Маркетинговое исследование охранных систем "Техкомсервис-Украина"
2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» Кафедра экономики и маркетинга КУРСОВОЙ ПРОЕКТ на тему: «Маркетинговое исследование рынка» Выполнил: студент группы экономического факультета специальность: Проверил: Харьков 2007 содержание- ВВЕДЕНИЕ 3
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ 5
- 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА СОБИРАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ И ФОРМУЛИРОВКА ПОИСКОВЫХ ВОПРОСОВ 7
- 3. РАЗРАБОТКА ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ 8
- 3.1 Определение состава наблюдаемых переменных 8
- 3.2 Определение источников получения информации 9
- 3.3 Выбор метода сбора информации 10
- 3.4 Выбор метода записи и хранения 11
- 4. ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА ИНФОРМАЦИИ 14
- 5. ЗАПИСЬ, ПРОВЕРКА, ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ 15
- 6. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ 19
- 7. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 25
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНКЕТА 29
- ВВЕДЕНИЕ
Основной характеристикой современной действительности является острый недостаток правильной и проверенной информации, важной для принятия управленческого решения. При этом отечественные фирмы действуют на своеобразной стадии шума, где из-за постоянных изменений, колебаний и присутствия большого количества ненужных либо устаревших данных не представляется возможным делать какие-либо долгосрочные прогнозы. Тем более важным является сейчас умение проводить маркетинговые исследования, знание их технологии и организации. Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа внутренней и внешней текущей информации, является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование - комплексное понятие, которое включает все виды исследовательской деятельности, связанные с управлением маркетингом. Маркетинговые исследования однозначно необходимы для успешной работы любой фирмы. Ответы на вопросы типа: Кто пользуется услугами нашей фирмы? Почему? Зачем? Что ими движет? не только интересно, но и очень важно знать, потому что, зная ответы на эти вопросы сегодня, можно планировать деятельность фирмы, исправлять недочеты, оттачивать качество услуг, а, следовательно, привлекать большее число клиентов. Маркетинговыми исследованиями занимаются в основном крупные фирмы, которые могут позволить себе содержать специальный отдел. В таком отделе может работать от одного до нескольких десятков сотрудников. Среди сотрудников отдела - разработчики планов исследований, статистики, социологи, психологи, специалисты по моделированию. Мелкие фирмы могут обращаться с просьбой спланировать или провести такое исследование в специальную организацию или кооперироваться для их проведения. Несмотря на многообразие видов маркетинговых исследований, проводимых фирмами, в основе их лежит общая методология, определяющая порядок их выполнения. 1. 1. Определение предмета исследования Фирма Техкомсервис-Украина занимается поставками, продажей, установкой и послепродажным обслуживанием всевозможных видов электронных охранных систем, систем наблюдения и безопасности. Предметом нашего исследования являются современные системы безопасности: охранная сигнализация, видео и аудиодомофоны, видеоглазки. Проблема, требующая решения состоит в том, что рынок этой сферы достаточно мало развит, и необходимо правильно определить перспективы его роста и место фирмы в нём. В Харькове фирма работает уже несколько лет, но стремится к расширению рынка этих товаров и услуг по их использованию, и прежде всего - своей доли на этом рынке. Поэтому в ходе маркетингового исследования необходимо найти ответы на следующие вопросы: Насколько люди осведомлены о существующих современных системах безопасности, их назначении, свойствах, возможности применения их для защиты собственного жилья? Какую сумму среднестатистический человек может потратить на систему безопасности и готов ли он на текущий момент произвести ее установку у себя дома, на даче, в гараже и т.д.? Каковы основные критерии, на которые обращает внимание человек при выборе того или иного оборудования? Какой вид системы безопасности следует выделить как основной? Какой тип цен следует применять (высокий, средний, низкий)? А также ряд других вопросов. Основными целями данного исследования таким образом, являются: · анализ существующего в нашем городе рынка современных систем безопасности; · выяснение тенденций развития этого рынка. Эти цели исходя из сложившихся условий будут иметь такие подцели: · Определение сегмента потенциальных потребителей (пол, возраст, доход, образование, род занятий) для предприятия, занимающегося поставкой, монтажом и обслуживанием современных систем безопасности. · Определение спектра поставляемого и предлагаемого потребителям оборудования исходя из стоимостных и качественных характеристик. · Рассмотрение конкуренции на данном рынке в г.Харькове, определение свободной ниши для вновь создаваемого предприятия, оценка устойчивости его существования и перспектив развития. · Разработка сбытовой программы предприятия, включающей выбор наиболее эффективного вида рекламы, установку оптимального уровня цен на оборудование, разработка дополнительных сервисных услуг для стимулирования спроса. · Поиск новых рынков для рассматриваемого оборудования. 1. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА СОБИРАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ И ФОРМУЛИРОВКА поисковых вопросов Важнейшим этапом подготовки в маркетинговом исследовании является определение состава собираемой информации и формулировка поисковых вопросов и гипотез, потому что именно от правильности хода этого этапа зависит результат всего маркетингового исследования. Как правило, вопрос, который требует изучения, поднимает немало гипотез, которые мо-гут быть и взаимоисключающими, и дополняющими одна другую. При формулировке поисковых вопросов основываются на совокупности имеющейся информации, которая может быть найдена в ряду имеющихся теорий, производственного и управленческого опыта, или итогов предыдущих маркетинговых исследований. Результаты формулировки поисковых вопросов сводятся в таблицу 1. Таблица 1. Поисковые вопросы и параметры |
Поисковые вопросы | Параметры | | 1.Насколько люди осведомлены о существующих системах безопасности, возможности их применения их для защиты собственного жилья, их желания | Уровень известности, осведомлённость предпочтения | | 2.Какую сумму среднестатистический человек может потратить на систему безопасности? | Денежная сумма в гривнах. | | 3.Готовы ли люди на текущий момент произвести ее установку? | Готовность сделать это прямо сейчас, позже, никогда. | | 4.Какие из фирм, работающих в данной области наиболее широко известны? | Основные торговые марки | | 5.Каковы основные критерии, на которые обращает внимание человек при выборе того или иного оборудования? | качественные характеристики; стоимость; репутация фирмы; сервисные услуги. | | 6.Какой продукт следует выделить как основной? | Вид системы безопасности | | 7.На кого следует прежде всего ориентироваться? | Пол, возраст, доход. | | |
3. РАЗРАБОТКА ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ 3.1 Определение состава наблюдаемых переменныхСостав наблюдаемых переменных устанавливается для того, чтобы была возможность сформулировать анкетные вопросы, необходимые для проведения опроса. Переменные дают возможность упорядочить вопросы и определить типы шкал и анкетных вопросов. Таблица 2. Определение состава собираемой информации. |
Переменная | Тип переменной | Тип шкалы измерения | | Возможность оборудования жилья охранной сигнализацией | Внешне не проявляющаяся | Номинальная, закрытый альтернативный вопрос | | Осведомлённость о видах охранных систем | Внешне не проявляющаяся | Номинальная, закрытый дихотомический вопрос | | Предпочитаемый вид | Внешне не проявляющаяся | Номинальная, закрытый альтернативный вопрос | | Сумма, которую человек может потратить на это | Внешне не проявляющаяся | Пропорциональная, закрытый альтернативный вопрос | | Время готовности установить систему | Внешне не проявляющаяся | Номинальная, закрытый альтернативный вопрос | | Осведомлённость о фирмах - конкурентах | Внешне не проявляющаяся | Номинальная, закрытый альтернативный вопрос | | Наличие систем у знакомых | Внешне не проявляющаяся | Номинальная, закрытый альтернативный вопрос | | Мнение об эффективности | Внешне не проявляющаяся | Номинальная, закрытый альтернативный вопрос | | Критерий при выборе систем | Внешне не проявляющаяся | Номинальная, закрытый альтернативный вопрос | | Уровень дохода | Непосредственно наблюдаемая | Пропорциональная, закрытый альтернативный вопрос | | Пол | Непосредственно наблюдаемая | Номинальная, закрытый альтернативный вопрос | | Возраст | Непосредственно наблюдаемая | Пропорциональная, закрытый альтернативный вопрос | | | 3.2 Определение источников получения информацииНесмотря на все большую популярность систем безопасности, в нашем городе не так много предприятий, занимающихся их продажей, установкой и дальнейшим сервисным обслуживанием. Существующие предприятия предпочитают работать с крупными заказчиками (в основном, юридическими лицами). Обеспечение безопасности отдельных квартир, на наш взгляд, - одна из пустующих ниш на данном рынке ниша. Следующим этапом, после определения предмета исследования, определения состава собираемой информации и формулировки поисковых вопросов, а также определения состава наблюдаемых переменных, является разработка выборочного плана и определения объема выборки. Существуют три главные проблемы формирования выборки. Прежде всего, исходя из сути рассматриваемой проблемы, необходимо определить, кто является членом выборки. Далее необходимо указать, что рассматривается в качестве элемента выборки. И, наконец, необходимо решить вопрос о размере выборки, которая определяет число изучаемых элементов выборки. На данном этапе возникает необходимость получить информацию о параметрах «группы», среди членов которой будет проводиться маркетинговое исследование. Такая «группа», исходя из профиля фирмы и целей исследования, включает всё работоспособное население, имеющее собственную недвижимость. Поскольку выборка является частью изучаемой группы, полученные от выборки данные, скорее всего не будут в точности соответствовать данным, которые можно было бы получить от всех членов популяции. Различие между данными, полученными от выборки и истинными данными, называется ошибкой выборки. Объем выборки можно определить по формуле: п = (z 2 * р * q) / е2 (1)
Страницы: 1, 2, 3
|