на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Фонетика

В 30-50 гг. это понятие претерпевает существенные изменения. М. Е.

Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот

обобщающий термин подводились все типы нарушения произношения),

обусловленные поражением или расстройством периферических органов речи:

периферической тугоухостью или периферической иннервации».

В дальнейшем в 60-е годы в работах С.С. Ляпидевского и О.В. Правдиной

прослеживается тенденция к делению произносительных эффектов на дизартрию и

дислалию и отказу от обобщающего термина «косноязычия». В те же годы

ринолалия была выделена из механической дислалии в отдельное речевое

нарушение. Случаи произн6осиетльных нарушений, переходных между дислалией и

дизартрией в настоящее время определяют как стертоя дизартрия.

Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов

произношения.

У большинства детей звукопроизношения к 4-5 годам достигает звуковой

нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных и патологических

особенностей организма у некоторых детей возрастные несовершенства

произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого эффекта,

называемого дислалией.

По этиологическому признаку дислалию подразделят на два вида:

механическую и функциональную.

1) механической дислалией называется такой вид дефектного

звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами

периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения.

Частой причиной механической дислалии является укороченная уздечка

языка (подъязычная связка). Слишком короткая уздечка ограничивает подъем

языка вверх, кроме того слишком большие или маленькие размеры самого языка

затрудняют артикуляцию.

Аномалии строения челюсти, зубов и зубного ряда также приводят к

нарушению звукопроизношения. Аномалии прикуса (смыкание верхних и нижних

зубов) имеют несколько вариантов.

Прогнатия – нижние передние зубы не смыкаются с верхними, т.к. верхняя

челюсть сильно выдается вперед.

Прогения – нижняя челюсть выступает вперед.

Открытый передний прикус – между передними зубами верхней и нижней

челюсти при их смыкании остается промежуток. Открытый боковой прикус –

левосторонний, правосторонний и двусторонний.

Неправильное строение зубного ряда и зубов также приводит к искажению

звукопроизношения.

Неправильное строение неба тоже отрицательно сказывается на

фонетической оформлении речи. Правильной артикуляции многих звуков

препятствует низкое, плоское небо или высокое, «готическое» небо.

Четкое произношение затрудняют аномалии губ. Толстые губы, отвислая

нижняя или укороченная, малоподвижная нижняя губа препятствует правильному

произношению губных и губно-зубных звуков.

2) Функциональной дислалией называется такой вид неправильного

звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного

аппарата, т. е. нет никакой органической основы. Причини функциональной

дислалии могут быть социальными:

- неправильное воспитание речи ребенка, когда взрослые

культивируют несовершенное детское произношение, задерживая

развитие у него правильной речи;

- подражание неправильным образцам речи;

- педагогическая запущенность, ограниченность социальных

контактов;

- двуязычие в семье.

А также биологические:

- общая физическая ослабленность ребенка причиной чему

соматические заболевания;

- задержка психического развития (ММД);

- задержка речевого развития;

- недоразвитие фонематического слуха;

- недостаточность подвижности органов артикуляционного аппарата:

языка, губ, нижней челюсти и (или) неумение ребенка удерживать

язык в нужном положении или быстро переходить от одного

положения к другому.

При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений ЦНС,

препятствующих осуществлению движения. Несформированными оказываются

специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных

органов, необходимых для произношения звуков.

Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались

акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков. В таких случаях

оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного звука. Фонемы

не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков.

Артикуляторная база оказывается неполной, так как не все необходимые для

речи слуходвигательные образования – звуки – сформировались. Звуковые

замены различны так как разные признаки звуков могут быть не сформированы

(акустические или артикуляционные).

Смешение и взаимозамены звуков могут образовываться в результат

неуменья и осуществлять правильный выбор звуков при сформированности

артикуляторной базы.

Случаи ненормированного воспроизведения звуков (искажения) наблюдаются

при неправильно сформированных отдельных артикуляторных позициях.

В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при

дислалии делятся на:

. фонематические (Р.Е. Левина), или фонологические (Ф.Ф. Рау) –

замены и смешения;

. фонетические (Р. Е. Левина) или антропофонические (Ф.Ф. Рау).

В соответствии с данными критериями выделяются три основные формы

дислалии:

1. акустико-фонематическая дислалия.

К ней относятся дефекты звукопроизношения, обусловленные избирательной

несформирован–ностью операций опознания, узнавания, сличения акустических

признаков звуков в сенсорном звене механизма восприятия речи. В основе

лежит недостаточная сформированность фонематического слуха.

2. артикуляторное фонематическая дислалия.

К этой форме дислалии относятся дефекты, обусловленные

несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным признакам в

моторном звене производства речи. При такой форме нарушений существуют два

варианта:

. при неполно сформированной артикуляторной базе вместо нужного звука

отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков, но

более простой по артикуляции.

. При полностью сформированной базе принимается неправильное решение при

отборе звука в силу недостаточной дефференцации смешиваемых звуков.

3. артикуляторно-фонетическая дислалия.

К этой форме дислалии относятся дефекты звукопроизношения,

обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Звуки звучат искаженно. Чаще всего неправильный звук по своему

акустическому эффекту близок к правильному.

Таким образом, нарушения речевой моторики не всегда являются причиной

дефектов звукового оформления речи при дислалии. Причинами нарушения

звукопроизношения могут быть наряду с нарушением артикуляционной моторики,

несформированность фонематического слуха, дефекты анатомического строения

артикуляционного аппарата. Эти нарушения могут являться отдельными

дефектами, а могут сочетаться между собой.

В тех случаях, когда причиной дефектного произношения звуков являются

нарушения артикуляционной моторики, они не обусловлены органическим

повреждениям ЦНС. Поэтому подобные нарушения негрубы, неярко выражены, не

формированы наиболее тонкие и дифференцированные движения органов

артикуляционного аппарата; чаще всего языка и губ.

Большое количество детей с дислалией имеют вполне развитый

артикуляционный аппарат артикуляционная моторика соответствует возрастной

норме.

1.4. Дизартрия. Особенности нарушения артикуляционной моторики.

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной речи, обусловленное

органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции

звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи,

ритма и интонации. При дизартрии, в отличие от дислалии, может нарушаться

звукопроизношение как согласных, так и гласных звуков. Нарушение гласных

классифицируется по рядам и подъемам, нарушения согласных – по их четырем

основным признакам: наличию и отсутствию вибрации голосовых связок, способу

и месту артикуляции, наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки

языка к твердому небу.

Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики,

которые сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром

артикуляционных расстройств.

Артикуляционные расстройства при дизартрии проявляются следующими

признаками:

. нарушения мышечного тонуса;

. ограничение подвижности мышц органов артикуляционного аппарата

(языка, губ, мягкого неба), а также лицевой мускулатуры;

. патология реципрокной иннервации;

. наличие насильственных движений и оральных синкенезий в

артикуляционной мускулатуре;

. нарушения четкости кинестетических ощущений;

1. Характер нарушения мышечного тонуса зависит прежде всего от

локализации поражения мозга и может быть следующим:

a. спастичность артикуляционных мышц – постоянная повышение тонуса

в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре;

b. гипотония – понижение мышечного тонуса;

c. дистония – меняющийся характер мышечного тонуса.

При выраженном повышении мышечного тонуса язык напряжен, оттянут к

зади, спинка изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен.

Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к

спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при

этом ограничены. Повышенье мышечного тонуса в мышцах лица еще более

ограничивает произвольные движения в артикуляционном аппарате.

При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые,

отсутствует возможность их полного смыкания. В силу этого рот обычно

полуоткрыт выражена гиперсоцивация.

При гипотонии мышц мягкого неба движения небной занавесочки вверх

недостаточно, то проявляется в назализации звуков.

При дистонии в состоянии покоя отмечается низкий мышечный тонус в

артикуляционном аппарате при попытках речи – тонус резко нарастает.

Характерным для этих нарушений является их динамичность, непостоянство

искажений, замен и пропусков звука.

2. Недостаточность подвижности артикуляционных мышц также нарушает

артикуляционную моторику и звукопроизношение при дизартрии.

При нарушении иннервации губ страдает произношение и гласных и

согласных звуков. Ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их,

растянуть углы рта в стороны, поднять вверх верхнюю губу и опустить.

Ограничения подвижности губ нередко нарушают артикуляцию в целом, так как

эти движения меняют размер и форму преддверия рта, оказывая влияние на

резонирование всей ротовой полости.

Ограниченная подвижность мышц языка при дизартрии проявляется:

. в недостаточности подъема кончика языка вверх в полости рта, что

связано с нарушением иннервации шилоязычной и некоторых других

мышц;

. в ограничении движения языка вниз, что связано с нарушение

иннервации ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, челюстно-

подъязычной, подбородочно-язычной и двубрюшной мышц;

. в ограничении движения языка назад, причиной чего является

нарушение иннервации подъязычно-глоточной, лопаточно-

подъязычной, шилоподъязычной, двубрюшной (заднее брюшко) и др;

. в порезах мышц языка, что препятствует возможности изменять его

конфигурацию, его удлинению, укорочению, выдвижению, оттягиванию

назад.

Ограниченная подвижность мышц мягкого неба утяжеляет нарушения

звукопроизношения. Причина: нарушение иннервации веточками тройничного,

лицевого блуждающего нервов мышц мягкого неба, поднимающих и натягивающих

его.

При нарезах небно-глоточных и небно-язычных мышц подъем небной

занавески в момент речи затрудняется, происходит утечка воздуха через нос,

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.