p align="left">Браковочное число - контрольный норматив, являющийся критерием для забраковывания партии и равный минимальному числу дефектных единиц товаров выборки; включаются: дефектные единицы, единицы, у которых неправильно установлен сорт, ненадлежащая маркировка, нарушена комплектность. Для непродовольственных товаров учитывают приемочный уровень дефектности, которая представляет собой долю дефектных единиц продукции (число дефектов/100 ед). Коэффициенты сортности, дефектности - для определения качества продукции. Коэффициент сортности - отношение суммарной стоимости продукции, выпущенной за определенный период времени к суммарной стоимости этой же продукции в пересчете на ее наивысший сорт. Коэффициент дефектности продукции - средневзвешенное количество дефектов, приходящая на единицу продукции. Фальсификация товаров Фальсификация - это действие, направленное на обман покупателя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью. При фальсификации обычно подвергаются подделке одна или несколько характеристик товара. В связи с этим выделяются несколько видов фальсификации: ассортиментная (видовая), качественная, стоимостная, информационная. Для каждого вида существуют свои способы подделки товаров. При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной или частичной замены товаров его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков. Заменители - значительно дешевле по сравнению с натуральным продуктом, имеет пониженные потребительские свойства, но идентичны по наиболее характерным признакам. Качественная фальсификация - подделка с помощью пищевых и непищевых добавок для улучшения аргонолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств или замена товара высшей градации качества низшей. Количественная фальсификация - обман потребителей за счет значительных отклонений параметров товаров (масса, объем), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Стоимостная фальсификация - обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене товаров больших размеров. Информационная фальсификация - обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. Не точно указываются: наименование продукта, страна происхождения товара, фирма-изготовитель, количество товара, срок хранения, годности, время выработки. Состояние качества продукции в г. Екатеринбурге Потребительский рынок Екатеринбурга является одним из наиболее развитых в стране. Так, объем розничного товарооборота по непродовольственным товарам составляет на душу населения - 20,0 тыс. руб. (в среднем по Свердловской области - 15,2 тыс.руб.), что превышает аналогичный показатель в таких городах как Челябинск, Новосибирск, Уфа, Нижний Новгород, Самара, Пермь и др. На долю товаров легкой промышленности в городе Екатеринбурге в общем объеме реализации непродовольственных товаров приходится 30,1%. Городской товарный рынок в настоящее время насыщен различными по ценам, ассортименту, качеству швейными, текстильными, трикотажными, обувными, меховыми изделиями. Товары легкой промышленности реализуются в фирменных магазинах, в торговых центрах и имеют наибольший удельный вес среди товаров, реализуемых на вещевых и смешанных рынках (67,8%). Одной из существенных проблем на рынке товаров легкой промышленности является качество реализуемой продукции. Несмотря на то, что за последние 3 года возросли объемы продаж качественных изделий, в основном это увеличение имело место в дорогом сегменте фирменной одежды и обуви. Данные по обращениям горожан в Комитет по защите прав потребителей показывают, что товары легкой промышленности являются объектами почти 50% подобных претензий. Наибольшее число обращений по непродовольственным товарам касается продажи некачественной обуви (33% от общего числа обращений), одежде и белью (8%). Это же подтверждается данными выборочных проверок Управления Госторгинспекции РФ по Свердловской области: на рынке г. Екатеринбурга забраковывается 50% тканей, 13% швейных изделий; 31,4% бельевого трикотажа; 15,5% верхнего трикотажа. Для решения проблемы качества реализуемых товаров необходимо повышение эффективности контроля за соблюдением законодательства в области технических стандартов и технических условий как для ввозимых, так и производимых на территории города товаров. Существенное число нарушений прав потребителей связано с продажей на рынке фальсифицированной и контрафактной продукции, а также большим поступлением ее (до 70%) по нелегальным каналам. В связи с этим в данной области также требуется повышение эффективности деятельности контролирующих органов. Определенную роль в формировании предложения качественных товаров на потребительском рынке играют местные товаропроизводители. На предприятиях легкой промышленности города выпускаются текстильные, швейные, обувные, меховые изделия. В отрасли функционирует 26 предприятий (1 - по производству тканей, 1 - ковровых изделий, 3 - трикотажных изделий, 10 - швейных изделий, 4 - обуви, 1 - меховых изделий и 1 - игрушки), из них 20% - малые производства. Наиболее успешными предприятиями являются ООО «Пальметта», ЗАО «Союз-текс», ООО СП «Зартекс», ЗАО «Свердловский камвольный комбинат» и другие. В 2004 г. предприятиями отрасли было выпущено продукции на 812,8 млн. руб., что составило 1,2% от общего объема промышленной продукции города и 82% - областного отраслевого производства. Как показали маркетинговые исследования, 67% опрошенных горожан удовлетворены качеством изделий легкой промышленности города. Опрошенные потребители преимущественно покупают одежду в торговых центрах (48%). Для 68,5% опрошенных преобладающим мотивом при выборе магазина является качество товара, 46% отдают решающую роль уровню цен, а 43% - ассортименту товаров; выбор магазина для 28% опрошенных зависит от уровня обслуживания и 24% - от дизайна продукции, соответствию ее течению моды. При выборе одежды для 52% опрошенных определяющим мотивом является качество при удовлетворительной цене, а 32% опрошенных при выборе одежды рассматривают только качество. За последние 3 года 57% участвующих в опросе потребителей стало для себя приобретать более дорогие товары, а 78% - более качественные товары. По мнению 59% потребителей, ассортимент продукции лучше представлен в торговых центрах. В отношении же дизайна (соответствия моде) и качества потребители отдают предпочтение фирменным магазинам импортных товаров (78% и 63% опрошенных соответственно). 52% потребителей считают, что потребности в ассортименте удовлетворены в большей степени по бельевому трикотажу, 39% - по верхнему трикотажу, 37% - по блузкам и столько же процентов потребителей находят большее удовлетворение потребностей в ассортименте по меховым изделиям (37%). Удовлетворение потребностей в современном дизайне, моде 48% опрошенных потребителей относят в большей степени к заслуге меховых изделий, верхнему трикотажу по удовлетворению данных потребностей отдают предпочтение 37% опрошенных, кожаным изделиям - 35%, брюкам - 35% и блузкам - 33%. Потребности в ценовом разнообразии в большей степени удовлетворены по бельевому трикотажу (так считают 35% из участвующих в опросе потребителей), а 33% в этом отношении выделяют верхний трикотаж, 31% - меховые изделия. В большей мере потребителям известна продукция ЗАО “Пальметта” (81,5% знают этого производителя) и ОАО “Уралобувь” (80% отметили этого производителя). 70% из опрошенных потребителей не стремятся приобрести продукцию местных производителей товаров, а 22% приобретают эту продукцию по причине доступной цены. Таким образом, решение проблемы повышения качества жизни всех категорий горожан связано с увеличением предложения на потребительском рынке качественных товаров легкой промышленности на основе: - повышения эффективности контроля за соблюдением законодательства в области технических стандартов и технических условий как для ввозимых, так и производимых на территории города товаров, а также за нелегальным ввозом и выпуском фальсифицированной и контрафактной продукции; - увеличения предложения на рынке конкурентоспособной продукции местного производства на базе повышения ее качества, расширения ассортимента, внедрения современного дизайна и формирования привлекательного имиджа товаропроизводителей. Выявление потребительских предпочтений (мягкая мебель) в г. Тольятти Однородная группа непродовольственных товаров, по которой проводился опрос - мягкая мебель Количество респондентов - 33 человека. Из них: 20 женщин, 13 мужчин. Таблица 1 Распределение респондентов по полу и возрасту |
Возраст (пол) | Мужчины | Женщины | Всего: | | 18 - 24 | 2 | 3 | 5 | | 25 - 34 | 2 | 7 | 9 | | 35 - 44 | 4 | 5 | 9 | | 45 - 59 | 4 | 4 | 8 | | 60 и более | 1 | 1 | 2 | | Всего: | 13 | 20 | 33 | | |
Из результатов данной таблицы следует, что основная группа потребителей мягкой мебели среди опрошенных - это женщины в возрасте 25 - 44 лет. Таблица 2 Зависимость активного приобретения мягкой мебели от пола потребителей |
Периодичность приобретения мягкой мебели | Процент от числа ответивших на вопрос | | | мужчины | женщины | | каждые 3 года | 6,25 | 6,25 | | каждые 5 лет | 6,25 | 12,5 | | каждые 10 лет | 15,63 | 31,25 | | каждые 15 лет | 9,38 | 12,5 | | Всего: | 37,5 | 62,5 | | |
По результатам табл. 2 можно сделать вывод, что, в основном, российские потребители меняют мягкую мебель каждые 10 лет (46,88 %), причем менять мягкую мебель каждые 3 года может позволить себе лишь наименьшая часть опрашиваемой аудитории (12,5 %). Таблица 3 Активность приобретения мягкой мебели в зависимости от уровня доходов |
Периодичность приобретения мягкой мебели | Уровень среднемесячного дохода | | | до 5000 руб. | 5000 - 10000 руб | 10000 - 15000 руб. | свыше 15000 руб. | | каждые 3 года | | | 3,12 | 9,38 | | каждые 5 лет | | 3,12 | 9,38 | 6,25 | | каждые 10 лет | 9,38 | 21,88 | 12,5 | 3,12 | | каждые 15 лет | 9,38 | 9,38 | 3,12 | | | Всего: | 18,76 | 34,38 | 28,12 | 18,75 | | |
Таким образом, можно заметить, что у основной части респондентов уровень среднемесячного дохода равен 5000 - 10000 тыс. руб. Каждые 3 года менять мебель себе могут позволить только респонденты, имеющие среднемесячный доход выше 10000 руб, а каждые 5 лет - выше 5000 руб. А потребители, чей среднемесячный доход не превышает 5000 руб., имеют возможность менять мягкую мебель каждые 10-15 лет. Таблица 4 Зависимость предпочтений конфигураций мягкой мебели от возраста |
Конфигурация товара | Процент от числа ответивших на вопрос | | | 18 - 24 | 25 - 34 | 35 - 44 | 45 - 59 | 60 и более | | угловой диван | | 9,1 | 9,1 | 6,1 | | | диван-кровать | 6,1 | 9,1 | 12,1 | 12,1 | 3 | | кресло-кровать | 6,1 | 3 | | | | | затрудняюсь ответить | 3 | 6,1 | 6,1 | 6,1 | 3 | | Всего: | 15,2 | 27,3 | 27,2 | 24,3 | 6 | | |
Учитывая данные табл. 4 можно сделать вывод, что кресло-кровать пользуется спросом у населения в возрасте до 35 лет, причем наиболее активные потребители данной конфигурации - молодежь. Конфигурация мягкой мебели, пользующаяся наибольшим спросом во всех возрастных группах респондентов - это диван-кровать. Таблица 5 Предпочтение мягкой мебели по виду обивки (в зависимости от активности потребления) |
Вид обивки | Процент от числа ответивших на вопрос | | | каждые 3 года | каждые 5 лет | каждые 10 лет | каждые 15 лет | | искусственная кожа | 6,25 | 3,13 | 3,13 | | | флок-бархатистые | 3,13 | 6,25 | 15,62 | 6,25 | | гобелен-хлопок | | 3,13 | 12,5 | 6,25 | | затрудняюсь ответить | 3,13 | 6,25 | 15,62 | 9,37 | | Всего: | 12,51 | 18,76 | 46,87 | 21,87 | | |
Из результатов данной таблицы следует, что обивку из кожи, в основном, предпочитают потребители, приобретающие мягкую мебель каждые 3 года. Для большого количества (34,37 %) респондентов было затруднительно ответить на заданный по поводу предпочитаемой обивки мягкой мебели вопрос. Таблица 6 Оценка показателей качества мягкой мебели в зависимости от возраста потребителей |
Показатели качества изделия | Процент от числа ответивших на вопрос | | | 18 - 24 | 25 - 34 | 35 - 44 | 45 - 59 | 60 и более | | торговая марка | 3 | 6,1 | 6,1 | 9,1 | 3 | | стоимость | 6,1 | 9,1 | 12,1 | 6,1 | 3 | | дизайн изделия | 6,1 | 9,1 | 3 | 6,1 | | | затрудняюсь ответить | | 3 | 6,1 | 3 | | | Всего: | 15,2 | 27,3 | 27,3 | 24,3 | 6 | | |
Таким образом, можно сделать вывод, что основным показателем качества изделия во всех возрастных группах является стоимость изделия (36,4 %), торговую марку, как показатель качества изделия, считают 27,3 % респондентов, а дизайн изделия - 24,3 % опрошенных. Таблица 7 Готовность платить больше за товар с гарантированным качеством в зависимости от активности потребления |
| Процент от числа ответивших на вопрос | | | каждые 3 года | каждые 5 лет | каждые 10 лет | каждые 15 лет | | готов(а) | 12,5 | 15,63 | 37,5 | 12,5 | | не готов(а) | | | 3,13 | 3,13 | | затрудняюсь ответить | | 3,13 | 6,25 | 6,25 | | Всего: | 12,5 | 18,76 | 46,88 | 21,88 | | |
Таким образом, проведенное исследование показывает, что, в основном, российские потребители выражают готовность платить больше за товар с гарантированным качеством (78,13 %), 15,63 % респондентов затрудняются однозначно ответить на заданный вопрос, и лишь 6,25 % опрошенных однозначно отказались платить больше за товар с гарантированным качеством.
Страницы: 1, 2
|