на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Жизненный цикл товара

Жизненный цикл товара

34

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ТОВАР В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА……………………………………..6

1.1 Сущность товара……………………………………………………….6

1.2 Методы создания новых товаров…………………………………….6

2. МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ И МАРКЕТИНГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ……………………………………………………………………10

2.1 Разработка маркетинговой стратегии……………………………...10

2.2 Направления маркетинговой стратегии…………………………..14

3. ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ФАЗАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА……………………………………….21

3.1 Этап внедрения………………………………………………………..21

3.2 Этап роста……………………………………………………………...23

3.3 Этап зрелости………………………………………………………….24

3.4 Этап спада……………………………………………………………...27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………...33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...34

ПРИЛОЖЕНИЯ 1-2……………………………………………………………35

Введение

Преобразования, происходящие в экономике России, пробудили интерес к маркетингу со стороны ученых, предпринимателей, работников государственных органов управления, политиков.

Последнее десятилетие ХХ века принесло новые проблемы, в том числе изменение технологических, научных и финансовых возможностей при продвижении отечественной продукции на фоне существования достаточно известных зарубежных компаний и их товаров. Наши предприятия пока еще не могут успешно конкурировать с зарубежными компаниями, активно внедряющимися на российский рынок. Одна из причин такой ситуации -- отсутствие у многих отечественных производителей стратегической ориентации, видения перспектив своего развития, которое формируется на основе знаний и умения работать в рыночных условиях, когда при растущей конкуренции необходимо опираться на современные маркетинговые технологии.

Маркетинг (от англ. market -- рынок) -- это рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирм и предприятий, направленная на изучение предпринимательской среды, рынка, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу. / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. -- М.: Юристъ, 2000. -- с. 13. Цели маркетинга -- формирование и стимулирование спроса, обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы фирмы (предприятия), а также расширение объемов продаж, рыночной доли и прибылей.

Предметом маркетинговых операций называют товар (группу или комплекс), а также услуги. Товар -- многоаспектное понятие, включающее: потребительскую ценность (способность произведенной продукции удовлетворять конкретные запросы потребителей), представленность продукции на рынок для продажи (с определенной ценой) и наличие спроса на продукцию на рынке. Каждый товар имеет свой собственный жизненный цикл обращения или присутствия на рынке, период определенной рыночной устойчивости и рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром.

Понятие «жизненный цикл» применимо как к видам товаров, так и к их подвидам, модификациям и маркам. Различные товары имеют разную длительность жизненного цикла и каждой его стадии: от нескольких дней до нескольких десятков лет. Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных фаз зависит от конкретного рынка. С помощью средств маркетинга жизненный цикл товара на целевом рынке может быть как продлен, так и сокращен. Задачами маркетинга являются: сокращение фазы внедрения товара на рынок, ускорение процесса роста, продление фазы зрелости, замедление фазы старения. Каждому этапу жизненного цикла соответствует своя маркетинговая стратегия.

Разработке стратегий маркетинга посвящено немало работ как зарубежных, так и отечественных ученых. На рубеже 1980-х и 1990-х гг. были опубликованы работы зарубежных ученых: Ж. Ламбена, Г. Ассэля, П. Дихсона, Д. Кревенса. Нельзя не упомянуть Ф. Котлера: учебник «Меркетинг менеджмента» издан в 1997 г.

Первые определения стратегического маркетинга в отечественной литературе появились 15 лет назад. В 1989 г. опубликована работа С.Н. Лаврова и С.Ю. Злобина «Основы маркетинга промышленных объектов». В конце 1990-х гг. коллективом российских авторов из Петрозаводского государственного университета Лаптевым А.А., Коневым И.П., Силантьевым Л.П. написано учебное пособие «Стратегический и оперативный маркетинг».

В начале нового тысячелетия появились работы ученых из Санкт-Петербурга Фатхутдинова Р.А. «Стратегический маркетинг», Светунькова С.Г. «Методы маркетинговых исследований».

Цель данной работы -- рассмотрение особенностей маркетинговых мероприятий на фазах жизненного цикла товара.

Постановка указанной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

-- определение сущности товара, его жизненного цикла;

-- характеристика стратегий маркетинга и мероприятий маркетинга;

-- характеристика фаз жизненного цикла товара.

1 Товар в системе маркетинга

1.1 Сущность товара

Со времен классической экономики товар понимался как продукт труда, предназначенный для обмена. Можно сказать, что товар -- это все, что может удов-летворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потреб-ления, В это понятие включаются физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.

В число товаров вовлекаются все более разнообразные результа-ты трудовой деятельности людей, включая не только продукты в овеществленной форме, но и плоды интеллектуальной творческой деятельности в виде научно-технической документации, научных публикаций, произведений литературы и искусства. Свойства товаров приобрели такие объекты купли-продажи, как земля, вода, полезные ископаемые, дикие животные и растения.

1.2 Методы создания новых товаров

В настоящее время существуют несколько подходов к созда-нию товаров: модификационный, пионерный, имитационный, случайный. Барышев А.Ф. Маркетинг. -- М.: «Академия», 2002. -- с. 101.

Модификационный подход. Он получил наибольшее распростра-нение. Этот подход выявляет недостатки, отмечаемые покупателя-ми, а затем вносит качественные изменения в характеристики то-вара или в сервисное обслуживание этого товара. Можно сказать, что претензии покупателей к выпускаемым изделиям и их обслу-живанию дают основания к проведению модификации. Модифи-кационный подход широко используют японские фирмы, силь-ной стороной которых являются собственные ноу-хау для измене-ния потребительских свойств своих изделий. Одно из основных пре-имуществ этого подхода -- направленность на удовлетворение су-ществующих потребностей, позволяющая максимально снизить риск при выходе товара на рынок.

Пионерный подход. Он связан с использованием результатов фун-даментальных научных исследований для создания принципиаль-но новых товаров, обеспечивающих предприятию на какое-то вре-мя лидерство и монопольное положение на рынке. С другой сторо-ны, пионерный подход несет в себе высокую степень риска. Так, по оценкам ряда японских фирм рентабельными оказываются лишь примерно 50 % принципиально новых изделий, в то время как при модификационном подходе доля рентабельной продукции дости-гает 75 %. Это объясняется тем, что ученые, разрабатывающие прин-ципиально новые изделия, не всегда могут правильно оценивать ситуацию на рынке. Поэтому довольно часто новые разработки долгие годы ждут своего коммерческого освоения.

Так, еще в 1935 г. были разработаны все основные элементы техники сверхпроводников, но лишь в 1960 г. появилась возмож-ность ее практического применения. На фирме «Сони» еще в на-чале 1950-х гг. была разработана технология нанесения магнитно-го слоя на основу для использования в магнитофонах. Но лишь когда в качестве основы была изготовлена пластмассовая лента и в 1965 г. использована корпорацией IBM в качестве носителя ком-пьютерных программ, эта технология нашла свое массовое при-менение.

Имитационный подход. На базе этого подхода, заключающегося в организации сотрудничества с конкурентами в виде создания совместных предприятий или совместной покупке и освоения ли-цензий и патентов, создается заметная часть (а в Японии и Ко-рее -- подавляющая часть) новой продукции. Такое межкорпорационное сотрудничество всемерно поощряется, в том числе и с помощью государственных субсидий. По ряду направлений -- ге-нетическая технология, биоэлектроника и др. -- создаются совме-стные проекты.

Случайный подход. Поскольку очень небольшое число идей о то-варе (по некоторым оценкам не более 5%) появляется случайно, то можно говорить в основном о целенаправленном планировании и управлении процессом создания нового товара на базе надежной и всеобъемлющей маркетинговой информации.

Процесс создания нового товара включает в себя:

-- формирование и отбор идей нового товара;

-- коммерческий анализ идей;

-- научно-исследовательские и опытно-конструкторские разра-ботки;

-- опытное производство;

-- организацию пробных продаж;

— серийное производство.

Появление идеи о товаре, как правило, является следствием тщательно продуманной стратегии иннова-ционной деятельности, при которой фирма определяет, какие то-вары и рынки целесообразно исследовать и в какие сроки какой из подходов (модификационный, пионерный или имитационный) следует считать приоритетным при осуществлении товарной по-литики.

Маркетинговые мероприятия -- основные для поиска и отбора идей нового товара. К ним относятся опросы покупателей, орга-низация и участие в конференциях, выставках, личное общение с торговым персоналом, посредниками, конкурентами, собствен-ными сотрудниками и т.д. Предполагается составление описатель-ного образа формируемого товара, целевого рынка и возможных конкурентов, проведение предварительных расчетов издержек про-изводства, валовой прибыли, возможной нормы прибыли на ин-вестиции.

На этапе коммерческого анализа идей обычно моделируются показатели уровня конкурентоспособности разрабатываемого то-вара. В задачи маркетологов входит нахождение параметров изде-лия и условий сервиса и ценовых показателей, способных обеспе-чить его конкурентоспособность, а, следовательно, и коммерче-ский успех.

Проведение научно-исследовательских и опытно-конструктор-ских разработок позволяет устанавливать оптимальные показатели уровня конкурентоспособности разрабатываемого изделия еще до начала создания опытных образцов. Это очень важно, поскольку современный этап научно-технического прогресса характеризует-ся значительным сокращением сроков проведения НИОКР, их существенным удорожанием и созданием новых организационных форм, например, в виде небольших специализированных научных групп и фирм-спутников, работающих на крупные корпорации и реализующих более гибкие формы финансирования.

Очень важный этап в процессе создания нового товара -- опытное производство, когда товар подвергается испытаниям в условиях, максимально приближенных к тем, в которых он бу-дет эксплуатироваться потребителем. Выявленные при этом с позиции покупателя недостатки как раз и устраняются на этом этапе.

Пример. Компания «Мерседес» обычно на этом этапе выпус-кает опытную партию автомобилей новой модели и предоставляет их в распоряжение своих сотрудников на определенный срок экс-плуатации. А задача сотрудников -- выявлять недостатки и сооб-щать о них в соответствующие подразделения компании.

Обычно организацию пробных продаж поручают самым опыт-ным специалистам по конъюнктуре. Они должны принять ответ-ственные решения по тактике действий, касающихся выбора мо-мента выхода на рынок с продажами нового товара, сегмента, которому будет продаваться товар, и последовательности, в какой это будет осуществляться.

Анализ результатов пробных продаж дает основания для при-нятия важных управленческих решений -- вложить средства в се-рийное производство либо продолжить работу над устранением вы-явленных недостатков.

2 Маркетинговые стратегии и маркетинговые меропрития

2.1 Разработка маркетинговой стратегии

Рассмотрим маркетинговые мероприятия на основе маркетинговых стратегий.

Маркетинговая стратегия отдельных фирм отличается индивиду-ализмом и оригинальностью. В результате анализа и учета многооб-разных внешних условий развития они стремятся применять формы и методы управленческой деятельности и работы на рынке, не ис-пользуемые другими фирмами. Это позволяет отходить от канонов предпринимательского поведения и избирать оригинальные пути раз-вития.

В современных условиях маркетинговая стратегия фирм приоб-ретает комплексный характер, охватывая все направления ее деятель-ности, и рассчитывается на долгосрочный период. Если ранее фирмы могли обходиться планами на 3--5 лет, то сейчас они вынуждены ори-ентироваться на 10-20 лет вперед. Стратегия в маркетинге получает все большее значение. Еще несколько лет назад стратегический мар-кетинг представлялся прежде всего как определение общего направ-ления деятельности фирмы, ориентированного в будущее и реагиру-ющего на изменение внешних условий. В последнее время основной упор делается на формирование ориентированной на рынок эффек-тивной организационной и управленческой системы и распределение в соответствии с этим управленческих ресурсов фирмы. Иначе говоря, маркетинговая стратегия рассматривается как объединенная система организации всей работы фирмы.

Разработка и принятие стратегических решений происходит ныне в условиях крайней нестабильности и неопределенности развития рынка и маркетинговой среды.

Анализ динамично меняющейся рыночной среды и прогноз даль-нейшего развития рынка -- краеугольный камень при формирова-нии маркетинговой стратегии и всего стратегического маркетинга. Тенденции развития рыночного спроса и конкурентной борьбы, раз-витие системы товародвижения и каналов сбыта, социальные тен-денции и т.д. -- постоянные объекты изучения маркетологов. В то же время они учитывают возможности и состояние управленческих ре-сурсов самой фирмы и связывают с ними будущие рыночные изме-нения, стараясь найти наиболее эффективные направления и пути развития фирмы.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.