на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Рациональные уравнения и неравенства
/td>
(2x – 7)(x + 2)(x – 6) Решение. Найдём область допустимых значений x: X + 2 ¹ 0; x – 6 ¹ 0; 2x – 7 ¹ 0 или x ¹ – 2; x ¹ 6; x ¹ 3,5. Приводим уравнение к виду (7x – 14)(x2 – 7x + 12) = (14 – 4x)(x 2 – 4x – 12), раскрываем скобки. 7x3 – 49x2 + 84x – 14x2 + 98x – 168 + 4x3 – 16x2 – 48x – 14x2 + 56x + 168 = 0, 11x3 – 93x2 + 190x = 0, x(11x2 – 93x + 190) = 0, x1 = 0 11x2 – 93x + 190 = 0, 93±Ö(8649 – 8360) 93 ± 17 x2,3 = = , 22 22 т.е. x1 = 5; x2 = 38 / 11. Найденные значения удовлетворяют ОДЗ. Ответ: x1 = 0; x2 = 5; x3 = 38 / 11.

Пример 3.13. Решить уравнение x6 – 5x3 + 4 = 0

Решение. Обозначим y = x3, тогда исходное уравнение принимает вид

y2 – 5y + 4 = 0, решив которое получаем Y1 = 1; Y2 = 4.

Таким образом, исходное уравнение эквивалентно совокупности уравнений: x3 = 1 или x3 = 4, т. е. X1 = 1 или X2 = 3Ö4 Ответ: 1; 3Ö4.

Пример 3.14. Решить уравнение (x3 – 27) / (x – 3) = 27

Решение. Разложим числитель на множители (по формуле разности кубов): (x – 3)(x2 + 3x + 9) / (x – 3) = 27 . Отсюда:

Реферат: Рациональные уравнения и неравенства x2 + 3 x + 9 = 27,

x – 3 ¹ 0;

Реферат: Рациональные уравнения и неравенства x2 + 3 x – 18 = 0,

x ¹ 3.

Квадратное уравнение x2 + 3 x – 18 = 0 имеет корни X1 = 3; X2 = -6

(X1 не входит в область допустимых значений). Ответ: -6

Пример 3.15. Решить уравнение

(x2 + x –5) / x + (3x) / (x2 + x – 5) = 4.

Решение. Обозначим y= (x2 + x – 5) / x, тогда получаем уравнение y + 3 / y = 4.

Преобразуем его: y + 3 / y – 4 = 0, (y2 – 4y + 3) / y = 0, отсюда

Реферат: Рациональные уравнения и неравенства y2 – 4y + 3 = 0,

y ¹ 0

Квадратное уравнение y2 – 4y + 3 = 0 имеет корни Y1 = 1; Y2 = 3 (оба корня входят в область допустимых значений). Таким образом корни, исходное уравнение эквивалентно (равносильно) совокупности уравнений (x2 + x – 5) / x = 1 или (x2 + x – 5) / x = 3. Преобразуем их: (x2 + x – 5) / x – 1 = 0 или (x2 + x – 5) / x – 3 = 0; Реферат: Рациональные уравнения и неравенства x2 – 5 = 0, x ¹ 0 или Реферат: Рациональные уравнения и неравенства x2 – 2x – 5 = 0, x ¹ 0; X1 = Ö5; X2 = – Ö5 или X3 = 1 + Ö6; X4 = 1 – Ö6 (все найденные корни уравнения входят в область допустимых значений). Ответ: Ö5; – Ö5; 1 + Ö6; 1 – Ö6 .

Пример 3.16. Решить уравнение x(x + 2)(x + 3)(x + 5) = 72.

Решение. Перегруппируем сомножители и преобразуем полученное уравнение (x + 2)(x + 3)(x + 5)x = 72, (x2 + 5x + 6)(x2 + 5x) = 72.

Обозначим y = x2 + 5x, тогда получим уравнение (y + 6)y = 72, или

y2 + 6y – 72 = 0. Корни этого уравнения: Y1 = 6; Y2 = – 12. Таким образом, исходное уравнение эквивалентно совокупности уравнений x2 + 5x = 6 или x2 + 5x = – 12. Первое уравнение имеет корни X1 = 1; X2 = – 6. Второе уравнение корней не имеет, так как D = 26 – 48 = – 23 < 0. Ответ: – 6; 1.

Пример 3.17. Решить уравнение 4x2 + 12x + 12 / x + 4 / x2 = 47.

Решение. Сгруппируем слагаемые: 4(x 2 + 1 / (x2)) + 12(x + 1 / x) = 47.

Обозначим y = x + 1 / x, при этом заметим, что

y2 = (x +1 / x)2 = x2 +2 + 1 / (x2),

отсюда x2 + 1 / (x2) = y2 – 2. С учётом этого получаем уравнение 4(y2 – 2) + 12y = 47, или 4y2 + 12y - 55 = 0.

Это квадратное уравнение имеет корни Y1 = 5 / 2; Y2 = – 11 / 2.

Исходное уравнение эквивалентно совокупности уравнений x + 1 / x = 5 / 2 или x + 1 / x = – 11 / 2. Решим их: x + 1 / x – 5 /2 = 0 или x + 1 / x + 11 / 2 = 0;
Реферат: Рациональные уравнения и неравенства
2x2 – 5x + 2 = 0, x ¹ 0 или
Реферат: Рациональные уравнения и неравенства
2x2 + 11x + 2 = 0, x ¹ 0; X1 = 2; X2 = 1 / 2 или X3 = ( - 11 + Ö105) / 4; X4 = ( -11 - Ö105) / 4 (все найденные корни уравнения входят в область допустимых значений). Ответ: 2; 0,5; ( - 11 + Ö105) / 4; (-11 - Ö105) / 4. Пример 3.18. Решить уравнение x3 – x2 – 9x – 6 = 0. Решение. Угадаем хотя бы один корень данного уравнения. «Кандидатами» в целочисленные корни (а только их есть надежда отгадать) являются числа ±1, ±2, ±3, ±6. Подстановкой в исходное уравнение убеждаемся, что X = -2 является его корнем.
Реферат: Рациональные уравнения и неравенства
Разделим многочлен x3 – x2 – 9x – 6 на двучлен x + 2 x3 – x2 – 9x – 6 = (x + 2)(x2 – 3x – 3) = 0. Решив теперь уравнение x2 – 3x – 3 = 0, получаем X2 = (3 - Ö21) / 2, X3 = (3 + Ö21) / 2. Ответ: xÎ {-2; (3 - Ö21) / 2; (3 + Ö21) / 2}. Пример 3.19. x3 – x2 – 8x + 6 = 0. Решение. Здесь an = 1, a0 = 6. Поэтому, если данное уравнение имеет рациональные корни, то их следует искать среди делителей числа 6: ±1, ±2, ±3, ±6. Проверкой убеждаемся, что x = 3, т.к. 27 – 9 – 24 + 6 = 0. Делим (x3 – x2 – 8x + 6) на (x – 3) Получаем: x3 – x2 – 8x + 6 = (x – 3)(x2 + 2x – 2), т.е. данное уравнение можно представить в виде (x – 3)(x2 + 2x – 2) = 0. Отсюда находим, что x1 = 3 — решение, найденное подбором, x2,3 = – 1 ± Ö3 — из уравнения x2 + 2x – 2 = 0. Ответ: x1 = 3; x2,3 = – 1 ± Ö3. Пример 3.20. 4x4 + 8x3 + x2 – 3x – 1 = 0. Решение. Здесь an = 4, a0 = –1. Поэтому рациональные корни уравнения следует искать среди чисел: ± 1; ± 0,5; ± 0,25 (делители 4 есть ±1; ±2; ±4, делители (– 1) есть ± 1). Если x = +1, то 4 + 8 + 1 – 3 – 1 ¹ 0; если x = – 0,5, то 4 / 16 – 8 / 8 + 1 / 4 + 3 / 2 – 1 = 0, т.е. x = – 0,5 корень уравнения. Делим (4x4 + 8x3 + x2 – 3x – 1) на (x + 0,5): Данное уравнение можно представить в виде: (x + 0,5)(4x3 + 6x2 – 2x – 2) = 0. Отсюда x1 = – 0,5 (решение, найденное подбором) и 4x3 + 6x2 – 2x – 2 = 0, т.е. 2x3 + 3x 2 – x – 1 = 0. Аналогично находим корень этого уравнения: x = – 0,5. Снова делим. Имеем: (x + 0,5)(2x2 + 2x – 2) = 0. Отсюда x2 = – 0,5 и x3,4 = (– 1 ± Ö5) / 2. Ответ: x1 = x2 = – 0,5; x3,4 = (– 1 ± Ö5) / 2. Замечание: зная, что x = – 0,5, можно не заниматься делением, а просто выделить за скобки множитель (x + 0,5). Из 2x3 + 3x2 – x – 1 = 0 следует: 2x3 + 3x2 – x – 1 = 2x3 + x2 +2x 2 + x – 2x – 1 = 2x2(x + 0,5) + 2x(x + 0,5) – 2(x+0,5) = = (x +2)(2x2 + 2x – 2) = 0. x1 = – 0,5; x3,4 = (– 1 ± Ö5) / 2. Возвратные уравнения. Уравнение вида anxn + an – 1 xn – 1 + . +a1x + a0 = 0 называется возвратным, если его коэффициенты, стоящие на симметричных позициях, равны, то есть если an – 1 = ak, при k = 0, 1, ., n. Рассмотрим возвратное уравнение четвёртой степени вида ax4 + bx3 + cx2 + bx + a = 0, где a, b и c — некоторые числа, причём a ¹ 0. Его удобно решать с помощью следующего алгоритма:разделить левую и правую части уравнения на x2. При этом не происходит потери решения, так как x = 0 не является корнем исходного уравнения при a ¹ 0;группировкой привести полученное уравнение к виду a(x2 + 1 / x2) + b(x + 1 / x) + c = 0;ввести новую переменную t = x + 1 / x, тогда выполнено t2 = x2 + 2 + 1 / x2, то есть x2 + 1 / x2 = t2 – 2; в новых переменных рассматриваемое уравнение является квадратным: at2 + bt + c – 2a = 0;решить его относительно t, возвратиться к исходной переменной. Для возвратных уравнений более высоких степеней верны следующие утверждения. Возвратное уравнение чётной степени сводится к уравнению вдвое меньшей степени подстановкой x + 1 / x = t. Возвратное уравнение нечётной степени обязательно имеет корень x= -1 и после деления многочлена, стоящего в левой части этого уравнения, на двучлен x + 1, приводится к возвратному уравнению чётной степени. Пример 4.21. Рассмотрим, например, возвратное уравнение пятой степени ax5 + bx4 + cx3 + cx2 + bx + a = 0 Легко видеть, что x = – 1 является корнем этого уравнения, а потому по теореме Безу многочлен в левой части уравнения делится на x + 1. В результате такого деления получится возвратное уравнение четвёртой степени. Довольно часто в процессе решения задач вступительных экзаменов возникают рациональные уравнения степени выше второй, которые не удаётся решить с помощью очевидной замены переменной. В этом случае попытайтесь отгадать какой-нибудь корень уравнения. Если попытка окажется успешной, то Вы воспользуетесь следствием 1 теоремы Безу и понизите на единицу степень исходного уравнения. «Кандидатов» в корни многочлена с целочисленными коэффициентами следует искать среди делителей свободного члена этого многочлена. Если же попытка угадать корни не удалась, то, возможно, Вы избрали «не тот» метод решения, и существует иной метод, реализация которого не требует решения уравнения третьей или большей степени.

Формулы Виета для многочленов высших степеней.

Пусть многочлен P (x) = a0xn + a1xn – 1 + . + an имеет n различных корней X1, X2, ., X n. В этом случае он имеет разложение на множители вида a0xn + a1xn – 1 + . + an = a0(x – x1)(x – x2).(x – xn). Разделим обе части этого равенства на a0 ¹ 0 и раскроем скобки. Получим равенство Xn + (a1 / a0)xn – 1 + . + (an / a0) = = xn – (x1 + x2 + . +xn)xn – 1 + (x1x2 +x1x3 + . +xn-1xn)xn – 2 + + . + (-1)nx1x2.xn. Но два многочлена тождественно равны в том и только в том случае, когда коэффициенты при одинаковых степенях равны. Отсюда следует, что выполняются равенства x1 + x2 + . + xn = -a1 / a0, x1x2 + x1x3 + . + xn – 1xn = a2 / a0, Реферат: Рациональные уравнения и неравенства x1x2× . ×xn = (-1)nan / a0­. Пример 5.22. Напишем кубическое уравнение, корни которого являются квадратами корней уравнения x3 – 3x2 + 7x + 5 = 0. Решение. Обозначим корни заданного уравнения через x1, x2 и x3. Тогда по формулам Виета имеем s1 = x1 + x2 +x3 = 3, s2 = x1x2 + x1x3 + x2x3 = 7, s3 = x1x2x3 = – 5. Корни искомого уравнения обозначим буквами y1, y2, y 3, а его коэффициенты — буквами b1, b2, b3 , положив коэффициент при y3 равным 1. По условию должны выполняться равенства y1 = x12, y2 = x22 , y3 = x32 и поэтому b1 = – (y1 + y2 + y3) = – (x12 + x22 + x32), b2 = y1y2 + y1y3 + y2y3 = x12x22 + x12x32 + x22x32, b3 = – y1y2y3 = – x12x22x32 .

Но имеем

x12 + x22 + x3 2 = (x1 + x2 +x3)2 – 2(x1 x2 + x1x3 + x2x3) = s 12 - 2s2 = 32 – 2×7 = – 5, x12x22 + x12 x32 + x22x32 = (x1x2 + x1x3 + x2x3 )2 – 2x1x2x3(x1 + x2 +x3)= s22 – 2s1s3 = = 7 2 – 2×3×(– 5)= 79, x12x22x32 = (x1x2x3)2 = s32 = 25. Значит, b1 = 5, b2 = 79, b3 = – 25, и потому искомое уравнение имеет вид y3 + 5y2 + 79y – 25 = 0. Ответ: y3 + 5y2 + 79y – 25 = 0. Системы уравнений второй степени. В простейших случаях при решении систем уравнений второй степени удаётся выразить одно неизвестное через другое и подставить это выражение во второе уравнение. При решении систем уравнений второй степени часто используется также способ замены переменных. Пример 6.23. Среди решений (x; y) системы найти то, для которого сумма (x + y) максимальна. Вычислить значение этой суммы.
Реферат: Рациональные уравнения и неравенства
2x + y = 7, xy = 6. Решение. Из первого уравнения получаем y = 7 – 2x. Подставляя значение y во второе уравнение, получаем систему уравнений Реферат: Рациональные уравнения и неравенства y = 7 – 2x, 7x – 2x2 = 6. Квадратное уравнение – 2x2 + 7x – 6 = 0 имеет корни X1 = 2; X2 = 3 / 2. Из первого уравнения получаем Y1 = 3; Y2 = 4. Решения имеют вид (2; 3) и (1,5; 4). Наибольшая сумма x + y = 1,5 + 4 = 5,5. Ответ: 5,5. Пример 6.24. Решить систему уравнений Реферат: Рациональные уравнения и неравенства x + y + 2xy = 7, xy + 2(x + y) = 8. Решение. Обозначим a = x + y; b = xy. Получаем систему уравнений
Реферат: Рациональные уравнения и неравенства
a + 2b = 7, b + 2a = 8 или Реферат: Рациональные уравнения и неравенства a = 7 – 2b, b + 14 – 4b = 8. Отсюда Реферат: Рациональные уравнения и неравенства a = 3, b = 2. Возвращаясь к переменным x и y, получаем Реферат: Рациональные уравнения и неравенства x + y = 3, xy = 2. Решив эту систему: Реферат: Рациональные уравнения и неравенства x = 3 – y, (3 – y)y = 2; y2 – 3y + 2 = 0, Y1 = 1; X1 = 2; Y2 = 2; X2 = 1. Ответ: (2; 1) , (1; 2). Пример 6.25. Решить систему уравнений Реферат: Рациональные уравнения и неравенства y2 – xy = 12, x2 – xy = – 3. Решение. Разложим левые части уравнений на множители: Реферат: Рациональные уравнения и неравенства y(y – x) = 12, x(x – y) = – 3. Выразив из второго уравнения (x ¹ 0) x – y = – 3 / x, т.е. y – x = 3 / x, и подставив его в первое уравнение, получим Реферат: Рациональные уравнения и неравенства y / x = 4, x(x – y) = – 3, откуда
Реферат: Рациональные уравнения и неравенства
y = 4x, x(x – y) = – 3. Подставив значение y во второе уравнение последней системы, имеем - 3x2 = – 3, X1 = 1; X2 = – 1, тогда Y1 = 4; Y2 = – 4. Ответ: (1; 4), (– 1; – 4). Пример 6.26. Решим задачу. Задача. Найдём длины сторон прямоугольника, если его периметр равен 16 м, а площадь равна 15 м2. Решение. Обозначим длины сторон прямоугольника буквами х и у. По условию задачи должны выполнятся равенства 2х + 2у = 16, т.е. х + у = 8 и ху = 15 Таким образом, задача свелась к решению системы уравнений Реферат: Рациональные уравнения и неравенства х + у = 8, ху = 15, т.е. к отысканию значений х и у, подстановка которых в оба уравнения системы обращает их в верные числовые равенства. Из первого уравнения находим, что у = 8 – у. Подставляя это значение во второе уравнение, получаем х(8 - у) = 15, т.е. 8х - х2 = 15 или х2 - 8х + 15 = 0. Решим это уравнение: D = (-8)2 - 4×1×15 = 64 - 60 = 4, Х1,2 = (8 ± Ö4) / 2 = (8 ± 2) / 2. Значит, х1 = 5, х2 = 3. Поскольку у = 8 - х, то получаем у 1 = 3, а у2 = 5. В обоих случаях получаем один и тот же прямоугольник, длины сторон которого равны 3 м и 5 м. Замечание: уравнение х2 - 8х + 15 = 0 можно вывести быстрее, используя теорему, обратную теореме Виета: так как сумма чисел х и у равна 8, а их произведение равно 15, то эти числа являются корнями уравнения z2 - 8z + 15 = 0. Рассмотрим системы, состоящие из двух уравнений с двумя неизвестными. Если в одно из них какое-нибудь неизвестное входит лишь в первой степени, то из этого уравнения можно выразить это неизвестное через другое и подставить полученное выражение во второе уравнение системы. Получится уравнение с одним неизвестным. Решая его, находим значения этого неизвестного, а потом по ним находим значения оставшегося неизвестного. Пример 6.27. Решим систему уравнений Реферат: Рациональные уравнения и неравенства 2х + у = 11, х2 + у2 = 53. Решение. Из первого уравнения находим, что у = 11 - 2х. Подставляя это значение во второе уравнение, получаем: х2 + (11 - 2х)2 = 53. Раскроем скобки и приведём подобные члены: х2 + 121 - 44х + 4х2 = 53 и потому 5х2 - 44х + 68 = 0. Значит, для нахождения х надо решить уравнение 5х2 - 44х + 68 = 0. Решая его, находим D = (-44)2 - 4×5×68 = 1936 - 1360 = 576, Х1,2 = (44 ± 24) / 10. Итак х1 = 6,8; х2 = 2, Þ у1 = 11 - 2×6,8 = -2,6; у2 = 11 - 2×2 = 7. Ответ: х1 = 6,8; у1 = -2,6; х2 = 2; у2 = 7. Метод введения новых неизвестных при решении уравнений и систем уравнений. При решении биквадратных и возвратных уравнений мы вводили новые неизвестные (у = х2 для биквадратных уравнений и у = х + 1 / х для возвратных уравнений). Введение новых неизвестных применяется также при решении уравнений иного вида и систем уравнений. Пример 7.28. Решим уравнение 12 / (х2 + 2х) - 3 / (х2 + 2х - 2) = 1. Решение. Если попробовать привести дробь в левой части уравнения к одному знаменателю, то получим уравнение четвёртой степени, которое мы умеем решать. Чтобы решить заданное уравнение, заметим, что в обе дроби входит одно и то же выражение х2 + 2х. Поэтому введём новое неизвестное у, положив, что у = х2 + 2х. Тогда уравнение примет вид 12 / у - 3 / (у - 2) = 1 или (у2 - 11у + 24) / (у(у - 2)) = 0, откуда y1 = 3; y2 = 8. Осталось решить уравнения х 2 + 2х = 3 (его корни х1 = 1, х2 = -3) и х2 + 2х = 8 (его корни х3 = 2, х4 = -4). Применённый метод называется методом введения новых неизвестных, и его полезно применять, когда неизвестное входит в уравнение всюду в виде одной и той же комбинации (особенно если эта комбинация содержит степени неизвестного выше первой). Пример 7.29. Решим систему уравнений
Реферат: Рациональные уравнения и неравенства
2 / х + 3 / у = 8, 5 / х - 2 / у = 1. Решение. Обозначим 1 / х через U, а 1 / у через V. Тогда система примет вид Реферат: Рациональные уравнения и неравенства 2U + 3V = 8, 5U - 2V = 1, т.е. получится система двух линейных уравнений с двумя неизвестными U и V. Из первого уравнения выражаем U через V: U = 4 - 3V / 2, и подставляя во второе: 5(4 - 3V / 2) -2V = 1, откуда V = 2. Теперь находим U = 1 и решаем уравнения 1 / x = 1, 1 / y = 2. Ответ: x = 1, y = 0,5. Пример 7.30. (x – 4)(x – 5)(x – 6)(x – 7) = 1680. Решение. (x – 4)(x – 7)×(x – 5)(x – 6) = 1680, т.е. (x2 – 11x + 28)(x2 – 11x + 30) = 1680. Обозначим x2 – 11x + 28 = t, тогда t(t + 2) = 1680, t2 + 2t – 1680 = 0, t1 = – 42; t2 = 40. Поэтому x2 – 11x + 28 = – 42; x2 – 11x + 70 = 0; D = 121 – 280 < 0 Þ x1,2 Î Æ. x2 – 11x + 28 = 40; x2 – 11x – 12 = 0; x1 = 12; x2 = – 1. Ответ: x1 = 12; x2 = – 1. Пример 7.31. 2x4 + 3x3 – 16x2 + 3x + 2 = 0. Решение. Это возвратное уравнение. Разделим обе части уравнения на x2 ¹ 0, получим 2x2 + 3x – 16 +3 / x + 2 / x2 = 0, т.е. 2(x2 + 1 / x2) + 3(x + 1 / x) – 16 = 0, обозначим x + 1 / x = t, тогда x2 + 2 + 1 / x2 = t2 , т.е. x2 + 1 / x2 = t2 – 2, получаем 2(t 2 – 2) + 3t – 16=0, т.е. 2t2 + 3t – 20 = 0, t1 = – 4; t2 = 5 / 2 = 2,5. Следовательно, имеем x + 1 / x = – 4; x2 + 4x + 1 = 0; x1,2 = –2 ± Ö3, x + 1 / x = 2,5; 2x2 – 5x + 2 = 0; x3 = 2; x4 = 1 / 2. Ответ: x1,2 = –2 ± Ö3; x3 = 2; x4 = 1 / 2. Пример 7.32. (x + 3)4 + (x + 5)4 = 16. Решение. Сделаем подстановку x = t – 4. Тогда получаем (t – 1)4 + (t + 1)4 = 16, т.е. t4 – 4t3 + 6t2 – 4t + 1 + t4 + 4t3 + 6t2 + 4t + 1 = 16, т.е. 2t4 + 12t2 – 14 = 0, или t4 + 6t2 – 7 = 0. Положим t2 = z ³ 0, тогда z2 +6z – 7 = 0, z1 = – 7; z2 = 1. С учётом t2 = z ³ 0 отбрасываем z1. Итак, z = 1, т.е. t2 = 1, отсюда t1 = –1; t2 = 1. Следовательно, x1 = – 1 – 4 = – 5 и x2 = 1 – 4 = – 3. Ответ: x1 = – 5 и x2 = – 3. Пример 7.33. 13x / (2x2 + x +3) + 2x / (2x2 – 5x + 3) = 6. Решение. Разделим числитель и знаменатель дробей на x ¹ 0: 13 / (2x + 1 + 3 / x) + 2 / (2x – 5 +3 / x) = 6, обозначим 2x + 3 /x = t. Получаем 13 / (t + 1) + 2 / (t – 5) = 6, т.е. 13t – 65 + 2t + 2 = 6t2 – 24t – 30, т.е. 6t2 – 39t + 33 = 0, т.е. 2t2 – 13t + 11 = 0, t1 = 1; t2 = 5,5. Следовательно: 2x + 3 / x = 1; 2x2 – x + 3 = 0; D = 1 – 24 < 0 Þ x Î Æ. 2x + 3 / x = 5,5; 4x2 – 11x + 6 = 0; x1 = 2; x2 = 0,75. Ответ: x1 = 2; x2 = 0,75. Пример 7.34. x4 – 2x3 + x – 0,75 = 0. Решение. Выделим полный квадрат, прибавив и вычтя в левой части уравнения x2: x4 – 2x3 + x2 – x2 + x – 0,75 = 0, т.е. (x2 – x)2 – (x2 – x) – 0,75 = 0. Пусть x2 – x = t, тогда t2 – t – 0,75 = 0, x1 = – 0,5; x2 = 1,5. Возвращаясь к старой переменной, получаем: x2 – x = – 0,5; x2 – x + 0,5 = 0; D = 1 – 2 < 0 Þ x Î Æ. x2 – x = 1,5; x2 – x – 1,5 = 0; x1,2 = (1 ± Ö7) / 2. Ответ: x1,2 = (1 ± Ö7) / 2. Пример 7.35. x2 + 81x2 / (9 + x)2 = 40. Решение. Воспользуемся формулой: a2 + b2 = (a – b)2 + 2ab ((a - b)2 = a2 - 2ab + b2Þ Þ a2 + b2 = (a - b)2 + 2ab). Получаем: (x – 9x / (9 + x))2 + 2x×9x / (9 + x) = 40, или (x2 / (9 + x))2 + 18x2 / (9 + x) = 40. Пусть: (x2 / (9 + x)) = t. Тогда t2 + 18t – 40 = 0, t 1 = – 20; t2 = 2. Получаем два уравнения: (x2 / (9 + x)) = 2; x2 – 2x – 18 = 0; x1,2 = 1 ± Ö19, (x2 / (9 + x)) = – 20; x2 + 20x + 180 = 0; D = 400 – 720 < 0, Þ x Î Æ. Ответ: x1,2 = 1 ± Ö19. Однородные уравнения. Пример 8.36. Решим систему уравнений Реферат: Рациональные уравнения и неравенства 8х2 - 6ху + у2 = 0, х2 + у2 = 5. Решение. заметим, что для решения системы выполняется условие у ¹ 0. В самом деле, из первого уравнения следует, что если у = 0, то и х = 0, а числа х = 0 и у = 0 не удовлетворяют второму уравнению системы. Разделим первое уравнение на у2. Получится уравнение 8х2 / у2 - 6ху / у2 + у2 / у2 = 0 или 8х2 / у2 - 6х / у + 1 = 0. Введём вспомогательное неизвестное U = х / у. Уравнение примет вид 8U2 - 6U + 1 = 0. Это квадратное уравнение, имеющее корни U1 = 0,5; U2 = 0,25. Таким образом, из первого уравнения мы получаем что либо x / y = 1 / 2, либо x / y = 1 / 4. Осталось подставить выражения у =2х и у = 4х (рассмотрев оба случая) во второе уравнение системы. В первом случае получается уравнение 5х2 = 5, откуда х1 = 1, х2 = - 1; соответственно у1 = 2, у2 = - 2. Во втором случае получается уравнение17х2 = 5, откуда х3 = Ö(5 / 17), x4 = -Ö(5 / 17); соответственно y3 = 4Ö(5 / 17), y4 = - 4Ö(5 /17). Первое уравнение системы нам удалось представить как уравнение относительно x / y благодаря тому, что степень всех членов, входящих слагаемыми в это уравнение (8x2, 6xy, y2), одна и та же — она равна двум. Поэтому после деления на y2 каждое слагаемое выразилось через x / y. Многочлен от двух переменных x и y такой, что степень каждого его члена равна одному и тому же числу k, называется однородным многочленом степени k. Уравнение вида P (x, y) = 0 называется однородным уравнением степени k относительно x и y, если P (x, y) — однородный многочлен степени k. Однородное уравнение относительно x и y делением на yk (если y = 0 не является корнем уравнения) превращается в уравнение относительно неизвестного x / y. Это свойство однородного уравнения помогает решать многие задачи. Пример 8.37. Решить систему уравнений
Реферат: Рациональные уравнения и неравенства
y2 - xy = -12, x2 - xy = 28. Решение. Ни одно из уравнений системы не является однородным. Но если умножить первое уравнение на 7 и прибавить к нему почленно второе уравнение, умноженное на 3, то получится уравнение 7y2 - 10xy + 3x2 = 0, являющееся следствием исходной системы. Разделим обе части уравнения на x2 и решим уравнение 7U2 - 10U + 3 = 0 (здесь U = y / x, причём из второго уравнения системы следует, что x ¹ 0). Находим, что y = x или y = 3x / 7. Подставляя это выражение во второе уравнение и, рассмотрев оба случая, найдём решения: x1 = 7, y1 = 3; x2 = -7, y2 = -3. Ответ: x1 = 7, y1 = 3; x2 = -7, y2 = -3. Мы получили решения системы путём выведения из заданных уравнений вспомогательного следствия. Такой способ решения систем в некоторых случаях приводит к появлению «посторонних» корней — значений x и y, не удовлетворяющих исходной системе. Поэтому найденные корни надо проверить, подставив их исходную систему и убедившись, что уравнения системы обращаются в верные числовые равенства. Пример 8.38. Решим уравнение (x - 1)4 + 9(x + 1)4 = 10(x2 - 1)2. Решение. Если раскрыть все скобки и привести подобные члены, то получится уравнение четвёртой степени. Попробуем другой путь: введём новые неизвестные U и V: U = (x - 1)2, V = (x + 1)2. Уравнение примет вид U2 + 9V2 = 10UV. Это уравнение однородное, и после деления на V2 оно становится уравнением относительно неизвестного W: W = U / V = (x - 1)2 / (x + 1)2. Решим вспомогательное уравнение W2 - 10W + 9 = 0. Его корни W1 = 1, W2 = 9. Осталось решить уравнения (x - 1)2 / (x + 1)2 = 1 и (x - 1)2 / (x + 1)2 = 9. Из первого уравнения следует, что либо (x - 1) / (x + 1) = 1, либо (x - 1) / (x + 1) = -1. Из второго получаем, что либо (x - 1) / (x + 1) = 3, либо (x - 1) / (x + 1) = -3. Решая получившиеся уравнения, видим, что первое из них не имеет корней, а из трёх остальных получаем x1 = 0, x2 = - 2, x3 = -0,5. Ответ: x1 = 0, x2 = - 2, x3 = -0,5. Пример 8.39. 3(x2 – x + 1)2 – 5(x + 1)(x2 – x + 1) – 2(x + 1)2 = 0. Решение. Это так называемое однородное уравнение, т.е. уравнение вида ay2a + byaza + cz2a = 0, где a, b, c, a — заданные числа, отличные от нуля; y = y(x), z = z(x) — некоторые функции от x. Разделим обе части уравнения на (x2 – x + 1) 2 ¹ 0: 3 – 5(x + 1) / (x2 – x + 1) – 2((x + 1) / (x2 – x + 1))2 = 0. Пусть (x + 1) / (x2 – x + 1) = t, тогда 3 – 5t – 2t2 = 0, т.е. t1 = – 3; t2 = 0,5. Следовательно: (x + 1) / (x2 – x + 1) = 0,5 = 1 / 2; 2x + 2 = x2 – x + 1; x2 – 3x – 1 = 0; x1,2 = (3 ± Ö13) / 2, (x + 1) / (x2 – x + 1) = – 3; x + 1 = – 3x2 + 3x – 3; 3x2 – 2x + 4 = 0; D = 4 – 48 < 0, Þ x Î Æ. Ответ: x1,2 = (3 ± Ö13) / 2. Решение симметрических систем уравнений. Напомним, что многочлен P (x, y) называется симметрическим, если P (x , y) = P (y, x). При решении систем уравнений вида
Реферат: Рациональные уравнения и неравенства
P1 (x, y) = 0, P2 (x, y) = 0, где P1 (x, y) и P2 (x, y) — симметрические многочлены, полезной оказывается такая замена неизвестных: x + y = U, xy = V. Напомним, что любой симметрический многочлен P (x, y) можно представить как выражение от U и V. Пример 9.40. Решить систему уравнений Реферат: Рациональные уравнения и неравенства x2 + xy + y2 = 49, x + y + xy = 23. Решение. Заметим, что: x2 + xy + y2 = x2 + 2xy + y2 - xy = (x + y)2 - xy. Сделаем замену неизвестных: x + y = U, xy =V. Система примет вид: Реферат: Рациональные уравнения и неравенства U2 - V = 49, U + V = 23. Сложив эти уравнения, получим уравнение U2 + U - 72 = 0 с корнями U 1 = 8,U2 = -9. Соответственно V1 = 15, V2 = 32. Остаётся решить системы уравнений: Реферат: Рациональные уравнения и неравенства x + y = 8, xy = 15, Реферат: Рациональные уравнения и неравенства x + y = - 9, xy = 32. Реферат: Рациональные уравнения и неравенства Система x + y = 8, имеет решения: x1 = 3, y1 = 5; x2 = 5, y2 = 3. xy = 15. Реферат: Рациональные уравнения и неравенства Система x + y = - 9, действительных решений не имеет. xy = 32. Ответ: x1 = 3, y1 = 5; x2 = 5, y2 = 3. Пример 9.41. Решить систему Реферат: Рациональные уравнения и неравенства 1 / x + 1 / y = 5, 1 / x2 + 1 / y2 = 13. Решение. Сначала введём неизвестные X и Y: X = 1 / x, Y = 1 / y, а затем U и V: U = X + Y = 1 / x + 1 / y, V = XY = 1 / xy. Получается система:
Реферат: Рациональные уравнения и неравенства
U = 5, U2 - 2V = 13, из которой U = 5, V = 6. Далее решая систему Реферат: Рациональные уравнения и неравенства X + Y = 5, XY = 6, находим X1 = 2, Y1 = 3; X2 = 3, Y2 = 2, откуда получаем x1 = 1 / 2, y1 = 1 / 3; x2 = 1 /3, y2 = 1 / 2. Можно сразу ввести неизвестные U = x + y, V = xy, получится система
Реферат: Рациональные уравнения и неравенства
U = 5V, U2 - 2V = 13V2, Приводящая к тем же решениям исходной системы. Ответ: x1 = 1 / 2, y1 = 1 / 3; x2 = 1 /3, y2 = 1 / 2. Уравнения и системы уравнений с параметрами. Иногда в уравнениях некоторые коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначены буквами. Такие буквы называются параметрами. Предполагается, что эти параметры могут принимать любые числовые значения, т.е. одно уравнения с параметрами задаёт множество уравнений (для всех возможных значений параметров). Например, линейное уравнение ax + b = c с неизвестным x можно рассматривать как уравнение с параметрами a, b, и c. Его решением при a ¹ 0 является x = (c - b) / a. Если a = 0, то получается «уравнение» b = c, и если действительно b = c, то корнями данного уравнения являются все действительные числа. Если же b ¹ c, при этом a = 0, то данное уравнение корней не имеет. Так, с параметрами учащиеся встречаются при введении некоторых понятий. Не приводя подробных определений, рассмотрим случай в качестве примеров следующие объекты: · функция прямая пропорциональность: y = kx (x и y — переменные; k — параметр,k ¹ 0); · линейная функция: y = kx + b (x и у — переменные, k и b —параметры); · линейное уравнение: ax + b = 0 (x — переменная; a и b —параметры); · уравнение первой степени: ax + b = 0 (x — переменная; a и b — параметры, a ¹ 0); · квадратное уравнение: ax2 + bx + c = 0 (x — переменная; a, b и c — параметры, a ¹ 0). Решить уравнение с параметрами означает следующее: 1) исследовать, при каких значениях параметров уравнение имеет корни и сколько их при разных значениях параметров. 2) Найти все выражения для корней и указать для каждого из них те значения параметров, при которых это выражение действительно определяет корень уравнения. Ответ к задаче «решить уравнение с параметрами» должен выглядеть следующим образом: уравнение при таких-то значениях параметров имеет корни ., при таких-то значениях параметров — корни ., при остальных значениях параметров уравнение корней не имеет. Пример 10.42. Решим уравнение px = 6 с неизвестным x и параметром p. Если p ¹ 0, то можно разделить обе части уравнения на p, и тогда мы находим корень уравнения x = 6 /p. Если p = 0, то уравнение корней не имеет, потому что 0×x = 0 для любого x. Ответ: при p ¹ 0 уравнение имеет единственный корень x = 6 / p; при p = 0 уравнение корней не имеет. Пример 10.43. Сравнить: -a и 3a. Решение. Естественно рассмотреть три случая: Если a < 0, то -a > 3a; Если a = 0, то -a = 3a; Если a > 0, то -a < 3a. Пример 10.44. Решить уравнения ax = 1. Решение. На первый взгляд представляется возможным сразу дать ответ: x = 1 / a. Однако при a = 0 данное уравнение решений не имеет, и верный ответ выглядит так: Ответ: Если a = 0, то нет решений; если a ¹ 0, то x = 1 / a. Пример 10.45. Решить уравнение (a2 - 1)x = a + 1. Решение. Нетрудно сообразить, что при решении этого уравнения достачно рассмотреть такие случаи: 1) a = 1; тогда уравнение принимает вил 0x = 2 и не имеет решений; 2) a = -1; получаем 0x = 0, и очевидно x — любое. 3) a ¹ ±1; имеем x = 1 / (a - 1). Сделаем одно замечание. Существенным этапом решения задач с параметрами является запись ответа. Особенно это относится к тем примерам, где решение как бы «ветвится» в зависимости от значений параметра. В подобных случаях составление ответа — это сбор ранее полученных результатов. И здесь очень важно не забыть отразить в ответе все этапы решения. В только что разобранном примере запись ответа практически повторяет решение. Тем не менее, мы считаем целесобразным привести Ответ: Если a = -1, то x — любое число; a = 1, то нет решений; если a ¹ ±1, то x = 1 / (a - 1). Пример 10.46. При каких a уравнение ax2 - x + 3 = 0 имеет единственное решение? Решение. Прежде всего обратим внимание на распространённую ошибку: считать исходное уравнение квадратным. На самом деле это уравнение степени, не выше второй. Пользуясь этим соображением, естественно начать решение, рассмотрев случай, когда a = 0, то очевидно данное уравнение имеет единственное решение. Если же a ¹ 0, то имеем дело с квадратным уравнением. Его дискриминант 1 - 12a принимает значение, равное нулю, при a = 1 / 12. Ответ: a = 0 или a = 1 / 12. Пример 10.47. при каких a уравнение (a - 2)x2 + (4 - 2a)x + 3 = 0 имеет единственное решение? Решение. Понятно, что надо начинать со случая a = 2. Но при a = 2 исходное уравнение вообще не имеет решений. Если a ¹ 2, то данное уравнение — квадратное, и, казалось бы, искомые значения параметра — это корни дискриминанта. Однако дискриминант обращается в нуль при a = 2 или a = 5. Поскольку мы установили, что a = 2 не подходит, то Ответ: a = 5. Вероятно, в двух последних примерах ничего сложного нет (тем более, ели они уже решены). Однако, на наш взгляд, параметр в этих задачах проявляет своё «коварство», особенно для начинающих. Поэтому полезно рассмотреть ещё несколько примеров, где параметр «расставляет ловушки». Пример 10.48. При каких значениях a уравнение ax2 + 4x + a + 3 = 0 имеет более одного корня? Решение. При a = 0 уравнение имеет единственный корень, что не удовлетворяет условию. При a¹0 исходное уравнение, будучи квадратным, имеет два корня, если его дискриминант 16 - 4a2 - 12a — положительный. Отсюда получаем -4 < a < 1. Однако в полученный промежуток (-4; 1) входит число 0, которое, как мы уже проверили, неприемлемо. Ответ: -4 < a < 0 или 0 < a < 1. Пример 10.49. При каких a уравнение a(a + 3)x2 + (2a + 6)x - 3a - 9 = 0 имеет более одного корня? Решение. Стандартный шаг — начать со случаев a = 0 и a = -3. При a = 0 уравнение имеет единственное решение. Любопытно, что при a = -3 решением уравнения служит любое действительное число. При a = -3 решением уравнения служит любое действительное число. При a ¹ -3 и a ¹ 0, разделив обе части данного уравнения на a + 3, получим квадратное уравнение ax2 + 2x - 3 = 0, дискриминант которого 4(1 + 3a) положителен при a > -1 / 3. Опыт предыдущих примеров подсказывает, что из промежутка (-1 / 3; ¥) надо исключить точку a = 0, а в ответ не забыть включить a = -3. Ответ: a = -3 или -1 / 3 < a < 0, или a > 0. Пример 10.50. При каких значениях a уравнение (x2 - ax + 1) / (x + 3) = 0 имеет единственное решение? Решение. Данное уравнение равносильно системе Реферат: Рациональные уравнения и неравенства x2 - ax + 1 = 0, x ¹ -3. Наличие квадратного уравнения и условие единственности решения, естественно приведут к поиску корней дискриминанта. Вместе с тем условие x ¹ -3 должно привлечь внимание. И «тонкий момент» заключается в том, что квадратное уравнение системы может иметь два корня! Но обязательно только один из них должен равняться -3. Имеем D = a2 - 4, отсюда D = 0, если a = ±2; x = -3 — корень уравнения x2 - ax + 1 = 0 при a = -10 / 3, причём при таком значении a второй корень квадратного уравнения отличен от -3. Ответ: a = ±2 или a = - 10 / 3. Пример 10.51. При каких a уравнение ax2 = a2 равносильно неравенству |x - 3| ³ a? Решение. При a ¹ 0 уравнение имеет единственное решение, а неравенство — бесконечно много. Если a = 0, то решением как уравнения, так и неравенства является всё множество действительных чисел. Следовательно, требованию задачи удовлетворяет только a = 0. Ответ: a = 0. Пример 10.52. Решить уравнение с параметрами (a2 - 9)x = a2 + 2a - 3. Решение. Уравнение имеет смысл при любых значениях параметра. Запишем уравнение в виде: (a - 3)(a + 3)x = (a + 3)(a - 1). Если a = -3, то уравнение принимает вид: 0x = 0. Отсюда следует, что при x Î R, т.е. решением уравнения является любое действительное число. Если a ¹ -3, то уравнение принимает вид: (a -3)x = a -1.При a = 3 имеем 0x = 2. Уравнение решения не имеет. При a ¹ -3 имеем x = (a - 1) / (a - 3). Уравнение имеет единственное решение (например, x = 3 при a = 4, x = 3 / 5 при a= - 2 и т.д.) Ответ: a = -3, x Î R; a = 3, x Î Æ; a ¹ ±3, x = (a - 1) / (a - 3). Пример 10.53. (x - 4) / (x + 1) - 1 / a(x + 1) = -2 / a. Решение. Очевидно, (x + 1)a ¹ 0, т.е. x ¹ -1, a ¹ 0. Преобразуем данное уравнение, умножив обе его части на a(x + 1) ¹ 0: (x - 4)a - 1 = -2(x + 1), т.е. (a + 2)x = 4a -1. Если a = -2, то имеем 0х = -9. Следовательно, xÎ Æ. Если a ¹ -2, то x = (4a +1) / (a + 2). Но, как мы уже отметили, x ¹ -1. Поэтому надо проверить, нет ли таких значений a при которых найденное значение x равно -1. (4a - 1) / (a + 2) = -1, т.е. 4a - 1 = -a - 2, т.е. 5a = -1, a= -1 / 5. Значит, при a ¹ 0, a ¹ -2, a ¹ -1 / 5 уравнение имеет единственное решение (4a - 1) / (a + 2). Ответ: x Î Æ при a Î {-2, 0, -1 / 5}; x = (4a - 1) / (a + 2) при aÏ {-2, 0, -1 / 5}. Пример 10.54. (a - 5)x2 + 3ax - (a - 5) = 0. Решение. При (a - 5) = 0, т.е. a = 5 имеем 15x - 0 = 0, т.е. x = 0. При a - 5 ¹ 0, т.е. a ¹ 5 уравнение имеет корни X1,2 = (-3a ± Ö(9a2 + 4(a - 5)2)) / (2(a - 5)). Ответ: x = 0 при a = 5; x = (-3a ± Ö(9a2 + 4(a - 5)2 )) / (2(a - 5)) при a ¹ 5. Пример 10.55. 1 / (x - 1) + 1 / (x - a) = (a + 1) / a. Решение. Отмечаем, что a(x - 1)(x - a) ¹ 0, т.е. x ¹ 1, x ¹ a, a ¹ 0. При этих условиях данное уравнение после упрощений принимает вид (a + 1)x2 - (a2 + 4a + 1)x + (2a2 + 2a) = 0. Если a +1 = 0, т.е. a = -1, имеем, 2x = 0, т.е. x = 0. Если a + 1 ¹ 0, т.е. a ¹ -1, то находим, что x1,2 = (a2 + 4a + 1 ± Ö(a4 + 2a2 + 1)) / (2(a +1) = (a2 + 4a + 1 ± (a2 + 1) ) / (2(a + 1)) т.е. x1 = a + 1, x2 = 2a / (a + 1). Найдём значения a, при которых x = 1 и x = a, чтобы исключить их. a + 1 = 1 Þ a = 0 — недопустимо по условию; a + 1 = a Þ 1 = 0 — невозможно; 2 / (a + 1) = 1 Þ 2a = a + 1, т.е. a = 1; 2 / (a + 1) = a Þ 2a = a2 + a, a = 1 и a = 0 — недопустимо. Итак, если a ¹ -1, a ¹ 0, a ¹ 1, то x1 = a + 1, x 2 = 2a / (a + 1). Теперь рассмотрим, что происходит с уравнением при a = 1. Найдём корни уравнения: x1 = 1 и x2 = 2, причём x1 = 1 не подходит по условию. Теперь выписываем Ответ: x1 = a + 1 и x2 = 2 при a ¹ 0, a ¹ ±1; x = 0 при a = -1; x = 2 при a = 1. Пример 10.56. При каких значениях a система уравнений
Реферат: Рациональные уравнения и неравенства
axy + x - y + 1,5 = 0, x + 2y + xy + 1 = 0. Имеет единственное решение? Решение. Умножим второе уравнение на a и вычтем его из первого уравнения. Получаем равносильную систему Реферат: Рациональные уравнения и неравенства axy + x - y + 1,5 - ax - 2ay -axy - a = 0, x + 2y + xy + 1 = 0, т.е.
Реферат: Рациональные уравнения и неравенства
(1 - a)x - (2a + 1)y + 1,5 - a = 0, x + 2y + xy + 1 a) Если a = 1, то -3y + 0,5 = 0, т.е. y = 1 /6. Подставив это значение во второе уравнение, находим единственное значение x. Система имеет единственное решение. b) Если a = -0,5, то система имеет единственное решение. c) При остальных значениях a сведём систему к квадратному уравнению; из первого уравнения системы находим y = ((1 - a)x + 1,5 - a) / (2a + 1), подставляем во второе уравнение: x + ((2 - 2a)x + 3 - 2a) / (2a + 1) + ((1 - a)x2 + 1,5x - ax) / (2a + 1) +1 = 0, т.е. 2ax + 3x -2ax + 3 -2a + x2 - ax2 +1,5x - ax + 2a + 1 = 0, (1 - a)x2 + (4,5 - a)x + 4 = 0. Уравнение имеет единственное решение в том случае, когда дискриминант равен нулю: (9 / 2 - a)2 - 4× 4(1 - a) = 0, т.е. a2 + 7a + 17 / 4 = 0, т.е. a = (-7 ± 4Ö2) / 2. Ответ: a = 1, a = -1 / 2, a = (-7 ± 4Ö2) / 2. Пример 10.57. x3 – (a + b + c)x2 + (ab + ac + bc)x – abc =0. Решение. x3 – ax2 – bx2 – cx2 + abx + acx +bcx – abc = 0, группируем: x2(x – a) – bx(x – a) – cx(x – a) – cx(x – a) + bc(x – a), (x – a)(x2 – bc – cx + bc). (x – a) = 0, x1 = a. x2 – bc – cx + bc = 0, x(x – b) – c(x – b) = 0, (x – b)(x – c) = 0, x – b = 0, x2 = b x – c = 0, x3 = c. Ответ: x1 = a; x2 = b; x3 = c. Замечание: корни уравнения можно было легко найти, пользуясь теоремой Виета для кубического уравнения: если x3 + px2 + qx + r = 0, то x1 + x2 + x3 = - p, x1x2 + x1x3 + x2x3 = q, x1x2x3 = - r . В нашем случае: x1 + x2 + x3 = a + b + c, x1x2 + x1x3 + x2x3 = ab + bc +cd, x1x2x3 = abc. Отсюда следует, что x1 = a; x2 = b; x3 = c. Графический метод решения систем нелинейных уравнений. Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными можно решать графически. Для этого нужно начертить графики обоих уравнений и найти координаты точек их пересечения. Нам уже известны графики следующих уравнений: 1) ax + by + c = 0 — прямая линия. 2) xy = k — гипербола. 3) (x - a)2 + (y - b)2 = R2 — уравнение окружности с центром A(a, b) и радиусом R. К этому виду приводятся с помощью выделения полных квадратов уравнения вида: x2 + y2 - 2ax - 2by + c = 0. 4) ax2 + bx + c = 0 — парабола y = ax2 c вершиной в точке A(m, n), где m = -b / 2a, а n = (4ac - b2) / 4a. Пример 11.58. Найдём графически корни системы: Реферат: Рациональные уравнения и неравенства x2 + y2 - 2x + 4y - 20 = 0, 2x - y = -1. Решение. Выделяя полные квадраты, получаем: x2 + y2 - 2x + 4y - 20 = (x2 - 2x +1) + (y 2 + 4y + 4) -1 - 4 - 20 = (x - 1)2 + (y + 2)2 - 25. Значит, систему уравнений можно записать так:
Реферат: Рациональные уравнения и неравенства
(x - 1)2 + (y + 2)2 = 25, 2x - y = -1. Графиком первого уравнения является окружность с центром A(1; -2) и радиусом 5. А 2x - y = - 1 — уравнение прямой, проходящей через точки B(0; 1) и C(2; 5). Строим окружность радиуса 5 с центром в точке A и проводим прямую через точки B и C. Эти линии пересекаются в двух точках M(1; 3) и N(-3; -5). Значит решение системы таково: x1 = 1, y1 = 3; x2 = -3, y2 = -5.

Реферат: Рациональные уравнения и неравенства

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.