на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дифференциация обучения как условие развития одаренных детей

гуманистической психологии и( согласно данным исследований( положительно

влияют на самооценку и межличностные отношения.

Сопоставление стратегии ускорения и обогащения показывает( что они могут

переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач однако

их выделение помогает яснее понять( чего мы хотим добиться. Важно также

осознавать достоинства и недостатки разнообразных форм воплощения

стратегии.

Что показывает накопленный опыт.

В нашей стране с 60-х годов существуют специализированные классы и школы(

куда отбираются дети на основе их склонностей и более высокого уровня

способностей. Обучение определенным предметам ведется по специально

разработанным программам. Данные по этим классам показывают( что в целом

успехи этих детей гораздо выше( чем их сверстников( обучающихся в обычных

школах.

За рубежом существуют и другие формы организации. Одна из них — выделение

внутри одного класса групп с разными уровнями умственной одаренности.

Одаренные получают возможность учиться в своем классе( но в группе

сверстников( близких им по уровню способностей. В том случае( когда такие

учащиеся занимаются по специально разработанной программе( эффект очень

высок. Если эти дети обучаются в группе по той же программе( что и

остальной класс( эффект выделения в группу весьма невелик.

Положительный( но не столь заметный эффект дает еще одна форма

организации — создание групп с высоким уровнем интеллекта на основе

нескольких классов.

Итак( влияние обучения в однородных группах на академические успехи

одаренных детей положительна( но только в случае специально разработанных

программ.

Вместе с тем среди педагогов на Западе многие критически относятся к

специализированным школам для одаренных. Это связано как с заботой о других

категориях учащихся( так и с мнением( что предпочтительнее иные возможности

обучения детей с высоким умственным потенциалом.

Чаще всего высказывается опасение( что обучение среди себе подобных

создает у детей с высоким умственным потенциалом чувство принадлежности к

элите( формирует завышенную самооценку. Однако данные исследований убеждают

в противоположном. Обучение вместе с другими детьми( имеющими высокий

умственный уровень благоприятно влияет на самооценку — ведь в такой

ситуации необходимо учиться с полной отдачей сил( ощущая постоянную

стимуляцию со стороны соучеников. Что же касается очень способных детей(

которые учатся в обычных классах( то они часто высокомерно относятся к

сверстникам( которые( по их мнению( с трудом усваивают азбучные истины.

Трудность состоит в том( что оказавшись среди других одаренных( с таким

же уровнем развития и выше( некоторые из этих детей начинают страдать от

уколов самолюбию( от снижения своего статуса. Не для всех одаренных

ситуация постоянного интеллектуального соревнования вполне благоприятна.

Таким образом( давняя и вместе с тем актуальная проблема( создавать ли

однородные по умственному уровню классы( не имеет простого( однозначного

решения. Она требует дальнейших исследований. Это дискуссионная проблема

должна решаться с учетом конкретных социально-психологических

обстоятельств. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима( что

вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен

рассматриваться отдельно.

3.Учитель для одаренных.

3.1.Подготовка учителя.

Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности и

познавательным стилем и сферами интересов, следовательно( программы для них

должны быть индивидуализированы. Стремление к совершенству( склонность к

самостоятельности и углубленной работе этих детей определяют требования к

психологической атмосфере занятий и к методам обучения.

По силам ли задачи изменений в содержании( процессе( результатах и

атмосфере обучения неподготовленному к этому учителю? Чаще всего нет.

Данные исследований подтверждают ответ( подсказанный здравым смыслом(

- Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей(

не знают их особенностей(

- Неподготовленные к работе с высокоинтеллектуальными детьми

учителя равнодушны к их проблемам (они просто не могут их

понять)(

- Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению

к выдающимся детям( ведь они создают определенную угрозу

учительскому авторитету(

- Такие учителя часто используют для одаренных детей тактику

количественного увеличения заданий( а не качественное их

изменение.

Таким образом( необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей

специально для одаренных. Как показали исследования( именно дети с высоким

интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Признанный авторитет

в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей( работа с

которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это(

- учитель( вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий

атмосферу эмоциональной вовлеченности( возбуждающей интерес к

предмету(

- учитель( закладывающий основы мастерства( отрабатывающий с

ребенком технику исполнения(

- учитель( выводящий на высокопрофессиональный уровень.

Сочетание в одном человеке особенностей( обеспечивающих развитие в

одаренном ребенке всех этих сторон( чрезвычайно редко.

Исследования говорят( что подготовленные учителя значимо отличаются от

тех( кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы более

подходящие для одаренных( они больше способствуют самостоятельной работе

учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение(

углубленный анализ проблем( оценку информации и т.д.). Подготовленные

учителя больше ориентируются на творчество( поощряют учащихся к принятию

риска.

Замечают ли учащиеся отличия между прошедшими не прошедшими специальную

подготовку учителями? Да( совершенно однозначно одаренные дети оценивают

атмосферу в классе у подготовленных учителей как более благоприятную.

3.2.Личностные особенности и поведенческие черты учителей для одаренных.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является

исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Поскольку любой

хороший учитель должен быть образцом педагогической добродетелей( то

учитель( работающий с высоко интеллектуальными детьми( в глазах учеников и

родителей превращается в образец образцов.

Если же говорить о факторах( которые наиболее значимы для успешности

работы учителя( то таковым является глобальная личностная характеристика —

система взглядов и убеждений( в которой большой вес имеют представления о

самом себе( других людях( а также о целях и задачах своей работы. Именно

эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

Межличностное общение( способствующее оптимальному развитию детей с

выдающимся интеллектом( должно носить характер помощи( поддержки(

недирективности. Это определяется такими особенностями представлений и

взглядов учителя(

- представления о других( окружающие способны самостоятельно

решать свои проблемы( они дружелюбны имеют хорошие намерения( им

присуще чувство собственного достоинства( которое следует

ценить( уважать и оберегать( окружающим присуще стремление к

творчеству( они являются источником скорее положительных эмоций(

чем отрицательных(

- представления о себе( я верю( что связан с другими( а не отделен

и отчужден от них( я компетентен в решении стоящих проблем( я

несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия( меня

любят( я привлекателен как человек(

- цель учителя( помочь проявлению и развитию способностей ученика(

оказать ему поддержку и помощь.

По мнению исследователей( поведение учителя для одаренных детей в классе(

в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать

следующим характеристикам( он разрабатывает гибкие( индивидуализированные

программы( создает теплую( эмоционально безопасную атмосферу в классе(

предоставляет учащимся обратную связь( использует различные стратегии

обучения( уважает личность( способствует формированию положительной

самооценки ученика( уважает его ценности( поощряет творчество и работу

воображения( стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня(

проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Все эти характеристики можно разделить на три группы.

Успешный учитель для одаренных — прежде всего прекрасный учитель

предметник( глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он

должен обладать такими качествами( которые существенны в общении с любым

одаренным школьником. Наконец( учителю необходимы особые качества(

связанные с определенным типом одаренности( интеллектуальной( творческой(

социальной( психомоторной( художественной.

Неизбежно возникает вопрос( «Существует ли такой учитель — «образец

образцов» — в природе и можно ли такие качества( умения развить».

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-

личностные качества по меньшей мере тремя путями( с помощью тренингов — в

достижении понимания самих себя и других( предоставлением знаний о

процессах обучения( развития и особенностях разных видов одаренностей(

тренировкой умений( необходимых для того( чтобы обучать эффективно и

создавать индивидуальные программы.

Исследования показывают, что техника преподавания у прошедших

специальную подготовку учителей для одаренных и у обычных учителей примерно

одинакова( заметная разница заключается в распределении времени на

виды активности. Учителя( работающие с одаренными, меньше говорят, меньше

дают информацию, устраивают демонстраций и реже решают задачи за учащихся.

Вместо того, чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это

учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.

Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных больше

задают открытых вопросов, помогают обсуждениям, используя вопросы типа( «

Чтобы случилось, если бы..?» Они провоцируют учащихся выходить за пределы

первоначальных ответов такими вопросами, как «Что ты имеешь ввиду?»( « Если

она права, то как это повлияет на..?» Они стремятся получить знания,

которым хотят обучить, от самих учащихся. И они пытаются гораздо чаще

понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.

Наибольшее различие состоит в том, как осуществляется обратная связь.

Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на

каждый ответ в классе. Учителя одаренных ведут себя более как

психотерапевты( они избегают реагировать на каждое высказывание. Они

внимательно и с интересом выслушивают ответы. Но не оценивают. Находя

способы показать. Что они их принимают. Такое поведение приводит к тому(

что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и чаще сами комментируют

идеи и мнения одноклассников. Тем самым учащиеся меньше зависят от учителя.

В межличностной сфере отмечаются более ровные отношения учителей для

одаренных с учащимися. Учителя получают удовольствие от своих учеников как

от интересных людей. Они чаще обсуждают с ними темы, прямо не связанные с

учебными занятиями, демонстрируют большое уважение к своим собеседникам,

свободно обмениваются точками зрения и даже позволяют школьникам учить

себя.

3.3.Менторство как форма работы с одаренными детьми.

В нашей стране эта форма известна мало. Индивидуальный руководитель(

заботящийся о развитии специальных способностей и об общем культурном

уровне незаурядного ребенка — явление довольно редкое. В некоторых школах

можно встретить научных работников( студентов( которые проводят

дополнительные занятия или же ведут кружки. Спонтанно могут возникать более

тесные личные связи между наставником и учеником( что чрезвычайно важно.

Потребность в таких взаимоотношениях особенно велика у ребенка с высоким

интеллектом( с необычными запросами( которые трудно удовлетворить в

условиях школьного обучения. Пока у нас при всех переменах в системе

образования( эта форма работы не используется целенаправленно. В то же

время в США уже сложилась определенная традиция руководства со стороны

опытного специалиста подающим большие надежды учеником. Эту индивидуальную

форму работы называют менторством.

В нашей стране получило распространение слово «наставничество»( которое

чаще относят к области профессионального обучения в производственной сфере.

Менторство осуществляется в нескольких видах. Менторы могут привлекаться

периодически к работе с группой или отдельными выдающимися учениками для

тог чтобы расширить их знания о мире профессии( специальностях( и видах

деятельности. Менторы могут систематически работать с малой группой или

одним учащимся над проектом на протяжении какого-то времени. «Классически»

вид менторства связан с историческим пониманием этого термина — наставник(

советчик( тот( кем учащийся восхищается( кому стремится подражать( кто

оказывает влияние на его жизнь.

Менторство приводит «к учению с увлечением» и дает школьникам не только

знания и умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и

адекватной самооценки( развитию способностей к лидерству и умений

социального взаимодействия( помогает устанавливать длительные дружеские

отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям.

Школьники учатся учитывать свои не только сильные( но и слабые стороны.

Важнейшая особенность менторства( отвечающая одной из важных потребностей

одаренных детей( — возможность преодолеть разрыв между классной комнатой и

окружающим миром( принять участие в реальной жизни не дожидаясь окончания

школы.

В менторстве наиболее естественным способом воплощаются стратегии

ускорения и обогащения в сочетании с возможностью учета индивидуальных

особенностей ученика.

К плюсам менторства относится и то( что это не дорогая форма работы( ее

можно сравнительно легко реализовать практически в любых условиях. Все эти

достоинства делают использование менторства весьма желательным.

Заключение.

Стало общим местом наша бесхозяйственность по отношению к природе( воде(

земле( природным ископаемым. Такое отношение мы даже преступным. Но еще

большая бесхозяйственность( еще большее преступление — наше отношение к

одаренным детям. Одаренные дети не только духовное богатство страны( это

еще( если хотите( и экономическое, и политическое богатство. Невосполнимы

не только природные ресурсы, невосполнима потеря духовных ресурсов. Ведь

каждый человек — это целая Вселенная.

И наряду с экологией природы должна появиться экология одаренности,

экология духовных, интеллектуальных способностей человека. Это трудное и

широкомасштабная задача( тут и соответствующее воспитание и просвещение

родителей (родители( не имеющие никаких интересов( кроме «хлебных»( вряд ли

могут воспитать одаренного ребенка( вряд ли раскроют все возможности его

дарования( тут и соответствующая подготовка учителей — подготовка их ко

всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами. Даже

наша медицина должна быть специально подготовлена к тому( чтобы иметь дело

с одаренными детьми( многие заболевания( особенно так называемые

психосоматические( у них протекают весьма своеобразно и встречаются часто.

И конечно( одаренные дети должны стать предметом специального интереса

науки — не только психологии и педагогики( это очевидно( но и генетики и

эндокринологии (у одаренных детей другое соотношение мужских и женских

гормонов( чем у «обыкновенных»).

Внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться лишь периодом его

обучения. Опыт показывает( что значительные трудности одаренные люди

испытывают и в периоде профессионального самоопределения( и в дальнейшем(

в самом процессе творчества. Другими словами таланту нужна постоянная

забота всего общества.

И начинать нужно с общепсихологической грамотности. Нужны специальные

школы для одаренных детей( специально подготовленные учителя( специальные

учебники — но прежде всего нужно признание самого факта( что они есть и

что они другие — не только по своим интеллектуальным и творческим

возможностям но и личностным особенностям. Ведь одаренность — не только

подарок судьбы для отмеченных ею( но еще и испытание.

Список использованной литературы(

1. Под ред. Лейтеса Н.С. «Психология одаренности детей и подростков»

М.( Academi A( 1996.

2. Лейтес Н.С. «Способности и одаренность в детские годы» М.( 1984.

3. Матюшкин А.М.( Яковлева Е.Л. «Учитель для одаренных»( м.( 1991.

4. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии» С.-П.( Питер( 1998.

5. Чудновский В.Э.( Юркевич В.С. «Одаренность( дар или испытание»( М.

Знание( 1990.

6. Юнг К.Г. «Конфликты детской души»( М.( Канон( 1995.

7. Вопросы психологии №3( 1998. Ягловская Е.К. «Взаимоотношения

умственно одаренных дошкольников в группе».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.