на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции
p align="left">Инновационная политика ПО «МТЗ» и в дальнейшем будет направлена на совершенствование собственной сбытовой сети. Так, если в 2003 г. реализация тракторной техники через неё составляла 63,9 %, то в 2006 г. эта доля увеличилась почти до 90 %. Такая политика позволила увеличить объёмы экспортной реализации продукции и, соответственно, получить больше прибыли. А это, в свою очередь, привело к стабилизации финансово-экономической ситуации на предприятии.

В последние годы намечается тенденция перехода с массового производства на мелкосерийный, что обусловлено сокращением одинаковых моделей тракторов в одном заказе (среднее количество тракторов по одному заказ-наряду - 36,3). Это дает возможность предприятию совершенствовать ассортимент производства, осуществлять инновационные разработки, пользующиеся спросом на мировом рынке.

Маркетинговая стратегия и исследования предприятия свидетельствуют о том, что важное место в расширении экспортных возможностей ПО «МТЗ» занимает выставочная деятельность, позволяющая знакомить потребителей сельскохозяйственной техники с новыми моделями тракторов и машин на их основе, а также устанавливать тесные деловые и торговые контакты. Маркетинг-центр ПО «МТЗ» совместно с заводскими подразделениями организовывает участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, как на международном, так и на национальном уровнях, демонстрационных показах сельскохозяйственных технологий, выставках-показах тракторной техники, машин лесного и коммунального хозяйства. Так, за 11 месяцев 2007 г. «Минский тракторный завод» как самостоятельно, так и в составе экспозиций Министерства промышленности Республики Беларусь, участвовал в 27 международных выставках в странах дальнего зарубежья (Испания, Венгрия, Франция, Чехия, Китай, Финляндия, Бразилия, Великобритания, Германия и др.). Ожидается, что такая практика позволит увеличить экспортные поставки и продвинуть продукцию предприятия на новые рынки.

2.5. Персонал предприятия как основа успешной инновационной деятельности

Профессионализм персонала ПО «МТЗ» является бесспорной основой в достижении и сохранении позиций в бизнесе, осуществлении инновационной деятельности.

На предприятии создана наилучшая модель взаимоотношений с персоналом. Пристальное внимание уделяется всему комплексу социальных вопросов: от организации досуга и отдыха детей работников до пенсионного обеспечения уходящих на заслуженный отдых ветеранов. Создано дочернее предприятие «МТЗМедсервис», которое объединяет сеть здравпунктов, профилактический центр на территории завода, поликлинику, оснащённую современным диагностическим и лечебным оборудованием, а также пансионат «Рудня» и базу отдыха «Вяча». Ежегодно на медицинское обслуживание персонала расходуется около 4 млрд. рублей, в том числе около 1 млрд. - на профилактические мероприятия. На предприятии работает 8 детских дошкольных учреждений, которые посещают 900 детей работников.

Главная цель кадровой политики, проводимой на предприятии, - достижение экономической эффективности по всем направлениям работы с персоналом на основе всестороннего учёта всех факторов, влияющих на мотивацию работника, ведущих к наиболее полному раскрытию его потенциала. Рост объёмов производства, специфика изготовления конкурентной продукции, непрерывно меняющийся внешний рынок, а также многие другие факторы требуют от работников предприятия основательной подготовки во многих областях. Огромное внимание уделяется переподготовке и повышению квалификации рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей. Так, в 2006 г. курсы повышения квалификации в высших и средних специальных учебных заведениях прошли 1,5 тыс. работников предприятия без отрыва от производства. Руководителями предприятия активно ведется работа по повышению мотивации персонала. Премирование работников производится за качество выполнения проектов и процессов.

Эффективная кадровая политика даёт позитивные результаты. В патентную службу ПО «МТЗ» в среднем каждый день подается по четыре рационализаторских предложения. Ежегодно в производство внедряется 1,3-1,5 тыс. рационализаторских предложений, экономический эффект от которых (экономия материальных, топливно-энергетических ресурсов и др.) составляет 5-6 млрд. рублей, подаётся 30-40 заявок на изобретения, промышленные образцы и полезные модели.

Таким образом, на ПО «МТЗ» проводится успешная инновационная политика, представляющая собой комплексное сочетание производственной, инвестиционной, маркетинговой, внешнеэкономической и кадровой политик, целью которой является рост эффективности деятельности всего комплекса предприятия и повышение конкурентоспособности производимой продукции.

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПО «МИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД»

Основным критерием эффективности инновационной политики ПО «МТЗ» является создание конкурентоспособной продукции, отвечающей всем требованиям международных стандартов, максимально унифицированной выпускаемой и ожидаемой на рынке сельскохозяйственных тракторов. Учитывая это, и в первую очередь, требования заказчиков, предприятие продолжает работы по освоению производства новых образцов тракторов. Кроме того, развитие инновационной деятельности в объединении позволяет осваивать производства плугов для всех выпускаемых моделей тракторов, а также лесотехнических комплексов и других машин и механизмов, позволяющих переоснастить сельскохозяйственную и лесную отрасли Республики Беларусь отечественной высокопроизводительной техникой, исключить ручной труд работников.

На предприятии постоянно развивается и совершенствуется материально-техническая база исследовательских центров и лабораторий. Научно-технический центр ПО «МТЗ» оснащён комплексом современного оборудования и позволяет проводить все виды испытаний тракторов и их узлов в соответствии с требованиями нормативной документации Республики Беларусь, зарубежных стран и международных организаций, в т. ч. и на соответствие Директивы ЕС и правилам ЕЭК ООН.

Продукция ПО «МТЗ» подлежит обязательной сертификации в национальной системе сертификации, системе сертификации Российской Федерации, проверке на соответствие национальным и международным требованиям стран ЕС. Качество продукции предприятия поддерживается на высоком уровне. Анализ качества тракторов по результатам эксплуатации в Беларуси показывает, что количество отказов гарантийных тракторов снижается ежегодно на 4-5 %. Структура отказов тракторов за период с 2001 по 2006 гг. характеризуется следующими данными:

- 20-25 % - отказы узлов собственного изготовления;

- 67-77 % - отказы по вине покупных комплектующих;

- 3-7 % - отказы по вине потребителя.

Из приведенных данных видно, что в основном надёжность тракторов определяется качеством покупных изделий. Поэтому актуальным направлением инновационной политики является работа с поставщиками по повышению качества поставляемых материалов и, следовательно, повышению качества и конкурентоспособности готовых изделий. В настоящее время на 97 % от общего количества поставляемых материалов имеются альтернативные поставщики, договора с которыми заключаются на тендерной основе. Одним из главных требований, предъявляемых к поставщикам комплектующих, является проведение сертификации на соответствие требованиям ИСО 9000. ПО «МТЗ» рекомендует предприятиям-поставщикам внедрять систему менеджмента качества, соответствующую требованиям международного стандарта ИСО 9001-2000.

Также предприятию необходимо проводить мероприятия по совершенствованию деталей и комплектующих собственного производства. Так, проведенные в 2005 г. мероприятия позволили снизить долю дефектов узлов собственного производства в среднем на 23 %.

ПО «МТЗ» проводит постоянную работу по повышению качества выпускаемой продукции и достижению успехов в повышении престижа и привлекательности тракторов с маркой «Белорус». Основными документами, определяющими направления работ по повышению качества продукции, являются «Комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности, технического уровня, надёжности, качества и сервиса продукции МТЗ», планы НИОКР по созданию новых моделей тракторов, программой «Автотракторокомбайностроение», целевые программы по повышению качества и надёжности техники ПО «МТЗ» и другие директивные документы.

По результатам оценки технического уровня разработанных тракторов основные их показатели соответствуют или превосходят показатели зарубежных аналогов:

Таблица 3.1.

Оценка технического уровня тракторов «Белорус» (по данным карт технического уровня)

Модели тракторов

Модель трактора-аналога, выбранного для оценки технического уровня, страна (фирма) производитель

Комплексный коэффициент оценки технического уровня

«БЕЛОРУС-320» и модификации

Ламборджини R235DT, Италия

1,067

«БЕЛОРУС-622»

Джон Дир 5300, США

1,145

«БЕЛОРУС-570/572»

Мэсси Фергюсон 670, Англия

1,030

«БЕЛОРУС-1005» и модификации

Кейс 1594, Англия

1,011

«Белорус-1221» и модификации

Форд 8340, США

1,033

По законодательным требованиям стран-потребителей в 2005-2011 гг. на ПО «МТЗ» осуществляется выпуск тракторов, соответствующих требованиям по экологии Первой ступени Директивы ЕС № 2000/25 (Tier-1) и Второй ступени (Tier-2), а также внедрение Третьей степени (Tier-3А).

Понимая важность задачи по обеспечению сельского хозяйства качественными конкурентоспособными тракторами, ПО «МТЗ» будет стремиться к улучшению их качества за счёт совершенствования конструкции тракторов, применения более качественных комплектующих, внедрения новых технологий и оборудования, позволяющих выпускать качественные изделия.

Основными задачами инновационной политики, стоящими перед предприятием в перспективе до 2010 г. являются:

- повышение конкурентоспособности производимой продукции;

- наращивание объёмов выпуска энергонасыщенных тракторов и тракторов новых моделей;

- расширение модельного ряда выпускаемых тракторов «Белорус» со специфическими чертами, отличающими их от тракторов фирм-конкурентов;

- сохранение устойчивых позиций на имеющихся рынках, учёт пожеланий и запросов покупателей на различных рынках.

Анализ ситуации на региональных рынках в 2004-2006 гг. свидетельствует о создании благоприятной ситуации для реализации сельскохозяйственной техники. Рынок вступил в очередную фазу подъёма (в последние годы средний прирост объёма мирового рынка составляет 5-7 % в год). Спрос на сельскохозяйственную технику в среднесрочной перспективе будет носить характер эволюционных преобразований с колебаниями в обе стороны относительно медленно возрастающего тренда.

Тенденции развития рынка предполагают наличие возможностей для наращивания объёмов продаж техники производства ПО «МТЗ» на рынках стран с развивающейся экономикой, стран СНГ и сохранение продаж на существующем уровне в странах Западной Европы и Северной Америки.

К 2011 г. уровень обновления продукции планируется довести до 0,4 (для сравнения: 2006 г. - 0,21).

Экспортная стратегия ПО «МТЗ» предусматривает доведение удельного показателя экспорта в общем объёме реализации продукции до 89 % к 2011 г.

Основные цели маркетинговой стратегии РУП «МТЗ» на 2007-2011 гг.:

- увеличение выпуск и поставку потребителям тракторов и машин в 2011 г. до 75000 шт., в том числе на экспорт - 66800 шт.

- изменение к 2011 г. по сравнению с 2005 г. структуры поставляемых тракторов и машин в сторону увеличения доли энергонасыщенных тракторов, тракторов, соответствующих экологическим стандартам «Евро-2» и «Евро-3» (рис. 3.1.).

Рис. 3.1. Удельный вес энергонасыщенных тракторов в общем объёме экспорта тракторов в 2007-2010 гг.

В настоящее время предприятие выпускает технику, соответствующую стандартам «Евро-2». Однако планируется, что с 2009 г. на развитые рынки оно будет поставлять исключительно инновационную технику стандарта «Евро-3». Количество тракторов с двигателями «Евро-2» для поставки потребителям в 2010 г. составит 4500 шт., производство и отгрузка энергонасыщенных тракторов к 2011г. - 28000 шт. Также необходимо улучшать технические параметры производимых тракторов (к 2011 г. планируется наладить массовое производство тракторов с мощностью в 450 лошадиных сил).

ПО «МТЗ» - первое в Республике Беларусь предприятие, которое начало использовать передовые клиент-сервисные технологии при построении общезаводской информационной системы. Преимуществами такого построения системы являются максимальная доступность данных для всех пользователей системы в соответствии с их ролью, экономия ресурсов системы за счёт централизации хранения и обработки данных, наличие эффективных централизованных средств сетевого и системного администрирования, позволяющих осуществлять контроль за функционированием сети, обеспечивающих необходимую гибкость и динамическое изменение конфигурации системы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.