на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая: Метод математической индукции

Доказательство.

Пусть неравенство справедливо при n=k, где k – некоторое натуральное число, т.е.

Курсовая: Метод математической индукции . (1)

Докажем, что тогда неравенство справедливо и при n=k+1, т.е.

Курсовая: Метод математической индукции .

Действительно, Курсовая: Метод математической индукции не

меньше 2 при любом натуральном k. Прибавим к левой части неравенства (1) Курсовая: Метод математической индукции

, а к правой 2. Получим справедливое неравенство Курсовая: Метод математической индукции

, или Курсовая: Метод математической индукции . Утверждение

доказано.

Пример 3. Доказать, что Курсовая: Метод математической индукции , где Курсовая: Метод математической индукции >-1, Курсовая: Метод математической индукции , n – натуральное число, большее 1.

Решение.

При n=2 неравенство справедливо, так как Курсовая: Метод математической индукции .

Пусть неравенство справедливо при n=k, где k – некоторое натуральное число, т.е.

Курсовая: Метод математической индукции . (1)

Покажем, что тогда неравенство справедливо и при n=k+1, т.е.

Курсовая: Метод математической индукции . (2)

Действительно, по условию, Курсовая: Метод математической индукции , поэтому справедливо неравенство

Курсовая: Метод математической индукции , (3)

полученное из неравенства (1) умножением каждой части его на Курсовая: Метод математической индукции

. Перепишем неравенство (3) так: Курсовая: Метод математической индукции

. Отбросив в правой части последнего неравенства положительное слагаемое Курсовая: Метод математической индукции

, получим справедливое неравенство (2).

Пример 4. Доказать, что

Курсовая: Метод математической индукции (1)

где Курсовая: Метод математической индукции , Курсовая: Метод математической индукции , n – натуральное число, большее 1.

Решение.

При n=2 неравенство (1) принимает вид

Курсовая: Метод математической индукции . (2)

Так как Курсовая: Метод математической индукции , то справедливо неравенство

Курсовая: Метод математической индукции . (3)

Прибавив к каждой части неравенства (3) по Курсовая: Метод математической индукции , получим неравенство (2).

Этим доказано, что при n=2 неравенство (1) справедливо.

Пусть неравенство (1) справедливо при n=k, где k – некоторое натуральное

число, т.е.

Курсовая: Метод математической индукции . (4)

Докажем, что тогда неравенство (1) должно быть справедливо и при n=k+1, т.е.

Курсовая: Метод математической индукции (5)

Умножим обе части неравенства (4) на a+b. Так как, по условию, Курсовая: Метод математической индукции

, то получаем следующее справедливое неравенство:

Курсовая: Метод математической индукции . (6)

Для того чтобы доказать справедливость неравенства (5), достаточно показать, что

Курсовая: Метод математической индукции , (7)

или, что то же самое,

Курсовая: Метод математической индукции . (8)

Неравенство (8) равносильно неравенству

Курсовая: Метод математической индукции . (9)

Если Курсовая: Метод математической индукции , то Курсовая: Метод математической индукции

, и в левой части неравенства (9) имеем произведение двух положительных чисел.

Если Курсовая: Метод математической индукции , то Курсовая: Метод математической индукции

, и в левой части неравенства (9) имеем произведение двух отрицательных чисел. В

обоих случаях неравенство (9) справедливо.

Этим доказано, что из справедливости неравенства (1) при n=k следует его

справедливость при n=k+1.

Метод математической индукции в решении задач на делимость.

С помощью метода математической индукции можно доказывать различные

утверждения, касающиеся делимости натуральных чисел.

Следующее утверждение можно сравнительно просто доказать. Покажем, как оно

получается с помощью метода математической индукции.

Пример 1. Если n – натуральное число, то число Курсовая: Метод математической индукции четное.

Курсовая: Метод математической индукции При n=1 наше

утверждение истинно: Курсовая: Метод математической индукции

- четное число. Предположим, что Курсовая: Метод математической индукции

- четное число. Так как Курсовая: Метод математической индукции

, a 2k – четное число, то и Курсовая: Метод математической индукции

четное. Итак, четность Курсовая: Метод математической индукции

доказана при n=1, из четности Курсовая: Метод математической индукции

выведена четность Курсовая: Метод математической индукции

.Значит, Курсовая: Метод математической индукции четно при

всех натуральных значениях n.

Пример 2. Доказать истинность предложения

A(n)={число 5Курсовая: Метод математической индукции кратно 19}, n – натуральное число.

Решение.

Высказывание А(1)={число Курсовая: Метод математической индукции кратно 19} истинно.

Предположим, что для некоторого значения n=k

А(k)={число Курсовая: Метод математической индукции кратно 19} истинно. Тогда, так как

Курсовая: Метод математической индукции

, очевидно, что и A(k+1) истинно. Действительно, первое слагаемое делится

на 19 в силу предположения, что A(k) истинно; второе слагаемое тоже делится на

19, потому что содержит множитель 19. Оба условия принципа математической

индукции выполнены, следовательно, предложение A(n) истинно при всех значениях

n.

Доказательство тождеств с помощью метода математической индукции

Доказать , что при всех допустимых значениях x имеет место тождество:

Курсовая: Метод математической индукции

Решение. Надо доказать , что тождество справедливо при всех x , кроме

x=0, 1, -1.

При n=1 имеем:

Курсовая: Метод математической индукции ,

т.е. при n=1 тождество выполняется.

Предположим , что

Курсовая: Метод математической индукции

Докажем , что тогда

Курсовая: Метод математической индукции

Имеем:

Итак, тождество верно для любого натурального числа n.

Метод математической индукции в применение к другим задачам.

Наиболее естественное применение метода математической индукции в геометрии,

близкое к использованию этого метода в теории чисел и в алгебре, - это

применение к решению геометрических задач на вычисление. Рассмотрим несколько

примеров.

Пример 1. Вычислить сторону Курсовая: Метод математической индукции

правильного Курсовая: Метод математической индукции -

угольника, вписанного в круг радиуса R.

Решение.

При n=2 правильный 2n – угольник есть квадрат; его сторона Курсовая: Метод математической индукции

. Далее, согласно формуле удвоения

Курсовая: Метод математической индукции

находим, что сторона правильного восьмиугольника Курсовая: Метод математической индукции

, сторона правильного шестнадцатиугольника Курсовая: Метод математической индукции

, сторона правильного тридцатидвухугольника Курсовая: Метод математической индукции

. Можно предположить поэтому, что сторона правильного вписанного 2n –

угольника при любом Курсовая: Метод математической индукции

равна

Курсовая: Метод математической индукции . (1)

Допустим, что сторона правильного вписанного Курсовая: Метод математической индукции

- угольника выражается формулой (1). В таком случае по формуле удвоения

Курсовая: Метод математической индукции

,

откуда следует, что формула (1) справедлива при всех n.

Пример 2. На сколько треугольников n-угольник (не обязательно выпуклый)

может быть разбит своими непересекающимися диагоналями?

Решение.

Для треугольника это число равно единице (в треугольнике нельзя провести ни

одной диагонали); для четырехугольника это число равно, очевидно, двум.

Предположим, что мы уже знаем, что каждый k-угольник, где k<n, разбивается

непересекающимися диагоналями на k-2 треугольника (независимо от способа

разбиения). Рассмотрим одно из разбиений n-угольника А1А2

.Аn на треугольники.

Курсовая: Метод математической индукции

Курсовая: Метод математической индукции Курсовая: Метод математической индукции Аn

Курсовая: Метод математической индукции

А1 А2

Пусть А1Аk – одна из диагоналей этого разбиения; она

делит n-угольник А1А2.Аn на k-угольник A1

A2.Ak и (n-k+2)-угольник А1АkAk

+1.An. В силу сделанного предположения, общее число

треугольников разбиения будет равно

(k-2)+[(n-k+2)-2]=n-2;

тем самым наше утверждение доказано для всех n.

Пример 3. Указать правило вычисления числа P(n) способов, которыми

выпуклый n-угольник может быть разбит на треугольники непересекающимися

диагоналями.

Решение.

Для треугольника это число равно, очевидно, единице: P(3)=1.

Предположим, что мы уже определили числа P(k) для всех k<n; найдем, чему

равно в таком случае P(n). Для этого рассмотрим выпуклый n-угольник А1

А2.Аn. При всяком разбиении его на треугольники сторона А

1А2 будет стороной одного из треугольников разбиения, третья

вершина этого треугольника может совпасть с каждой из точек А3, А

4, .,Аn. Число способов разбиения n-угольника, при которых эта

вершина совпадает с точкой А3, равно числу способов разбиения на

треугольники (n-1)-угольника А1А3А4.Аn

, т.е. равно P(n-1). Число способов разбиения, при которых эта вершина совпадает

с А4, равно числу способов разбиения (n-2)-угольника А1А

4А5.Аn, т.е. равно P(n-2)=P(n-2)P(3); число способов

разбиения, при которых она совпадает с А5, равно P(n-3)P(4), так как

каждое из разбиений (n-3)-угольника А1А5.Аn

можно комбинировать при этом с каждым из разбиений четырехугольника А2

А3А4А5, и т.д. Таким образом, мы приходим к

следующему соотношению:

Курсовая: Метод математической индукции

С помощью этой формулы последовательно получаем:

Курсовая: Метод математической индукции

и т.д.

Так же при помощи метода математической индукции можно решать задачи с графами.

Пусть на плоскости задана сеть линий, соединяющих между собой какие-то точки и

не имеющие других точек. Такую сеть линий мы будем называть картой,

заданные точки ее вершинами, отрезки кривых между двумя смежными

вершинами – границами карты, части плоскости, на которые она

разбивается границами – странами карты.

Пусть на плоскости задана некоторая карта. Мы будем говорить, что она

правильно раскрашена, если каждая ее страна закрашена определенной краской,

причем любые две страны, имеющие между собой общую границу, закрашены в разные

цвета.

Пример 4. На плоскости дано n окружностей. Доказать, что при любом

расположении этих окружностей образуемую ими карту можно правильно раскрасить

двумя красками.

Решение.

При n=1 наше утверждение очевидно.

Предположим, что наше утверждение справедливо для любой карты, образованной n

окружностями, и пусть на плоскости задано n+1 окружностей. Удалив одну из

этих окружностей, мы получим карту, которую в силу сделанного предположения

можно правильно раскрасить двумя красками, например черной и белой.

Курсовая: Метод математической индукции Курсовая: Метод математической индукции

Восстановим затем отброшенную окружность и по одну сторону от нее (например,

внутри) изменим цвет каждой области на противоположный (т.е. черный – на белый

и наоборот); легко видеть, что при этом мы получим карту, правильную

раскрашенную двумя красками.

Пример 5. Для того чтобы карту можно было правильно раскрасить двумя

красками, необходимо и достаточно, чтобы в каждой ее вершине сходилось четное

число границ.

Решение.

Необходимость этого условия очевидно, так как если в какой-нибудь вершине

карты сходится нечетное число границ, то уже страны, окружающие эту вершину,

нельзя правильно раскрасить двумя красками.

Курсовая: Метод математической индукции

А В

Для доказательства достаточности условия проведем индукцию по числу границ

карты.

Для карты с двумя границами утверждение очевидно.

Предположим, что утверждение справедливо для любой карты, в каждой вершине

которой сходится четное число границ и общее число границ которой не

превосходит n, и пусть дана карта S, имеющая n+1 границ и удовлетворяющая тому

же условию. Начиная с произвольной вершины А карты S, станем двигаться в

произвольном направлении вдоль границ карты. Ввиду конечности числа вершин

карты мы вернемся в конце концов в одну из уже проведенных вершин (карта не

имеет крайних вершин, потому что на ней нет неразделяющих границ) и сможем

выделить некоторый не имеющий самопересечений замкнутый контур, состоящий из

границ карты. Удалив этот контур, мы получим контур S1 с меньшим

числом границ, в каждой вершине которой также сходится четное число границ

(потому что в каждой вершине карты S отбрасывается четное число границ – 0 или

2). В силу индуктивного предположения карту S1 можно правильно

раскрасить двумя красками.

Восстановив отброшенный контур и изменив все цвета с одной стороны от него

(например, внутри), мы и получим правильную раскраску карты S.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.