Система электронной торговли через Интернет
55 Система электронной торговли через Интернет. Электронный магазин План лекции 1. Системы электронной коммерции в корпоративном секторе. 2. Системы электронной коммерции в секторе B2C; электронные магазины. 1. Системы электронной коммерции в корпоративном секторе Системы электронной коммерции в секторе В2В предназначены для поддержания бизнес-отношений между поставщиками и потребителями и призваны решать задачи сбыта и материально-технического снабжения. В процессе движения товаров участвуют пять типов хозяйствующих субъектов, образующих цепочку производитель -- дистрибутор -- дилер -- розничный продавец -- покупатель. В данной цепочке обязательно присутствие только первого и последнего субъектов. Тип отношений между каждой парой связанных цепочкой субъектов имеет свои особенности организации электронной коммерции. Компании-производителю, стремящейся использовать преимущества электронной коммерции, целесообразно определить наиболее важное звено в бизнес-цепочке и начать использование средств электронной коммерции в нем. В первую очередь необходимо автоматизировать трудоемкие рутинные процессы, отнимающие много времени сотрудников: прием заявок; согласование условий, другие виды обмена коммерческой информацией. Компания-производитель может использовать современные информационные технологии для внедрения методов электронной коммерции в работу сбытовых подразделений. Для достижения максимального экономического эффекта от внедрения системы электронной коммерции информационная система сбыта должна быть состыкована с системами планирования производства и организации поставок. Наибольшее распространение получили следующие системы электронной коммерции: Наиболее распространенные системы электронной коммерции (1): 1) системы управления закупками (e-procurement); 2) системы полного цикла сопровождения поставщиков SCM; 3) системы управления продажами. Наиболее распространенные системы электронной коммерции (2): 4) системы полного цикла сопровождения клиентов CRM; 5) отраслевые (вертикальные) электронные торговые площадки; 6) электронные рынки или многоотраслевые торгово-закупочные площадки. Для того чтобы их увязать с ресурсными процессами предприятия, необходима интегрированная система управления ресурсами предприятия. Основные процессы электронной торговли в секторе В2В (1): Регистрация. Покупатели и продавцы регистрируются в системе, т. е. указывают свои реквизиты, после чего получают уникальный идентификатор и пароль. Как правило, на этапе регистрации между участником торговой системы и ее провайдером заключается договор на соблюдение установленных в системе правил торговли и проведение платного обслуживания на оговоренных условиях. Заключается договор на этапе регистрации. Основные процессы электронной торговли в секторе В2В (1): Размещение информации. Пользователи, применяя каталог системы, в соответствующих разделах выставляют информацию о потребностях в продукции либо предложения на ее поставку. Основные процессы электронной торговли в секторе В2В (3): Каталог продукции -- иерархически структурированный классификатор продукции в форме дерева, ветвями которого являются товарные группы, а листьями -- конкретные товары со всеми характеристиками. Каталог реализован на основе многотабличной базы данных с пользовательским интерфейсом построения выборок (списков отобранных по заданным характеристикам товаров) и обычно содержит стандартные поля для описания предложения: название товара, базовая цена, характеристики товара, способ платежа и т. д. Основные процессы электронной торговли в секторе В2В (4): Поиск информации. Выполняется либо вручную путем перемещения по дереву каталога, либо автоматически путем задания требуемых характеристик товаров (название, предельная цена и т. д.) и получением их списка. Наиболее эффективный способ получения информации -- подписка на информацию с доставкой по электронной почте. При этом пользователь задает требуемые характеристики товара и при каждом существенном изменении каталога (появлении или исчезновении товара, соответствующего заданным характеристикам) ему поставляется необходимая информация. Основные процессы электронной торговли в секторе В2В (5): Покупка продукции. Возможны три принципиально разных варианта: определение приемлемого предложения по каталогу, участие в объявленных продавцами торгах или объявление собственных торгов на закупку. В последнем варианте средствами системы электронной торговли покупатель (заказчик) уведомляет неограниченный (открытые торги) или ограниченный (закрытые торги) круг потенциальных продавцов (поставщиков) о намерении приобрести партию продукции на определенных условиях (срок проведения, минимальная и желаемая цена, прочие условия), после чего (по истечении заданного времени или по достижении требуемых показателей) он принимает наилучшее с его точки зрения предложение. Основные процессы электронной торговли в секторе В2В (6): Продажа продукции. Осуществляется в вариантах, аналогичных рассмотренным при покупке. Основные процессы электронной торговли в секторе В2В (7): Определение сторон сделки. После проведения торгов или иных процедур согласования условий сделки стороны через систему электронных торгов получают координаты друг друга. Основные процессы электронной торговли в секторе В2В (8): Заключение сделки. Осуществляется электронным способом с использованием технологии электронной цифровой подписи (ЭЦП). Таким образом, гарантируется и сам факт заключения сделки между сторонами, и соблюдение условий сделки, достигнутых в ходе торгов. Основные процессы электронной торговли в секторе В2В (9): Обеспечение гарантий исполнения договорных обязательств. Реализуется посредством существующих в традиционной экономике механизмов, с той лишь разницей, что документы, подтверждающие сделку, имеют электронную форму. Кроме того, существуют способы снижения риска при заключении сделок: анализ публикуемых рейтингов и отзывов, исключение недобросовестных контрагентов из числа участников торговых систем. Система управления закупками (е-procurement) - Данная система предоставляет возможности публикации потребности в материально-технических ресурсах, поиска поставщиков, получения от них коммерческих предложений, организации тендеров, конкурсов и т. д. По оценке аналитиков компании AMR Research, стоимость обработки и выполнения заказов на непроизводственные товары составляет около 70% всей стоимости закупки. Для товаров же производственного назначения этот показатель может достигать 90%. Процесс снабжения предприятия всегда было трудно регламентировать и контролировать. Поэтому с появлением систем, автоматизирующих данный процесс и делающих его прозрачным, значительно возросла эффективность, исчезла возможность злоупотреблений. Система управления закупками позволяет предприятию осуществлять взаимодействие с поставщиками непосредственно со своего интернет-сайта. Назначение данной системы (е-procurement) (1): · снижение расходов на организацию закупок на предприятии; · существенное повышение уровня контроля над закупками; · снижение расходов из-за уменьшения стоимости закупок. Назначение данной системы (е-procurement) (2): формирование рынка постоянных поставщиков; существенное увеличение выбора закупаемых товаров. Такая система позволяет публиковать заявки на материально-технические ресурсы, искать поставщиков и получать от них коммерческие предложения, распределять заявки на тендерные или аукционные площадки, направлять постоянным поставщикам уведомления о планах пополнения производственных запасов и т. д. Исследования показывают, что использование такой системы позволяет снизить расходы на закупку на 5--50%. Основные элементы системы управления закупками (1): -- база данных зарегистрированных поставщиков; -- единый каталог продукции поставщиков. Основные элементы системы управления закупками (2): -- система документооборота, использующая алгоритмы электронной цифровой подписи; -- система тендерных торгов. А также - -- система совместных закупок (объединение нескольких покупателей для снижения стоимости закупки); -- платежная система; -- система кредитования и страхования сделок; -- система управления логистикой; -- модуль интеграции с различными учетными системами (бухгалтерскими, складскими) покупателей и поставщиков; -- система безопасности данных. Корпоративные системы закупки -- самое эффективное средство для организации централизованных закупок на крупных, территориально распределенных предприятиях. С помощью таких систем усиливается контроль над закупками, укорачивается длительность цикла закупок и уменьшаются затраты на документооборот. Однако наибольший экономический эффект от внедрения систем закупки происходит из-за снижения стоимости закупаемых товаров и услуг из-за автоматизации тендерных торгов. Примеры. Для компании Owens Corning (производство стекла и оптоволокна) электронная технология закупок стала важнейшим механизмом снижения издержек. Компания сообщила, что в результате ее внедрения удалось сэкономить до 60% стоимости при закупках питьевой воды, до 25% на упаковочных лентах и 10% в целом на производственных и непроизводственных материалах и услугах. Компания Ford Motor Company при проведении закупок через электронную систему снабжения сэкономила за 10 месяцев 2000 г. около 70 млн долл., а в 2001 г. экономия при покупке товаров производственного назначения составила около 350 млн долл. Компании удалось сократить расходы на обработку одного заказа с 300 долл. до 15 долл. Эти системы позволяют сотрудникам и руководству компании осуществлять в автоматизированном режиме следующие функции: Системы B2B-торговли позволяют (1): -- генерировать заявки на закупку материалов, сырья, комплектующих для производства, запчастей и услуг для оборудования, офисных принадлежностей и т. д. (функция сотрудников). Системы B2B-торговли позволяют (2): -- просматривать поступающие заявки, корректировать их, одобрять или отвергать (функция руководителя). Системы B2B-торговли позволяют (3): -- санкционировать платежи выбранным по результатам тендеров поставщикам (функция руководителя). А также - -- публиковать в Интернете информацию о потребностях компании, планируемых тендерах (сроки, условия), а также направлять уведомления о тендерах или закупках и запросы по ценам различным зарегистрированным поставщикам (функция менеджера, отвечающего за закупки); -- анализировать цены поставщиков, выбирать приемлемые по заранее установленным критериям (функция менеджера, отвечающего за закупки); -- проводить обратные аукционы в режиме реального времени по продукции, потребляемой компанией для производственных нужд (функция менеджера, отвечающего за закупки); -- регистрироваться в базе данных по поставщикам (функция поставщика); -- заблаговременно получать уведомления о планируемых закупках производимой ими продукции (функция поставщика); -- участвовать в обратных аукционах в режиме реального времени, имея возможность через Интернет видеть результаты торгов и предложить более низкую цену (функция поставщика). Подобные системы электронного снабжения позволяют работать как с внешними каталогами и электронными торговыми площадками, так и с внутренними базами каталогов предприятия. Системы электронного снабжения могут быть обособленными или интегрированными с внутрифирменным ресурсным планированием предприятия -- системой ERP, которая учитывает ресурсы компании и играет существенную роль в построении эффективных логистических цепочек. Интеграция позволяет оптимизировать закупочную стратегию предприятий. Интернет-системы управления закупками позволяют промышленным и торговым предприятиям расширить круг поставщиков и приобретать товар по более выгодным ценам. Их использование помогает сломить инертность, а часто и нечистоплотность снабженцев, которые в ущерб предприятию продолжают закупать продукцию по высоким ценам у сложившегося круга партнеров. Системы управления закупками позволяют значительно повысить производительность труда менеджеров отделов снабжения. Как правило, менеджер, работающий по старой, традиционной схеме, способен осуществить не более 15--20 содержательных телефонных звонков в день. С помощью электронной системы он получает возможность размещать или рассылать предложения о закупке тысячам поставщиков, изучать поступившие от них встречные предложения и выбирать оптимальные для предприятия условия поставки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|