p align="left">Плательщик несет ответственность за правильность начисления и своевременность уплаты таможенной пошлины. Если в декларации умышленно указан неправильный код товара, на плательщика налагается штраф в размере от 100 до 300% неуплаченных таможенных платежей. Наряду с пошлиной предприятия при осуществлении экспортно-импортных операций уплачивают таможенным органам сбор за осуществление таможенных процедур. Подоходный налог Введенный в действие с начала 1992 г. Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" заме-нил Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. "О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР "О подоход-ном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства". Что отли-чает новый закон от прежнего? Во-первых, осуществлен переход к взиманию налога не с месячного дохода, а с совокупного годового дохода физи-ческих лиц (граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства). Теперь месячный доход рассматривается как промежуточная часть совокупного дохода. Во-вторых, введена единая шкала ставок подоходного налога для всех видов доходов вместо действовавших в прошлом нескольких шкал. В-третьих, все физические лица, имевшие помимо дохо-да по месту основной работы другие источники доходов, обязаны ежегодно декларировать общую сумму своих дохо-дов, включая и доходы по месту основной работы. Деклара-цию следует представлять в налоговую инспекцию по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следу-ющего за отчетным. В декларации должны быть указаны все полученные гражданином доходы за год, источники их получения и суммы начисленного и уплаченного налога. В-четвертых, начиная с 1992 г. подоходный налог платят и колхозники . До этого за них платили колхозы по ставке 8% от суммы облагаемого налогом фонда оплаты труда. И наконец, изменен размер необлагаемого минимума доходов. Он неодинаков для разных категорий плательщиков. Следует обратить внимание на то, что закон предостав-ляет большое число льгот, в соответствии с которыми мно-гие виды доходов граждан вообще не подлежат налогооб-ложению и поэтому не включаются, в их годовой совокуп-ный налогооблагаемый доход. Так, не облагаются налогом все виды пенсий, установ-ленные пенсионным законодательством Российской Феде-рации, а также дополнительные пенсии, выплачиваемые на условиях добровольного страхования. Исключение составля- ют (то есть подлежат обложению налогом), пенсии, назна-чаемые и выплачиваемые за счет средств предприятий, учреждений и организаций в ином порядке, чем установ-лено пенсионным законодательством. Не включаются в совокупный облагаемый доход все виды государственных пособий по социальному страхованию и социальному обеспечению, кроме пособий по временной нетру-доспособности. Не прдлежат обложению налогом компенсационные выплаты (но только в пределах установленных норм). Студенты и аспиранты высших учебных заведений, уча-щиеся средних специальных и профессионально-техничес-ких учебных заведений, слушатели духовных учебных заве-дений не платят налоги со стипендий, выплачиваемых эти-ми учебными заведениями или учрежденных благотвори-тельными фондами. Обложению подлежат лишь стипендии, назначаемые и выплачиваемые студентами-учащимся и слу-шателям предприятиями, учреждениями и организациями. Эти категории граждан освобождены также и от уплаты налога с тех доходов, которые получены: в связи с учеб-но-производственным процессом (без заключения трудовых соглашений на выполнение тех или иных должностных обя-занностей); за работы, выполненные в период каникул в со-ставе студенческих отрядов; за работу по уборке сельско-хозяйственных культур и заготовке кормов. Не облагаются налогом доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности в течение пяти лет, начиная от года образования хозяйства. Не подлежат обложению налогом суммы доходов членов артелей старателей, получаемые за добычу золота, других драгоценных, редких и цветных металлов, янтаря и слюды. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, а также приравненные к ним категории граждан освобож-дены от уплаты налога на денежное довольствие, денеж-ные вознаграждения и другие выплаты, получаемые ими в связи с выполнением обязанностей несения службы. Не облагаются налогом: выигрыши по облигациям государственных займов и суммы, получаемые в погашение этих облигаций, выигрыши по лотереям, проценты и выигрыши по вкладам в учреждениях бан-ков и других кредитных учреждениях, дивиденды, выплачиваемые предприятиями физичес-ким лицам в случае их инвестирования внутри предприятия на техническое перевооружение, вознаграждения за сданную кровь и иную донорскую помощь, суммы, получаемые гражданами по страхованию, за исключением случаев, когда страховые взносы по накопи-тельному страхованию осуществляются за счет средств предприятий, учреждений и организаций, суммы, полученные от продажи имущества, принадле-жащего гражданам на праве собственности, стоимость натурального довольствия, предоставляемо-го в соответствии с законодательством, доходы в денежной и натуральной форме, получаемые в порядке наследования и дарения. Не подлежат обложению налогом суммы материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями. Все эти изменения значительно приблизили российскую систему налогообложения доходов физических лиц к систе-ме подоходного налога, действующей в странах рыночной экономики. Налогообложе-ние тех граждан, которые осуществляют индивидуально или всоставе коллектива предпринимателей (полного товарищества) предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также граждан, которые сдают внаем или в аренду строения, квартиры, комнаты, осуществляют коммерчес-кую деятельность по продаже имущества, принадлежащего им на праве собственности, реализуют продукцию, не относящуюся к продукции своего личного подсобного хозяйства, реализуют изделия, изготов-ленные из продуктов, как выращенных в личном подсобном хозяйстве, так и покупных, имеет свои особенности. Облагаемым доходом по перечисленным видам деяте-льности граждан является разность между суммой валовых доходов, полученных в течение календарного года, и до-кументально подтвержденных расходов, произведенных для получения этих доходов. Окончательный расчет по налогам с перечисленных видов доходов производится по окончании года на основании деклараций , подаваемых гражданами , и других данных, имеющихся в налоговых органах. Налог на имущество В качестве одного из существенных источников бюд-жетных доходов, значение которого с течением времени будет, несомненно, возрастать, государство рассматривает налог, взимаемый с владельцев собственности. В России ставка налога на имущество предприятий может достигать 1% от его остаточной стоимости. За находящиеся в со-бственности граждан строения, помещения и сооружения государство взимает налог по ставке 0,1% от их инвен-таризационной стоимости. Облагаются налогом и транс-портные средства граждан. Весьма необычный принцип предложен для взимания налога на наследство и дарения. Его ставки установлены к стоимости имущества, исчисленного в минимальных зара-ботных платах. Такой метод определения налогооблагаемой базы эффективен в условиях инфляции, поскольку позволяет сохранить относительное бремя налога на пре-жнем уровне. Следует учесть и то обстоятельство, что закон предус-матривает в качестве льготы освобождение от данного налога в довольно распространенных случаях: когда иму-щество наследуется супругом, или переходит от супруга к супругу в порядке дарения, или когда дома (квартиры) наследуются теми, кто проживал в этих домах совместно с наследодателем на день открытия наследства (эта же льгота в подобном случае действует и при передаче домов или квартир в порядке дарения). Поскольку налог на наследство и дарения взимается с весьма крупных состояний и по прогрессивной шкале, то он играет определенную социальную роль: уменьшает возмож-ности наследников (одаряемых) жить за счет наследодателей (дарителей) и одновременно расширяет возможности государства оказывать социальную помощь малоимущим. Налог на иму-щество предприятий вносится из прибыли предприятия. Хо-тя точная сумма налога может быть определена только по итогам года как произведение среднегодовой стоимости налогооблагаемой части имущества предприятия на нало-говую ставку, все же уплата налога производится поквар-тально. Налог на имущество физических лиц исчисляется нало-говыми органами по месту нахождения (регистрации) иму-щества. Платежи за использование природных ресурсов Платность - один из основных принципов природопользования. Платежи за право пользования природными ресур-сами в пределах установленных лимитов и за сверхлимитное и нерациональное их использованне относятся к важнейшим видам налогов, составляющих современную налоговую си-стему. Предприятия , использующие природные ресурсы , обя-заны отчислять часть своих доходов на их воспроизводство и охрану . Предприятия должны платить также за загряз- нение окружающей природной среды . Плата в определенном зако-нодательством размере взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнений в пределах установленных лимитов, а также - в повы-шенном размере - за загрязнение сверх установленных лимитов. Цель введения всех этих налогов - стимулировать рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды и получить средства для финансирова-ния мер по воспроизводству и охране природных ресурсов. С начала 1992 г. в России стало платным использование одного из важнейших природных ресурсов - земли. Плата за землю установлена в трех формах: земельного-налога, арендной платы и нормативной цены земли. Земельный налог уплачивают собственники земли, землевладельцы и землепользователи, за исключением арендаторов. По-следние вносят собственнику земли (государству, если аре-ндуется государственная земля) арендную плату. Плата в форме нормативной цены земли взимается при покупке земельных участков у государства, а также учитывается при дарении земли, передаче по наследству, получении банковского (ипотечного) кредита под залог земли. Важно учитывать, что колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативные и другие сельскохозяйствен-ные предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, не превышающий 25% общего дохода, уплачивают только земельный налог и освобождены от других налогов. Исключение - сельскохозяйственные предприятия индустриального типа. Земельный налог устанавливается в форме годового платежа за единицу земельной площади сельско-хозяйственного или несельскохозяйственного назначения. Уровень налоговой ставки зависит от качества и местоположения земельного участка: она тем выше, чем лучше качество земли и экономически более выгодно расположен земельный участок. Земельный налог в городах взимается со всех предприя-тий, учреждений, организаций и граждан, имеющих земель-ные участки в собственности, владении или пользовании. Налог на земли вне населенных пунктов, отведенные под промышленность, транспорт, связь и другие виды несельскохозяйственной дедтельности, установлен в трехкратном размере от средних ставок налога в данном административ-ном районе на земли сельскохозяйствриного назначения. Источником воспроизводства полезных ископаемых служат платежи за право пользова-ния недрами и отчисления на геологоразведочные работы. Эти отчисления производят предприятия и иные юридичес-кие лица (независимо от форм собственности), осуществ-ляющие добычу полезных ископаемых на территории Российской Федерации. Акцизы с добывающих предприятий используются госу-дарством как инструмент не только налоговой, но и в опре-деленной мере антимонопольной политики. Установление дифференцированных ставок акцизов позволяет в какой-то степени выровнять затраты на добычу сырья у производи-телей, находящихся в относительно более и относительно менее выгодных геолого-географических и экономических условиях, а значит- их прибыли и цены на их продукцию. Назначение платы за загрязнение окружающей среды компенсировать экономический ущерб, наносимый та-ким загрязнением. Плата за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих ве-ществ, размещение отходов, а также за вредное воздейст-вие на предельно допустимом уровне осуществляется за счет себестоимости продукции, а платежи за превышение их - за счет чистой прибыли предприятий. Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от возмещения в полном объеме вреда, причиненного природе, здоровью и имуществу граждан. Другие налоги Кроме важнейших налогов (налога на добавленную сто-имость, акцизов, налогов на прибыль или доход, на имуще-ство, внешнеторговых пошлин, платежей за использование природных ресурсов) налоговая система включает в себя большое число других налогов. Они служат для пополнения местных бюджетов. Это прежде всего государственная пошлина, которая представляет собой платеж государству за совершение соот-ветствующими органами определенных действий в интересах плательщика: рассмотрение исковых Заявлений , выдачу юри-дических документов, регистрацию актов гражданского со-стояния и пр. Другой вид отчислений государству - регистрацион-ный сбор с граждан, решивших заняться предпринима-тельской деятельностью. Они составляют широкий слой граждан, готовых своим трудом создавать материальные и духовные ценности, не образуя при этом юридического лица. Лицо, уплатившее регист-рационный сбор, получает свидетельство о государственной регистрации утвержденного образца, в котором, по его желанию, может быть указано несколько видов предпринимательской деятельности. Местные органы власти вправе взимать также сбор за право торговли, уплачиваемый за разовое разрешение тор-говать или за временный патент на торговлю; лицензион-ный сбор за право торговли. Наиболее широкий круг граждан охватывает курортный сбор с физических лиц. Этот вид платежа является обяза-тельным для всех, кто приезжает отдыхать в курортные местности, расположенные на территории России, не имея путевок или курсовок, т. е. неорганизованным образом. Цель курортного сбора - компенсировать местным орга-нам власти дополнительные расходы, связанные с обслу-живанием таких "неорганизованных" отдыхающих. Весьма существенными для предприятий и населения являются отчисления во внебюджетные целевые фонды: дорожные, пенсионный, социального страхования, меди-цинского страхования, занятости. Дорожные фонды служат для содержания и развития сети автомобильных дорог общего пользования. Пенсионный фонд позволяет создать для всех граждан, имеющих право на получение пенсии, единые нормы пенсионного обеспече-ния. Главный источник его формирования - обязательные отчисления работодателей - предприятий и организаций. В фонде социального страхования аккумулируются сре-дства для выплаты работающим пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рожде-нии ребенка. Из фонда занятости населения финансируются мероп-риятия по обеспечению занятости населения, проводимые государством. Компетенция государственных налоговых органов. Обязанности и ответственность налогоплательщиков. В соответствии с действующими нормами предприятия обязаны вести бухгалтерский учет и представлять налого-вым органам отчетность о своей финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения и документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, в том числе подтверж-дающие право на льготы по налогообложению, своевре-менно и в полном объеме уплачивать причитающиеся нало-ги, допускать должностных лиц налоговых органов для обследования помещений, где осуществляется деятель-ность, связанная с извлечением прибыли (доходов) либо с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам исчисления и уплаты налогов. Предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, обязаны вести учет как доходов, получаемых в денежной и натуральной форме от ее осуществления , так и связанных с этим расходов. Предприниматель обязан представлять декларацию налоговому органу, а также предъявлять по требованию последнего документы, подтве-рждающие достоверность данных, указанных в декларации. Налоговым органам предоставлено право производить на предприятиях любых форм собственности и у физических лиц проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отче-тов, планов, смет, деклараций и иных документов, свя- занных с исчислением и уплатой налоговых и иных обязательных платежей государству. При осуществлении своих полномочий инспекции могут обследовать любые производственные, складские, торго-вые и иные помещения предприятий и граждан, которые используются для извлечения доходов либо связаны с со-держанием объектов налогообложения. Инспекциям дано право приостанавливать операции предприятий, учрежде-ний и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях не-представления должностным лицам инспекции бухгалтерс-ких отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других до-кументов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей государству. Исключительно важным для соблюдения законодатель-ства о налогообложении является наделение налоговых инспекций правом - наложения санкций на предприятия и граждан. Начальники налоговых инспекций и их заместители могут налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий , учреждений и организаций , виновных в сокры-тии или занижении прибыли или дохода, сокрытии иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерс-кого учета или ведении его с нарушением установленного порядка. Следует учитывать, что суммы налогов, не внесенные в установленные сроки, а также суммы сокрытой (занижен-ной) прибыли или дохода и штраф за сокрытие взыскивают-ся по распоряжению налоговых органов в бесспорном порядке. При этом на своевременно не уплаченную сумму начисляется пеня. Срок исковой давности по претензиям, предъявляемым к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет, составляет три года. Бесспорный порядок взимания недо-имок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования недоимки. Как видим, законы весьма строги к нарушителям поряд-ка налогообложения. Вместе с тем налогоплательщик не бесправен. Он может предъявлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам. Он вправе знакомиться с актами проверок, проведенных нало-говыми органами, представлять налоговым органам пояс-нения по исчислению и уплате налогов и по актам прове-денных проверок. Наконец, у него есть право обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц в судебном порядке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|