Статистика товарооборота розничной торговли
34 Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 1. Статистический анализ розничной торговли…………………………………5 1.1 Динамика показателей за последние несколько лет………………..11 2. Индексный анализ…………………………………………………………….17 3. Корелляциаонно-регрессионный анализ…………………………………….31 4. Сущность и понятие товарных запасов и товарооборачиваемости………..34 Заключение……………………………………………………………………….34Список использованной литературы…………………………………………...35Введение В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления экономическими процессами. Она собирает информацию, характеризующую развитие экономики страны, культуры и жизненного уровня народа. С помощью статистической методологии вся полученная информация обобщается, анализируется и в результате дает возможность увидеть стройную систему взаимосвязей в экономике, яркую картину и динамику развития, позволяет делать международные сопоставления. В данной работе будут рассмотрены такие разделы статистики как статистический анализ розничного товарооборота, а также запасы и оборачиваемость товаров. Задачи статистики товарооборота розничной торговли должны отражать процесс удовлетворения спроса населения на потребительские товары, показать, в какой мере развитие розничной торговли отвечает требованиям современным условиям, выявить пропорциональность ее развития. Статистика должна всесторонне охарактеризовать выполнение плана розничного товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций, систем и розничной торговли в целом, вскрыть и объяснить причины, обусловившие тот или иной уровень выполнения плана, найти резервы дальнейшего развития товарооборота. К задачам статистики товарооборота розничной торговли относятся: получение статистической информации о товарообороте розничной торговли" анализ выполнения плана розничного товарооборота торговой сети; анализ динамики товарооборота розничной торговли; расчет и анализ товарной структуры товарооборота розничной торговли; анализ организационной и территориальной структуры товарооборота розничной торговли. Решая поставленные задачи, статистика товарооборота розничной торговли должна полно и объективно, на научной основе охарактеризовать объем и структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции и причинно-следственные связи розничного товарооборота, вскрыть резервы более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления через розничную торговую сеть. Она должна обеспечивать руководящие и плановые органы информацией, которая может быть использована для планирования и руководства торговлей, давать предупреждающую, прогнозную информацию. Статистика товарооборота розничной торговли тесно связана с задачами изучения и прогнозирования покупательского спроса. Методология статистики товарооборота розничной торговли использует практически все методы и приемы, разработанные общей теорией статистики, математической статистикой, а также другие математико-экономические методы. Основным источником информации о розничном товарообороте розничной торговой сети служит отчетность, которую в установленные сроки представляют все торговые предприятия и организации, а также любые другие предприятия и организации, занимающиеся наряду со своей основной деятельностью розничной продажей товаров. 1. Статистический анализ розничной торговли Розничный товарооборот представляет собой послед-нюю, конечную стадию движения товаров в сфере обращения, когда товары из сферы обращения поступают в сферу личного (индивидуального или совместного) потребления. Розничный товарооборот относится к числу важнейших народнохозяйственных показателей. Он отража-ют экономические и социально-экономические процессы, происходящие в жизни страны. Розничный товарооборот тесно связан со многими показателями развития народно-го хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением. В сфере товарного обращения розничный товарооборот влияет на другие показатели торговли, в частности на товарные запасы и их оборачиваемость, издержки обращения, прибыль и рента-бельность, производительность труда в торговле и т. д. Вместе с тем он сам испытывает известное воздействие товарных запасов, трудовых и денежных затрат, состояния материальной базы торговли и т. п. Розничный товарооборот -- сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует объем товарной массы, перешедшей из сферы товарного обращения в сферу личного потребления. Во-вторых, розничный товарооборот, который представляет собой обмен товаров на деньги, в основном на денежные доходы населения, характеризует как денежную выручку торговли, так и сумму расходов на покупку товаров. Эта последняя склады-вается из части трудовых доходов населения, заработной платы, доходов колхозников и т. п., а также из общественных фондов потребления -- пенсий, стипендий, денежных льгот и выплат и других источников. Статистический учет розничного товарооборота базируется на первичном бухгалтерском учете прихода товаров и денежной вы-ручки. Показатель общего объема розничного товарооборота является строго документированным, соответствующим сумме денежной выручки (наличной и безналичной) и потому вполне достоверным. В качестве основных задач, стоящих перед статистикой розничного товарооборота, можно выделить следующие: определение объема розничного товарооборота по тор-говым системам, в территориальном разрезе и в целом по стране; контроль за ходом выполнения плановых показателей; определение товарной структуры розничного товаро-оборота, изучение структурных сдвигов, определяющих тенденции развития торговли в территориальном разрезе и в целом по стране; изучение покупательского спроса населения и степени его удовлетворения; исследование динамики и структуры среднедушевого товарооборота; исследование закономерностей развития товарооборо-та в целом и по отдельным товарным группам; изучение региональных особенностей развития това-рооборота в целом и по торговым системам; анализ факторов, оказывающих влияние на изменение объема и структуры товарооборота. Современная методология изучения и анализа розничного това-рооборота достаточно разнообразна. В ее арсенале имеется боль-шое количество сравнительно простых методов, не требующих сложных вычислений, но позволяющих получить важные резуль-таты. Особенно широко в анализе розничного товарооборота используется метод группировки, а также индексный метод (индексная методология). Индексный метод сравнительно прост. Тем не менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объем рознич-ного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценную для практического руководства торговыми пред-приятиями и принятия хозяйственных решений. Все известные статистические методы анализа розничного то-варооборота отличаются своей универсальностью. Это означает, что их с равным успехом можно применять для решения задач на всех уровнях общей торговой системы, начиная с магазина и кон-чая торговлей как отраслью народного хозяйства. Программа анализа розничного товарооборота включает: рас-чет различных относительных показателей, изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов, выяв-ление влияния отдельных факторов на изменение величины рознич-ного товарооборота, установление объективных взаимосвязей между основными параметрами розничного товарооборота и из-держками обращения, численностью торговых работников, разме-ром торговой площади и др. Рассмотрим основные процедуры ана-лиза розничного товарооборота. В соответствии с действующим законодательством каждое тор-говое предприятие ежедневно сдает торговую выручку на расчетный счет в банке. Рассчитывается специальный коэффициент инкассации (Ки). Числено он равен: Торговая выручка, сданная в банк Ки = ------------------------------------------------ * 100 (1) Объем розничного товарооборота Анализ выполнения планируемых результатов розничного товарооборота является важнейшей аналитической процедурой. Он производится в различ-ных вариациях и всегда опирается на группировки товарооборота по торговым объектам, системам или территориальным единицам. Выполнение плана розничного товарооборота должно рассмат-риваться как по предприятиям и организациям, так и в терри-ториальном аспекте. При этом возникает вопрос о степени равномерности выполнения плановых показателей. Покажем это на примере данных (таблица №1) о выполнении плана розничного товарооборота торгом за год. Для расчета коэффициента равномерности по формуле R=100-V необходимо определить коэффициент вариации V, кото-рый равен: у * 100 V= -------- (2) Y Средний процент выполнения плана (Y) равен 104,6%. Сред-нее квадратическое отклонение (у) рассчитаем по формуле 2 ?(Y- Y) 48803,48 у = ---------- = ---------- = ?567,4 = ± 23,8% (3) ?m 86 Коэффициент вариации равен 22,9% (23,8:104,6-100). Следо-вательно, коэффициент равномерности равен 77,1 % (100--22,9). Таблица №1 Выполнении плана розничного товарооборота торгом за год. |
Квартал | План розничного товарообо-рота, млн. руб. (m) | Фактически выполнено, млн. руб. | Процент выполнения (Y) | Y - Y | (Y - Y) | 2 (Y - Y) m | | I II III IV | 20 21 23 22 | 16 18 28 28 | 80,0 85,7 121,7 127,2 | -24,6 -18,9 +17,1 +22,6 | 605,16 357,21 292,41 510,76 | 12103,20 7501,41 6725,43 11236,72 | | И т о г о | ?m = 86 | 90 | Y = 104,6 | -- | -- | 48803,48 | | |
Полученный показатель равномерности выполнения плана (77,1 %) нельзя отнести к разряду высоких. Это естественно, по-скольку среднее квадратическое отклонение достаточно велико-- 23,8%. Оно свидетельствует о среднем размере отклонений от среднего процента выполнения плана розничного товарооборота (104,6 %). Легко допустить, что, если бы годовой план розничного товарооборота был распределен по кварталам в равных долях, коэффициент равномерности был бы выше. Далее, фактический объем розничного товарооборота не является высшим достижением торга. Наоборот, он говорит о том, что в торге имеются не использованные резервы для дальнейшего повышения уровня розничной продажи. Анализ выполнения плана розничного товарооборота углубляется путем разработки специальной таблицы, в которой дается группировка магазинов по признаку уровня выполнения плана роз-ничного товарооборота. Рассмотрим группировку 100 магазинов по уровню выполнения плана розничного товарооборота в IV квартале, в которую введены показатели поступле-ния товаров. (Таблица №2) Таблица №2 Таблица 2 Группировка магазинов по уровню выполнения плана розничного товарооборота в IV квартале |
Группы магазинов по уровню выполнения плана, % | Число магазинов | Розничный товарооборот, тыс. руб. | Розничный товарообо-рот в расчете на один магазин, тыс. руб. | Поступление товаров в расчете на один магазин | | | | план | фактически | | тыс. руб. | отклонение от товарооборота (+. -), % | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | До 80 | 5 | 280 | 210 | 42 | 36 | -14,3 | | 80--84,9 | 6 | 590 | 492 | 82 | 72 | -12,2 | | 85--89,9 | 10 | 2800 | 2490 | 249 | ^229 | -8,0 | | 90--94,9 | 2 | 450 | 430 | 215 | 229 | +6,5 | | 95--99,9 | 7 | 2320 | 2268 | 324 | 344 | +6,2 | | 100--104,9 | 46 | 19700 | 19883 | 432 | 435 | + 0,7 | | 105 и выше | 24 | 9070 | 9802 | 408 | 411 | +0,7 | | Итого | 100 | 35210 | 35575 | 356 | -- | -- | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|