Маркетинговое исследование рынка услуг маршрутных такси города Харькова
7 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» Кафедра экономики и маркетинга КУРСОВОЙ ПРОЕКТ на тему: «Маркетинговое исследование рынка услуг маршрутных такси города Харькова» Выполнила: студентка группы экономического факультета IV курса, специальности Проверил: Харьков-2007 Содержание Введение 1 Определение предмета исследования. Постановка проблемы, требующей решения 2 Формулировка гипотез и определение состава собираемой информации 3 Разработка плана исследования 3.1. Определение состава наблюдаемых переменных 3.2. Источники получения информации 3.3. Выбор метода проведения исследования 3.4. Выбор метода записи и хранения 4 Организация сбора информации 5 Запись, проверка и первичная обработка информации 6 Анализ и интерпретация информации 7 Выводы и рекомендации Список использованной литературы Приложение А введениеМаркетинговые исследования - сложная и комплексная процедура. Она включает в себя ряд вопросов, на которые нужно найти ответы, и набор решений, которые нужно принять согласно методике, выбранной для достижения результата исследования. Под маркетинговым исследованием понимается любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей службы маркетинга. В ходе маркетинговых исследований организация получает информацию, которая может быть использована для разработки возможных маркетинговых мероприятий, включая определение проблем маркетинга, оценки этих мероприятий, оценки эффективности их реализации, совершенствования общего представления о маркетинге как явлении и процессе. Каждая проблема исследования требует особого подхода к её решению. Каждая проблема является уникальной в своем роде, и исследовательская процедура, как правило, разрабатывается с учетом ее особенностей и значения для предприятия. Процесс маркетинговых исследований - это последовательность этапов по разработке, реализации исследовательского проекта, включающая определение проблемы, выбор проекта, определение метода сбора данных, разработку форм, проектирование выборки, сбор данных, анализ и интерпретацию данных, подготовка отчета о результатах исследования. Весь этот комплекс действий осуществляется отделом маркетинга предприятия или специальными организациями, целенаправленно занимающимися исключительно специальными маркетинговыми исследованиями. Цель любого маркетингового исследования заключается в получении первичных данных и переработке их в первичную информацию, адекватную целям исследования. После проведения исследования на основе собранной ранее вторичной и полученной в ходе исследования первичной информации будет принято соответствующее маркетинговое или управленческое решение. 1 Определение предмета исследования. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ТРЕБУЮЩЕЙ РЕШЕНИЯ В таком крупном городе как Харьков, который является одновременно и деловым, и торговым, и транспортным, и культурным, и научным центром Украины, общественный транспорт не только является неотъемлемой составляющей жизни города, но и жизненно важной составляющей экономики и социальной сферы города, и жизни горожан. В сложившихся условиях, когда растёт благосостояние граждан, увеличивается и количество автомобилей в городе, а в дополнение к этому, на дорогах города присутствует множество автотранспортных средств из других городов и стран. И при таком громадном увеличении нагрузки на центральные магистрали города, по ним вынужден перемещаться ещё и городской транспорт, включая и маршрутные такси. И даже, несмотря на то, что маршрутные такси являются наиболее манёвренным и быстрым видом наземного транспорта, они также всё чаще и на всё более долгие промежутки времени попадают в пробки в часы пик. Помимо этого, в городе произошли большие изменения в структуре жилого фонда, появилось большое количество офисных центров, торговых точек, станций метро и других объектов, разных по назначению и размерам. Отсюда и перенаправление людских потоков, которое уже не всегда соответствует старым маршрутам общественного транспорта, в основном сохранившихся со времён перестройки. В соответствии с изменяющимся ландшафтом города требуется коррекция маршрута транспорта. Для более полного удовлетворения потребностей пассажиров в транспортных услугах, а также для большей экономической эффективности работы самого транспорта, необходимо провести исследование и оптимизировать маршрут движения. Существующий маршрут №45 создан сравнительно недавно - в прошлом году. Маршрут начинается на Алексеевке, на перекрёстке проспекта Людвига Слободы и проспекта Победы, и заканчивается возле станции метро «Научная». Протяжённость маршрута составляет 7 км 300 м. на нём работает 72 машины. Он был запущен в экспериментальном режиме, и помимо него через этот отрезок пути проложено ещё большое количество маршрутов разных видов наземного и подземного транспорта. Кроме того, на ближайшие годы существует перспектива открытия новых станций метро, которые в совокупности с существующими станциями Алексеевской линии метро продублируют этот маршрут. Итак, проблема данного исследования состоит в том, что возникла необходимость коррекции и оптимизации работы маршрута городского маршрутного такси. Целью данного исследования, проводимого в курсовом проекте, является оптимизация работы маршрута маршрутного такси автотранспортного предприятия «Герць». Предметом исследования является работа маршрутного такси. 2 ФОРМУЛИРОВКА ГИПОТЕЗ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА СОБИРАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ После того, как определены проблема и цели исследования, наступает следующий этап исследования, который состоит в формулировке поисковых вопросов и определении состава информации, которую необходимо собрать. Поисковые вопросы, формулируемые на данном этапе, - это вопросы, на которые и должно дать ответы проводимое исследование. Поисковые вопросы составляются в соответствии с обозначенной проблемой исследования. Они служат для подразделения всего массива информации на составляющие для более эффективного поиска ответов, и впоследствии на их основе будут составляться анкетные вопросы. Эти вопросы необходимы для определения рода нужной информации, её объёма и состава. Формулировка поисковых вопросов и параметров будет отображена в виде таблицы 1. Таблица 1. Поисковые вопросы и параметры |
Поисковый вопрос | Параметры | | 1) Устраивает ли пассажиров наполняемость салонов | ? Количество человек, ? Достаточность количества мест. | | 2) Устраивает ли пассажиров путь следования | ? Близость пунктов назначения от пути следования маршрута; ? Близость пунктов отправки от пути следования маршрута; ? Правильность маршрута, ? Частота попадания в пробки в часы пик. | | 3) Устраивает ли пассажиров время ожидания | ? Оптимальный промежуток времени ожидания. | | 4) Устраивает ли пассажиров качество перевозок | ? Удобство салонов; ? Правильность выполнения остановок по требованию. | | 5) Категория потребителей | ? Доход; ? Род занятий. | | |
3 РАЗРАБОТКА ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Определение состава наблюдаемых переменных Далее, отталкиваясь от определённого ранее состава собираемой информации, необходимо определить ряд переменных, изменение которых будет наблюдаться. Кроме того, устанавливается тип каждой переменной и шкала измерения. Результаты заносятся в таблицу 2. Таблица 2. Анализ переменных |
Переменная | Тип переменной | Шкала измерения | | удобство салонов | | Шкала Степпера | | правильность остановки | | Номинальная шкала, дихотомический вопрос | | время ожидания | | Номинальная шкала, альтернативный вопрос | | наполняемость такси | | Шкала Степпера | | достаточно ли мест | | Номинальная шкала, дихотомический вопрос | | попадание в пробку | | Шкала Степпера | | удобство пути маршрута | | Шкала Степпера | | близость конечного пункта | | Шкала Степпера | | близость мест проживания | | Шкала Степпера | | доход | | Пропорциональная шкала, альтернативный вопрос | | род занятий | | Номинальная шкала, альтернативный вопрос | | |
3.2. Источники получения информации Главным и единственным источником получения информации для маркетингового исследования является человек. Это обуславливается тем, что исследование и направлено на отыскание потребностей человека и средств их более качественного и полного удовлетворения. Поэтому исследование проводится среди целевой аудитории, в качестве которой пронимается всё население, проживающее вблизи маршрута №45. Исследование будет проводиться непосредственно среди пассажиров маршрутного такси во время их проезда в машине, следующей по маршруту. Деле необходимо установить точное количество человек, которое необходимо опросить. Расчёт будет производиться по формуле Z2 * p * q п = ------------ , е2 где - n - объем выборки; Z - нормированное отклонение, определяемое исходя из выбранного уровня доверительности б (б = 99%, тогда Z = 2,58); p - найденная вариация ответов выборки (принимается равной 50%); q = (100 - р) = 50; е - точность или допустимая ошибка (примем равной на уровне 10%). 2,582 * 50 * 50 п = --------------- = 166 человек 102 Итак, необходимо опросить 166 человек 3.3. Выбор метода сбора информации Выбор метода сбора информации тесно связан с проблемой и решениями, принятыми на предшествующих этапах исследования. Правильно выбранный метод сбора позволяет оптимизировать получение необходимого объема информации и её качество. В курсовом проекте используется коммуникативный метод сбора информации - персональный опрос. Услуги по перевозкам - это один из немногих видов услуг, востребованны почти всеми слоями населения, независимо от возраста и вкусов. Но, несмотря на такую востребованность, маркетинговое исследование необходимо провести, для того, чтобы узнать, какие именно составляющие услуги имеют наибольшее значение для потребителей, каковы предпочтения и нужды потребителей, и какие составляющие предоставляемой услуги нужно модернизировать. Для такого исследования более всего подходит опрос в форме анкетирования. Опрос - метод маркетингового исследования, который рассматривается как способ получения первичной маркетинговой информации при помощи привлечения посторонних людей. Сущность любого опроса состоит в получении ответа на интересующий вопрос от отдельных лиц 3.4. Выбор метода записи и хранения Анкета - это наиболее распространенный инструмент проведения исследования и сбора данных. Анкета - это список вопросов, на которые опрашиваемый должен дать определённые ответы. Анкета является достаточно гибким инструментом потому, что вопросы можно задавать разными способами.
Страницы: 1, 2, 3
|