p align="left">Свободное предложение возникает как результат производственной деятельности множества конкурирующих между собой экономически самостоятельных производителей.Для этого нам требуется приватизация и демонополизация основной массы государственных предприятий. Свободный же спрос появляется в качестве реальной возможности осознанного стремления всех участников рыночной экономики к высокодоходной деятельности. Для этого необходимо открыть все источники материальных доходов для всего населения (ценные бумаги, землевладе-ние, домовладение, мелкое предпринимательство и т. д. ). Свободное ценообразование есть главный инструмент эффективной самонастройки рыночной экономики. Однако оно имеет и ряд недостатков, прежде всего - несправедли-вость распределения доходов через цены, во многом зави-сящих от непредсказуемости их рыночных колебаний. И все же "плюсы" свободного ценообразования перевешивают все неизбежные для него "минусы". НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ Основные положения. Любое государство изымает у предприятий и граждан часть их доходов. Эти обязательные платежи называют налогами. Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство: -финансирует некоторые расходы на простое и расши-ренное воспроизводство в народном хозяйстве; -финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др; -обеспечивает свою оборону и базопасность; -содержит законодательные, исполнительные и судеб-ные органы государственной власти и управления; -предоставляет кредиты и безвозмездную помощь дру-гим странам. Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государ-ственного бюджета и других денежных фондов государства. Вторая функция налогов в рыночной экономике - слу-жить средством поддержания и развития рыночной кон-куренции. Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев на-селения. Государство в странах с рыночной экономикой облагает налогами обе группы субъектов, получающих доходы: пред-приятия (юридических лиц) и граждан (физических лиц). Главные объекты налогообложения: прибыль (доход) пред-приятий, добавленная в процессе производства стоимость, оборот товаров и услуг, доходы граждан и имущество. Налоговая система России включает в себя три категории налогов: федеральные, республиканские (краев, областей) и местные. Федеральные налоги устанавливаются Верховным Советом России и взимаются на всей ее территории. В их число входит пятнадцать видов налогов. Семь из них являются источником формирования федерального бюджета: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы бан-ков, налог на доходы от страховой деятельности, биржевой налог, налог на операции с ценными бумагами и таможен-ная пошлина. Два вида федеральных налогов - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и отчисле-ния в дорожные фонды - служат источником формирова-ния одноименных внебюджетных фондов. Средства от трех федеральных налогов - гербового сбора, государственной пошлины и налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, - зачисляются в местные бюдже-ты. Два важнейших налога - налог на доход (прибыль) предприятий и подоходный налог с физических лиц - слу-жат для регулирования поступлений в республиканские (краевые, областные) и местные бюджеты. Доля этих нало-гов, отчисляемая в соответствующий бюджет, устанавливается местными Советами при утверждении этих бюджетов. Ставки налогов республик, краев и областей, как прави-ло, определяются Советами этих административно-террито-риальных образований и имеют силу на их территории. Налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом. Косвенные налоги, если так можно выразиться, учитывают социальную психологию, и в этом смысле они более предпочтительны, чем прямые налоги. В от-личие от прямых налогов косвенные налоги непосредствен-но не связаны с доходом или имуществом налогоплатель-щика, поскольку устанавливаются в виде надбавок, к цене или к тарифу, по которой (которому) производитель со-гласен производить и продавать товар. Производитель то-вара или услуги, облагаемых косвенным налогом, вносит государству налоговую сумму за счет выручки от их реализации. Достоинство налога на добавленную стоимость в том , что практически все предприятия платят его по одинаковым или почти одинаковым ставкам . Это позволяет в основном исключить искажения структуры спроса. Налог с оборота устанавливался лишь на отдельные группы товаров, ставки его были дифференцированы , в результате чего спрос на эти товарные группы ограничивался. Ведь при отсутствии налога с оборота товар стоил бы дешевле и, при прочих равных условиях, его захотело бы приобрести большее число покупателей. Акцизы. В отличие от налога на добавленную стоимость акцизы государством применялись издавна. В настоящее время акцизы применяются почти во всех странах рыночной экономики. Они устанавливаются на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников доходов бюд-жета, а во-вторых - средство ограничения потребления подакцизных товаров. Если бы цена товара не включала акциз, то производители могли бы продавать его по умень-шенной на величину акциза цене производства, включа-ющей только издержки и прибыль. Потребление товара при такой цене было бы, как правило, больше. Поэтому акцизы устанавливаются прежде всего на товары, потребление которых вредит здоровью, и по этой причине его желательно ограничить (водку, табак, пиво и др.), а кроме того, на товары, предложение которых недостаточно по сравнению со спросом. Как и налог на добавленную стоимость, акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и по-этому оплачивается потребителем. Однако если налогом на добавленную стоимость облагается лишь стоимость товара, добавленная обработкой, то акцизом облагается вся стои-мость товара, включая и материальные затраты. В соответ-ствии с Законом "Об акцизах" (с учетом изменений и допол-нений) налогообложению подлежит довольно широкий круг товаров: винно-водочные изделия, пиво, готовая деликатес-ная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные изде-лия, меховые изделия (кроме изделий детского ассортимен-та), высококачественные изделия из хрусталя, ковры и ков-ровые изделия, одежда из натуральной кожи и др. В 1993 г. к ним добавлены этиловый спирт из пищевого сырья и грузо-вые автомобили грузоподъемностью до 1,25 т., а также импортные товары. Акцизами не облагаются только те под-акцизные товары, которые экспортируются за пределы СНГ, а также шины для легковых автомобилей , направляемые на комплектацию. Право устанавливать ставки акциза переда-но законодателем Правительству Российской Федерации . Все акцизы, кроме акцизов от продажи легковых авто-мобилей в личное пользование граждан, зачисляются в бю-джет. Прадприятия-изготовители, реализующие легковые автомобили по рыночному фонду, производят уплату ак-цизов в Федеральный дорожный фонд Российской Федера-ции. Как уже указывалось, акцизами не облагается реализа-ция подакцизных товаров на экспорт за пределы государств - членов СНГ. Если такая реализация осуществляется посредническими организациями, купившими товары по це-не, включающей акциз, налоговый орган обязан вернуть уплаченный акциз. Возврат производится в пятидневный срок после представления экспортером налоговому органу грузовой таможенной декларации со штампом таможни "выпуск разрешен", подтверждающей пересечение това-ром границы, расчетных документов на покупку товара и справки предприятия-изготовителя подакцизного товара о дате уплаты акциза. Налоги на прибыль и доход от предприятий (организаций). Верховный Совет Российской Федерации положил нача-ло переходу от налогообложения прибыли предприятий к налогообложению их дохода. С 1 января 1992 г. введены налоги на доходы банков и доходы от страховой деятель-ности. Принят Закон о подоходном налоге с предприятий. Основное - преимущество дохода предприятий как объекта налогообложения перед прибылью в том, что в первом случае объем налоговых поступлений совершенно не зависит от того, какая часть дохода предприятия достанется собственникам капитала, а какая поступит наем-ным работникам. И значит, государству с точки зрения налоговых поступлений не нужно учитывать распределение дохода и как-либо воздействовать на него. Если же облага-ется прибыль, то государство в целях пополнения бюджета заинтересовано в том, чтобы она была возможно большей. Тогда большей будет и сумма налогов. Другими словами, в этом случае государству выгодно такое положение, когда прибыль в структуре дохода предприятия растет за счет той его части, которая предназначена для оплаты труда. Другое преимущество налога на доход - упрощается контроль за достоверностью расчета налога. Нет необходи-мости в регулировании оплаты труда, поскольку налогооблагаемый доход определяется как валовой доход за выче-том материальных затрат. Государству остается лишь контролировать правильность исчисления валового дохода и вычитаемых из него затрат материальных ресурсов. В соответствии с законом о налогообложении прибыли не взимается налог с прибыли, направленной на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение, освоение производства, а также на ввод новых мощностей для предпри-ятий нефтяной и угольной промышленности, предприятий, занятых производством продовольствия, медикаментов и това-ров народного потребления, оборудования для переработки продуктов питания и производства медицинской техники. Предприятия остальных отраслей освобождены (с 1 июля 1992 г.) от уплаты налога на прибыль, направленную на техническое перевооружение производства. Не подлежит обложению налогом 30% затрат капитального характера на проведение природоохранных мероприятий, осуществляемых за счет прибыли. Значительно большие льготы предоставляются малым предприятиям. У них освобождается от налога вся прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных фондов, освоение новой техники и технологии. Кроме того, в первые два года работы освобож-даются от налога на прибыль те предприятия , у которых более 70% общего объема реализации составляет выручка от производства и переработки сельскохозяйственной продукции, производства товаров народного потребления, строительных материалов и строительных и ремонтно-строительных работ. В соответствии с законом о налоге на доход не подле-жит обложению та часть дохода, которая реинвестирована (использована) внутри самого предприятия на цели тех-нического перевооружэния, реконструкции и расширения производства, включая затраты на научно-исследовательс-кие и опытно-конструкторские работы для этих целей. Ука-занная льгота распространяется на все предприятия, и это позволяет одновременно стимулировать как заинтересо- ванность предприятий в совершенствовании производства, так и конкуренцию между ними. Кроме того, законом пре-дусмотрена другая льгота - уменьшение налогооблагаемой базы на суммы затрат, предназначенных для погаше-ния кредитов, целевое назначение которых - вложения в производство продовольствия, продуктов детского пита-ния, медикаментов, медицинской техники, строительных материалов и поваров народного потребления, а также в увеличение добычи сырьевых ресурсов. Пошлины. С помощью внешнеторговых пошлин государство изы-мает в свою пользу часть того дохода экспортеров и импор-теров, который образуется в силу различий в уровнях вне-шнеторговых (пересчитанных в рубли по рыночному курсу Банка России) и внутренних цен России на вывозимые и ввозимые товары. Соответственно данный налог уплачи-вают те предприятия, которые осуществляют внешнетор-говые операции. Экспортные пошлины установлены на сырьевые това-ры, энергоносители, металлы и изделия из них, сельскохо-зяйственные сырье и продукты. Они исчислены в ЭКЮ за единицу веса или объема вывозимого товара, однако уп-лачиваются в рублях. Пересчет ЭКЮ в рубли осуществляет-ся по курсу, устанавливаемому (котируемому) Централь-ным банком Российской Федерации, который действует на дату взимания таможенной пошлины. Импортные пошлины, взимаемые на территории России, исчисляются в процентах от таможенной стоимости импор-тируемых товаров. Импортные пошлины выплачиваются в рублях с пере-счетом таможенной стоимости товара по курсу рубля, коти-руемому Центральным банком Российской Федерации на день таможенного оформления. Импортер может также платить пошлину в свободно конвертируемой валюте. Импортная пошлина взимается не только с предпри-ятий, ввозящих товары в Россию, но и с граждан. Беспош-линно гражданин вправе импортировать товары общей сто-имостью до 10 тыс. дол, в сопровождаемом багаже (за исключением транспортных средств), а также товары для личного пользования в количествах, определяемых Госу-дарственным таможенным комитетом России. Взимание пошлин осуществляется органами Государст-венного таможенного контроля России на основе грузовой таможенной декларации, представляемой экспортерами и импортерам и товаров. Пошлина должна быть уплачена до момента предъявления товара к таможенному контролю или одновременно с ним. Таможенные органы России впра-ве предоставить отсрочку уплаты экспортной пошлины на срок не более 60 дней с даты предъявления товаров к тамо-женному контролю под гарантию уполномоченного банка или по разрешению Министерства финансов России.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|