на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Чернышевский

неразделенное целое двух присущих ей сторон: телесной и духовной, и, во-

вторых , правильно понятыми “настоятельными жизненными потребностями”.

Надо сказать, что самую главную общую жизненную потребность

Чернышевский видел в том, чтобы каждый человек в полную меру своих сил и

способностей мог трудиться, мог приносить максимум пользы общему благу.

Руководствуясь общей задачей - всестороннего развития человека,

Чернышевский выдвигает некоторые требования к общеобразовательной школе

. В частности он говорил что школа должна позаботиться о том , чтобы

всем содержанием и организацией своей работы, всеми разнообразными

средствами содействовать всемерному укреплению и развитию физических сил

и здоровья учащихся и сделать их вполне образованными людьми.

Чернышевский очень строго подходил к отбору и содержанию учебных

предметов. Он считал что отбор предметов должен происходить опираясь на

современное состояние науки и настоящие, а не кажущиеся потребности

современной жизни.

Как материалист Чернышевский очень высоко оценивал роль и значение

естественных наук . Он рассматривал их как могучее средство воспитания

правильных представлений о явлениях окружающей природы , как средство

борьбы с суевериями и предрассудками.

Но при всей высокой оценке наук о природе, Чернышевский

первостепенную роль отводил все же наукам о человеке. Среди наук о

человеке на первый план он ставил родной язык, литературу и историю.

“Изучить родной язык необходимо это не подлежит спору, - писал

Чернышевский в статье “Высший курс русской грамматики , составленный

Владимиром Стоюниным” . - Но с какой целью и в каком направлении должен

каждый из них изучать его?” - спрашивал он и тут же отвечал: “ Конечно,

для того, чтоб уметь употреблять его для выражения своих мыслей”.

Разумеется , свои мысли надо уметь выражать устно и письменно и вполне

грамотно. И в этом отношении очень важная роль принадлежит грамматике.

Но для того чтобы учащиеся общеобразовательной средней школы

овладели родным языком в такой степени, чтобы могли свободно

пользоваться им для устного и письменного выражения своих мыслей, притом

для вполне грамотного выражения, нужно ли изучать целый ряд

филологических тонкостей: законы родного языка, его историческое

развитие и место и т.д. Чернышевский придерживался в этом вопросе

отрицательной точки зрения.

В решении задач эстетического воспитания Чернышевский отводил особо

видное место художественной литературе и музыке.

Прекрасное и красота в человеке, писал Чернышевский, немыслимы без

представления о гармоническом развитии организма и здоровья человека.

Среди средств физического воспитания Чернышевский отводил видное место

ежедневно проводимым физическим упражнениям, а также прогулкам.

Физические упражнения и другие средства развития и закаливания

организма он расценивал положительно и с точки зрения воспитания воли. /

Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.

Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство

министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 53-66/.

О методах обучения и воспитания

В методике учебной работы Чернышевский придает решающее значение

развитию мысли. Уметь думать , самостоятельным путем добывать знания,

формировать свое мировоззрение - вот, что интересует Чернышевского.

Чернышевский как и Добролюбов, придает большое значение воспитанию.

Чернышевский пишет: “Разве воспитание не нужная вещь , и даже более,

разве оно не неизбежно необходимо?”. Воспитывать - это значит

воздействовать на мысль, чувство и волю, которые взаимосвязаны.

Воспитывать во время обучения вовсе не обозначает прибегать к

патетическим речам, декламации и т. д. Само познание доставляет большой

материал чувству. Познание просветляет не только ум, но и сердце,

оживляя и радуя.

“Однако одного воспитания мало. Оно должно дополняться

самовоспитанием и самообразованием. Чернышевский рекомендовал своим

детям широко заниматься самовоспитанием и самообразованием. Мы

приобретаем знания не только из школы, но и из жизни, из дружеских

разговоров, из порядочных книг, в числе которых школьных книг нет” -

говорил Чернышевский. / Ганелин Ш. И., Зенченко Н. С., Кирпичникова Е.

Н., История педагогики и современность. Ленинград, 1970. -С. 130 - 137/.

Среди разнообразных методов и приемов обучения Чернышевский

видное место отводил живому слову учителя, беседе и самостоятельной

работе учащихся. “ Если наши дети хотят быть людьми в самом деле

образованными , они должны приобретать образование самостоятельными

знаниями”, - писал Чернышевский.

Самостоятельные занятия оценивались им очень высоко по ряду

причин. В них Чернышевский видел не только средство закрепления, но и

расширения того круга знаний, какой получали учащиеся от устного

изложения материала учителем и вообще в школе. В них он видел и одно из

важных средств развития самостоятельного мышления учащихся, а также

привития навыков и умения самостоятельно работать над повышением уровня

своих знаний.

Процесс обучения является т процессом воспитания. Эту мысль

Чернышевский подчеркивал неоднократно. Своей практикой он показал, что

это достигается путем тщательного отбора материала для каждого

очередного занятия, подбора таких фактов и всяких иных данных, которые

даже без особых комментариев заставляют учащихся думать в определенном

направлении, помогают поднимать и укреплять определенные убеждения и

нравственные чувства. Он показал, как в процессе преподавания при помощи

фиксирования внимания на главном, наиболее существенном, и других

приемов достигается вместе с образовательной и воспитательная цель. /

Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.

Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство

министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 66-68/.

Дисциплина учащихся

Вопрос о школьной дисциплине и телесных наказаниях занимал одно из

видных мест в педагогической теории на протяжении многих веков.

Чернышевский не оставил без внимания этот и этот вопрос. Он не выступил

по этому вопросу с обстоятельной статьей, как это сделал Добролюбов. Он

ограничился отдельными , правда , довольно определенными, замечаниями на

этот счет в некоторых своих работах (“Ясная поляна”, “Статья в

“Земледельческой газете”...”, ” Собрание чудес...”, “Очерк научных

понятий ...” и др.). Он говорил, что мелочные шалости детей - пустяки,

что они не могут служить для квалификации поведения учащихся как

недисциплинированного , что не угрозы, не насилия и различные наказания,

а удовлетворение здоровой любознательности детей , привлекательная

постановка обучения, пример педагога и другие средства должны служить

основанием школьной дисциплины. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н.

Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. -М.: Государственное учебно-

педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - С.

68 - 69/.

В заключении приведу цитату из работы Чернышевского “Очерк научных

понятий по некоторым вопросам всеобщей истории”. “Нет надобности ни в

каком насилии для того , чтобы дети и подрастающие юноши или девушки

развивались именно так , как желают старшие: у них самих есть очень

сильное стремление к этому; для воспитания их нужно не принуждение, а

только доброжелательное содействие тому, чего сами они желают; не

мешайте детям становиться умными , честными людьми - таково основное

требование нынешней педагогики; насколько умеете, помогайте их развитию,

прибавляет она , но знайте, что меньше вреда им будет от недостатка

содействия, чем от насилия; если вы не умеете действовать на них иначе,

как принуждением, то лучше для них будет оставаться вовсе без вашего

содействия, чем получать его в принудительной форме”./ Чернышевский Н.

Г. Избранные педагогические высказывания. -М.: Государственное учебно-

педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1940. -C. 192/.

Учебники и книги для чтения

В занятиях учащихся вообще и в самостоятельном (внеклассном) чтении

в особенности огромная роль принадлежит книге. Отмечая это, Чернышевский

обращал внимание на тот факт, что большинство учебников и книг для

чтения, которыми пользовалась тогда школа, являлось неудовлетворительным

, зачастую явно порочным.

Главные недостатки и пороки большинства учебников и книг для чтения

заключалось, по мнению Чернышевского, в том, что, во-первых, они были

пусты, бессодержательны, во-вторых, они были насыщены нравственными

сентенциями , имеющими своей целью укрепить в детях ложную, вредную

верноподданническую мораль; в-третьих, события и факты освещались в них

часто искаженно и, как правило, языком сухим или слишком водянистым, но

тоже бесцветным.

Более или менее удовлетворительных книг, официально

рекомендованных, было крайне мало. К ним Чернышевский относил, например,

“Руководство начальной геометрии” Остроградского, которое , по его

мнению, отличалось тем, что содержание материала соответствовало

современному уровню науки, что изложено оно ясно и стройно.

Само собой понятно, что новое образование нуждалось в новых

учебниках и книгах для чтения. С точки зрения Чернышевского, учебники и

книги для детского и юношеского чтения должны отличаться новым идейным

содержанием. По цензурным условиям он не мог прямо и откровенно

говорить, что это означало. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г.

Чернышевского и Н. А. Добролюбова. -М.: Государственное учебно-

педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - С.

69-70/.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что по мнению Чернышевского

учебники и книги для чтения, независимо от того, какой предмет явление

или событие освещают, не должны допускать какого бы то ни было

отступления от истины.

Много внимания уделял Чернышевский языку учебников и детских книг.

Он осуждал всякие ненужные длинноты, фигурные выражения, всякую

неточность в выражениях, а также допускаемые иногда под предлогом

доступности упрощенство и вульгаризацию литературного языка.

В учебниках и книгах для чтения каждое событие, каждый факт,

каждое имя должны, по Чернышевскому, занять то место, какое по праву

принадлежит им в науке, в жизни. Создание новых учебников и книг для

чтения, охватывающих различные области знания - дело очень важное и

полезное, но довольно сложное и не всякому автору доступное.

Чернышевский считал, что успех в этом деле могу обеспечить те люди,

которые имеют твердые и непогрешимые убеждения, в совершенстве владеют

своим предметом, хорошо понимают педагогическое назначение своего труда

и умеют писать грамотно, интересно, просто и доступно для детей. / Там

же. - С. 71-72/.

Об учителе

Чернышевский хорошо понимал, что как бы хороши ни были учебники,

книги для чтения и другие средства обучения (и воспитания), все же

главную роль играет учитель. В своих сочинениях он посвятил немало

прекрасных строк раскрытию назначения и характера педагогического труда,

тех качеств, которыми с его точки зрения, должен обладать учитель, и,

наконец, защите материально-правового положения учителя, особенно

сельского.

Предмет и задачи педагогического труда очень сложны и ответственны.

Выполнить эти задачи по-настоящему сможет только хороший учитель, т. е.

такой, который имеет высокие и обширные познания (общие и специальные) и

по своим общечеловеческим качествам является тем, кем хочет сделать

своего воспитанника , или по крайней мере искренно и всеми силами к

этому стремится. Если всякому порядочному работнику, то тем более

учителю надо непременно знать ученика, уважать в нем человека и никогда

не пользоваться негуманными мерами воздействия на него.

Чернышевский придавал большое значение педагогическому мастерству

учителя. Он хотел, чтобы каждый учитель думал и работал в том

направлении дабы в каждом своем занятии обеспечить такой уровень

совершенства как со стороны содержания, так и со стороны формы, когда

все учащиеся занимаются с интересом, непринужденно и с охотой, когда

всякая невнимательность и недисциплинированность исключаются сами собой.

Обучение и воспитание подрастающего поколения является главной, но

не единственной обязанностью учителя. Чернышевский считал, что учитель,

правильно понявший свое назначение, как деятель, призванный всеми своими

силами и способностями служить благу родины и народа, не может

ограничиваться занятиями с детьми, он непременно посвятит себя в

свободное от этих занятий время распространению знаний и просвещения

среди населения.

На своем примере работы в Саратовской гимназии он показал, что

учитель должен быть не только педагогом, но и просветителем. Помимо

классных и внеклассных занятий с гимназистами, он выступал перед

взрослой аудиторией с докладами и лекциями на разнообразные темы, он

пытался и в условиях суровой царской цензуры распространять полезные

знания и передовые идеи.

Чернышевский настаивал на изменении отношения к учителю, на

коренном улучшении его материального и правового положения и, наконец на

предоставлении ему как можно большей самостоятельности в проводимых с

детьми занятиях. Он был враг всего того, что сковывало здоровую

творческую инициативу учителя. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г.

Чернышевского и Н. А. Добролюбова. -М.: Государственное учебно-

педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - С.

72 - 74/.

Значение педагогической теории Чернышевского

Чернышевский (и Добролюбов) развил педагогические взгляды

Радищева, Белинского и Герцена и обосновал стройную систему революционно-

демократического учения о воспитании, педагогике. Он более полно

разработал учение о содержании и методике учебной и воспитательной

работы школы, о воспитательном значении учебных предметов, воспитании

самостоятельной мысли учащихся в процессе обучения, о сущности

сознательной дисциплины и многое другое. Педагогическое наследие

революционных демократов по своей идейно-политической направленности и

научному уровню не имело равного в домарксистский период и сыграло

выдающуюся роль в борьбе прогрессивных сил России за передовую систему

воспитания и обучения.

Революционно-демократические педагогические мысли Чернышевского

оказали большое влияние на развитие прогрессивной педагогики и школьного

образования в России. Многое из этого педагогического наследия не

потеряло актуального значения и для нашего времени. /Константинов Н. А.,

Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение,

1982. - C.215/.

Заключение

Педагогическое наследие Н. Г. Чернышевского - ценный вклад в

золотой фонд передовой русской и мировой педагогики. По своей

политической остроте, свежести мысли, научной глубине и революционно-

демократической направленности оно стояло на самой высокой ступени в

домарксистский период в истории педагогики.

В работах Чернышевского содержались основные положения

революционно-демократической педагогики. В них давался ответ по таким

кардинальным для педагогики и школы вопросам, как: цель и задачи

воспитания и образования, проблема всестороннего развития личности и

разделение труда умственного и физического, роль наследственности и

среды в формировании личности, биологическое и социальное в развитии

человека, содержание и методы общеобразовательной школы, идейные и

дидактические принципы построения школьного учебника и др.

Педагогическое наследие Чернышевского сыграло выдающуюся роль в

истории борьбы прогрессивных сил человечества за передовую, наиболее

совершенную систему воспитания, за ее высоко гуманные основы.

РЕЦЕНЗИЯ

на реферат студента 332 группы технологического факультета

Иванова Юрия Владимировича

по философии и истории образования на тему:

“Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского”.

Прочитав данный реферат, можно с уверенностью сказать, что Иванов

Ю.В. довольно серьезно отнесся к раскрытию данной ему темы.

Реферат имеет подробный план, основное внимание в котором уделяется

теме реферата, а именно педагогическим идеям Н. Г. Чернышевского.

Иванов Ю. В. начинает свой реферат с введения и краткой

биографической справки в которой он описывает некоторые важные события

жизни Чернышевского. Следующий пункт плана полностью посвящен

раскрываемой теме. Этот пункт состоит и нескольких подпунктов каждый из

которых посвящен отдельному вопросу педагогической теории Чернышевского.

Надо сказать, что некоторые вопросы раскрыты Ивановым очень подробно и

умело (“Состояние образования в школе”, “О методах обучения и

воспитания”, “Об учителе”), а некоторые немного недоработаны (“Учебники

и книги для чтения”, “Дисциплина учащихся” ).

По ходу изложения темы Иванов Ю. В. делает ссылки на литературные

источники список которых приведен в конце реферата.

В некоторых местах реферата Иванов обобщает сказанное и делает свои

выводы, что свидетельствует о глубоком и тщательном изучении им данной

темы.

В заключительной части реферата Иванов Ю.В. излагает важность и

историческое значение педагогического наследия Чернышевского и подводит

итоги.

По мнению рецензента реферат написан логично, стройно, не содержит

ничего лишнего, тема раскрыта полностью. Реферат заслуживает отличной

оценки.

Рецензент

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.

Добролюбова -М.: Государственное учебно-педагогическое

издательство министерства просвещения РСФСР, 1957.

2. Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические высказывания. -М.:

Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР,

1940.

3. Анисов М. И. Источники изучения истории педагогики в России. - М.:

Московский государственный заочный педагогический институт, 1991.

4. Ганелин Ш. И., Зенченко Н. С., Кирпичникова Е. Н., История педагогики и

современность. Ленинград, 1970.

5. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики.

-М.: Просвещение, 1982.

6. Егоров С. Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России -М.:

Просвещение, 1986.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.