Разработка мероприятий по повышению конкурентоспосбности предприятия
132 ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ на тему: "Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия (в условиях ООО "Элеос")" Санкт-Петербург 2009 г. Содержание Введение 1. Теоретические основы конкурентной среды на рынке здравоохранения 1.1 Особенности медицинской услуги как товара 1.2 Развитие российского рынка медицинских услуг 1.3 Конкуренция в здравоохранении и медицине 2. Определение конкурентоспособности организации на примере медицинского центра ООО "Элеос" 2.1. Анализ деятельности медицинского центра ООО "Элеос" 2.2 Маркетинговая политика медицинского центра 3. Анализ сильных и слабых сторон фирмы (SWOT-анализ) 4. Разработка конкурентной маркетинговой позиции медицинского центра 5. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой политики медицинского центра 6. Улучшение техники безопасности и условии при выполнении стратегии медицинского центра Заключение Список литературы Приложения Введение Здравоохранение - это система государственных, общественных и других мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья населения (общественного здоровья). Самого серьезного внимания требует вопрос конкуренции в сфере здравоохранения. Сложившаяся в настоящее время система организации здравоохранения не готова в максимально возможной степени сдерживать негативные процессы, отрицательно воздействующие на состояние общественного здоровья населения. Число больниц в 2005 году составляло около 10 тыс. (в 1998 -12,1 тыс.). Доля частных клиник в России не превышает 5-10% от их общего количества. Количество коек на каждого горожанина в нашей стране - самое большое в мире, оплата труда врачей, среднего и младшего медперсонала - самая низкая в мире, доля ошибочных и заведомо ложных диагнозов - самая высокая в мире. Средняя продолжительность жизни мужчин в России -59 лет, у женщин - в среднем 73 года. Разница между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин в России - четырнадцать лет - самая большая во всем развитом мире. Граждане России получат доступные и качественные медицинские услуги, а государство - более эффективную систему здравоохранения, если частные медицинские центры и клиники получат государственную поддержку и будут сняты ведомственных и бюрократических барьеров в развитии государственно-частного партнерства. Реформа системы здравоохранения в Российской Федерации может пойти быстрее и эффективнее при включении частных клиник в государственные программы оказания медицинской помощи и реализации государственно-частного партнерства. Тема данной дипломной работы актуальна, поскольку конкуренция и развитие в среде частных медицинских центров в Российской Федерации только начинается и представители частного сектора здравоохранения готовы выступить инициаторами по его практическому применению, что даст толчок развитию экономики нашей страны в целом. Предмет исследования дипломной работы - конкуренция в здравоохранении в Российской Федерации. Преимущество работы частных клиник заключается в том, что, являясь субъектами малого и среднего бизнеса, подчинённого жёстким законам рыночных отношений, клиники заинтересованы в получении быстрого позитивного результата в оказании качественных медицинских услуг в оптимальные сроки. Частные клиники оснащают свои подразделения новейшим медицинским оборудованием, внедряют передовые медицинские технологии, используя опыт западных партнёров, проводят конкурсный отбор и обучение высокопрофессиональных медицинских кадров, поддерживают высокий уровень сервиса, и, самое главное, сохраняют индивидуальный подход к каждому пациенту. Эти факторы способствуют внедрению современного менеджмента с эффективным распределением денежных потоков и созданию цивилизованных рыночных отношений. Представители частной системы здравоохранения, решающие вместе с государственной медициной, одни и те же задачи охраны здоровья граждан, могут сделать эти инвестиции, по крайней мере, возвратными, при условии льготной системы кредитования, поддержки добровольного медицинского страхования, - как это происходит практически во всех странах Европы и США. Объект исследования дипломной работы - частный медицинский центр ООО "Элеос". Частные центры и клиники готовы участвовать в реализации национального проекта "Здоровье", территориальной программы обязательного медицинского страхования и реализовывать совместные инвестиционные проекты. Государственная поддержка частной системы здравоохранения поможет уменьшить затраты и оптимизировать качество медицинских услуг, тем самым способствуя реализации конституционного права пациента на выбор врача и медицинского учреждения. Цель данной дипломной работы - разработать конкурентную стратегию для частного медицинского центра ООО "Элеос", а также обосновать рекомендации по улучшению работы данного центра. Таким образом, в данной дипломной работе решаются следующие задачи: 1) Понять теоретические основы рынка здравоохранения; 2) Рассмотреть организационную структуру ООО "Элеос"; 3) Рассмотреть маркетинговую политику медицинского центра; 4) Провести SWOT-анализ и анализ конкурентоспособности центра; 5) Разработать конкурентную позицию медицинского центра. Для написания дипломной работы мною были использованы различные источники литературы: книги (таких авторов, как Фатхутдинов Р.А., Котлер Ф., Венедиктов Д.Д. и другие) и периодические издания "Медицинская газета", "Управление маркетингом". 1. Теоретические основы конкурентной среды на рынке здравоохранения 1.1 Особенности медицинской услуги как товара Необходимо четко определить содержание и специфику медицинской услуги. В настоящее время в специальной литературе существует множество подходов к определению услуг. Некоторые исследователи полагают, что маркетинг услуг не имеет особых отличий от маркетинга материально-вещественных товаров. По их мнению, разница между товарами и услугами не столь велика, чтобы учитывать ее при разработке и проведении маркетинговых мероприятий: разделение маркетинга вещей и маркетинга услуг нецелесообразно по следующим причинам: различение проводится по исключительно спорному критерию - материальность продукции; большая часть реализуемых на практике сбытовых процессов заранее сориентирована на услуги (сбыт намечаемой к производству, а не готовой продукции, процессы интеграции внешних, предоставляемых клиентом, факторов производства) Маркетинг: большой толковый словарь / А.П. Панкрухин и др. Ред. Панкрухин А.П. - М.: Издательство "Омега-Л" 2008 г. 261 стр.. Прежде чем приступить к рассмотрению маркетинга медицинских учреждений, продукта, материального объекта или материальных ценностей. Определение, согласно которому услуги - это полезное действие, носит чересчур общий характер. Услуги можно определить как нематериальные производимые для целей сбыта - ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, но имеющие стоимостную оценку Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/Под ред. проф. В.А. Алексунина. - 4-е изж., перераб. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко",2006 - 716 с.. На основании изложенного можно дать следующее определение. Услуга - это экономическое благо в форме последовательности действий, цель которого - повышение потребительской полезности объекта, на который направлено это действие. Охрана здоровья граждан в России - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья Токарев О. Непроторенная дорога, или кое-что о медицинском праве // Медицинская газета. - 17.07.08, №57.. При изучении маркетинга медицинских услуг следует учитывать, что они относятся к объектам пассивного спроса, о которых потребитель либо не знает, либо знает, но не задумывается об их приобретении. Потенциальные пациенты зачастую не реагируют на маркетинговые усилия медицинских учреждений до тех пор, пока не возникнет потребность в получении этих услуг. Так, человек не станет сопоставлять цены, уровень обслуживания, деловую репутацию отдельных медицинских учреждений, оказывающих экстренные медицинские услуги, пока он не нуждается в срочной медицинской помощи. Это лишь частный пример. Конечно, потребитель, нуждающийся в стоматологическом, косметологическом или диагностическом обслуживании, скорее всего, попытается провести анализ местного рынка медицинских услуг, справится у своих знакомых о деловой репутации отдельных организаций, взвесит издержки и выгоды, а потом уже примет решение об обращении к конкретному поставщику услуг. Но психологически потребитель предпочел бы отдать деньги (нередко большие) за то, чтобы у него не возникло необходимости обращения к врачу, чтобы не испытывать на себе ощущение дискомфорта (пусть ничем не обоснованное с точки зрения лечащего врача) от процесса получения медицинской услуги, затрагивающего столь интимную сферу человеческое жизни, как здоровье Венедиктов Д.Д. Здравоохранение России. Кризис и пути преодоления. - М.: Медицина, 2005.. Наибольшего успеха в сфере оказания платных медицинских услуг добьется та организация, маркетинговая служба сможет заставить потенциального потребителя, потребность которого в получении медицинского обслуживания только может возникнуть в будущем, обратить внимание на конкурентные преимущества по сравнению с остальными участниками рынка. Важнейшим фактором экономической эффективности предпринимательской деятельности медико-производственных структур является конкурентоспособность выпускаемой ими продукции. Конкурентоспособность лечебно-диагностических, парамедицинских и сервисных услуг, услуг медицинского страхования, лекарственных средств, медицинского оборудования, материалов и прочего определяется совокупностью их качественных и стоимостных характеристик, представляющих интерес для потенциальных потребителей - пациентов и медицинских работников - в плане удовлетворения потребности граждан в квалифицированной медицинской помощи Закирова С.А. Модель цены медицинских услуг // Здравоохранение Российской Федерации. - 2006. Рационально действующих пациентов в первую очередь интересует экономическая эффективность потребления медицинских услуг - отношение получаемого благодаря им полезного эффекта Р (проявляющегося в поддержании, укреплении и восстановлении здоровья граждан) к их полной потребительской стоимости С: Эп = Р: С (1) Каждый разумный пациент стремится максимизировать величину эффективности потребления. Чтобы продукт медико-производственной деятельности пригоден для удовлетворения той или иной потребности пациентов в медицинской помощи, он должен обладать набором соответствующих параметров. Параметры, характеризующие конкурентоспособность медицинских услуг и товаров медицинского назначения, подразделяются на три группы: · параметры, характеризующие соответствие продукт нормативным документам (нормативно-правовым актам, дико-экономическим стандартам, условиям лицензировали аккредитации и так далее); · качественные параметры, характеризующие потребительские свойства продукта; · экономические параметры, характеризующие величину затрат потребителя на приобретение и потребление продукта (включая стоимость сопутствующих товаров, работ, услуг). На восприятие качества услуг, оказываемых населению субъектами здравоохранительной деятельности, влияют следующие основные факторы: · компетентность: персонал медико-производственной структуры обладает необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками; · надежность: субъект здравоохранительной деятельности работает стабильно, во всех случаях обеспечивается требуемый уровень медицинской помощи, принятые обязательства выполняются, а при неожиданных запросах система не выходит из строя; · отзывчивость: все работники медико-производственной структуры стремятся оперативно отвечать на запросы клиентов; · доступность: установление физического и психологического контакта персонала с пациентами происходит легко, без лишних негативных эмоций; · понимание: менеджеры медико-производственной структуры стремятся приспособиться к специфическим потребностям конкретных пациентов; · коммуникация: субъект здравоохранительной деятельности подробно информирует своих клиентов на понятном им языке (с учетом особенностей конкретных целевых групп);
Страницы: 1, 2, 3
|