на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конкурентный потенциал предприятия

Конкурентный потенциал предприятия

3

ВВЕДЕНИЕ

Переход российской экономики, в том числе и в инвестиционно-строительной сфере, к рыночным отношениям обусловил реформирование хозяйственных связей, появление конкуренции на рынке подрядных работ. Вошедшие в нашу жизнь сравнительно недавно рыночные отношения усложнили задачу выживания фирм. Усложнилась внешняя среда, воздействие которой на фирмы постоянно меняется. Претерпевают эволюционные изменения техника и технология, изменяются запросы клиентов и возможности конкурентов. Организация, чтобы выжить, должна уметь приспосабливаться к изменениям внешней среды.

В настоящее время сформирован рынок подрядных работ, на котором функционирует более 160 тысяч строительных предприятий. В строительстве произошли структурная перестройка и адаптация к работе в рыночных условиях, сформировались многообразные формы собственности. Так, в России в настоящее время доля негосударственного сектора в общем объеме подрядных работ достигла 87%. В государственной собственности остались предприятия и организации, приватизация которых запрещена или нецелесообразна. Частными фирмами выполняется более 50% объемов работ. В промышленности строительных материалов практически весь объем продукции производится непосредственно негосударственными предприятиями.

Процесс становления и развития конкуренции между строительными организациями носит противоречивый характер, так как имеет две противоположные тенденции:

· уменьшение уровня конкуренции для крупных и средних строительных организаций (в основном генподрядных). Их общее количество сократилось с 22,4 тысяч до 5,4 тысяч, или в 4,1 раза, т.е. уровень конкуренции снизился примерно в 1,8 раза;

· значительное повышение уровня конкуренции в среде малых предприятий (в основном субподрядных). Их общее количество увеличилось с 48,4 тысяч до 112,9 тысяч или в 23 раза, а уровень конкуренции вырос в 53 раза (с учетом сокращения подрядных работ в 23 раза).

Одним из объективных условий деятельности строительных организаций России в современных условиях хозяйствования является получение заказов через тендерные торги и означает становление рыночных отношений в строительстве. Договора подряда заключаются без указаний вышестоящих органов управления на договорных принципах (свобода выбора подрядной организации или заказчика, сроков строительства и договорной цены строительства объекта).

Таким образом, от строительных организаций и инвестиционно-строительных компаний теперь требуется не только умение организовывать эффективное ведение строительного производства, но, прежде всего, получать заказы на это производство, доказывать потенциальным инвесторам свои возможности наилучшим образом удовлетворять их запросы по качеству строительно-монтажных работ, срокам возведения объектов, их стоимостным параметрам, размерам последующих затрат на эксплуатацию и т. п. Следует отметить, что требования, предъявляемые к инвесторам-застройщикам, постоянно повышаются.

В условиях формирования и развития конкурентной среды на рынке капитального строительства стратегия организаций должна быть направлена, прежде всего, на достижение и развитие конкурентных преимуществ, создающих превосходство над конкурентами. На рынке капитального строительства конкуренция оказывает влияние и на стратегию организаций, а их стратегия, в свою очередь, влияет на рынок и уровень конкуренции.

За годы проведения рыночной реформы (с 1991 по 2001 годы) объем подрядных работ в России сократился примерно в 23 раза. Это вызвало сокращение общей численности занятых в строительстве с 9020 тыс. чел. до 5015 тыс. чел., загрузки производственных мощностей со 100% до 58%, что свидетельствует об усилении конкуренции на рынке подрядных работ.

Среди главных причин обострения конкуренции чаще отмечаются глобализация рынков, уменьшение информационных преимуществ, ускорение НТП, нехватка стратегически важных ресурсов. В качестве конкурентных стратегий, как правило, выделяют превалирование по издержкам производства, специализацию, повышение качества продукции и ее соответствие мировым стандартам, дифференциацию.

Однако особенности формирования конкурентной среды в строительстве недостаточно изучены. Встречаются лишь отдельные фрагменты, косвенно раскрывающие теоретические и методологические аспекты оценки и управления. Работы таких авторов, как Долинской М.Г., Соловьева И.А. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. - М.: Изд-во стандартов, 1991. - 128 с., Романова А.Н. Романова А. И., Ибрагимова А. Р. Конкурентоспособность строительных предприятий: теория и практика анализа. -- Казань: КГА-СА, 2002. - 172 с. , Азоева Г.Л. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика.-- М.: Центр экономики и маркетинга, 2003. -- 208 с., Игольникова Г., Патрушевой Е. Игольников Г., Патрушева Е. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства. // РЭЖ. 1995. №11., Михайлова О.В. Михайлов О. В. Основы мировой конкурентоспособности. -- М.:«Познавательная книга плюс», 1999. -- 592 с., Селезнева А.З. Селезнев А. 3. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России.- М.: Юристъ, 1999. - 384 с. посвящены конкурентоспособности товара и услуги. Отдельные аспекты конкурентоспособности предприятия разработаны значительно меньше и представлены в трудах Герчиковой И.Н. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. - М.: Внешторгиздат, 2001. - 264 с., Шагиахметовой Э.И. Шагиахметова Э. И. Методы оценки конкурентоспособности строительных предприятий. Автореф. дис. на соискание ученой степени к.э.н. - М.: 2002. , Яичникова Е.А. Яичников Е.А. Оценка конкурентоспособности строительной фирмы // Экономика строительства. - 1997. - 367 с., Матвейчука В Матвейчук В. Теоретические и методологические основы оценки и повышения конкурентоспособности строительных предприятий (на материалах строительных предприятий Польши). Автореф.дис. на соискание ученой степени д.э.н. -- Минск, 2005.. Методы и механизмы оценки и повышения конкурентоспособности предприятия разработаны на уровне общих подходов для отдельных проблем и носят качественный характер.

Целью курсовой работы является определение конкурентного потенциала ОАО «Башгипроагропром».

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы конкуренции в целом и конкурентоспособности предприятия;

- провести анализ конкурентного потенциала предприятия;

- определить пути повышения конкурентоспособности предприятия.

1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ЕГО КОММЕРЧЕСКОГО УСПЕХА

1.1 Понятие конкурентоспособности

По определению П. Самуэльсона “…конкурентная система - сложный механизм непроизвольной координации, действующий через систему цен и рынков, механизм связи, служащий для объединения знаний и действий рыночных индивидов” Самуэльсон П. А. Экономика. Т.1. - М.: «Наука», 1993. - С. 54.. В отечественной литературе понятие конкуренции несколько конкретизировано: “… в общем случае конкуренцию можно определить как тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогичным образом можно определить конкуренцию между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке”.

Приведенные определения раскрывают внутреннюю сущность явления конкуренции, описывают его как категории экономической теории.

Понятие “конкуренция” может рассматриваться как с позиций микроэкономики (т.е. деятельности конкретной фирмы), так и с макроэкономической точки зрения (т.е. рынка в целом): “Конкуренция - борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли; состязательность хозяйственных субъектов на рынке, где ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на рынке”.

Именно благодаря наличию конкуренции происходит постоянное обновление и усовершенствование продукции предприятий, формируются новые более эффективные формы хозяйствования, развивается НТП.

Конкурентоспособность продукции определяется основными потребительскими товарными свойствами (в основном качеством); ценность их может быть определена как экспертным, так и объективно. В стоимостном выражении определяется объем реализации за конкретный промежуток времени.

Хотя конкуренция предприятий на рынке принимает характер конкуренции самой продукции, рассмотрение последней в отрыве от процессов ее обеспечения не является верным. Сущность принципиальных отличий понятий конкурентоспособности предприятия и продукции сводится к тому, что: а) первое применимо к длительному периоду; б) субъектами оценки здесь выступают как потребитель, так и производитель.

Конкурентоспособность предприятия является величиной, определяемой экспертными и расчетными методами и поддается количественной оценке.

Конкурентоспособность продукции определяется основными потребительскими товарными свойствами (в основном качеством); ценность их может быть определена как экспертным, так и объективно. В стоимостном выражении определяется объем реализации за конкретный промежуток времени.

Конкурентоспособность предприятия является величиной, определяемой экспертными и расчетными методами и поддается количественной оценке.

Конкурентоспособность предприятия зависит от эффективности управления им.

Применительно к строительной отрасли можно сказать, что устоявшегося определения конкурентоспособности строительного предприятия как экономической категории еще нет. Существующие принципиальные отличия в экономической природе строительной продукции и продукции других отраслей не позволяют механически переносить теорию и методы оценки конкурентоспособности из одной сферы в другую.

Для определения конкурентоспособности строительного предприятия неоюбходимо учитывать специфику производимой продукции. Поскольку строительная продукция, как правило, имеет длительный жизненный цикл, обусловленный долгим сроком службы, а обеспечение ее конкурентоспособности целесообразно в стратегическом плане, то первое вышеизложенное отличие, по отношению к строительной отрасли, становится несущественным. Что касается второго отличия, то производитель также может оценивать конкурентоспособность продукции в зависимости от номенклатуры включаемых параметров. Т.е. основное отличие конкурентоспособности предприятия и продукции заключается, прежде всего, в более полном наборе характеристик, детерминирующих конкурентоспособность предприятия. При этом ключевой целью ее оценки становится выявление слабых сторон в производственно-хозяйственной деятельности и разработка системы мероприятий по их улучшению.

Таким образом, понятие «конкурентоспособность строительных (инвестиционно-строительных) предприятий» следует рассматривать в тесной взаимосвязи с основной целью их деятельности -- реализацией инвестиционных проектов. По экономическому содержанию конкурентоспособность обеспечивается комплексом маркетинговых, информационно-рекламных, финансово-инвестиционных, научно-производственных и кадровых целенаправленных мероприятий управляющей компании (предприятия), позволяющих получить наилучшие результаты в процессе достижения конечной цели инвестиционных проектов.

Возможна оценка конкурентоспособности через сравнение собственного предприятия с конкурентом по ряду обобщающих показателей функционирования. Сложность этого процесса связана с труднодоступностью информации, с затратами по сбору и обработке информации, а также с недостаточно корректным применением ряда методов такой оценки.

Рассмотрение конкурентоспособности как степени реализации экономической стратегии фирмы дает возможность выявить рост или падение конкурентоспособности на основании анализа технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности, и их динамики. Причем это должна быть система оценочных методов анализа складывающейся конкретной экономической ситуации, выработка необходимых рекомендаций и прогнозирование деятельности и развития предприятия.

1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности любого предприятия, можно разделить на две группы: внешние факторы, отражающие условия работы предприятия, которые выражаются в соотношении спроса и предложения на его услуги, модели рынка, системе налогообложения, государственной поддержке отрасли и т. п. и факторы, зависящие от работы предприятия, характеризующие эффективность и качество его работы.

Учитывая многообразие работ, целесообразно структурировать их по критерию принадлежности к среде предприятия (приложение А). Обеспечение оптимального соотношения составляющих элементов в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности организаций означает управление конкурентоспособностью и определяет ее уровень.

Следует отметить, что выделенные в схеме элементы являются многофакторными характеристиками, которые, в свою очередь, необходимо рассматривать как сложные самостоятельные объекты управления.

Рассматривая строительную организацию как частный случай предприятия на основе общих положений, скорректированных и адаптированных к специфике отрасли, можно сформировать структуру факторов, влияющих на конкурентоспособность строительной организации. В составе двух комплексов факторов внешней и внутренней среды можно выделить однородные взаимосвязанные группы. Среди производственно-технологических, научно-технических, организационных факторов внутренней среды проблемы в управлении конкурентоспособностью создают предъявляемые повышенные требования к проектированию, организации и выполнению СМР: наличие лицензии на производство определенных видов строительно-монтажных работ, специальной техники и технологий, уровень квалификации и опыт кадров, размещение и удаленность производственных баз от мест строительства и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.