p align="left">Начесные (футерованные) полотна имеют на по-верхности ворс, полученный при начёсывании дополнительно ввязанной прокладочной нити. Эти нити не образуют замкну-тых петель, а располагаются на изнанке трикотажа в виде протяжек (свободно висящие участки). Начесные полотна мо-гут быть одинарными и двойными, обыкновенными и платированными. Основой для одинар-ных полотен служит гладь (рис. 13). В отличие от глади одинарный начесный трикотаж менее растя-жим и распускаем, более толстый. Из него шьют зимние бельевые, верхние и спортивные изделия. Двойной начесный трикотаж изготовляют главным образом на базе интерлока с прокладыванием дополнительной нити на одной или обеих сторонах. Меняя величину и взаимное расположение кладок нитей, получают рисунок в виде полос, клеток и т. д. Разновидностью такого трикотажа являются полотна “джерси”, имеющие красивый внешний вид, шерстистый гриф и обладающие малыми растяжимостью и тепло-проводностью. Для жаккардовых по-лотен характерной осо-бенностью является на-личие на лицевой сто-роне цветного или рель-ефного узора, получен-ного с помощью аппа-рата Жаккарда. Различают жаккард одинарный и двойной. При выработке одинар-ного жаккардового по-лотна (рис. 14) цвет-ные нити прокладывают на иглы строго по узору, причем на каждую иглу подается одна нить, а другую перекидывают через иглы. Поэтому с изнаночной стороны таких полотен имеются протяжки (свободно висящие участки) нитей, что ухудшает износоустойчивость изделий. Более широкое распространение получил двойной жаккардовый трикотаж на базе ластика с фанговых машин, который бывает полный (регулярный), неполный (полурегулярный) и рельефный. У полного (рис. 14) и неполного жаккардового полотна каждый петельный ряд на лицевой стороне состоит из нитей двух или трех цветов, а на изнаночной -- из нитей одного цвета (полный) или из чередующихся между собой по цвету через петлю (неполный). Рельефный двойной жаккардо-вый трикотаж имеет одноцветные или многоцветные рельефные узоры, которые получают за счет стягивания петель глади на от-дельных участках полотна увели-ченными жаккардовыми петлями. Благодаря красивому внешнему виду, малой распускаемости и вы-соким теплозащитным свойствам жаккардовые полотна идут на изготовление верхних, спортив-ных, чулочно-носочных, перчаточных изделий и др. Плюшевые полотна (рис. 15) имеют на поверхности сплош-ной (гладкий плюш) петельный ворс или расположенный на отдельных участках в виде рисунка (рисунчатый плюш). Получают полотна на круглотрикотажных машинах на базе глади (одинарные) и интерлока (двойные). Для образования ворсовых петель применяют дополнительную нить. Ворс может быть разрезным и неразрезным. Плюшевые полотна хорошо впитывают влагу, теплозащитны, поэтому из них шьют изделия для спорта и отдыха. Комбинированные полотна получают сочетанием различных переплетений. Из комбинированных полотен широко известны такие, как трикотажный репс, пике, комбинированная гладь. Трикотажный репс (рис. 16) вырабатывают сочетанием ластика 1+1 и глади. У него петельный узор такой же, как у ластика (поэтому его называют лож-ным), а по внешнему виду напоминает ткань репс. Отличается высокой устойчивостью формы, малой растяжимостью и распускаемостью. Используется для изготовления жен-ских и мужских костюмов, брюк, юбок и других изделий. Пике (рис. 17) имеет петельный узор в виде пчелиных сот с одной (одинарное) или с двух сторон (двойное). Вырабатывается на базе интерлока и прессовых петель. Обладает малой растяжимостью, эластичностью и кра-сивым внешним видом. Применяется для тех же целей, что и три-котажный репс. Рисунчатые двойные полотна создаются также путем сдвига одной игольницы относительно другой. Основой для их выработки служат фанг, полуфанг, ластик, интерлок и другие переплетения. Основовязаные полотна. Как указывалось выше, основовязаный трикотаж вырабатывают из системы нитей -- основы, каждую из которых прокладывают на отдельную иглу. Связь между петель-ными столбиками происходит за счет сдвига гребенки нитеводителей в каж-дом петельном ряду на одну или не-сколько игл в зависимости от пере-плетения. В связи с этим петли в основовязаном трикотаже располагаются наклонно. Наибольший наклон петель заметен в толстых полотнах с рашель машин и менее заметен в тон-ких полотнах с вертелочных машин. В отличие от поперечновязаного основовязаный трикотаж не распуска-ется в направлении петельного ряда, он менее растяжим и упруг. Распускаемость его по направлению петельных столбиков также мала. Основовязаный трикотаж может быть одинарным и двой-ным. К главным одинарным основовязаным, переплетениям отно-сятся цепочка, трико и атлас. Цепочка -- не связанные между собой петельные стол-бики, образуемые при прокладывании каждой нити на одну и ту же иглу. Цепочка может состоять из открытых и закры-тых петель, служит составным элементом различных полотен, а также применяется в качестве бахромы в шарфах, платках и палантинах. Трико (рис. 18) -- простейшее одинарное основовязаное полотно, состоящее из закрытых петель с односторонними протяжками. Получается трико следующим образом: после образования петель первого ряда гребенку нитеводите-лей сдвигают вправо или влево на одну иглу, прокладывая нить на соседнюю иглу во втором ряду, а затем возвращают в исходное по-ложение. В результате этого в каж-дом петельном столбике петли на-клонены то вправо, то влево, что придает полотну некрасивый внеш-ний вид. Изнаночная сторона по-лотна имеет более правильное строение, так как она образована протяжками, расположенными пер-пендикулярно лицевым петельным столбикам. Недостатком трико являются сравнительно большая распускаемость вдоль петельного столбика и растяжимость. Поэтому оно служит грунтом для получения полотен более сложных структур. Сукно, или трехигольное трико (рис. 19), -- одинарное полотно, производное от трико. При его выработке гребёнку нитеводителей сдвигают на две иглы, вследствие чего протяжки пе-тель получаются длиннее и образуют с изнаночной стороны полотна рису-нок в виде елочки. Растяжимость и распускаемость сукна меньше, чем трико. Шарме, или четырехиголь-ное трико (рис. 20), получают при сдвиге гребенки нитеводителей на три иглы, в результате чего протяжки сое-диняют первый и четвертый петель-ные столбики. Шарме имеет такие же свойства, что и сукно, но несколько тяжелее и толще, а внешний вид лучше. Атлас (рис. 21 ) -- простейшее одинарное основовязаное полотно, состоящее из открытых и закрытых петель. При его вязании каждая нить последовательно образует петли в нескольких петельных рядах. Достигают этого следующим обра-зом: гребенка с нитями основы, сдвигаясь в каждом петель-ном ряду на одну иглу в одну и ту же сторону, образует не-сколько рядов, а затем постепенно возвращается в исходное положение. В связи с этим лицевые петельные столбики рас-полагаются зигзагообразно, что придаёт полотну поперечную полосатость, а обратная сторона атласа напоминает изнаночную сторону глади. Атлас сильно растяжим, рас-пускаем в направлении, обрат-ном вязанию, его края закручи-ваются. К производным двойным основовязаным переплетениям от-носят: интерлочное трико и интерлочный атлас. Интерлочное трико (рис. 22) -- двойное основовязаное полотно, вырабатываемое путем прокладывания каждой нити поочередно на три различные иглы. При этом лицевые петли находятся в одном петельном столбике, а изнаночные -- в двух различных петельных столбиках, расположенных рядом с лице-выми. Лицевая сторона интерлочного трико имеет почти пра-вильное строение, так как состоит из петель с про-тяжками, направленными в разные стороны. На изна-ночной стороне петельные столбики имеют зигзагооб-разное строение. Такие полотна имеют большую толщину, малую растяжимость и распускаемость. Интерлочный ат-лас (рис. 23) представляет собой двойное полотно, при выработке которого одна группа нитей основы (через одну) прокладывается на четные иглы передней и нечетные иглы задней игольницы, а вторая группа нитей (через одну) -- на не-четные иглы передней и четные иглы задней игольницы, обра-зуя сдвиги после каждой кладки нитей, как у атласа. Интерлочный атлас не распускается и не закручивается, имеет большие прочность и толщину. Однако поперечная поло-сатость при этом сохраняется. Из рисунчатых основовязаных полотен широко при-меняют платированные, на-чесные, плюшевые, ажур-ные, малорастягивающиеся, жаккардовые и комбиниро-ванные. Платированный трикотаж (рис. 24) может объединять два одинако-вых (например, трико-трико, сукно-сукно, атлас-атлас) или разных пе-реплетений (трико-сукно, трико-шарме). В полотнах трико-сукно и трико-шарме на лицевую сторону выходят остовы петель переплете-ний сукно или шарме, а на изна-ночную сторону их протяжки. Из указанных полотен изготовляют как белье, так и верхний трикотаж. Ажурные (филейные) полотна -- основовязаные полотна, в которых некото-рые соседние петельные столбики не связаны между собой в одном или нескольких петельных рядах (рис. 25). Такие полотна имеют различные по величине и форме от-верстия. Они могут быть одинарными и двойными, одно- и двухгребёночными. Более пер-спективны одинарные двухгребёночные полотна, так как они имеют более рав-номерную структуру, доста-точную прочность на разрыв и разнообразный внешний вид. Из них шьют летние блузки, мужские и детские сорочки, майки и т. д. Малорастягивающиеся полотна вырабатывают раз-личными способами: сочета-нием цепочек с уточными нитями; соединением трико и его производных с цепоч-кой или уточной нитью. В полотне цепочка-уток (рис. 26) петельные столбики (це-почки) соединены между собой дополнительной уточной нитью, которая петель не образует, а располагается между остовами и протяжками. Благодаря такому строению полотно мало растяжимо, но имеет недостаточную прочность по ширине и легко распуска-ется по петельному столбику. Значительная распускаемость трикотажа цепочка-уток в из-вестной мере устраняется в полотнах цепочка-трико, цепочка-сукно и цепочка-шарме. Из них наибольшее применение имеют полотна цепочка-сукно (рис. 27), приближающееся по растяжимости к тканям. Их недостатки: повышенная поверхностная плотность и пони-женная прочность по ширине. Более прочные полотна трико-уток (рис. 28), в которых уточные нити ввязывают в трико. Достоинством малорастяги-вающихся полотен является ма-лая распускаемость и растяжи-мость, красивый внешний вид и формоустойчивость структуры. Малорастягивающиеся по-лотна при-меняют для пошива женских платьев, блузок, костюмов, пи-жам и других изделий. Трикотажные полотна по волокнистому составу, структуре и физико-механическим показателям должны соответствовать требованиям технической документации, а по художественно-колористическому оформлению -- образцам (эталонам). На трикотажные полотна, поступающие в продажу, установлено две категории качества--высшая и I. К высшей категории качества относят трикотажные полотна, получившие при органолептической оценке 38--40 баллов и со ответствующие по объективным показателям требованиям, предъявляемым к изготовляемым из них изделиям. При органолептической оценке трикотажных полотен учитывают такие показатели, как художественно-колористическое оформление, структуру и отделку. Изделия, набравшие 32--37 баллов, относят к I категории качества. В торговле трикотажные полотна сравнивают с образцами (эталонами) и проверяют соответствие установленному сорту В зависимости от дефектов высшего вида трикотажные полотна делят на два сорта. Признаки, по которым можно идентифицировать тот или иной дефект таковы: · дефекты, возникающие вслед-ствие низкого качества сырья, порчи игл и разладки машин; · дефекты отделки. К дефектам, возникающим при использовании недоброка-чественного сырья, относят следующие: · утолщение или утонение от неровности нитей. Характе-ризуется наличием на полотне поперечных (в поперечновязаном) или продольных (в основовязаном) полос, ухудшающих внешний вид и снижающих прочность. · утонение от обрыва одной нити образуется при вязании в две-три нити, понижает прочность полотна; · зебристость--прерывистые поперечные или продольные по-лосы, возникающие при применении переслежистой пряжи, не равномерной по окраске, мерсеризации и т. д. Резко выражен ная зебристость недопустима; · провязывание загрязненной, масляной или цветной нити -- продольные или поперечные полосы другого цвета; · перекос петельных столбиков -- при применении нитей не-равномерной крутки. Дефекты вязания: · полосы от уплотненных и разреженных петельных столби-ков возникают при применении игл разного диаметра; · набор петель -- дефект, выражающийся на отдельных уча-стках полотна увеличением петель. Причиной его образования является разладка работы прессового механизма; · накидка-надевка -- дефект, характеризующийся поперечной полосой на лицевой стороне и свободно висящими концами нитей на изнаночной. Возникает при обрыве нитей или поломке нескольких игл, в результате чего происходит сбрасывание пе-тель с игл; · нарушение петельного рисунка происходит при неправильной работе узорообразующего механизма; · пробивка грунтовой нити -- выход грунтовой нити (в виде черточек, полосок) на лицевую сторону в платированном полотне;
Страницы: 1, 2, 3
|