p align="left">Построим кривую АВС в системе координат. График приведен на рисунке 9.
9 10 1 2 3 5 4 8 7 6 номер товара А В С Рис. 9. Распределение товаров по методу АВС
Товары группы А - важнейшие товары, на которые приходится большая часть денежных средств, вложенных в запасы. Размеры запасов по позиции А постоянно контролируются, точно определяют издержки, связанные с закупкой, доставкой и хранением, а также размер и момент заказа. Из графика видно, что в группу «А» попали, т.е. дают 80% результата следующие товары: 1. Питьевая вода (5л) 2. Питьевая вода (3л) 3. Буратино (1,5л) 4. Лимонад (1,5л) 5. Дюшес (1,5л) 6. Квас Замоскворецкий (1,5л) В группу «В» попали, т.е. дают 15% результата следующие товары: 1. Апельсин (1,5л) 2. Минеральная вода (0,5л) В группу «С» попали, т.е. дают 5% результата следующие товары: 1. ССН “Ананас” (2л) 2. ССН “Вишня” (2л) Дифференциация ассортимента по методу XYZ Дифференциация ассортимента товаров методом XYZ осуществляется в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования. Признаком, на основе которого товары делятся на группы X, Y, Z, является коэффициент вариации спроса, определяемый для каждой позиции ассортимента. Коэффициент вариации спроса по отдельным позициям ассортимента (? ) рассчитывается по формуле. где, хi - i-е значение спроса по оцениваемой позиции; х?- среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции; n- число кварталов, за которое произведена оценка. Порядок проведения анализа XYZ: 1.Определение коэффициентов вариации по отдельным позициям ассортимента. 2.Группировка объектов управления в порядке возрастания коэффициента вариации. 3.Построение кривой XYZ-анализа. 4.Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа X, группа Y, группа Z.. Расчет коэффициента вариации спроса приведен в таблице 4. График кривой XYZ приведен на рисунке 10. В группе Х включены товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем. В группу «Х» попали, т.е. находящиеся в интервале 0 ? ? < 10%: 1. Питьевая вода (3л) 2. Питьевая вода (5л). В группы Y включены товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y - средние. В группу «Y» попали, т.е. находящиеся в интервале 10 ? ? < 25%: 1. Минеральная вода. В группу «Z» включены товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объем реализации товаров группы Z сложно. В группу «Z» попали, т.е находящиеся в интервале 25% ? ? < ?: 1. Буратино 2. Лимонад 3. Дюшес 4. Апельсин 5. Квас Замоскворецкий 6. ССН “Ананас” 7. ССН “Вишня” Построим матрицу ABC - XYZ Таблица 4а - Матрица ABC - XYZ |
AX 9, 10 | BX - | CX 9, 10 | | AY - | BY 8 | CY - | | AZ 1, 2, 3, 5 | BZ 7 | CZ - | | |
Таблица 4б Значение матрицы ABC - XYZ |
| A | B | C | | X | AX: Высокая скорость оборота Высокая предсказуемость спроса | BX: Средняя скорость оборота Высокая предсказуемость спроса | CX: Низкая скорость оборота Высокая предсказуемость спроса | | Y | AY: Высокая скорость оборота Средняя предсказуемость спроса | BY: Средняя скорость оборота Средняя предсказуемость спроса | CY: Низкая скорость оборота Средняя предсказуемость спроса | | Z | AZ: Высокая скорость оборота Низкая предсказуемость спроса | BZ: Средняя скорость оборота Низкая предсказуемость спроса | CZ:Низкая скорость оборота Низкая предсказуемость спроса | | |
Выводы: для товарных позиций, входящих в группы AX, AY, AZ выбирается индивидуальная технология управления запасами. Например, для товаров группы AX следует рассчитать оптимальный размер заказа и контролировать ежедневно. Для группы AY период между проверками следует увеличить. Управление запасами товаров, входящих в группы BX, BY, BZ может осуществляться как индивидуально, так и одинаково по группам, меняются только сроки планирования и способы доставки. Управление запасами товаров, входящих в группы СX, СY, СZ может осуществляться с применением более длительных периодов. Таким образом, к таким товарам, как Питьевая вода 3л. (№9) и Питьевая вода 5л. (№10) следует применить как стратегию управления, включающую расчёт оптимального размера заказа и ежедневный контроль, так и управление запасами с применением более длительных периодов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|