на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Анализ феномена культуры в философских воззрениях

Мастерство педагога в «очеловечивании», и одухотворении знания. Которые не

просто передаются из книг в аудиторию, а излагаются как свой собственный

взгляд на мир. Профессиональные знания учителя обращены, с одной стороны,

к науке, с другой к учащимся.

Следует заметить, что сложность обучения учителя, сложность

приобщения к профессиональной компетентности еще и в том, что

профессиональные знания формируются сразу на всех уровнях:

методологическом, творческом, методическом и технологическом. Что требует

от студентов достаточно развитого профессионального мышления, способного

отбирать, анализировать и синтезировать приобретенные знания в достижении

педагогических целей, представлять их в технологической форме.

Без достаточного уровня профессиональных знаний зачастую остаются

неразвитыми интересы, потребности, профессионально – значимые качества

личности и тем более затруднена их реализация.

Профессиональные знания сами по себе не определяют педагогическую

культуру учителя. Педагогическая культура определяется отношением к этим

знаниям, умениям учителя распорядится этими знаниями, использовать их для

своего и профессионального роста. Только в том случае, если знания перейдут

в разряд убеждений, они станут показателями педагогической культуры

учителя. В.А. Сластенин пишет о том, что знания педагога должны быть

соотнесены с решением конкретных педагогических задач. «Практическая

реализация этих задач превращает знания в инструмент профессиональной

деятельности учителя» /150/.

Следовательно, для того, чтобы быть способным к передаче культурных

ценностей и культурно – значимого опыта, необходимы не только знания, но и

сформированность общепедагогических и профессиональных знаний и умений,

т.е. учитель должен уметь применить полученные знания на практике. Умения,

приобретенные будущим учителем в процессе обучения, выступают показателем

качества усвоенных знаний, составляют его ядро, являются одним из ведущих

компонентов культуры учителя.

Признавая научную значимость и эффективность различных направлений в

исследовании проблемы профессиональных умений, мы попытались выделить

комплекс базовых умений, которые необходимы будущему педагогу для успешного

развития своей педагогической культуры: диагностические, коммуникативные,

проективные, конструктивные, аналитические и другие умения.

Педагогическая деятельность настолько сложна и многогранна, что ее не

может обеспечить одна лишь педагогическая основа: она опирается на

эмоциональную сферу, на все богатство духовного мира педагога, на его

педагогический опыт, который составляют профессионально-педагогические

знания и практически усвоенные навыки и умения.

По мнению А.В. Барабнщикова, С.С. Муцинова, Т.Ф. Белоусовой, Н.Е.

Воробьева, Т.В. Ивановой, В.К. Сухонцевой и других, педагогический опыт

является важным компонентом педагогической культуры.

В структуры опыта можно выделить 3 уровня:

1. Общекультурный. Является воплощением общего социального опыта,

накопленного человечеством в процессе развития культуры на этом уровне

опыта имеем дело с морально-этическими, эстетическим отношениями личности,

с общечеловеческими ценностями.

2. Индивидуальный опыт (обыденный). Личность представляется здесь как

субъект поведения. Этот уровень, так называемого, здравого смысла. Здесь

представлен весь уникально - неповторимый опыт в виде чувств, эмоционально

- окрашенных воспоминаний, привычек и т.д. Общекультурный опыт только через

индивидуальный.

3. Профессиональный опыт – это опыт, накопленный в деятельности как

труде, т.е. деятельности, обусловленной значимыми, устойчивыми социальными

целями. Цель относительно однотипных задач, которые касаются устойчивой

области действительности, ориентированных в определенном целевом

направлении, порождают свои, специфические способы сокращения решения задач

и быстроту, скорость их решения. В этом опыте совмещены и общекультурный и

индивидуальный опыт. Именно профессиональный уровень опыта является для нас

наиболее значимым /43/.

В педагоги роль опыта особенно велика, т.к. это не только наука, но и

искусство, что признавали многие великие педагоги – Л.Н. Толстой, К.Д.

Ушинский, В.А. Сухомлинский и т.д.

Эффективность профессиональной деятельности преподавателя зависит не

только и не столько от знаний и навыков, сколько от способности

использовать данную в педагогических ситуациях информацию различными

способами и в быстром темпе. А это приходит только с опытом.

Непосредственными источниками педагогического опыта являются:

достижения науки, в том числе науки о человеке, его воспитании и развитии,

передовой педагогический опыт, личный опыт и выработанные на его основе

мышление и интуиция педагога. «Если опыт оплодотворен научными знаниями,

если он вдумчиво анализируется, то его созревание происходит быстрее, он

становится важным источником творческих решений и проектов. В противном

случае понятие «опыт будет отражать только стаж и ничего больше», - пишет

В.И. Загвязинский /59/.

Даже высокий уровень развития знаний и умений бесплоден, если ему не

присущ активный творческий потенциал личности учителя. Педагогическое

творчество является системообразующим компонентом педагогической культуры,

который выделяют в своих трудах А.В. Барабанщиков, Т.Ф. Белоусов, С.Б.

Елканов, Т.В. Иванова, А.И. Лобач, Л.А. Нейштатд, М.Н. Скаткин и другие.

Педагогическая деятельность не может быть, однозначна, она всегда

предполагает гибкую школу решений, которая зависит от многих обстоятельств.

Такое понимание ее сущности открывает простор творчеству, развитию

новаторства учителя, рождению передового опыта, обогащению педагогической

науки через его изучение и обобщение.

Как справедливо заметила О.А. Абдуллина: «творчески работающий

учитель не только опирается на достижения педагогической науки, но и вместе

с тем обогащает педагогическую теорию» /1/.

С нашей точки зрения, педагогическая культура характеризуется как

научно-творческая деятельность, которую необходимо поощрять и развивать у

студентов педагогических учебных заведений, т.к. «она развивает у них

способность и навыки к самостоятельному решению проблем и развивает

качества личности, необходимые для научного труда, развивает у студентов

высокую готовность к общественной и политической жизни /Х. Маркерт/.

В современных исследованиях педагогическая исследованиях

педагогическая деятельность рассматривается как одна из разновидностей

творчества. Но более глубоко проблема педагогического творчества

рассматривается в работах В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.В.

Кузьминой, В.Ф. Ломова, М.Р. Львова, И.П. Раченко, М.М. Потагиника и

других.

Педагогическое творчество рассматривается авторами как не какая-то

отдельная сторона педагогического труда, а наиболее существенная и

необходимая» /96/.

Труд учителя не допускает однажды усвоенного алгоритма действий, это

постоянный творческий поиск оптимальных решений педагогических задач,

эксперимент, который требует от учителя цельного и твердого характера,

педагогических способностей, педагогического мастерства.

В обобщенной форме сущность творчества определяется как деятельность,

которая порождает качественно нечто новое и отличается неповторимостью,

оригинальностью, общественно-исторической уникальностью /19/.

Имея много общего с другими видами творчества, педагогическое

творчество обладает своеобразием.

Во-первых, для педагогического творчества характерна

«регламентированность» во времени и пространстве. Преподаватель ограничен

во времени количеством часов, которые отводятся на изучение конкретной

темы, раздела, ограничен аудиторным временем и т.д.

В ходе занятия возникают предполагаемые и не предполагаемые ситуации,

которые требуют квалифицированного решения.

Во-вторых, наблюдается отсроченность поисков педагога. Результаты

деятельности педагога воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах

деятельности и поведения, будущих специалистов и оцениваются очень

относительно. Развитые аналитические, прогностические, рефлексивные и

другие способности преподавателя позволяют на основе частичных результатов

предвидеть и прогнозировать результат его профессиональной деятельности.

В-третьих, характеризуется сотворчеством преподавателя со студентами,

коллегами-преподавателями в педагогическом процессе, который основан на

единстве цели профессиональной деятельности. Преподаватель вуза, ученый и

педагог, как специалист в определенной области знаний, в ходе учебно-

воспитательной работы, производственной практики демонстрирует своим

студентам творческое отношение к профессиональной деятельности.

В-четвертых, отличается зависимость проявления творческого

педагогического потенциала преподавателя от методического, технического

оснащения учебно-воспитательного процесса. Стандартное и нестандартное

учебное оборудование, техническое обеспечение методическая подготовка

преподавателя и психологическая готовность студентов к совместному поиску

характеризуют специфику педагогического творчества.

В-пятых, проявляется умением преподавателя управлять личным

эмоционально-психическим состоянием. Вызывать адекватное поведение в

деятельности студентов, способностью педагога организовать общение со

студентами как творческий процесс, не подавляя их инициативность и

изобретательность, создавая условия для полного творческого самовыражения и

самореализации /67/.

Творческая активность деятельности учителя характеризуется:

необходимостью, оригинальностью, динамизмом, мобильностью, подвижностью,

пластичностью мышления, развитым воображением, инициативой, постоянным

поиском нового, стремлением достичь нового.

Особенности педагогического творчества позволяют понять полнее

взаимосвязь педагогического творчества и педагогической культуры, их

взаимообусловленность.

Одним из условий возникновения педагогического творчеств является

высокая общая и педагогическая культура учителя, овладение мастерством,

умением оптимально выбирать методы и приемы обучения и воспитания. Второе

условие – социальный опыт, умение видеть в сегодняшнем развитии завтрашние

задачи.

Говоря о шестой взаимосвязи педагогической культуры и педагогического

творчества, можно утверждать, что педагогическая культура представляет

собой явление динамичное, постоянно изменяющееся в процессе своего

развития, приобретающее все новые оттенки и черты.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что чаще всего среди

структурных компонентов педагогической культуры называют: личностные

качества /66,9%/, профессиональные знания /66,2%/ и умения /56,8%/,

педагогический опыт /16,8%/, творческий подход к решению педагогических

задач /30%/.

Но, несмотря на многообразия компонентов педагогической культуры, мы

не встречаем такого важного компонента, как педагогическая интуиция.

По нашему мнению, педагогическая интуиция является одним из

системообразующих компонентов педагогической культуры, определяющим

моментальный и безошибочный выбор метода, приема, слова, интонации.

Педагогическая деятельность не мыслиться без чутья, предвидения, интуиции,

импровизации.

Если учесть неполноту и приблизительность информации, которой

располагает педагог, многообразие возможных вариантов, ограниченность

времени для поиска решений, то становится понятием, что в таких условиях

точный расчет очень часто просто невозможен, а интуитивное предвосхищение

может оказаться точнее всяких логических выкладок. Интуиция,

педагогическое чутье часто заменяют опытному учителю логические

рассуждения.

Понятие «интуиция» не является понятием устоявшимся и однозначно

определенным. Словари дают самые различные определения: «Знания,

возникающее без осознания путей и условий его получения» /85/; «

способность постижения истины «путем прямого ее усмотрения, без основания

с помощью доказательства» /16/.

Интуиция является сложным феноменом , который рассматривается в философской

(гносеологической, эстетической), психологической (психология творческой

деятельности, психология личности, психология мышления, психология эмоций,

психология принятия решений) и различный специальной (биологической,

медицинской, нейрофизиологической и другой) литературе. Но более важными с

точки зрения изучения сущности интуиции являются философские и

психологические теории.

Философия рассматривает интуицию лишь как продукт познавательной

деятельности человека. Изучение конкретных механизмов решения

познавательных задач не составляет задачи философии, эта задача в первую

очередь психологии.

В целом психология является тем звеном, без которого невозможно создать

полноценного феномена интуиции. Если философский аспект рассмотрения

философии заключается в выяснении способа получения, изменения, движения

знания, в поиске методологической основы, в выяснении социальных корней, то

психологический – в рассмотрении феномена интуиции с точки зрения

психологической деятельности и состояний выяснения действующих механизмов

психики. Этот подход важен и потому, что позволяет рассматривать интуицию в

любом конкретном виде деятельности.

В психологии интуиция рассматривается как новообразование в психологии

человека, которое основано на знание и опыте, которые определяют действия

человека как бы без предварительного анализа, мгновенно, но вдохновенно.

Она помогает найти правильное решение в условиях недостаточности информации

и времени, на основе ориентированного поиска и экстраполяции. А такой

дефицит всегда огромен там, где дело касается живого человека.

Педагогическая интуиция не случайное явление, а закономерный и важный

компонент творческой деятельности учителя, его педагогической культуры,

выступающей как средство оперативной корректировки педагогического

замысла.

По источнику возникновения интуиция может быть чувственной (в том числе

физиономической) и интеллектуальной (творческой).

В общих чертах интеллектуальная интуиция – это постижение истины умом, а

чувственная – это познавательная деятельность: результат ее –

вербализованная истина в виде понятия, закона, идеи. Здесь образно-

эмоциональные формы мышления приводят к «прорыву» невербализованных

образов, эмоций в формы слова, к словесной формулировке мыслительных

образов или выстраиванию ассоциативной цепи по самым неожиданным

основаниям. Чувственная интуиция – это преобразованная деятельность

(практическая), в которой знания «знание возникает и существует» т.е.

играет вспомогательную орудийную роль, где вербализованные логические

понятия входят в образно-эмоциональные модели мышления, где

непосредственное мышление может быть невербализованно, а воплощено сразу в

действие, образы чаще наглядны и связаны именно с чувственным уровнем /43/.

Компоненты (слагаемые) чувственной интуиции: острая наблюдательность,

цепкая память, быстрые ассоциации, безупречная логика. Основной принцип

чувственной интуиции – принцип теста: по деталям о целом, по малому о

малом.

Надо сказать, что многие опытные педагоги владеют в совершенстве чувством

интуиции.

Высшим проявлением интуиции является интеллектуальная (творческая)

интуиция, т.е. по определению Е. Н. Князева «достижение состояния инсайта,

само достраивания – переход от простой структуры к сложной, саморазвитие,

усложнение первоначальной структуры.

Творческая интуиция возникает у человека только на уровне высшего

проявления мастерства, когда есть уже глубокие знания своего предмета и

необходимый опыт, когда необходимая информация выводится из-под контроля

сознания, вытесняется автоматизмы, отпускается в подсознание. В результате

освобождается поле для свободного конструирования, для игры ума, для

интуитивного видения, для вспышек и озарения.

Кроме того, успех возникновения интуитивного решения зависит от того,

насколько удалось исследователю освободится от шаблона, убедиться в

непригодности ранее известных путей и вместе с тем сократить увлеченность

задачей.

В своем развитии творческая инициатива проходит несколько этапов.

Английский ученый Г. Уоллес выделяет 4 стадии: подготовку (охват

максимально возможного разнообразия элементов знания), созревание

(переоценка ценностей знания), озарение (прорыв в незнаемое) и проверку.

Центральным моментом считается - интуитивное охватывание искомого

результата.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что даже высший уровень

сформированности знаний, умений и навыков, развитость необходимых

личностных качеств не обеспечивают полного становления педагогической

культуры, т.к. остается несформированной педагогическая инициатива, которая

предполагает:

Способность к прогнозирования, умению предугадать, предвосхитить все те

ситуации, которые могут возникнуть в ходе педагогической деятельности;

Способность к педагогической импровизации, нестандартном, неожиданном

подходе к организации учебно-воспитательного процесса;

Эвристическое мышление, быструю ориентацию, острую наблюдательность, цепкую

память, безупречную логику;

Широту ассоциаций, легкость ассоциирования отдельных понятий.

5. способность студента к узнаванию, к распознаванию образа по

детали, к свертыванию мыслительных операций, к аналогии;

6. степень оперативности принятия решений в условиях дефицита времени

и информации.

Таким образом, педагогическая интуиция – дни из ведущих компонентов

педагогической культуры, важнейшее качество педагога, определяющее

моментальный и безошибочный выбор метода, приема, слова, интонации.

Педагогическая деятельность не мыслится без чутья, предвидения, интуиции.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил

прийти к выводу, что педагогическая культура, являясь специфическим

приложением общей культуры, представляет собой больше интегральное

социальное качество личности преподавателя, которое объединяет процесс и

результат педагогической деятельности, обобщенный показатель

профессиональной компетентности и цель профессионального самовоспитания.

Педагогическая культура – это осознанная система, которая включает в

себя профессионально – значимые личностные качества педагога,

профессионально – необходимые знания, умения и навыки, педагогический опыт,

творческий подход к решению задач обучения и воспитания, педагогическую

интуицию; целостная система, которая имеет собственную организацию,

избирательно взаимодействует с окружающей средой и обладает интегративным

свойством целого, не сводимого и свойствам отдельных частей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.