на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие рекламы

них едучи к конной гвардии в смежном с Таврическим садом каменном доме у

живущих над погребом»."

В 1756 году под эгидой Московского университета начала выходить газета

«Московские ведомости». Ее структура и организация материала по рубрикам

были сходны с «Санкт-Петербургскими ведомостями». Аналогичной была и

реклама. Изменения в содержании и оформлении этой газеты связаны с

деятельностью знаменитого просветителя Н. И. Новикова (1744-1818), который

взяв в аренду типографию Московского университета, редактировал «Московские

ведомости» с 1779 по 1789 год. Главным его новшеством стал обстоятельный

библиографический отдел - рубрика «0 российских книгах». Здесь помещалась

регулярная реклама изданий, выпущенных Университетской типографией, и всех

новинках, продававшихся в Университетской книжной лавке. В особом

«Объявлении» в М 104 за 1784 год издатель сообщал, что к известиям о новых

книгах «всегда присовокупляемы будут главнейшие показания содержащихся в

них материй, дабы по тому читатели могли судить о достоинствах оных»."

За полтора десятилетия до этого, в своем первом сатирическом журнале

«Трутень» Новиков пародировал рекламное поветрие, начатое «Санкт-

Петербургскими ведомостями». Шутливо обыгрывая традиционные рубрики

«Подряды», «Продажи», «Зрелища», «Книги», «Отъезжающие», сатирик писал под

первой из них: «Для наполнения порожних мест по положенному у одной

престарелой кокетки о любовниках штату, потребно поставить молодых,

пригожих и достаточных дворян и мещан до 12 человек, кто пожелает в

поставке оных подрядиться, или и сами желающие заступать те убылые места,

могут явиться у помянутой кокетки, где и кондиции им показаны будут». И

далее там же: «В некоторое судебное место потребно правосудия до 10 пуд;

желающие в поставке этого подрядиться, могут явиться в оном месте». Под

рубрикой «Продажа» сатирик извещал: «Недавно пожалованный воевода отъезжает

в порученное ему место и для облегчения в пути продает свою совесть;

желающие купить, могут его сыскать в здешнем городе».

Мы приводим эти пародийные тексты, главным образом, затем, чтобы

показать, сколь глубоко укоренился в русской культуре середины XVIII века

жанр рекламного объявления. Во все века сатирики стремились высмеивать

наиболее популярные, распространенные явления своего времени. Популярность

жанра объявлений в ту эпоху не оставляет сомнений. Лучшие журналисты эпохи

не считали зазорным их комментировать. Например, Н. М. Карамзин во втором

номере нового журнала «Вестник Европы» за 1802 год в заметке «Странность»

выражал недоумение по поводу объявления, помещенного в одном из столичных

изданий: французский гувернер сообщал об открытии близ Парижа пансиона для

русских дворян и предлагал учить их «всему нужному», в том числе русскому

языку. Патриотические чувства Карамзина были покороблены: «Живучи в

уединении, я не знаю, что другие подумали о таком объявлении. Мне кажется

оно более смешным, нежели досадным: ибо я уверен, что наши дворяне не

захотят воспользоваться благосклонным предложением господина ММ».

Сами карамзинские издания «Московский журнал» и «Вестник Европы» не

уделяли внимания рекламе. Исключение составляли библиографические списки

книг, краткие аннотации и развернутые критические отзывы.

Сообщения о новых книгах составляли непременный элемент всей русской

журнальной прессы второй половины XVIII века, начиная с «Ежемесячных

сочинений, к пользе и увеселению служащих». К ним со временем прибавляются

обстоятельные уведомления о текущих театральных представлениях и прочих

зрелищах. Наблюдаются первые попытки создания специализированных журналов:

«Санкт-Петербургские ученые ведомости» (1777), «Русский театр». (1786).

Однако развитие специализированной журналистики - примета уже другого, XIX

века..

Предвосхищением данной тенденции явилось издание в 1793 году журнала

«Санкт-Петербургский Меркурий - будущим баснописцем И. А. Крыловым и

литератором А. Клушиным. В обращении к читателям говорилось: «Для чего не

сказать Публике о новых произведениях российской литературы? Для чего не

возвестить о театре, что на нем играно особливо нового и как играно? Сие

право позволенное и мы хотим им пользоваться»*.

Последняя оговорка многозначительна. Она объясняет, почему большинство

русских периодических изданий, вплоть до реформы 1861 года, ограничивалось

объявлениями из сферы культуры и редко обращалось к коммерческой, биржевой,

промышленной рекламе. Право на публикацию последней было особой привилегией

правительственных, официальных изданий. «Санкт-петербургские ведомости» и

«Московские ведомости » долгое время соответствовали этому статусу, будучи

изданиями соответственно Академии Наук и Московского Императорского

университета.

Завершая вопрос о рекламе в русской журналистике XVIII века, отметим,

что, по нашим наблюдениям, эти тексты носили характер по преимуществу

справочной, деловой информации, которая типична для жанра объявления. Лишь

в сообщениях о литературных новинках появляется оценочная информация,

элементы развитой суггестивной рекламы.

Уже в первой трети XIX века такое положение вещей меняется. Новым

явлением на ниве русской журналистики стал «Московский телеграф» Н. А.

Полевого (1796-1846). Среди прочих новшеств, внесенных этим изданием в

журнальную деятельность, был и прорыв в развернутую рекламную деятельность.

Специальной рубрики объявлений в нем еще не существовало, однако образцы

зрелой рекламы печатались под рубриками «Московские записки»,

«Отечественные известия» и «Модные обычаи».

«Северная пчела» - одна из первых стабильно издававшихся в течение

долгого времени частных русских газет. Однако историки печати именуют ее

полуофициозной - из-за тесных связей издателей с Министерством внутренних

дел и жандармским управлением и субсидий, которые получала газета от

правительства за проведение «линии», угодной властям. Как ни удивительно,

но и этой привилегированной газете не удалось пробиться сквозь

государственную монополию на публикацию коммерческих объявлений. Реклама,

которую газета печатала в «подвалах» с первой по четвертую полосы,

охватывала лишь зрелища, новые книги и моды. Однако официальный запрет на

рекламирование фирм и товаров Ф. Булгарин преодолевал с помощью скрытой

рекламы - статей и заметок, как бы невзначай превозносивших качество той

или иной продукции. Исследователь Б. И. Есин пишет, что Ф. Булгарин не

брезговал в целях прибыли буквально шантажировать купцов и заводчиков. Зато

уж и отрабатывал полученную плату. В одной статье хвалил табак некой

петербургской фабрики, в другой рекламировал врача-дантиста, сообщая его

адрес, и так далее

Основную долю коммерческих известий и коммерческой рекламы

распространяли орган департамента внешней торговли «Коммерческая газета»

(1825-1860} и частный еженедельник «Купец» (1832-1835). Последний издавался

на трех языках - русском, немецком и французском - и ставил своей целью

«способствовать успехам отечественной промышленности указанием торговых

домов, фабрик, заводов и мастерств со всеми условиями, к сбыту и

приобретению товаров и изделий»."

Качественно новый этап развития рекламной деятельности наступает с

отменой крепостного права в 1861 году и ускоренным развитием

капиталистических отношений. Важным для положения русской журналистики

явилось введенное вскоре временное уложение о печати, которое отменило, в

частности, предварительную цензуру и стимулировало гласность. Наиболее

существенным в свете интересующей нас темы событием стала отмена в начале

1863' года ограничений на публикацию коммерческих объявлений в газетах и

журналах.

Изменившиеся общественные условия способствовали возникновению

значительного числа новых периодических изданий. Среди них стремительно

завоевывал популярность «Голос» А. А. Краевского (1863-1884). Имевший

огромный издательский опыт, Краевский одним из первых сделал ставку на

массовость издания. К 1865 году у газеты уже было около пяти тысяч

подписчиков, а в 1877 году - до 20 тысяч. Помимо «Голоса» возникали и

другие газеты, ориентированные на максимально широкую аудиторию:

«Петербургский листок» (1864-1916), «Московский листок (1881-1916) и др.

Зарождались первые рекламные агентства. «Петербургский листок» осведомлял:

«Прием частных объявлений на всех языках для напечатания во всех газетах и

журналах и для выставки на станциях Николаевской железной дороги и в

вагонах конно-железной дороги в Центральном бюро объявлений литературного

агентства (...) на Невском проспекте рядом с Пассажем. В Москве на

Тверской, в доме Гудович».

Наряду с рекламными, в 60-е годы формировались и информационные

агентства широкого диапазона, ориентированные на передачу не только

коммерческих и бытовых, но и политических известий. Первую подобную попытку

предпринял банкир К. В. Трубников, создавший в 1862 году телеграфное бюро

при своей газете «Биржевые ведомости». Общегосударственный масштаб

распространение оперативных новостей получило с созданием «Русского

телеграфного агентства» (РТА) в 1865 году. Центральная контора объявлений

'Торгового дома Метцель и К'», основанная в Москве в 1870 году, - наиболее

известное русское рекламное агентство XIX века.

Роль телеграфных агентств росла, так как газетам требовалось все более

оперативное и обильное поступление злободневных известий о жизни страны и

всего мира. Все большую долю прибыли периодические издания получали от

публикации рекламы. К 1870-м годам эта статья дохода у наиболее популярных

газет составляла ежедневно до 100 рублей. Годовой же их доход от рекламы

составлял 35-40 тысяч рублей.

Это преуспевание имело оборотную сторону: погоня за прибылью

приобретала гипертрофированную форму. Рекламные тексты начинали вытеснять

иные публикации. Вновь, как это уже было на рубеже веков, русские газеты до

половины объема стали отдавать объявлениям, - что вызывало протест

общественности. Н. В. Соколов в «Русском слове» негодовал: «С попутным

ветром казенных и частных объявлений опытные и ловкие лоцманы Санкт-

Петербургских и Московских «Ведомостей» господа Корш и Катков распускают

свои грязные паруса и гордо несутся по мутным волнам журналистики, не

опасаясь отмелей и подводных камней, известных под названием

«предостережений» и «запрещений»."

Заключение.

Главные этапы развития рекламной деятельности в человеческой культуре

отмечены изначальной сплавленностью рекламирования с ритуалом и другими

формами межличностной коммуникации. Урбанизм, интенсификация контактов на

расстоянии вызвали в античных государствах развитые варианты политической,

религиозной и коммерческой рекламы. Однако и в античности, и в

средневековье реклама была практически не отделена от информации. Основным

жанром и той, и другой являлось объявление. В устном бытовании этот жанр

уже на раннем этапе приобрел рекламные формы благодаря варьированию

тональности, ритма, рифмы и визуального его сопровождения. Эволюция

рекламных текстов происходила в направлении дифференциации их содержания и

взаимодействия, взаимообогащения знаковых средств, обеспечивающих данную

деятельность: звука, слова, жеста, рисунка, цвета, шрифта и т.п. Четкое

разделение институтов информирования и рекламирования в России происходит в

первой половине XIX века.

Эволюция рекламной деятельности в журналистике, которая проходила в

России на протяжении всего XIX века, в Западной Европе приобрела развитые

формы уже к его середине. С 18-40-х годов успешную конкуренцию прессе в

европейских странах начал составлять многоцветный плакат, добравшийся до

России только к концу столетия. Чрезвычайную популярность к началу нового,

XX века приобрели малые формы изобразительной рекламы: почтовые открытки,

изысканно оформленные меню и театральные программки, всевозможные этикетки

и упаковочные материалы.

В число рекламных средств как в Западной Европе, так и в России

включилась со временем фотография. Ее применение прошло затем различные

станции, подобные там, которые пережило в свое время использование в

газетной рекламе гравюры и рисунка: путь от прямолинейной, «буквальной»

наглядности рекламируемого предмета ко все большей условности, экспрессии,

эстетической выразительности.

Новая эпоха даровала рекламной деятельности вовсе беспримерные

возможности с возникновением кино и телевидения. Но это уже тема особого

разговора

В заключение сформулируем определение того, что же таков рекламная

деятельность в ее современном виде, наследующем многовековые традиции. На

наш взгляд, это массово-коммуникативная деятельность, создающая и

распространяющая лаконичные, экспрессивно-суггестивные, информативно-

образные тексты, адресованные группам людей с целью побудить их к нужному

рекламодателю выбору и поступку.

-----------------------

[1]

[2]

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.