на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Разработка анкеты для маркетингового исследования
p align="left">При разработке основной части анкеты следует обратить внимание на содержание вопросов, их тип, число, последовательность представления, наличие контрольных вопросов. Содержание должен характеризовать предмет опроса. Но здесь необходимо найти разумный компромисс между желание сделать анкету максимально полной и реальной возможностью получить ответы. Основную часть анкет можно условно разделить на два блока, иногда их называют «рыбка» и «детектор». [2,72-73]

«Рыба» - это часть, содержащая вопросы, ради которых и затевалось исследование.

«Детектор» состоит из контрольных вопросов, призванных проверить внимательность, серьезность и откровенность респондентов при заполнении анкеты, а также порядочность и профессионализм интервьюера. Здесь могут быть предусмотрены дублирующие вопросы, противоречивые позиции, последовательность с известными заранее ответами. Только в случае полнейшего доверия между заказчиком, исследователями и интервьюерами и при и при относительной простоте и толерантности темы модно обойтись без «Детектора». Верным способом повысить достоверность исследования является включением в текст анкеты просьбы оставить контактный телефон. Как показывает практика, на нее откликается от 30% до 60% столичных респондентов и от 15 % до25% провинциальных. А этого более чем достаточно для проверки. [2,73]

В реквизитной части (паспортичке) приводится информация, касающаяся респондентов: пол, возраст, принадлежность к определенному классу, род занятий, семейное положение, имя и адрес - для частных лиц; для организаций: размер, место положение, направление производственно-хозяйственной деятельности, положение респондента в организации, его имя. Необходимо идентифицировать саму анкету, т.е. дать название, указать дату, время и место проведения опроса, фамилию интервьюера. [1, стр 200]

Перед основной частью очень часто пишется преамбула, которая содержит следующую информацию: персональное обращение к респонденту; просьба о сотрудничестве; название исследуемого проекта; задачи; указания на легкость заполнения анкеты и анонимность опроса; краткая инструкция по заполнению анкеты.

Эту информацию составитель должен уместить в 2-3 фразах.

Этап 8. Форма и расположение.

· Разделить анкету на несколько частей

· Пронумеровать вопросы в каждой части

· Предварительно закодировать анкету (присвоить код каждому ответу)

· Последовательно пронумеровать анкету.

· Предать анкете профессиональный внешний вид

· Оформлять данные анкеты в виде буклета

· Каждый вопрос желательно размещать на отдельной странице или на развороте

· Использовать вертикальные столбцы для ответа

· Использовать таблицы, когда для ответа на несколько вопросов применяется одинаковый набор категорий.

· Избегать уплотнения вопросов для создания видимости анкеты.

· Располагать указания и инструкции как можно ближе к соответствующим вопросам.

Физический вид анкеты может оказать влияние на склонность респондента к сотрудничеству. Это особенно важно для почтовых анкет, но также имеет значение и при проведении личного интервью. Более короткие анкеты гораздо лучше длинных, и очень хорошо, если они не сопровождаются чрезмерной насыщенностью. Более короткие анкеты проще заполнять; они отнимают меньше времени и с меньшей степенью вероятности вызовут отказ со стороны респондента в вопросе участия. Но с другой стороны, если анкета выглядит неказисто, то респондент, скорее всего, почувствует, что исследование не такое уж нужное, и поэтому откажется от участия. Переполненная анкета имеет нечеткое содержание и ведет к ошибкам при сборе информации. Считается, что максимальное время, необходимое для заполнения анкеты при почтовом и поквартирном опросе составляет 20-30 минут, при стоп-интервью - до 3 минут, при опросе по телефону - до 5 минут.

Анкеты изготавливаются на качественной бумаге формата А4 или А5. Анкеты должны быть напечатаны, а не размножены на ксероксе, что отражает важность проводимого опроса. Когда вопросы анкеты не умещаются на лицевой и оборотной сторонах листа, надо использовать несколько листов. В этом случае рекомендуется переплести анкету в виде книжечки, а не скреплять ее при помощи степлера или скрепки.

Длинную анкету лучше делить на разделы, обозначая их буквами (например, А, В, С, D). Если для многовариантного вопроса не хватает оставшегося места на странице, то такой вопрос нужно перенести на следующую страницу. В многовариантных вопросах, варианты ответов печатаются в один столбец или в таблицы. При большом объеме информации лучше оставлять пустые строки между вопросами и больше места для открытых ответов, т.к. установлено, что ответы будут более подробными.

Инструкции к отдельным вопросам размещаются как можно ближе к ним и выделяются особым шрифтом. Вопросы анкеты нумеруются, что облегчает кодирование, редактирование, табулирование ответов. Также полезно, если сами анкеты пронумерованы. Это делает более легким отслеживание анкет и определение того, какие из них потеряны. Однако для почтового опроса нумерация анкет не приемлема, т.к. респондент может подумать, что опрос не анонимен.

Этап 9: Перепроверка этапов 1-8 и их повторное прохождение при необходимости.

Исследователь не должен думать, что пригодная к использованию анкета может быть создана с первой попытки. Каждый из вопросов должен быть пересмотрен, чтобы убедиться в том, что этот вопрос легок для ответа и не вызовет затруднений, неясностей, потенциального недовольства респондента. Исследователь должен проверить каждое слово в каждом вопросе. Когда потенциальная проблема обнаружена, вопрос должен быть заново составлен. После проверки каждого вопроса и каждого слова в нем с точки зрения его потенциального значения и восприятия, исследователь может протестировать анкету, используя других участников группы, как участников опроса. Такой тест способен вскрыть некоторые очень серьезные недостатки и привести к дальнейшему пересмотру анкеты.

Этап 10. Предварительно тестирование

· Всегда проводить предварительное тестирование.

· Протестировать все аспекты анкеты, включая содержание вопросов, используемые слова, согласованность, форму и расположение, сложность вопросов и инструкций.

· Респонденты опрашиваемые при предварительном тестировании, должны быть похожими на привлекаемые к фактическому исследованию.

· Начинать предварительное исследование с личных интервью.

· Проведите предварительное тестирование по телефону, почте или с помощью электронных средств, если один из этих методов используется в фактическом исследовании.

· Задействовать как можно больше интервьюеров для предварительного исследования.

· Сделать небольшую выборку для предварительного тестирования - 10-30 респондентов.

· Использовать протокольный анализ и собеседование для определение проблем с анкетой.

· Сделать после каждой значительной переработки анкеты еще одно тестирование с новой выборкой

· Кодировать а анализировать ответы, получаемы при предварительном тестировании.

Сбор данных никогда не должен начинаться без предварительного тестирования анкеты. Предварительное тестирование заключается в проверке анкеты на небольшой выборке респондентов (как правило, 5% от предполагаемой численности респондентов) для определения и устранения потенциальных проблем. Необходимо протестировать все аспекты анкеты, включая содержание вопросов, согласование слов, форму и расположение, сложность вопросов и инструкций. Респонденты в предварительном тестировании должны быть похожи на тех, кого будут опрашивать в фактическом исследовании. Т.е. респондентов для предварительного тестирования и для фактического исследования нужно брать из одной генеральной совокупности.

Лучше всего, когда проводятся два предварительных теста. Первый должен быть проведен при помощи личной беседы, вне зависимости от действительного способа проведения опроса. Интервьюер должен убедиться, что люди действительно помнят те сведения, которые у них спрашивают, или что некоторые вопросы кажутся затруднительными и вызывают сопротивление или неприятие среди респондентов по какой-то причине.

Предварительное интервью должно вскрыть отдельные вопросы, в которых могут быть улучшены формулировки или изменена последовательность вопросов. Затем анкета может быть предварительно протестирована во второй раз с использованием почты, телефона, или личной встречи, в зависимости от способа проведения реального опроса. Цель второго предварительного тестирования - вскрыть проблемы, свойственные методу проведения опроса.

Ответы, полученные в результате предварительного тестирования, должны быть закодированы и сведены в таблицы. Таблицы подтвердят потребность в разных видах данных. Если нет места для размещения ответов на вопрос, то данные либо лишние, либо что-то упущено при предварительном анализе. Если часть таблицы остается пустой, то, возможно, упущен какой-то нужный вопрос. Пробное заполнение таблиц, как никакой другой метод показывает, что все собранные данные будут использованы и что получены все необходимые сведения.

Таким образом, главная ошибка начинающего исследователя при составлении анкет в том, что он не придерживается последовательности ранее перечисленных девяти этапов. Но следует признать также тот факт, что исследователи редко бывают настолько удачливы, чтобы разработать анкету в такой пошаговой манере. На самом деле все этапы взаимосвязаны и разработка анкеты предполагает некоторые повторы. Эти правила помогут избежать основных ошибок, но нельзя забывать о творческих способностях и интуиции опытного исследователя, от которых и зависит окончательная корректировка анкеты.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ФОРМЕ АНКЕТИРОВАНИЯ

2.1 Характеристика деятельности предприятия и ее экономические показатели

Компания «Сибирский Берег» работает на пищевом рынке с 1999 года и на сегодняшний день является одним из ведущих производителем снековой (легкие закуски) продукции. Сегодня в компанию входит 7 производственных предприятий в России, Украине, Казахстане, Китае и Австралии, а торговые филиалы компании открыты в 12 крупнейших городах России и ближнего зарубежья. В компании работает более семи тысяч человек. Дистрибьюторы компании работают более чем в 30 городах.

Свою деятельность компания начала в 1999 году открыв в Новосибирске производство снековой продукции. Развивая производственные мощности, в начале 2000 года компания занялась становлением собственной торговой сети, последовательно открыв филиалы в городах Сибири, Дальнего Востока, европейской части России и Казахстана. Весной 2001 года открываются новые производства в Новосибирске и Новосибирской области, начинаются продажи в торговых представительствах в Томске, Усть-Каменогорске, Екатеринбурге, Ростове, Нижнем Новгороде, Самаре, Москве и Минске

В 2003-2004 годах компания значительно укрепила свои лидерские позиции на рынке снеков в целом, открыв собственное производство в европейской части России (весной 2004 года начал выпускать первую продукцию завод в подмосковном Павловском Посаде), и купив завод по производству картофельных чипсов в Днепропетровске.

Компания за короткие сроки сумела выйти и укрепиться во всех сегментах снекового рынка. Для выполнения этой задачи в 2005-2006 годах компания совершила ряд покупок российских и зарубежных предприятий по производству снековой продукции, а так же вложила средства в строительство и запустила собственный завод в Австралии.

В начале 2005 года состоялась покупка компании «Болжау», специализирующейся на выпуске и продаже снековой продукции в республике Казахстан. В середине 2005 года компания приобрела в собственность завод по производству картофельных пелетт в г. Торжок, а так же учредила компании по сбыту и торговле, с целью объединения продаж, маркетинга и сбыта продукции и поставки сырья.

Другое несомненное преимущество компании -- собственная торговая сеть. Помимо России, сеть управляемых продаж сегодня организована в Казахстане, Беларуси и Украине. Продажи так же осуществляются в странах Европы, Азии и в Австралии.

В начале 2006 года компания подтвердила высокое качество менеджмента, успешно пройдя сертификацию на соответствие международному стандарту ISO 9001:2000. Сертификат действителен в Великобритании, США, Нидерландах, Германии.

Сегодня основной деятельностью компании является производство и продажа снековой продукции в России и странах ближнего зарубежья под национальными торговыми марками «Кириешки», «Компашки», «Бомбастер», «Fan», «Чипсоны»,»BEERka», «Орехи & Фрукты», «Кулек». Продукция компании является лауреатом престижных международных конкурсов. В 2003 году на территории сразу двух стран, Казахстана и Беларуси, продукция компании получила звание «Снек №1», в 2003-2004 годах снеки компании получили российскую награду «Бренд года» и вошли в список «100 лучших товаров России». По итогам международной выставки «Продэкспо» продукция компании «Сибирский Берег» получила звание «Продукт года 2005». В 2005 году на Каннском фестивале рекламы бренд компании «BEERka» завоевал высшую награду -- «Золотого Льва», а сухарики «Кириешки» уже на протяжении двух лет в 2005 -- 2006 годах признаются Национальной Торговой Ассоциацией России «Товаром Года».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.