на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Разработка мер по внедрению инновационных технологий в организацию коммерческой деятельности
предоставление информации

- вовлечение сотрудников

- помощь и поддержка

- переговоры

- манипулирование

- «кооптация»

- принуждение

Предоставление информации ?
один из наиболее естественных методов.

О
предстоящей инновационной технологии подробно рассказывается всем сотрудникам организации. Если менеджеру удалось убедить людей, они во многих случаях будут помогать руководству организации в осуществлении изменения. Однако этот подход может потребовать много времени и трудозатрат, если технология затрагивает многих людей.

Другой метод ?
вовлечение сотрудников в проектирование и осуществление инновационной технологии. В этом случае менеджер определяет только основные позиции, оставляя детали сотрудникам. Люди, которые принимают участие в проектировании новой технологии, будут испытывать чувство ответственности за осуществление изменения. С другой стороны, этот подход также может потребовать много времени и трудозатрат. Особенно если участники запроектируют неподходящие изменения, не соответствующие общему плану менеджера, и в результате ему придется затратить много усилий, чтобы направить энергию помощников в нужное русло.

Помощь и поддержка
со стороны менеджера могут оказаться весьма эффективным средством, если люди сопротивляются из-за проблем адаптации к новым условиям. Однако вполне возможно, что не всем сотрудникам удастся адаптироваться, и им придется уйти.

Переговоры с отдельными сотрудниками и их группами
(подразделениями, профсоюзами), с коллегами-менеджерами, завершающиеся заключением письменного соглашения, позволяют прийти к компромиссам, когда взамен реальных или воображаемых потерь при инновации стороны получают улучшения в других аспектах жизни и деятельности. Письменный договор позволяет избежать конфликтов в будущем. Однако успех одних переговоров может спровоцировать требования о проведении подобных переговоров с другими группами и затянуть процесс преобразования.

Перечисленные четыре метода являются вполне честными и открытыми. Однако менеджеры зачастую используют и методы, которые не всегда можно одобрить с этической точки зрения.

Один из них ?
манипулирование людьми с избирательным использованием информации и сознательном изложении событий в определенном порядке. Например, выпячиваются положительные стороны инновации и скрываются отрицательные (для тех или иных групп сотрудников), то есть предоставляется односторонняя информация, на основе которой люди вовлекаются в инновацию, не представляя себе всех последствий.

Другой вариант -
так называемая "кооптация", при которой поддержка нововведения со стороны уважаемых лиц (например, генерального директора) или групп (например, Правления фирмы) достигается путем их лжеучастия в проектировании нововведения. Например, генеральный директор фирмы может председательствовать на собрании, посвященном инновационной технологии, а ее Правление ? обсудить нововведение. Но при этом инициаторы внедрения технологи не стремятся реально вовлечь генерального директора и Правление в проектирование и осуществление технологии, они хотят лишь заручиться их поддержкой. В то же время ? в этом и есть обман ? у рядовых сотрудников создается впечатление, что нововведение осуществляется под руководством генерального директора и Правления. К описанному методу близок распространенный обычай начинать, например, научные конференции с выступлений уважаемых людей ? мэров городов, ректоров вузов и других,? у которых есть только один недостаток ? полная некомпетентность в проблемах, которыми занимается конференция. Именно поэтому указанные уважаемые люди исчезают вскоре после своего выступления, посвященного общим вопросам.

Существует
метод явного или неявного принуждения, когда менеджер заставляет принять инновацию под угрозой потери должности, работы и других благ. Аналогом в отношениях между государствами является использование вооруженной силы, то есть война. Сотрудники, побежденные и порабощенные менеджером, могут смириться, но в дальнейшем нельзя рассчитывать на дружелюбное сотрудничество. С другой стороны, без принуждения не обойтись, если необходимо быстро провести непопулярные изменения, диктуемые внешней обстановкой.

Наиболее распространенной ошибкой менеджеров является использование одного или небольшого числа методов независимо от ситуации. Вторая по распространенности ошибка ?
метод "разделяй и властвуй", который при возможной краткосрочной эффективности приводит к большим проблемам в долгосрочной перспективе.

Большое количество инновационных проектов остается незавершенными или не дают ожидаемых результатов, потому что фирмы оказываются неспос
обными внедрить данную инновационную технологию. Это происходит потому, что персонал предприятия недостаточно подготовлен к инновационному процессу. Под подготовкой понимается ряд мероприятий, которые способствуют пониманию сотрудников важности и необходимости внедрения новшеств. Среди таких мероприятий могут быть:

беседы, разъясняющие цели внедрения новшеств и процесс самого внедрения;

совещания на различных уровнях руководства, где идет обмен опытом по внедрению инноваций;

встречи и совещания между различными фирмами, которые внедряли подобные новшества;

разъяснение тех преимуществ, которые предоставляются в связи с данным внедрением;

стимулирование развития инновационных идей у всего персонала предприятия, а не только у отдельных групп лиц;

поощрение и мотивация сотрудников к развитию и внедрению инноваций.

В
наукоемких отраслях высшее руководство фирмы обязательно должно участвовать в управлении развитием и использованием новой технологии.

Говоря об инновационных технологиях и способах их внедрения, нельзя забывать о таком немаловажном факторе, как восприимчивость к этим технологиям
[12]. Восприимчивость организаций сокращается по мере возрастания производства и развития организационных структур, преобладания крупносерийного и массового типов производства и реализации. Чем больше объем производства и реализации, выше уровень выпускаемой и реализуемой продукции, тем труднее организация коммерческой деятельности и производство поддается перестройке.

Наибольшую восприимчивость к новым технологиям имеют небольшие узкоспециализированные организации. Они специализированы на удовлетворении конкретных запросов потребителей и обладают способностью гибко перестраиваться в зависимости от характера и темпов развития промышленного производства. Их организационные структуры менеджмента оказываются наиболее мобильными и чувствительными к современным научно-техническим тенденциям и организационно-экономическим новшествам.

1.3 Этапы внедрения инновационных технологий

Развитие инновационной деятельности предприятий в России чрезвычайно осложнено неприспособленностью прежней системы управления инновациями к новым условиям хозяйствования. Широкомасштабная реструктуризация собственности, реорганизация производства, конверсия оборонной промышленности ставят проблемы выживания предприятий и их экономического роста. Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных товаров, а это требует формирования и развития инновационного предпринимательства.

Очень часто потребность в инновациях зарождается внутри самой организации[13]. В практике встречаются такие ситуации, когда предприятие само становится одновременно разработчиком и потребителем инновационных технологий. Инновационные технологии стимулируются увеличением спроса на продукцию и ростом объема продаж, а также возможным повышением цен на некоторые виды ресурсов.

Достаточно часто организация, внедрив инновационные технологии, затем распространяет их на коммерческой основе в других организациях. Скорость их распространения (диффузии) зависит от относительной потребности в инвестициях и эффективности каждой инновации. При этом, чем большее число организаций использовало данную инновацию, тем выше потери тех организаций, которые ее не использовали. Это также ускоряет процесс распространения.

Положительный эффект от внедрения инновационных технологий очевиден. Это, как правило, быстрое и существенное повышение производительности труда, равный с продуктовыми и далее более высокий коммерческий эффект, высокая доля прироста производительности. Все это обусловлено совершенствованием технологических процессов. Ввиду того, что технологические инновации обеспечивают снижение затрат на производство, а в дальнейшем и цен, наибольшую выгоду от этих инноваций получают производители, владеющие более высокой долей рынка продаж продукции.

Важнейшей предпосылкой ускорения введения инноваций и повышения их научно-технического уровня являются стремительно развивающиеся компьютерные технологии. Разработка и внедрение инновации становится одним из основных направлений стратегии организации, так как определяет многие направления ее развития.

Осуществление инновационной деятельности в целом предполагает такие этапы[14], как:

- разработка планов и программ инновационной деятельности;

- наблюдение за ходом разработки инновации и ее внедрением;

- рассмотрение проектов разработки инновации;

- проведение единой инновационной политики;

- координация инновационной деятельности в функциональных и производственных подразделениях;

- обеспечение финансовыми и материально-техническими ресурсами;

- обеспечение разработки инновации квалифицированными кадрами;

- создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от цели до внедрения инновации.

На сегодняшний день большое количество крупных организаций создали, так называемые, научно-технические комплексы, которые позволяют проводить разработку и внедрение инновационных технологий в производство. Оценивая инновационный потенциал своего предприятия, руководитель определяет свои возможности ведения инновационной деятельности, то есть отвечает для себя на вопрос, под силу ли предприятию внедрение инноваций. Следующим шагом на пути к организации инновационной деятельности на предприятии должна стать выработка инновационных целей. Такими целями могут быть: повышение конкурентоспособности и закрепление на новых рынках путем совершенствования имеющихся изделий или создания принципиально нового продукта; сокращение издержек производства путем экономии исходного сырья, энергии и т.п. на основе использования новых технологий.

Здесь предприятиям следует принять важное стратегическое решение: приобретать инновационные технологии на стороне или разрабатывать самостоятельно. В первом случае предприятие, как правило, устанавливает стратегическое партнерство со специализированной научно-исследовательской или конструкторской организацией. При этом следует иметь ввиду, что единовременное приобретение технологии потребует аккумулирования значительных финансовых средств за достаточно короткий срок. Для наиболее эффективного использования финансовых вложений потребуется тщательное сканирование рынка новых технологий и детальный анализ базы данных организаций, специализирующихся на инновационных технологиях.

Во втором случае целесообразным представляется создание собственного научно-исследовательского инновационного подразделения [15]. По сравнению с приобретением новой технологии такой подход позволяет избежать крупных единовременных затрат, так как суммы инвестиций растянуты во времени. Вместе с тем, новое подразделение, в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, можно создать посредством реорганизации службы главного технолога или конструкторского отдела.

При проведении реорганизации коммерческой деятельности обычно выделяют пять этапов изменения[11] :

- подготовку (планирование),

- "размораживание" (подготовку фирмы к изменениям),

- непосредственное осуществление изменения,

- "замораживание" (закрепление результатов преобразований) и оценку результатов проведенной инновации.

Эти этапы включают в себя такие действия я как:

На этапе подготовки:

- определение основного содержания и уровня изменения;

- составление предварительного плана изменения, направленного на достижение определенных улучшений;

- анализ движущих и сдерживающих сил и возможный потенциал поддержки изменения;

- определение, на кого конкретно повлияют изменения, каковы причины возможного сопротивления;

- решения, кого еще необходимо привлечь к планированию процесса изменения;

- выбор стратегии изменения и методов преодоления сопротивления;

- выделение и анализ проблем, которые, вероятно, могут быть вызваны инновационной технологией;

- составление реалистичного плана осуществления изменения и определение критериев, по которым будет осуществляться контроль и оценка изменения;

- определение необходимых ресурсов (кадровых, временных, финансовых, материальных и других), включая внешних консультантов.

На этапе "размораживания":

- выделение времени для снятия психологического напряжения в организации;

- выбор методов подготовки и информирования сотрудников, соответствующих стратегии изменения;

- контроль прогресса в подготовке изменения, а в случае необходимости коррекция подходов и планов.

На этапе изменения:

- изменение только того, что необходимо для достижения желаемого улучшения;

- наличие достаточных резервов времени и других ресурсов на случай неожиданных затруднений;

- возможное изменение стратегии в случае, если, как подсказывает опыт (Ваш, сотрудников или консультантов), это будет способствовать успеху внедрения инновационной технологии;

- информирование сотрудников фирмы об успехах преобразований.

На этапе "замораживания":

- выделение необходимых ресурсов для закрепления, "сохранения" проведенных на этапе изменения действий;

- рассмотрение вопроса о последующем обучении (для работы в новых условиях) и/или трудоустройстве сотрудников;

- осуществление планов (по использованию результатов инновации) с учетом ситуации.

На этапе оценки:

- проведение исследований последствий изменения и восприятия этих последствий;

- поддержание обратной связи с теми, на кого влияют изменения, как внутри фирмы, так и вне нее;

- информирование (сотрудников, руководство фирмы, внешнее окружение, средства массовой информации и других) о результатах проведенной инновации.

Некоторые компании в целях сокращения времени предпринимали попытки ввода принципа «одновременной разработки товара» функциональными подразделениями [16]. Так, когда компания Ford изменила последовательность рассмотрения проекта и направила его параллельно в технический и финансовый отделы, экономия времени составила три с половиной месяца. В литературе [16] также рекомендовалось осуществлять прохождение стадий разработки нового товара параллельно, однако, детальной схемы такого процесса представлено не было. Существует модель параллельно-последовательного вывода инновации на рынок, суть которую удобно рассмотреть с помощью условной схемы (см. рис. 2)

рис 2. Модель инновационного процесса

На схеме представлен примерный процесс разработки и выведения нового оформленного продукта на рынок. Путь от зарождения идеи до ее практического воплощения состоит из десяти шагов, которые можно объединить в три ключевых этапа:

- генерации и селекции идей;

- анализа, проверки и апробации выдвинутой идеи;

- контроля стратегической перспективы нового продукта, коммерциализации инновации, получения и перераспределения прибыли.

Содержательная сторона выделенных этапов широко освещена в соответствующей литературе по маркетингу, инновационному менеджменту, организации производства, управлению финансами.

Анализируя мировой опыт, следует ожидать, что на этапе подъема экономики России, начнет проявляться тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности в инновационной политике промышленных организаций, так как время требует создания новых поколений наукоемкой продукции, разработки и внедрения технологических процессов на уровне мировых стандартов.

1.4 Нормативно-правовая база внедрения инновационных технологий

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности[17].

Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:

- инновационных прогнозов

- инновационных стратегий

- инновационных программ

- инновационных проектов.

- программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднесрочный период.

Государственная (федеральная) инновационная программа включает в себя:

- федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям,

- крупные инновационные проекты,

- федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры.

Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется с применением различных правовых форм и методов. Основной правовой формой государственного регулирования являются правовые акты. Это многочисленные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты, нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры:

- ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ)

- ФЗ «О передаче прав на единые технологии» (25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ)

- Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года.

- Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий

- Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу

Государственное регулирование инновационной деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным, с применением экономических рычагов и стимулов[18]. На рис.3 приведена подробная и наиболее обоснованная схема государственной поддержки инновационной деятельности, в которой наглядно рассмотрены методы, мероприятия и нормы законодательства.

Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем[19]:

- совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;

- участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;

рис.3. Государственные меры воздействия на инновационную деятельность

- организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;

- создание в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов.

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности ? организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Высшая форма регулятивной деятельности -- это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

Владимир Путин подписал Федеральный закон N 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности»

Федеральным законом предусматривается предоставить налогоплательщикам, осуществляющим финансирование инновационной деятельности, дополнительные преференции и льготы по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций и единому налогу, уплачиваемому при использовании упрощенной системы налогообложения.

В частности, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) исключительных прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы и базы данных, а также определяется перечень освобождаемых от обложения указанным налогом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Правительству Российской Федерации предоставляется полномочие по утверждению дополнительного перечня фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, средства которых, получаемые организациями в рамках целевого финансирования, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Вводится коэффициент ускоренной амортизации в отношении имущества, используемого для осуществления научно-технической деятельности, а также увеличивается норматив расходов в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и иных фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В интересах налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотрена возможность отнесения к расходам затрат на патентование, научные исследования и опытно-конструкторские разработки.

Президент РФ Дмитрий Медведев, говоря о российской инновационной системе отметил, что "с одной стороны, у нас уже созданы и работают ее основные элементы, однако инструменты поддержки инноваций слабо увязаны между собой, а отдельные звенья технологического цикла разобщены и плохо состыкованы друг с другом. По сути, это не система, а набор близких, но разрозненных вещей, и потому уже созданные у нас элементы инфраструктуры определяющие роли в продвижении инновационных продуктов играть не могут, и как результат и масштаб, и сама отдача от инновационной деятельности остаются низкими".

Избранный президент напомнил, что в России "доля промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение технологических новаций, не превышает 10 %, а доля инновационной продукции в общем объеме продукции промышленного производства составляет всего 5,5 %". В вязи с этим он поставил задачу: увеличить долю предприятий, осуществляющих технологические инновации, до 40-50 %, а долю инновационной промышленной продукции /в объеме выпуска/ -- до 25-35 %. При этом внутренние затраты на исследования и разработки должны вырасти с нынешнего 1 % ВВП до 3 %, и в первую очередь -- за счет увеличения расходов частного бизнеса на науку.

Д.Медведев подчеркнул, что "это абсолютно реальные ориентиры, на которые отечественная инновационная система должна выйти уже к 2020 году". "Это наша прямая обязанность, и программа, обеспечивающая их безусловное достижение, должна стать одним из ключевых разделов концепции социально-экономического развития страны до 2020 года", -- сказал он.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.