на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Право на объект интеллектуальной собственности
p align="left">Самостоятельно войти на зарубежные рынки отечественные разработчики инноваций не смогли из-за своей неподготовленности по многим ключевым позициям. Для вхождения на западные рынки мало блестящей идеи и финансовых ресурсов. Нужны еще желание и умение вести борьбу с конкурентами. Основой успеха современного ученого, так же как, например, продавца автомобилей, является маркетинг.

На российском рынке инноваций сегодня ведут прикладные исследования и научные разработки:

научно-исследовательские подразделения частных корпораций;

коммерческие организации, которые смогли получить заказы зарубежных партнеров, приспособиться к конкурентной среде и встроиться в зарубежные рынки. Они научились находить заказчиков, заниматься маркетингом, создавать дистрибьюторе кие сети в разных странах, т.е. продавать свои разработки в жесткой конкурентной борьбе с американскими, японскими, немецкими, китайскими и другими фирмами. По своему размеру они относятся к категории малых предприятий. Организационный рост для них малоактуален. Их перспективы связаны с дальнейшей продажей прав интеллектуальной собственности и, наконец, продажей самих компаний.

Инновационные компании по видам деятельности можно разделить на:

венчурные фирмы -- создаются для реализации рискованных проектов в новых областях деятельности, поскольку создавшие их более крупные компании не могут рисковать своим капиталом и репутацией;

научные организации -- ведущие научную и научно-техническую деятельность, подготовку научных работников;

внедренческие фирмы -- реализуют проекты на пороге промышленного освоения, осуществляют доработку, промышленное испытание и освоение, что в итоге обеспечивает им быструю окупаемость. Внедренческие фирмы можно определить как:

* эксплеренты -- фирмы, внедряющие пилотные проекты, продвигают новшества на рынок, они имеют низкую прибыльность;

патиенты функционируют в узких сегментах рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под воздействием моды, рекламы;

виоленты обладают крупным капиталом и обеспечивают крупносерийный выпуск продукции;

коммутанты действуют на этапе снижения объема выпуска продукции и осуществляют изменения с учетом требований рынка.

Как известно, развитие инновационной деятельности в конце 1990-х гг. привело к тому, что сотни американских, немецких, финских инженеров стали миллионерами, продав транснациональным гигантам свои небольшие компании. Технологическое соперничество подталкивало IBM, Nokia, Sony, Motorola и другие компании выкладывать миллиарды долларов за перспективные разработки. Например, Intel приобрела частную компанию DSBC, занимавшуюся системами беспроводной связи, за 1,6 млрд долларов. Кроме продажи своего «детища» акулам капитализма, у разработчиков был и другой способ разбогатеть: вывести фирмы на биржу. В 2000 г. стоимость программистских компаний Amdocs, Check Point, Comvers превышала 60 млрд долларов. Их объединяло то, что они были созданы израильскими инженерами, демобилизовавшимися из армии. Развитие «силиконовых долин» в Индии и Китае принесло миллионные состояния местным компьютерщикам. В 2004 г. Сергей Брин, удачно разместив на NASDAQ акции поисковой системы Google, вошел в клуб миллиардеров*.

О масштабах расходов на инновации красноречиво говорят следующие данные: Ford Motor Co., Daimler Chrysler, General Motors Co,

Siemens AG, IBM, Toyota, Microsoft, Sony, Johnson & Johnson инвестируют в инновации в среднем 5-7млрд долларов в год.

4. Инновационный процесс

Инновационный процесс -- последовательная цепь действий, в целях реализации потребности инновации, в ходе которых инновация вызревает от исследований и разработок новой идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества.

Различают этапы инновационного процесса:

фундаментальные исследования, сбор, генерирование, отбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Служба маркетинга оценивает перспективность идеи -- исследует готовность потребителей покупать тот или иной продукт, формулирует требования, которым он должен соответствовать. Причем ситуация должна быть смоделирована на несколько лет вперед;

прикладные исследования (теоретические и экспериментальные) направлены на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение. Разрабатываются лабораторные технологии, методы испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов изделий. Конечным результатом являются -- техническое задание, рекомендация, образец;

опытно-конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших испытание и пригодных для производственного и коммерческого использования.

Основные стадии:

разработка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию (принципы применения, конструктивные особенности, габариты, вес и т.п.);

формулировка предложений, содержащих техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности создания изделия;

изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, расчет основных эксплуатационных показателей;

подготовка на основе эскизного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов;

создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и включающего всю документацию, необходимую для его изготовления, монтажа и эксплуатации;

изготовление, испытание и доводка опытного образца;

4) освоение производства нового изделия. Важный этап -- исследование почти готового продукта в фокус-группах, с помощью холл-

тестов, дегустаций. Контакт заказчиков и исполнителей позволяет из

бежать ошибочных оценок новинки, неправильного позиционирования.

Следующий этап -- оценка рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, патентная защита, подготовка производственных мощностей, сбытовой сети, выпуск и сбыт, содействие в монтаже, ввод в эксплуатацию, распространение инноваций, решение проблемы финансовых источников. Часто именно на этом этапе инновационные процессы затухают, хотя представление о разнообразии источников финансирования инновационной деятельности и умение их использовать позволяют решать, казалось бы, неразрешимые задачи инновационных стратегий.

Источниками финансирования могут быть:

собственные средства организаций, в том числе прибыль, включение затрат в себестоимость выпускаемой продукции, работ, услуг;

заемные средства (например, выпуск корпоративных облигаций);

привлеченные средства (например, полученные от участия в простом товариществе с другими фирмами);

средства соответствующего бюджета и (или) внебюджетных фондов;

средства от финансирования международных организаций.

В российских фирмах, как правило, идея нового продукта генерируется не в соответствующих подразделениях (речь идет о службе развития либо об отделе маркетинга), а среди участников или топ-менеджеров фирмы. Часто новые идеи приходят от поставщиков оборудования или производителей ингредиентов, что говорит о необходимости более тщательной и плотной работы с партнерами.

Затем исследовательские центры (ИЦ) самостоятельно или в структуре коммерческих организаций разрабатывают сам продукт, изучают его влияние на организм человека. На этом этапе у разработки могут появиться дополнительные свойства. Так, при создании каши «Пять злаков» служба маркетинга «Быстрое» выдвигала требования, в основном касающиеся органолептических характеристик. Полезность продукта подразумевачась априори. В процессе разработки оказалось, что при определенных пропорциях злаков в смеси каша может обладать дополнительными лечебно-функциональными свойствами. От идеи «Пять злаков» до появления конечного продукта прошел год. Сейчас это один из наиболее продаваемых продуктов в ассортименте «Быстрое».

Задачи исследовательского отдела не ограничиваются разработкой продуктов. ИЦ должен также отслеживать, к примеру, появление новинок на рынке оборудования.

Многие российские компании совмещают в своей деятельности модель «интегратора» и «дирижера». Наличие собственного ИЦ не избавляет компанию от необходимости финансировать совместные исследования со специализированными институтами (чаще других к исследованиям привлекается Институт питания РАМН, с которым сотрудничают те же Вимм-Биль-Данн, «Дарья», «Быстрое»).

В зависимости от того, какую роль («интегратор», «имитатор» и т.д.) играет фирма, ей необходимо позаботиться об усилении определенных участков бизнес-цепочки. «Интегратором» хорошо быть на малодинамичных рынках, так как процессы разработки и внедрения инновационного продукта занимают много времени. Кроме того, таким компаниям надо заботиться о том, чтобы инновации были действительно существенными, революционными.

«Дирижерам» придется позаботиться о поддержании налаженного партнерства и быстрой реализации технологии -- как правило, компания-разработчик оставляет за собой право через несколько лет начать продажу технологии другим фирмам. У лицензиата должна быть в первую очередь хорошая юридическая база (в России «лицензиатом» быть опаснее всего, поскольку механизмы защиты интеллектуальной собственности не разработаны должным образом). Наконец, «имитатору» важно обладать мощным производственным потенциалом и развитой дистрибьюторской сетью, чтобы оперативно запустить копируемый продукт и постараться догнать и обогнать лидера.

5. Правовая база инновационной деятельности

Инновационная деятельность в нашей стране еще не подкреплена должным правовым регулированием. Нет единого законодательного акта, содержащего понятийный аппарат и порядок осуществления инновационной деятельности.

Правовой базой инновационного процесса в настоящее время является законодательство в области науки, интеллектуальной собственности и информации. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации. Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, электронных документов, объектов авторского права, программ для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров.

Вместе с тем специальное законодательство в данной сфере предстоит еще развивать, так как правовой режим некоторых объектов недостаточно сконструирован и регулируется нормами общего законодательства (например, фирменное наименование, коммерческая тайна) или вообще не определен российским законодательством (например, инновации, методы, рационализаторские предложения, «ноу-хау» и т.д.).

Следует отметить, что в данной области действуют множество подзаконных нормативных актов, в основном, актов Российского агентства по патентам и товарным знакам (ранее Комитета РФ по патентам и товарным знакам). Кроме того, данные отношения регулируются международными договорами и соглашениями (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).

Следует иметь в виду, что законодателем по-разному решен вопрос о моменте возникновения и основаниях охраны объектов интеллектуальной собственности и приравненных к ним по правовому режиму средств индивидуализации. Можно выделить три системы правовой охраны:

регистрационная система -- действует в отношении тех объектов, у которых на первое место выдвигается содержательный элемент творчества: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков и др. Поскольку это не уникальный результата творчества, он может быть повторен, поэтому для возникновения правовой охраны необходима формализация. Чтобы закрепить право на такие объекты, необходимо провести экспертизу, издать специальный акт государственного органа (зарегистрировать), выдать правоустанавливающий документ (патент, свидетельство);

созидательная система -- заключается в том, что право на данные объекты возникает в силу самого факта создания, придания объективной формы, а правовая охрана -- с момента создания. Данная система правовой охраны применяется в отношении объектов авторского права;

система конфиденциальности -- основанием охраны является факт организации коммерческой тайны и защиты от неправомерного вмешательства третьих лиц. Эта система применяется, например, для охраны «ноу-хау». К «ноу-хау» относится не защищенная охранными документами и не опубликованная полностью или частично производственная, техническая, организационная или коммерческая информация, процесс разработки которой и дальнейшее использование составляют секрет фирмы, обладатель которой имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами.

Также подзаконными актами разного уровня регулируются отдельные аспекты инновационной деятельности организации. Например, постановлением Госкомстата РФ от 3 августа 1998 г. № 80 утверждены форма федерального государственного статистического наблюдения за технологическими инновациями предприятия (организации) и инструкция по ее заполнению.

В настоящее время разрабатываются и внедряются программы страхования финансовых рисков при реализации инновационных проектов и создания государственной информационной системы, обслуживающей инновационную деятельность.

В современной России необходимо создать правовую базу и экономические условия, при которых научным организациям, исследовательским центрам, ученым было бы выгодно доводить свои разработки до опытных образцов. Для этого при лабораториях и крупных организациях необходимо создавать малые предприятия и получать венчурное финансирование. Примерно такая схема позволила вырастить вокруг Стенфордского университета «Силиконовую долину».

Литература

1. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов/ Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общ. Ред. Г.Л. Багиева. - М.: ОАО «Изд-во «Экономика»», 2006.

2. Крючкова О.Н., Попов Е.В. Маркетинг в России и за рубежом. - 2006.

3. Липсиц И.В. Коммерческая и предпринимательская деятельность. - М.: БЕК, 2007.

4. Попов Е.В. Теория маркетинга. - Екатеринбург: ИПК УГТУ, 2007.

5. Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. Уч. Пособие. Изд. 2-е. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2006.

6. Цены и ценообразование / Под ред. В.Е. Есипова. - СПб.: Питер, 2008.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.