Маркетинговое исследование предприятия автосервиса в условиях усиления конкуренции
1 Содержание Введение1 Внешнее маркетинговое состояние фирмы2 Внутреннее маркетинговое состояниеЗаключениеСписок использованной литературыВведениеРоссийский рынок автосервиса переживает период становления. В ближайшие десятилетия ожидается удвоение парка машин в стране. Ввиду острого дефицита услуг по ремонту и техническому обслуживанию машин предстоит лавинообразное увеличение количество предприятий для заполнения этой ниши рынка. Потребность в квалифицированных специалистов автосервиса всегда будет велика, а прогрессирующий рост автомобильной техники в мире и в нашей стране приводит к увеличении числа автосервисных предприятий, занимающихся обслуживанием, диагностикой, продажей запчастей и ремонтом автомобилей. В этом бизнесе нет простых решений и быстрых результатов. Только высокая квалификация и кропотливое применение всей совокупности современных средств маркетинга и менеджмента служат ключом к рентабельности предприятий автосервиса и устойчивому их положению на рынке. Комплексное использование различных маркетинговых мер позволяет фирме повысить конкурентные позиции на рынке или отдельных его сегментах, реализовать поставленные в маркетинговых программах цели и задачи. Демченко А.А. Маркетинговые стратегии в бизнесе// Маркетинг.-2005.-№5.- С.45 Таким образом, актуальность темы курсовой работы очевидна. Целью работы является маркетинговое исследование предприятия автосервиса в условиях усиления конкуренции. В качестве объекта исследования выбрано одно из крупнейших предприятий автосервиса Мясниковского района Ростовской области - ООО «Вояж». 1 Внешнее маркетинговое состояние фирмыРостов-на-Дону является столицей Южного Федерального округа, политическим, экономическим и культурным центром юга России, обладающим значительным промышленным, банковским, торговым и научным потенциалом. Население города Ростов с каждым годом растет и на данный момент имеет - 1070 200 жителей. Являясь «воротами» России в страны Черноморского и Прикаспийского бассейнов, Ростовская область обладает развитой транспортной инфраструктурой, представленной железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, морскими и речными портами, международным аэропортом в г. Ростове-на-Дону.Транспортная инфраструктура области является составной частью транспортных коридоров - Критских (№ 7, 9) и трансконтинентального «Север-Юг». Ростовскую область пересекают: автомагистраль “Дон”, железнодорожный путь Москва - Ростов - Кавказ, судоходный путь по реке из центра России в Чёрное и Средиземное моря, воздушный коридор Санкт-Петербург - Москва - Кавказский регион. В городе широко развита инфраструктура услуг автосервиса. В последние годы спрос на этот вид услуг резко увеличился по следующим причинам:- большое количество новых предприятий, приобретающих автомобильную технику, не обзаводятся ремонтной базой, рассчитывая на сервис производителей;- средние предприятия, стараясь снижать себестоимость, избавляются от ремонтных цехов, предпочитая обслуживать машины в сервисных фирмах;- крупные предприятия, сохраняя ремонтные мощности, не хотят иметь запасов деталей, предпочитая срочные поставки;- потребители новейших моделей не могут ремонтировать их сами, избегая затрат на специальное оборудование и обучение работников;- частные владельцы автомобилей, для которых рынок ужесточил условия заработков, но и предоставил возможности для их увеличения, не хотят тратить время на ремонт машин.По данным ростовского бизнес каталога организаций в 2008 г. в Ростове насчитывалось 357 предприятий автосервиса. На практике эта цифра превышает официальные показатели на 50 - 60%. Около 80% от всей массы предприятий принадлежат частным компаниям. При этом только менее 10% из них могут удовлетворять всем требованиям, которые предъявляются к системе организации и качеству оказания услуг автосервиса. Перечислим основные из этих требований: обеспечение удобства места, времени и процедуры обслуживания; учет требований клиентуры относительно удовлетворения их спроса; низкие цены; минимальные затраты времени клиентов на техническое обслуживание иx автомобиля; удобное расположение СТО; максимально широкий спектр услуг; высокая культура обслуживания; высокие требования к эстетике и эффективности всего комплекса автосервиса; высокая квалификация персонала; современный уровень технических возможностей СТО, позволяющий справляться с любыми проблемами клиента; специализация производства по маркам автомобилей и видам услуг; наличие торгового подразделения для реализации запасных частей, сопутствующих товаров, аксессуаров и пр.Конкурентоспособность любой автомобильной фирмы во многом определятся уровнем развития автосервиса в части предпродажного обслуживания автомобиля, а также гарантийных взаимоотношений с предприятием - производителем. Наличие в ассортименте услуг по антикоррозионной обработке, установке сигнализации, музыкальных систем т.п. стало нормой для основной массы торговых предприятий.Предприятия по техническому ремонту и обслуживанию автотранспортных средств являются основным звеном по оказанию комплекса услуг автосервиса широкого спектра. Именно они берут на себя основную нагрузку по удовлетворению потребностей автовладельцев в услугах автосервиса и реализуют функций поддержания и восстановления работоспособности автомобилей.Качественный автосервис исключает какие-либо проблемы с обеспечением запасными частями. С точки зрения потребителя, наличие запасных частей означает замену их в сроки, которые его удовлетворяют. В то же время, с одной стороны, нe всегда предприятия автосервиса обладают необходимым ассортиментом запасных частей, с другой - существует достаточно большая группа потребителей, осуществляющих обслуживание и ремонт автотранспорта самостоятельно. Именно поэтому в ряда случаев магазинам, занимающимся продажей запасных частей, приходится брать на себя больше функции по диагностике заменяемых деталей, узлов и т.п., хотя, естественно, доля таких услуг в общем объеме реализации мала.Не смотря на то, что в Ростове более 60% СТО различного уровня занимаются реализацией запасных частей, большинство автовладельцев предпочитают покупать запчасти на авторынках, где и ассортимент шире и цены ниже. Что же касается качества предлагаемого товара, то в 8 случаях из 10 предложат детали, изготовленные кустарным способом, с нарушением технологий производства, что очень пагубно отражается на качестве и сроках эксплуатации автомобилей, а особенно на безопасности движения. По статистике, более 50% из зарегистрированны: ДТП в Ростовской области, произошли в результате неисправности в работе деталей и узлов автомобиля, изготовленных кустарным способом и не прошедших сертификацию. Особенно это касается отечественных автомобилей.Срочная организация сервисных структур для обеспечения экономики исправной техники - задача стратегическая. В тоже время, необходимы меры для структуризации розничной и оптовой торговли запчастями. Условия сертификации розничной торговли должны требовать наличия у торговых предприятий нормативных собственных мощностей для послепродажного ремонта и обслуживания, нормативных запасов запасных частей, дилерских договоров с поставщиками о полномочиях и области деятельности.Сертификация оптовой торговли должна предусматривать наличие у заводов собственных региональных складов запасных частей не далее чем в полусутках пути от мест размещения ремонтных предприятий каждой области, чтобы срочно удовлетворять их спрос. Заводы нуждаются в стабильной торговой политике, привлекающей к длительному сотрудничеству малые сервисные предприятия, создании мощных служб для подготовки современных технико-информационных центров для обучения ремонтников. На ростовском рынке автосервиса, в условиях кризисной ситуации, проявились, и будут нарастать следующие тенденции:- рост спроса на автосервисные услуги;- увеличение объема кузовных и малярных работ вследствие увеличения количества аварий из-за возрастающей плотности движения на дорогах;- увеличение объема работ по тюнингу, обеспечивающему дополнительный комфорт водителям и пассажирам;- сокращение объема работ по восстановлению деталей и даже агрегатов для недорогих машин вследствие снижения цен на новые детали и агрегаты;- устойчивый спрос на бывшие в употреблении, но незначительно изношенные детали для дорогих подержанных автомобилей;- рост спроса на информацию и новые средства ее систематизации и использования;- острый дефицит кадров ремонтников;- усложнение управленческих технологий и опора на множественные источники доходов.Анализ спроса на запасные части является одним из элементов управления запасами. Объем спроса покупателей при розничной продаже подвержен различным колебаниям и не может рассматриваться в качестве конкретной величины, поэтому в системах управления запасами учитывается стохастический (неопределенный) характер спроса в розничной торговле. При анализе статистических данных выявляют соотношения между количеством машин данной модели в исследуемом районе и количеством ремонтов, номенклатурой и количеством заказанных в течение года запасных частей, а также их стоимостью и весом. Полученные в результате анализа данные помогают выяснить какие запасные части пользуются наибольшим спросом, средний спрос, частоту замены детали и среднюю величину расходов владельцев машин на их содержание (таблица 1 и рис. 1).Таблица 1 - Запасные части, пользующиеся наибольшим спросом |
Группы агрегатов | Доля в общем спросе, % | | Электрооборудование | 23,0 | | Кузов | 20,3 | | Механическая часть | 56,7 | | Итого | 100,0 | | |
В целях подчинения производства запасных частей условиям сбыта практикуется анализ спроса, а не фактических продаж, т.е. ведется учет и анализ как выполненного, так и неудовлетворенного спроса. Наиболее совершенными являются компьютерные программы анализа, обеспечивающие получение статистических данных, анализов и прогнозов по каждому наименованию деталей в различных аспектах. Отобранная и систематизированная информация, полученная при анализе спроса, служит базой для планирования производства и поставок, управления запасами в сети распределения и сбыта. Чтобы сконцентрировать основное внимание в тех деталях, которые чаще продаются и дают основную долю объема сбыта, иные о сбыте и прибылях разбивают по группам деталей, выделенным в результе анализа спроса. Известное «Правило Парето» гласит, что если компания предлагает широки сортимент продукции, то обычно 80% всего объема продаж приходится на 20% наименований номенклатуры товаров. На рынке автозапчастей это правило становится еще более жестким -- на 5% всей номенклатуры запчастей приходится 50 % всего объема продаж. Именно на эти 5% товарных позиций и следует делать акцент. Спрос на запасные части зависит в первую очередь от количества автотранспорта. Численность автотранспорта в городе Ростове-на-Дону - 257189, из них частного - 215 026 единиц. Анализируемыми районами являются Октябрьский и Мясниковский районы. Сведем статистику по автомобилям в таблицу 1. Таблица 1 - Характеристика парка автомобилей Октябрьского и Мясниковского районов Ростовской области на 1.01.2009 г. |
Автомобили | Состоящие на учете транспортные средства находящиеся на учете в собственности | | | физических | юридических лиц по формам собственности: | | | | муниципальная | частная | прочая | | Легковые | 32799 | 101 | 47 | 121 | | ЗАЗ 2101 -2107 и модификации | 9558 | 47 | 12 | 26 | | ВАЗ 2108, 2109 | 3889 | 7 | 6 | 6 | | ВАЗ 21 10 | 3022 | 9 | 6 | 12 | | ВАЗ 2120 | 9 | | | | | Нива В A3 2 123 | 178 | | | | | Нива ВАЗ 2121 | 664 | 6 | 2 | 3 | | Ока ВАЗ 1111 | 488 | | | | | Москвич 4 12, 2140 | 2020 | 2 | | | | Иномарки | 8505 | 6 | 8 | 26 | | Прочие легковые | 580 | | | | | Срок эксплуатации меньше 5 лет | 7921 | 40 | 32 | 46 | | Срок эксплуатации 5 -10 лет | 5915 | 15 | 12 | 39 | | Срок эксплуатации более 10 лет | 18963 | 50 | 40 | 36 | | |
Страницы: 1, 2, 3
|