на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Фонетика

голос приобретает носовой оттенок, искажая тембр речи, недостаточно

выражены шумовые признаки речевых звуков.

3. Дискоординационные расстройства – еще один характерный признак

артикуляционных нарушений при дизартрии. Проявление этих расстройств

наблюдается при нарушении точности и соразмерности артикуляционных

движений, особенно при этом страдает выполнение тонких дифференцированных

движений, т.к. они выполняются часто с гиперметрией (чрезмерной

двигательной амплитудой). Эти нарушения обычно сочетаются с трудностями в

чередовании движений, и сохранении отдельных артикуляционных поз из-за

присутствия тремора (мелкого дрожания кончика языка).

Дискоординационные расстройства вызывают запаздывание включения

артикуляционных движений, необходимых для произнесения отдельных звуков и

слов, что делает речь замедленной и скандированной.

4. Патология реципроксной инвертации является одним из звеньев в общей цепи

нарушений артикуляционной моторики.

Произвольные, в том числе и артикуляционные, движения осуществляются

при синхронном протекании двух процессов: возбуждении нервных центров,

приводящих к сокращению нервных мышц, и торможении, уменьшающем

возбудимость центров, контролирующих группу мышц- антагонистов (выполняющих

противоположную функцию).

Во многих мышцах языка имеются волокна мышц, выполняющих основное

движение и волокна антагонистических групп. Точность и дифференцированность

движений, необходимых для нормального звукопроизношения, обеспечивается

совместной работой этих двух групп мышц. Если избирательной иннервации не

происходит, то нарушается выполнение движения и в итоге правильного

произношения.

5. следующим частым признаком дизартрии являются насильственные движения и

оральные мнекинезии в артикулярной мускулатуре. Насильственные движения

усиливаются при волнении, эмоциональной напряженности, наблюдается также в

покое, и в статических артикуляционных позах. Проявляются в треморе,

подергиваниях языка, губ, иногда в сочетании с гримасами лица,

насильственной улыбкой, непроизвольным открывание рта, выбрасыванием языка

вперед.

В отличии от насильственных движений синкенезии возникают только при

произвольных движениях или попытках к ним. При движении языка вверх часто

сокращаются мышцы поднимающие нижнюю челюсть, или напрягается вся нижняя

мускулатура. Синкенезии могут наблюдаться не только в речевой мускулатуре,

но и в отделах скелетной, связанных функционально и анатомически с речевой

функцией.

6. Частым признаком дизартрии является нарушение, недостаточность

артикуляционного праксиса (диспраксия). Дети слабо ощущают положение языка,

губ, направление их в движении, они затрудняются по подражанию

воспроизвести и сохранить артикуляционный уклад, что свидетельствует о

нарушении проприоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного

аппарата.

На основе работ А.Р. Лурия выделяют два типа диспраксических

расстройств: кинестетический и кинетический.

Для осуществления двигательного акта необходимо наличие двух составных

компонентов: его кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный

состав сложных движений, и его кинестетической структуры, лежащей в основе

образования плавно протекающих во времени двигательных навыков (А.Р.

Лурил). Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового

механизма создания кинестастической схемы произвольного движения.

При кинестетиском диспрактическом расстройстве отмечаются трудности и

недостаточность в развитии обобщений артикуляционных укладов, главным

образом, согласных звуков. Нарушения не постоянны, замены звуков

неоднозначны.

При кинетическом типе диспрактических расстройств отмечается

недостаточность временной организации артикуляционных укладов.

При дизартрии могут обнаруживаться рефлексы орального автоматизма в

виде сохранившихся сосательного, хоботкового, поискового, ладонно-головного

и других рефлексов, характерных в норме для детей раннего возраста. Их

наличие затрудняет произвольные ротовые движения.

Таким образом, перечисленные нарушения артикуляционной моторики,

сочетаясь между собой, составляют важный синдром дизартрии – синдром

артикуляционных нарушений. Тяжесть и локализация поражения мозга дает свою

специфическую картину артикуляционных расстройств при различных формах

дизартрии.

2. Артикуляционные нарушения

2.1. Специфические моторные нарушения артикуляционного аппарата при

различных формах дизартрии.

Нарушения артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью

препятствующие членораздельному звукопроизношению при дизартрии, возникают

в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления

двигательным механизмом речи:

- периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка,

губ, щек, неба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной

клетки):

- ядра этих периферических дыхательных нервов, расположенных в стволе

головного мозга.

- Ядра, расположенные в стволе и подкорковых отделах головного мозга и

осуществляющие элементарные эмоциональные безусловно рефлекторные

речевые реакции (плач, смех,…).

При их поражении возникает периферический паралич (парез) – мышцы

становятся дряблыми, вялыми, наступает из атрофия и атония.

- Подкорково-мозжечковые ядра и их проводящие пути, осуществляющие

регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений

речевой мускулатуры, синхронность в работе артикуляционного,

дыхательного и голосового аппарата.

При поражении этих структур, наблюдаются отдельные проявления

центрального паралича (пареза) с нарушением мышечного тонуса, усилением

отдельных безусловных рефлексов, с выраженным нарушением просодики.

- Проводящие системы, передающие импульсы от коры головного мозга к

структурам низлежащих функциональных уровней двигательного аппарата

речи (ядрам черепно-мозговых нервов в стволе головного мозга).

При поражении этой системы возникает центральный паралич (парез)

речевой мускулатуры с повышением мышечного тонуса в мышцах речевого

аппарата.

- Корковые отделы головного мозга, обеспечивающие более

дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры и формирование

речевого праксиса.

При поражении этих структур возникают различные центральные моторные

расстройства речи.

Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга

специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной

моторики.

Корковая дизартрия – группа моторных расстройств речи разного

патогенеза – проявляется в нарушении произвольной моторики артикуляционного

аппарата. У детей, старадющих этой формой дизартрии затруднена динамика

переключения от одной артикуляционной позы к другой.

В связи с очаговым поражением коры головного мозга, различают три

варианта этой формы.

I. вариант корковой дизартрии обусловлен односторонним или чаще

двусторонним поражением нижнего отдела передней центральной

извилины, что приводит к избирательному парезу мышц

артикуляционного аппарата (наиболее часто языка). Страдают при

этом наиболее тонкие изолированные движения: объем движения

кончика языка вверх становится ограниченным.

II. вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью

кинестетического праксиса, что наблюдается при односторонних

поражениях коры доминантного полушария (чаще левого) в нижних

постцентральных отделах коры.

Отмечается трудность ощущения и воспроизведения определенных

артикуляционных укладов. Кроме того, наблюдается недостаточность в

лицевом гнозисе.

III. вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью

динамического кинетического праксиса, что наблюдается при

односторонних поражениях коры доминантного полушария в нижних

отделах премоторных областей коры.

Мозжечковая дизартрия возникает при поражении мозжечка и его связей с

другими отделами ЦНС и лобномозжечковых путей.

Проявляется в понижении тонуса в мускулатуре языка и губ, язык тонкий

распластанный в полости рта, подвижность его ограничена, темп движений

замедлен, отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость

их ощущений. Движения языка неточные, с проявлением гипер- и гипометрии.

При более тонких целенаправленных движениях появляется мелкое дрожание

языка.

Бульбарная форма дизартрии представляет собой симптомокомплекс

речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер,

корешков или периферических отделов VII, IX, X и XI черепно-мозговых

нервов. Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка,

мягкого неба. У ребенка нарушается глотание твердой и мягкой пищи,

затруднено жевание. Голосовые связки малоподвижны, как и мягкое небо.

Наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц.

Подкорковая дизартрия возникает при поражении подкорковых узлов головного

мозга. Характерным проявлением подкорковой дизартрии является нарушение

мышечного тонуса и наличие гиперкинеза в области артикуляционной и

мимической мускулатуры. Гиперкинез может наблюдаться в состоянии покоя, но

обычно усиливается при речевом акте.

Меняющийся характер мышечного тонуса, наличие гиперкинезом, а также

нарушения проприцептивной афферентации от речевой мускулатуры и нарушения

эмоционально-двигательной иннервации обусловливают своеобразные нарушения

фонации и артикуляции, проявляющиеся изменчиво в зависимости от

эмоционального состояния ребенка. При попытке к речи в состоянии волнения

возникает артикуляционный спазм.

Объем движений в мышцах артикуляционного аппарата может быть

достаточным. Особые трудности ребенок испытывает в сохранении и ощущении

артикуляционной позы.

Все эти 4 формы дизартрии встречаются реже, чем псевдобульбарная

дизартрия (96%). Эту форму дизартрии дифференцируют по степени нарушения

артикуляционной или речевой моторики на 3 степени.

I степень – самая тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии –

характеризуется глубоким поражением мышц и частичной, а иногда и полной

бездеятельностью речевого аппарата. Речь при этой форме дизартрии напряжена

из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений.

Причина возникновения тяжелой формы псевдобульбарной дизартрии –

одностороннее поражение в нижних отделах премоторных областей коры

головного мозга.

II степень псевдобульбарной дизартрии (средней тяжести) характеризуется

тяжелым дефектом звукопроизношения, как следствием нарушения функции

артикуляционного аппарата.

Для детей с этой степенью дизартрии амимичность: отсутствие движений

лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть

их. Движения языка ограничены: ребенок не может поднять язык вверх,

повернуть вправо, влево, удерживать в данном положении. Значительную

трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое

небо бывает часто малоподвижным. Характерно обильное слюнотечение.

Причина псевдобульбарной дизартрии средней тяжести – одностороннее

поражение коры доминантного полушария (чаще левого) в нижних

постцентральных отделах коры головного мозга.

III степень псевдобульбарной дизартрии – легкая степень и характеризуется

отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата.

Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных

движениях языка, губ.

Причиной легкой степени псевдобульбарной дизартрии является

одностороннее поражение доминантного полушария, чаще левого, нижнего отдела

передней центральной извилины.

Во всех случаях псевдобульбарной дизартрии нарушаются в первую очередь

наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.