на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование интереса к урокам математики

деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления,

воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного

интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения

школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного

интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации

деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной

деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и

оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство

обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех

учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он

доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с

охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной

деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только

трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения

необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный

интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и

как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на

результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией

ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В

интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие

организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют

все важнейшие проявления личности.

Необходимые условия формирования познавательного интереса

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и

практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых

способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса

учащихся:

Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной

почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для

развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения

познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления,

ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений,

столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому,

принять решение, встать на определённую точку зрения.

Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и

личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном

уровне развития учащихся.

Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном

процессе (Л.С. Выготский, А.И. Янцов), также показали, что индуктивный

путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать

оптимальному развитию учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей,

которым подчиняются видимые явления и процессы, — это путь, который в

освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому

уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень

развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и

углубление познавательного интереса на основе того, что обучение

систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её

способов, её умений.

В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы

постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.

При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми

учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения,

такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой), анализировать

и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять

единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и

т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных

процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые

позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за

счёт прежних приобретать новые.

3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус

учебного процесса — третье важное условие.

Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с

двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением,

которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения

ученика.

Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время

переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от

них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и

интерес к знаниям, другие — опосредованно.

Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о

которых в своё Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно

желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика

подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного

достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее

удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее

и продуктивней.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной

деятельности учащихся — важнейшее условие формирования познавательного

интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие

связывает весь комплекс функций обучения — образовательной, развивающей,

воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на

интерес. Из него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее

благотворное влияние на интерес и на личность в целом — благоприятное

общение в учебном процессе.

Общие требования к уроку

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования

интереса в процессе учебы – Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно

создать за счет следующих условий:

личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым

учителем, хорошо усваивается);

содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание

данного предмета);

методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для

творческой деятельности любого преподавателя.

Поговорим о некоторых требованиях к современному уроку. С позиций

современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:

По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному

разу, а не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» –

корректировать непонятное или неправильно понятое.

Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных

этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе

развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти,

внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только

научить (в нашем случае – математика), а развить мышление ребенка

средствами своего предмета.

Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего

курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая

знания, расширяя кругозор учащихся.

Формирование познавательных интересов в обучении.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив

деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде

всего в учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может

происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание

учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем

определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников

– это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания

учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях,

являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Каковы же пути осуществления этой задачи?

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал,

который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение,

заставляет удивляться . Удивление - сильный стимул познания, его первичный

элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится

в состоянии ожидания чего-то нового.

Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна

сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить

тонну зерна, и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться

все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить

к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что

предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а

отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на

фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного

интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных,

повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о

которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету,

и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого

сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим

изобретением.

Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу

своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении

неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно

явится стимулом интереса ученика к познанию.

Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его

чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на

уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки.

Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ,

знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И

тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса

– сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно

развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а

это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить

привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе

положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную

работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Самостоятельная работа

Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества

знаний, умений и навыков ученика.

Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Дело в

том что к моменту проверки работы всегда находится в классе 8-10 учеников

которые с заданием не успели справиться, а ждать их – значит терять время.

Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельные работы. Те кто

выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически

переписывают решения в тетради. Организуя таким образом проверку, учитель

в какой-то мере помогает ученикам которые не справились с заданием. Но

верный ли это путь? В конечном итоге в классе образуется группа, которая

изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной работой и

привыкает дописывать задания во время проверки. Как научить ученика

работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.