее время изменений в экономических, политических, социальных структурах общества лежит научно-технический прогресс, темпы которого все более ускоряются. Глубина связанных с ним преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом хозяйстве делают жизненно необходимым для каждой страны не только участие в этом процессе, но также изучение и восприятие международного опыта организации научно-технического развития. Успех на этом пути во многом зависит от наличия инновационного механизма, соединяющего научную идею, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в массовое производство.

Инновационный процесс - понятие комплексное и многоуровневое. В него включаются не только оригинальные идеи, разработка новой технологии и получение нового продукта. Чрезвычайно важны также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых технологий и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков. Иначе говоря, в инновационном потоке особое значение приобретает инфраструктура - система подготовки соответствующих кадров, каналы распространения научной информации, финансовые способы активизации научного поиска и т. п. Без построения необходимой инфраструктуры любое изобретение может стать лишь достоянием истории науки и техники.

Инновационный процесс открывает большие возможности для национальной экономики в целом, однако в то же время он таит в себе угрозы отставания от других хозяйственных систем в случае несвоевременной реакции на происходящие глобальные изменения, так как появление новых изобретений способствует увеличению скорости морального износа уже имеющихся техники и технологий, обесценению постоянного капитала, значительный рост издержек, и, в конечном итоге, падению конкурентоспособности национальной продукции. К тому же современный научно-технический прогресс дает возможность альтернативных путей развития и применения одной и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различными результатами с точки зрения эффективности. Риск неточного выбора направления разработки чрезвычайно велик и может привести к утрате позиций на рынке, потере самостоятельности национальной экономики в мировом сообществе. При равенстве затрат на НИОКР результаты могут быть весьма различны.

В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей.

Предприятие - базовое звено экономики. Процесс внедрения инноваций охватывает все стороны деятельности предприятий. Сам поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

Итак, инновационная деятельность - это деятельность, направленная на получение новых знаний и продуктов, результатом которой является коммерческая реализация новых технических средств, технологий, новой продукции, материалов, новых методов организации и управления производством и др., дающая экономический (доход, прибыль), социальный, экологический либо иной эффект [6, c. 210].

В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок. Следует различать понятия «новшество» и «инновация» [7, c.271]. Новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности с целью повышения её эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, организационную, производственную или другую структуру и т. п. Инновации - это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке с целью получения определённого положительного эффекта. Всё многообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков [4, c. 410]. (рис. 1.1.).

Рис. 1.1. Классификация инноваций

Инновации, с одной стороны, являются средством реализации стратегических альтернатив развития предприятия, и, с другой - средством повышения конкурентоспособности продукции и экономических показателей предприятия.

Создание, освоение и коммерциализация новшеств включает ряд стадий и этапов, составляющих инновационный цикл. Структуру инновационного цикла можно представить в виде:

ФИ - ПИ - М - Рт - Пр - ОС - ПП - Р (1)

где ФИ - фундаментальные исследования; ПИ - прикладные исследования; М - маркетинговые исследования; Рт - разработки (технические, технологические); Пр - проектирование; ОС - освоение; ПП - промышленное производство; Р - реализация.

На предприятиях, чтобы сократить фазы разработки и внедрения в производство, продлить стадию эксплуатации и предотвратить фазу спада, разрабатывается и реализуется инновационная стратегия и инновационная политика.

1.2. Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия.

Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде всего, в выработке и реализации инновационной стратегии и инновационной политики.

Инновационная стратегия - это система целей долговременного развития предприятия и мер по их достижению на основе инноваций. Она может быть агрессивной и оборонительной [5, c. 178]. Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия.

Также различают новаторскую, имитационную и венчурную стратегии. Новаторская стратегия направлена на обеспечение высокой конкурентоспособности продукции путём самостоятельной разработки и внедрения инноваций большой степени радикальности с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации. Эта стратегия связана с различными рисками, основными из которых являются [5, c. 178]:

1) инновационный риск, определяемый ошибочностью идеи инновации, недостижением предполагаемого результата, моральным старением инноваций, особенно радикальных;

2) технологический риск, связан с тем, что даже при успешном испытании инновация может быть неэффективной в производстве вследствие увеличения периода освоения, неточности в оценке ожидаемых затрат и т. д.;

3) коммерческий риск - связан с неопределённостью результатов больших затрат на маркетинг продукта радикальной инновации вследствие конкуренции, а также действия других рыночных факторов;

4) финансовый риск - связан с возможностью ошибок в оценке единовременных затрат (инвестиций) и будущих доходов; он аккумулирует в себе все вышеперечисленные виды рисков и другие риски (политический, страновой и т. д.).

Имитационная стратегия направлена на использование уже известных продуктовых, технологических и других инноваций с незначительным их усовершенствованием. Она предусматривает разработку с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации, за исключением этапов НИОКР, конструкторской и технологической подготовки (начинается с разработки проекта и строительства). При данном виде стратегии значительно снижаются технологический, коммерческий, инновационный и финансовый риски, что обусловливает широкое её использование в мировой практике.

Венчурная стратегия предполагает использование предприятием инновационных разработок венчурных предприятий. Венчурные предприятия занимаются разработкой инноваций в быстро развивающихся отраслях промышленности, охватывая стадию разработки (НИОКР, подготовка конструкторской, технологической и проектной документации) и фазу внедрения (классический венчур). Эти предприятия могут также сопровождать разработанную инновацию в производстве на предприятии-потребителе (венчур сопровождения). В первом случае (классический венчур) венчурное предприятие несёт весь инновационный риск, а во втором (венчур сопровождения) - также часть технологического риска. Поэтому предприятия, использующие венчурную стратегию, связаны с меньшими рисками по сравнению с другими стратегиями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.