на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Облик Москвы в 19 веке - (реферат)
p>щена к набережной Москвы-реки. Называлась она так не случай но: на случай осады в ней был вырыт потайной ход из Кремля и потайной колодец. Кстати, по этой башне назван Тайницкий сад в Кремле, который сейчас для простых людей недоступен. Тут же не далеко находится Оружейная палата, которая по своей архитекту ре не очень привлекательна. Зато бесценно содержимое этой пала ты: в ней хранятся и выставляются на показ многие бесценные вещи, например шапка Мономаха.

    Немного о памятниках, находящихся на территории Кремля.

Очень знамениты такие памятники, как Царь-колокол и Царь пушка. Царь-колокол - самый большой металлический колокол в мире. Масса его более 200 тонн, высота более 6 метров, а диаметр 6, 6 метра. Этот колокол был отлит в Кремле в 1733-1735 годах Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Колокол повесили на колокольню, но во время пожара в Кремле в 1737 году он упал и раскололся(упал он с высоты 6-7 метров). Причем есть гипотеза, что колокол раскололся не от падения, а от того, что он при пожаре сильно нагрелся, и его начали поливать холодной водой. Царь пушка в пять раз легче колокола: она весит около 40 тонн. И что интересно, есть вероятность, что эту пушку назвали Царь-пушкой не столько из за ее размеров, сколько из за изображения на ней царя Федора Иоанновича.

    Сначала в Кремле было довольно много улиц, как в нормаль

ном городе, но в 19 веке Кремль уже не имел такого значе ния, как раньше, и в нем осталось не так много улиц и площа дей. В Кремле было две площади: Соборная и Ивановская, и нес колько улиц: Спасская, Никольская, и Дворцовая. Соборная площадь была (да и сейчас есть) центральной площадью Кремля. На этой площади находились такие памятники архитектуры, как Успенс кий, Благовещенский и Архангельский соборы, а также собор Две надцати Апостолов и церковь Ризположения. Ивановская площадь находится к востоку от восьмигранного столпа Ивана Великого со звонницей.

    Самым древним гражданским зданием Москвы, дошедшим до

нас, является Грановитая палата (в 19 веке эта палата, естест венно, была там же, где и сейчас). Построили ее еще в 1487-1491 годах, и назвали грановитой по технике обработки-граненым кам нем.

    В Москве есть еще очень много памятников архитектуры, и

одним из них еще в 19 веке был собор Василия Блаженного. Этот собор был построен еще в 1554-1561 годах русскими зодчими Бармой и Постником. Стоял он, причем, на самом высоком месте Красной площади.

Некоторые московские достопримечательности, к сожалению, до нас не дошли, например, Пятницкая церковь. Эта церковь за все время своего существования пользовалась большим уважением среди москвичей за то, что в ней хранилась чудотворная ико на. Среди таких достопримечательностей есть такой памятник, как Сухарева башня. Сначала она была деревянной, но в 19 веке она уже была каменной, и пользовалась большой известностью.

Были в Москве в 19 веке и памятники разным людям. Одним из таких памятников был памятник А. С. Пушкину. Летом 1880 года он был поставлен на Тверском бульваре. Деньги на этот памятник собирали по подписке, и собрали 84 тысячи рублей.

    НАСЕЛЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ МОСКВЫ.
    Неправильным было бы полагать, что облик Москвы-только

ее внешний облик. Облик Москвы - это и население, и торговля, и культура, и многое другое.

    Население Москвы за 19 век очень сильно изменилось: изме

нились и нравы, и обычаи, и сам образ жизни. В то время Москва жила как бы своей отдельной жизнью. Москвичи очень сильно от личались от тех же петербуржцев. От самого народа, от его быта как бы веяло стариной, жизнь текла довольно размеренно (все это было в середине 19 века). Все новые обычаи среди народа приживались с трудом (за исключением прямых указов и поста новлений). Ревностно хранились старинные обычаи. О старинных обычаях, сохранявшихся в Москве, я расскажу чуть поподробнее. "Масса населения, мало, а частью даже вовсе неграмотная, не считавшая сама себя полноправной частью общества, жила, обладая очень ограниченным горизонтом и сосредоточив весь свой жиз ненный интерес на мелочах хозяйства, торговли, ремесла, канце лярской службы, а в качестве духовной пищи довольствуясь мест ными сплетнями да фантастической болтовней на политические и иные темы. " (2). - Вот описание образа жизни основной массы населения. Кроме того, население, ревностно хранившее старинные обычаи, покорно подчинялось новым постановлениям, и не смело преступать нововведенные обычаи, как ни хотелось этого сде лать. Например, запрещалось курить на улицах, чиновники не могли отпускать усы и бороду, студенты просто не смели носить длин ные волосы (хотя им очень этого хотелось). Религиозность насе ления была очень высока, и среди населения преобладало "безот четное, по доверию, исполнение обрядов  5  0и 5  0 правил 5  0.... " (2). Об этом говорит то,  5  0что  5  0посты соблюдались очень строго во всех классах населения, блины все ели только на маслен нице, и в другие, положенные для этого дни. Очень часто москвичи жертвовали большие суммы денег на монастыри и

церкви. Сильно развито среди москвичей было и суеверие: в Москве было много всяких юродивых, монашествующих, прорицателей.

Старообрядничество в Москве преследовалось властями, но, как я уже говорил, народ этому преследованию сопротивлялся и старо обрядничество даже крепло.

Московское купечество жило своей жизнью и даже не пыталось вой ти в жизнь остального общества. Все купечество жило как бы замкнуто, отдельно ото всех.

    Для поддержания порядка в Москве тогда существовала

полиция. На улицах полицейских было не много, но мелкие кар манные воры и жулики их боялись. Что интересно, в то время в Москве были будочники-полицейские, жившие в будках. Будки

представляли собой небольшие каменные или деревянные домики, в которых чаще всего была одна комната, большую часть которой занимала печь. Если будка стояла, скажем, на бульваре, то она обно силась небольшим заборчиком, за которым даже могли гулять куры. Были и будки, в которых никто не жил, и в них во время непогоды могла укрыться стража (такие будки обычно ставили на площадях). Будочники обычно были вооружены тесаком

и алебардой, которые, кстати, были очень тяжелы и неудобны в об ращении. В основном все будочники были грубы и мрачны, и были как бы "живыми пугалами". Начальство будочников: квартальные, и другие полицейские чины следили лишь за внутренним порядком в полиции, среди купцов и мелких чиновников, и не следили за внешним порядком на улицах. Порка в то время еще не была отме нена, и в полиции очень часто секли провинившихся. Преступность в Москве тогда была невысокая, на уровне мелких карманных краж и грабежей, что объяснялось не столько принимаемыми мера ми, сколько материальным положением самих преступников. Но нес мотря на все это в некоторых районах Москвы было опасно появ ляться поздно вечером одному.

    Домашний обиход москвичей того времени был довольно прост

и в большинстве семей был практически лишен роскоши, в то вре мя, как в Петербурге роскошь распространялась довольно быст ро. Большинство жителей Москвы жили как помещики: имели в го роде свой дом, свою крепостную прислугу. Провизия тоже была в основном своя: она доставлялась из подмосковных имений, а иногда и из таких отдаленных губерний, как Тамбовская и Пол тавская. Летом такого рода горожане в городе не жили, а разъез жались по своим имениям, и приезжали в город только ближе к зиме. Зимой же им и присылались из имений обозы с различными продуктами питания: мукой, крупой, маслом, зеленью, битой жив ностью, сушеньями, соленьями. Сам дом, в котором жила семья обыч но делился на две половины: мужскую и женскую. Освещался дом по вечерам в основном сальными свечами из за дороговизны сте ариновых, которые тогда были еще новинкой. Жилые комнаты зимой мало проветривались из за малого количества или вообще неиме ния форточек или какой нибудь другой вентиляции. Поэтому воз дух в дома " освежали" специальной " смолкой " - конусообраз ным кусочком бересты , который был туго набит какой - то смо лой. Этот конус разжигали угольком и от него шел довольно па хучий " освежающий " дым. Парадные комнаты в доме освежались по другому: на специальный раскаленный предмет с ручкой лили какие - либо духи, или на медный таз с мятой клали раскаленный кирпич и поливали таз уксусом. Как я уже говорил, жизнь в Моск ве текла размеренно, спокойно, поэтому в семьях со средним дос татком жизнь тоже текла по определенному распорядку, который почти никогда не нарушался. Уборка в доме производилась каждый день с утра, но очень поверхностная, а основательная уборка производилась только перед большими праздниками. Где то к восьми часам все собирались на завтрак, после чего отец уезжал на службу, а дети шли учиться. Еда, надо сказать, была не особен но изысканной, но очень питательной и вкусной. Вечером довольно часто устраивались развлечения: взрослые играли в карты, в ос новном в вист, а дети устраивали какие-нибудь игры, очень часто приглашались гости. Образование в то время было не очень раз вито: девушки вообще не учились в каких-либо гимназиях из-за отсутствия таковых, и обучались в основном только домашнему хозяйству, манерам поведения. Мальчики чаще всего отдавались в какое-нибудь военно-учебное заведение, а многие учились дома до самого университета. Правда такое обучение обходилось нам ного дороже обычного. Много внимания в обучении обращали

на хорошие манеры, правила этикета, вежливости. За соблюдением этих правил очень строго следили, а за нарушение - наказыва ли. Особенно строго наказывалось неуважение к старшим. Подарков дети получали очень много, но они были довольно примитивными: большие узорчатые пряники, калачи, конфеты.

    К концу пятидесятых годов в противоположность всем усто

явшимся обычиям, описанным выше, начали появляться семьи, в ко торых уживались какие-то новые порядки: чтение не только французской литературы, но и русской, например читали Герце на, Тургенева. Вскоре таких семей начало становиться все больше и больше: Москва начала постепенно выходить из того "сонного" состояния, в котором она пребывала так долго.

    Москва и в самом деле стала с начала шестидесятых годов

довольно быстро преображаться. Уже к концу шестидесятых годов город сильно преобразился как внешне, так и по обычи

    ям, по образу жизни, по убеждениям народа. За период в

какие-то десять лет произошел крутой перелом. Москва приняла почти что европейское обличие. Внешне она вроде-бы не сильно изменилась, но сильно изменилась сама жизнь в Москве: " Улицы те же, да и строений новых возникло не так уж много, а прежней Москвы не стало.... что-то неуловимое изменило общий вид Моск вы, отняв у нее свойственные ей прежде характерные черты не подвижного захолустья, столицы сонного царства. " (2).

Из внешнего вида изменилось, например, освещение. Теперь улицы освещались новенькими керосиновыми лампами. Исчезли алебардистоы-будочники, на улицах стало оживленнее, толпа стала наряднее. Магазины приобрели более опрятный вид, по улицам ездили специальные фургоны с газом, из которых с помощью рука вов газ перекачивали в дома. Порядки и обычаи изменились очень сильно: везде свободно курили, студенты носили длинные воло сы, почти все носили платья общеевропейского покроя. Из менился и домашний обиход: сальными свечами никто не пользо вался, везде было либо освещение подешевевшими стеариновыми свечами, либо газом; сапоги уже никто не носил, большинство лю дей ходило в ботинках.

Не все, однако, в Москве изменилось. На улицах была все та же грязь и пыль, навоз. Бульвары содержались все в том же бес порядке, что и раньше. Чувствовалось также резкое разделение сословий. Дворяне и чиновники жили в основном в части Моск вы, которая лежала от Москвы-реки до Малой Дмитровки и Карет ного ряда. В Замоскворечье - на правом берегу Москвы-реки жило в основном купечество. Часть города от Каретного ряда до Моск вы-реки была заселена преимущественно мелким купечеством, ме щанством, ремесленниками, и другим мелким людом. Вот приблизи тельное описание народа 19 века.

    Очень важное место в жизни москвичей занимали всевозмож

ные трактиры, балаганы, увеселения, без которых жизнь в Москве была бы слишком скучной. Одним из таких " увеселений " были кулачные бои. К концу 19 века в Москве было уже довольно много фабрик, и довольно часто" стенки" (так назывались кулачные бои) устраивались между двумя какими-либо фабриками. Чаще всего "стенки" устраивались между двумя враждующими фабриками: сукон щиков Носовых и платочников Гучковых. О битвах договаривались заранее, и встречались по несколько сотен человек с каждой стороны. Начиналась драка, и многие после этой драки оставались калеками, а некоторые вообще умирали от сильных побоев. Полиция практически ничего не могла поделать с этим " развлечением", такие кровавые битвы случались довольно часто, причем погла зеть на это зрелище приходило много народа.

Были в Москве и такие развлечения, как петушиные бои. По сути дела они были не совсем развлечением, на этих боях охот ники пытались выявить, какая птица сильнее, какая порода луч ше. Раньше петушиные бои проводились где попало: во дворе, в комнате. На этих боях, конечно же, очень многие ставили деньги на различных петухов, причем ставки колебались от 3 до 300 рублей. Бои могли проводиться по разному - как невзначай, так и по договору задолго до боя.

Не обходилось в Москве и без различных гуляний. Например, на Сенной площади раз в год устраивалось народное гулянье. Са мым приятным в этом гулянье для простого люда был круглый ша тер, в котором производилась вольная продажа вина и водки с распитием на месте. На остальном пространстве площади стави лись различные балаганы, в которых продавались всевозможные сладости и другие вкусные вещи, а также проходили всевозможные представления. Вообще гулянья были и зимой и летом. На маслени це и на пасхе - " под Новинским ", на вербное воскресенье - на Красной площади. Гулянье " под Новинским " состояло из карусе лей, балаганов со сладостями и разными представлениями наподо бие театральных. Были также всевозможные фокусники, акробаты. На вербное воскресенье и пасху были катания - в каретах с упряж ками лошадей. Летом были гулянья в Марьиной роще и Сокольни ках, на которых не было балаганов, но было чаепитие и к вечеру хороводы. Весной и летом москвичи очень часто отправлялись за город отдохнуть от пыли: в Сокольники, на Воробьевы горы, в Кунцево.

    Много было в Москве и разных бродячих артистов. Шарманщи

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.