на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Статистика товарооборота розничной торговли
рафик динамики показателей розничной торговли

2. Индексный анализ

Розничный товарооборот представляет собой последнюю, конечную стадию движения товаров в сфере обращения, когда товары из сферы обращения поступают в сферу личного (индивидуального или совместного) потребления.

Розничный товарооборот относится к числу важнейших народнохозяйственных показателей. Он отражают экономические и социально экономические процессы, происходящие в жизни страны. Розничный товарооборот тесно связан со многими показателями развития народного хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением.

В сфере товарного обращения розничный товарооборот влияет на другие показатели торговли, в частности на товарные запасы и их оборачиваемость, издержки обращения, прибыль и рентабельность, производительность труда в торговле и т. д. Вместе с тем он сам испытывает известное воздействие товарных запасов, трудовых и денежных затрат, состояния материальной базы торговли и т. п.

Розничный товарооборот -- сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует объем товарной массы, перешедшей из сферы товарного обращения в сферу личного потребления.

Во-вторых, розничный товарооборот, который представляет собой обмен товаров на деньги, в основном на денежные доходы населения, характеризует как денежную выручку торговли, так и сумму расходов на покупку товаров. Эта последняя складывается из части трудовых доходов населения, заработной платы, доходов колхозников и т. п., а также из общественных фондов потребления -- пенсий, стипендий, денежных льгот и выплат и других источников.

Статистический учет розничного товарооборота базируется на первичном бухгалтерском учете прихода товаров и денежной выручки. Показатель общего объема розничного товарооборота является строго документированным, соответствующим сумме денежной выручки (наличной и безналичной) и потому вполне достоверным.

В качестве основных задач, стоящих перед статистикой розничного

товарооборота, можно выделить следующие:

определение объема розничного товарооборота по торговым системам, в территориальном разрезе и в целом по стране;

контроль за ходом выполнения плановых показателей;

определение товарной структуры розничного товарооборота, изучение

структурных сдвигов, определяющих тенденции развития торговли в

территориальном разрезе и в целом по стране;

изучение покупательского спроса населения и степени его

удовлетворения;

исследование динамики и структуры среднедушевого товарооборота;

исследование закономерностей развития товарооборота в целом и по

отдельным товарным группам;

изучение региональных особенностей развития товарооборота в целом и по торговым системам;

анализ факторов, оказывающих влияние на изменение объема и структуры товарооборота.

Современная методология изучения и анализа розничного товарооборота достаточно разнообразна. В ее арсенале имеется большое количество сравнительно простых методов, не требующих сложных вычислений, но позволяющих получить важные результаты. Особенно широко в анализе розничного товарооборота используется метод группировки, а также индексный метод (индексная методология). Индексный метод сравнительно прост. Тем не менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объем розничного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценную для практического руководства торговыми предприятиями и принятия хозяйственных решений.

Все известные статистические методы анализа розничного товарооборота отличаются своей универсальностью. Это означает, что их с равным успехом можно применять для решения задач на всех уровнях общей торговой системы, начиная с магазина и кончая торговлей как отраслью народного хозяйства.

Программа анализа розничного товарооборота включает: расчет различных относительных показателей, изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов, выявление влияния отдельных факторов на изменение величины розничного товарооборота, установление объективных взаимосвязей между основными параметрами розничного товарооборота и издержками обращения, численностью торговых работников, размером торговой площади и др. Рассмотрим основные процедуры анализа розничного товарооборота.

В соответствии с действующим законодательством каждое торговое предприятие ежедневно сдает торговую выручку на расчетный счет в банке. Рассчитывается специальный коэффициент инкассации (Ки). Числено он равен:

Торговая выручка, сданная в банк

Ки = ------------------------------------------------ * 100 (1)

Объем розничного товарооборота

Анализ выполнения планируемых результатов розничного товарооборота является важнейшей аналитической процедурой. Он производится в различных вариациях и всегда опирается на группировки товарооборота по торговым объектам, системам или территориальным единицам.

Выполнение плана розничного товарооборота должно рассматриваться как по предприятиям и организациям, так и в территориальном аспекте. При этом возникает вопрос о степени равномерности выполнения плановых показателей.

Покажем это на примере данных (таблица №1) о выполнении плана

розничного товарооборота торгом за год.

Для расчета коэффициента равномерности по формуле R=100-V необходимо определить коэффициент вариации V, который равен:

? * 100

V= -------- (2)

?

Средний процент выполнения плана (?) равен 104,6%. Среднее

квадратическое отклонение (?) рассчитаем по формуле

2

S(Y- ?) 48803,48

? = ---------- = ---------- = ?567,4 = ± 23,8% (3)

Sm 86

Коэффициент вариации равен 22,9% (23,8:104,6-100). Следовательно,

коэффициент равномерности равен 77,1 % (100--22,9).

Таблица №1

Выполнении плана розничного товарооборота торгом за год.

|Кварта|План |Фактически |Процент |Y - ? |(Y - ?)| |

|л |розничного |выполнено, |выполнен| | |2 |

| |товарооборо|млн. руб. |ия (Y) | | |(Y - ?)|

| |та, млн. | | | | |m |

| |руб. (m) | | | | | |

|I |20 |16 |80,0 |-24,6 |605,16 |12103,2|

|II |21 |18 |85,7 |-18,9 |357,21 |0 |

|III |23 |28 |121,7 |+17,1 |292,41 |7501,41|

|IV |22 |28 |127,2 |+22,6 |510,76 |6725,43|

| | | | | | |11236,7|

| | | | | | |2 |

|И т о |Sm = 86 |90 |? = |-- |-- |48803,4|

|г о | | |104,6 | | |8 |

Полученный показатель равномерности выполнения плана (77,1 %) нельзя отнести к разряду высоких. Это естественно, поскольку среднее квадратическое отклонение достаточно велико-- 23,8%. Оно свидетельствует о среднем размере отклонений от среднего процента выполнения плана розничного товарооборота (104,6 %). Легко допустить, что, если бы годовой план розничного товарооборота был распределен по кварталам в равных долях, коэффициент равномерности был бы выше. Далее, фактический объем розничного товарооборота не является высшим достижением торга. Наоборот, он говорит о том, что в торге имеются не использованные резервы для дальнейшего повышения уровня розничной продажи.

Анализ выполнения плана розничного товарооборота углубляется путем разработки специальной таблицы, в которой дается группировка магазинов по признаку уровня выполнения плана розничного товарооборота. Рассмотрим группировку 100 магазинов по уровню выполнения плана розничного товарооборота в IV квартале, в которую введены показатели поступления товаров. (Таблица №2)

Таблица №2

Таблица 2 Группировка магазинов по уровню выполнения плана розничного

товарооборота в IV квартале

|Группы |Число |Розничный |Розничный |Поступление |

|магазинов|магази|товарооборот, |товарооборот |товаров в |

|по уровню|нов |тыс. руб. |в расчете на |расчете на один |

|выполнени| | |один магазин,|магазин |

|я плана, | | |тыс. руб. | |

|% | | | | |

| | |план |фактичес| |тыс. |отклонен|

| | | |ки | |руб. |ие от |

| | | | | | |товарооб|

| | | | | | |орота |

| | | | | | |(+. -), |

| | | | | | |% |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |

|До 80 |5 |280 |210 |42 |36 |-14,3 |

|80--84,9 |6 |590 |492 |82 |72 |-12,2 |

|85--89,9 |10 |2800 |2490 |249 |^229 |-8,0 |

|90--94,9 |2 |450 |430 |215 |229 |+6,5 |

|95--99,9 |7 |2320 |2268 |324 |344 |+6,2 |

|100--104,9|46 |19700 |19883 |432 |435 |+ 0,7 |

|105 и |24 |9070 |9802 |408 |411 |+0,7 |

|выше | | | | | | |

|Итого |100 |35210 |35575 |356 |-- |-- |

Для того чтобы выявить влияние поступления товаров, данные пересчитаны на один магазин (общая сумма поступления делилась на число магазинов в группе). Цель заключается в том, чтобы выявить соответствие поступления покупательскому спросу Ясно, что чем больше разрыв между поступлением и товарооборотом, тем значительнее это несоответствие. Чтобы исключить влияние размера торгового предприятия, показатель отклонения поступления товаров от плана товарооборота исчислен в процентах к товарообороту.

Во-первых, данная группировка показывает, что 30 магазинов (т.е. 30%

общего числа) не выполнили квартального плана товарооборота, причем в пяти из них уровень выполнения плана -- менее 80% Коэффициент вариации выполнения плана составил сравнительно небольшую величину -- 5,9%. Однако общая сумма недовыполнения плана равна 550 тыс. руб. Если бы эти магазины выполнили план, хотя бы на 100%, общее выполнение плана по организации составило бы не 101,0%, а 102,6%

Во вторых, доля магазинов, не выполнивших план, в общем объеме

товарооборота не достигает ј (164%) Это указывает на то что главным образом не справляются с плановым заданием небольшие магазины. Вывод подтверждают данные о товарообороте в расчете на один магазин.

В-третьих, выполнение плана связано с поступлением товаров в магазины. Выявлена обратная зависимость уровня выполнения плана товарооборота от показателя отклонения поступления товаров от планового задания. Причем в двух группах поставка товаров по своему абсолютному размеру превышает объем продажи. В данном случае сказалось несоответствие поставки (по ассортиментному составу или качеству) спросу населения Недопоставка также приводит к невыполнению плана розничного товарооборота.

Анализ динамики товарооборота розничной торговли.

Рассмотрим анализ розничного товарооборота в динамическом аспекте с помощью индексного метода. Для индексного метода характерным является сопоставление двух периодов--отчетного и базисного. Объем розничного товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным может увеличиться или уменьшиться под влиянием двух факторов -- изменения объема товарной массы или розничных цен. В связи с этим в статистическом анализе используются три индекса: -- индекс розничного товарооборота в фактических ценах,

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.