на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания

безобразным).

Оценку прекрасных (или безобразных) явлений в искусстве, природе,

обществе можно назвать эстетическим суждением. Отсюда особая близость

нравственного и эстетического. Прекрасными не могут быть безнравственные

поступки.

Всесторонне развитие личности может быть реализовано только на основе

комплексного подхода. В практической воспитательной работе невозможно

разложить все поведение ребенка на отдельные элементы.

§ 2 Музыкальное воспитание

как средство эстетических и нравственных качество личности

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЖНО ПОНИМАТЬ В ШИРОКОМ ИЛИ В БОЛЕЕ УЗКОМ

СМЫСЛЕ.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных

потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития

идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В

таком понимании – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности

к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной

деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей

человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и

глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное

воспитание – это формирование музыкальной культуры человека».[6]

Как уже было отмечено, искусство всегда оперирует художественными

образами. Специфическими особенностями музыкального искусства является то,

что оно отражает жизненные явления в музыкальных образах.

«Музыкальный образ произведения – это комплекс выразительных средств,

воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием».[7] Особо важную

роль играют мелодия, она наиболее ярко передает основную мысль, чувства.

Образ обогащается и другими элементами музыкальной речи – ладогармоническим

складом произведения, его темповыми и динамическим нюансами приемами

изложения музыкальной мысли, структурой самого произведения.

Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный

образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями

человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом

(например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в

спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в

человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в

подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные

эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом

особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека.

Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной

культуры, чувств, нравственности.

Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет

художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и

всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное,

творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.

Выдающимся государственным деятелем А.В. Луначарским были намечены

основные пути осуществления воспитания:

а) развитие способности воспринимать музыку (слушание);

б) развитие необходимых для воспроизведения музыкальных произведений

способностей и умений (пение, игра на инструментах);

в) усвоение нужных знаний (грамотность).

Решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие

музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей.

Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как

первоочередная задача воспитания.

Для педагога-музыканта, который ставит перед собой такие важные цели,

как привить интерес и любовь к искусству, самое главное – любить детей и

музыку, уметь общаться с детьми и творчески относиться к процессу

музыкального воспитания, сохранив при этом основные методологические

принципы программы и систематически обновляя методы работы и музыкальный

материал. Только при этих условиях ребенок может эмоционально откликнуться

на музыку.

ГЛАВА 2

Воспитание личности в различных формах музыкальной деятельности

в детской музыкальной школе (ДМШ)

§ 1 Слушание МУЗЫКИ

Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая

роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее

восприятие и анализ.

Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей

активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее

особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со

значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами

исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные,

инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание

дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в

исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание

музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию

многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку

(радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой

общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации

практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации

целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность

потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного

художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно

слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы

процесс восприятия был активным, творческим.

В своей практике я убедилась в том, что большое значение имеет вопросы

и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа

произведения. Можно такие вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их

во время слушания на доске. Принято различать три основных группы вопросов

и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по

выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему так

выражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание

взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства.

Ответы на такие вопросы многому учат детей.

Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства

активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют

сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и

различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения.

Одно из произведений является основным, и на нем я более всего

сосредотачиваю внимание при анализе, а другие служат для сравнения, и

благодаря этому для углубления знаний или для решения поставленной

проблемы.

Можно легко проверить, как дети различают разные отдельные части

произведения, как слышат звучание инструментов, как замечают появление

характерных ритмических, мелодических оборотов. Дается конкретное задание в

процессе слушания поднять руку (или карточку), если услышал то, что от него

требуется. С помощью такого простого задания можно более точно

контролировать работу детей, но, и это самое важное, такое задание

заставляет детей активно вслушиваться в музыку, ведь в поисках ответа они

должны внимательно прослушать всю «ткань» музыкального произведения. Удобно

такое задание еще и потому, что уровень усвоения материала можно проверить

тут же, в самом процессе преподавания.

Полезно в связи с прослушанной музыкой давать детям письменные работы,

которые служат для проверки, и для закрепления знаний. Чаще всего дети

получают задание узнать, какое произведение исполнено и кто его автор.

Иногда предлагается проанализировать какое-нибудь произведение (здесь можно

дать направляющие вопросы). Анализирую характер услышанной музыки, можно

пользоваться таблицами, на которые помещаются контрастные по своему

значению слова, среди которых дети должны найти самое подходящее. Таблица

целесообразнее использовать на начальном этапе работы.

Иногда я прошу детей оценить отметкой прослушанное произведение. Дети,

как правило, ставят оценки очень честно. В оценке отражается не истинное

качество произведения, а эмоциональное отношение к нему детей. Здесь и

выявляются эмоциональное развитие и вкусы детей.

Хочу подчеркнуть, что центральным моментом восприятия музыки остаётся

эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой

проблемы связано с необходимостью:

- специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;

- использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей:

музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;

- использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде

всего изобразительного и художественной литературы.

Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень,

являются способом активного анализа музыки.

При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы

они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и

доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

§ 2 Исполнительство

Другой формой приобщения детей к музыке является творческая

исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых

различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре,

сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения и танец и др.).

Из всех видов активной музыкальной деятельности способной охватить широкие

массы детей, должно быть выделено хоровое пение.

Пение. «Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах.

С одной стороны, в песнях передано определенное содержание к нему; с другой

– пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние

другого человека, которое отражено в песнях).[8] Хоровое пение является

эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и

инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом

содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства

ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту

интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.

Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой

деятельности, способствуя таким образом формированию мировоззрения

учащихся, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие,

воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

Правильный подбор песенного материала (с включением в него произведений

и классиков, и советских, зарубежных композиторов, а так же современных

композиторов, и народных песен) способствует воспитанию у детей чувств

патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор. Непременным условием

качества репертуара является разнообразие тем и жанров песенного материала.

Соблюдение этого условия способствует повышению интереса и желания учащихся

к исполнению песен.

Искусство пения требует овладения вокально-хоровыми навыками. Но работа

над вокально-хоровыми навыками не является чисто технической и должна быть

связана с работой над художественным образом произведения.

Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате

систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию

песенным материалом.

Что бы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и

радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая

атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и

переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а

это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того

или иного навыка. «Только эмоциональное пробуждение разума дает

положительные результате в работе с детьми», - говорил В.А.Сухомлинский.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.