p align="left">Рассмотрим некоторые общепринятые технологии менеджмента. «Командные» технологии менеджмента стали активно проникать в практику социальных учреждений. Небольшие коллективы получают возможность распоряжаться ресурсами, проводить собственную кадровую политику и даже заниматься стратегическим планированием. Команды становятся главным инструментом достижения инновативности, сфокусированности на главных задачах. Драгичевич-Шешич М. Менеджмент в культуре и искусстве // -Первая международная Летняя Библиотечная Школа, 26 июня-7 июля 2000 г.: Сб. материалов. - М.: Рудомино, 2001. - С. 34-56. В организациях нового типа меняется роль менеджера среднего звена: он уже не столько «диспетчер», сколько тренер-консультант; он не столько передает указания начальства, сколько помогает работникам самостоятельно выработать новые подходы, совершенствовать приемы и методы выполняемой работы, добиться большей согласованности действий. Одним из новых методов повышения эффективности в региональном и муниципальном управлении сегодня стал бенчмаркинг. Не только руководители коммерческих фирм, но и управляющие организациями общественного сектора стали использовать бенчмаркинг как инструмент оценки выполненной работы в целях передачи передового опыта управления из других успешно действующих организаций. Бенчмаркинг есть систематический процесс выявления лучших организаций и оценки их продукции и методов производства с целью использования передового опыта этих организаций. Зайцева Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе. - М.: Изд-во «Академия», 2003. - С. 81. В основе бенчмаркинга лежит концепция непрерывного совершенствования деятельности, которое предусматривает непрерывный цикл планирования, координации, мотивации и оценки действий с целью устойчивого улучшения деятельности организации. Основное содержание бенчмаркинга состоит не столько в том, чтобы определить, насколько другие организации оказались успешнее, сколько выявить факторы и методы работы, которые позволили достичь более высоких результатов. Можно выделять конкурентный и функциональный бенчмаркинг. Конкурентный бенчмаркинг рассматривает изделия, услуги, и процессы работы прямых конкурентов организации. Функциональный бенчмаркинг рассматривает изделия, услуги, и процессы работы организаций, не являющихся прямыми конкурентами данной организации. Каплицкая А.А. Аспекты менеджмента и маркетинга в деятельности учреждений сферы культуры. - М.: изд-во «Экономика», 2004. - С. 36. При рассмотрении технологического процесса управления учреждением важнейшее значение имеет процесс целеполагания. Разработка экономической политики фирмы предполагает определение целей деятельности фирмы и стратегии ее развития на ближнюю и дальнюю перспективы исходя из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. Цели фирмы определяют концепциию ее развития и основные направления деловой активности. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые возможности. Разработка экономической политики фирмы предполагает: · формирование стратегических целей и задач; · анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы; · оценку существующих и перспективных направлений хозяйственной деятельности; · анализ внешнего окружения и его влияния на функционирование компании; · определение альтернативных наборов производственно-хозяйственной деятельности; · выбор стратегии; · составление ежегодного бюджета фирмы в целом, ее функциональных и хозяйственных центров. Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. - СПб.: Михайлов, 2002. - С. 110. Постановка целей предвосхищает и обусловливает разработку стратегии фирмы. Стратегия фирмы - это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных компанией целей. Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути. Каплицкая А.А. Аспекты менеджмента и маркетинга в деятельности учреждений сферы культуры. - М.: изд-во «Экономика», 2004. - С. 43. Система стратегического управления, получившая развитие на современном этапе, предусматривает: · выделение ресурсов корпорации под стратегические цели независимо от фактической структуры управления производственно-хозяйственной деятельностью; · создание центров руководства каждой стратегической целью; · оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по степени достижения стратегических целей. Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач: разработка стратегических целей компании; оценка ее возможностей и ресурсов; анализ тенденций в области маркетинговой деятельности; оценка альтернативных путей деятельности; определение стратегии на перспективу; подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов; оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов. Игнатьева Е. Л. От менеджмента организаций к менеджменту проектов? // Справочник руководителя учреждения культуры. - М., 2002. - № 6. - С. 7-13. В области социально-культурной деятельности технологический процесс менеджмента выражается в явлении социально-культурного проектирования. Данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. Проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда -- умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование -- это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их. Столяров И.А. Управление культурой: организационно-экономический механизм.- М.: Изд-во «Экономика», 2005. - С. 78. Согласно А.П.Маркову, преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. Социокультурное проектирование -- это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. - СПб., 1997. - С. 14. Ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются: · создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями; · обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений. Там же. - С. 17. В технологии менеджмента значительное место отводится подбору персонала, поскольку степень эффективности деятельности учреждения, в первую очередь, зависит от профессионализма коллектива. Социокультурная сфера в этом смысле не исключение, поскольку любая технология связана с выработкой и принятием решений (единоличных и коллективных), контролем за степенью и характером реализации этих решений. В этом смысле решение и контроль предполагают и взаимодополняют друг друга. Принятое решение, не подкрепленное контролем, не имеет реального, практического смысла. Прежде чем контролировать, следует сначала принять конкретное решение, определить характер, содержание, способ и сроки выполнения работы и исполнителей. Словом, создать систему управления кадрами, способную четко функционировать в непредвиденных обстоятельствах, контролировать все изменения, происходящие внутри учреждения культуры и в его отношениях с окружающим деловым миром. Зайцева Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе. - М.: Изд-во «Академия», 2003. - С. 83. Персонал учреждения обязан обеспечить точной информацией его руководителя для принятия решения и ясного представления общей картины дела, разработать четкую систему обязанностей каждого работника с целью развития реальной и эффективной системы управления. Специалисты по менеджменту объединяют и организуют работу, они должны быть заняты построением системы целей отрасли, дерева целей и дерева критериев отрасли, участвовать в измерении (по качественным и количественным шкалам) каждого из них. Рассматривая вопрос повышения эффективности деятельности учреждений культуры нельзя обойти стороной проблему оценки эффективности. Раннее в основу оценочных параметров как в производственной, так и в непроизводственной сфере ставилась рентабельность. Действия согласовывались главным образом с финансовым планом, а не со стратегией предприятия или учреждения. Большинство предприятий производственной сферы было сконцентрировано на финансовых показателях, а непроизводственной - на формальных показателях, основывающихся на посещении и выдаче. Данная информация не могла способствовать в полной мере процессу принятия стратегических управленческих решений, так как опиралась лишь на учетные системы. Каплицкая А.А. Аспекты менеджмента и маркетинга в деятельности учреждений сферы культуры. - М.: изд-во «Экономика», 2004. - С. 67. Для учреждений культуры эта система не подходит. Главная идея разработки критериев эффективности учреждения культуры заключается в том, что основой является не объем услуг, предоставляемых населению за определенный период времени, а полнота удовлетворения общественных потребностей. Основным моментом становится изучение не ретроспективных показателей, описывающих состояние уже существующей системы, а внедрение так называемых опережающих метрик, позволяющих сделать перспективные выводы. Анализ внешней среды позволяет установить каково положение учреждения на рынке культурно-досуговых услуг. Анализ внутренней среды определяет ресурсные возможности, состояние процессов деятельности, уровень управления учреждением. Понимание рынка, в первую очередь, включает знание основных потребителей услуг учреждения культуры (группы населения, потребители и не потребители, приоритетные группы, их возможности потребления услуг, доходы на одного члена семьи и возможная доля затрат на удовлетворение культурно-досуговых потребностей). Михеева Н. А., Галенская Л. Н. Менеджмент в социально-культурной сфере: (социально-экономические механизмы и методы управления): Учеб. пособие. - СПб.: В. А. Михайлов, 2000. - С. 95. Современные условия существования учреждений культуры диктуют необходимость поиска эффективных инструментов управления. Главными движущими факторами в проведении оценки эффективности работы является поиск каналов коммерческой активизации, а также оптимальное использование бюджетного финансирования. Второй фактор является более приоритетным для большинства учреждений культуры. Очевидно, что в управлении учреждением культуры могут быть применены любые технологии менеджмента. При этом система оценки эффективности в социокультурной сфере будет иметь свою специфику. В рамках дипломного исследования была предпринята работа по проектированию технологии продвижения услуг художественной школы для взрослых «ARTissimo». Что требует продвижения? Образовательные платные услуги школы. Кто заинтересован в продвижении информации о ресурсах школы? Школа и частные лица -для продвижениясвоих товаров и услуг Целевые группы: 1. Потребители товаров и услуг 2. Организации и частные лица, проявляющиеинтерес к культуре и искусству города. Продвижение услуг школы: Состояние: 1. Имеется отдельный сайт; 2. Нет объединяющего сайта с информацией для потенциальных инвесторов. Решение: 1. Создание online-базы проектов и предложений. 2. Достижения в области культуры и искусства Состояние: 1. Крупные художесвтенные школы Москвы имеют свои сайты; 2. Объем наполнения сайтов недостаточный; (большое количествово «мертвых» ссылок); 3. Нет англоязычных версий сайтов. Решения: 1. Развитие и продвижение сайтов школы; 2. Разработка англоязычных версий сайтов. 3. Продвижение бизнес-проектов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|