деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления,
воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного
интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения
школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного
интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации
деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной
деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и
оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство
обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех
учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он
доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с
охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной
деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только
трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения
необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный
интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и
как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на
результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией
ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В
интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие
организации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют
все важнейшие проявления личности.
Необходимые условия формирования познавательного интереса
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и
практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых
способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса
учащихся:
Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной
почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для
развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения
познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления,
ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений,
столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому,
принять решение, встать на определённую точку зрения.
Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и
личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном
уровне развития учащихся.
Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном
процессе (Л.С. Выготский, А.И. Янцов), также показали, что индуктивный
путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать
оптимальному развитию учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей,
которым подчиняются видимые явления и процессы, — это путь, который в
освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому
уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень
развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и
углубление познавательного интереса на основе того, что обучение
систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её
способов, её умений.
В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы
постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.
При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми
учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения,
такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой), анализировать
и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять
единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и
т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных
процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые
позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за
счёт прежних приобретать новые.
3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус
учебного процесса — третье важное условие.
Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с
двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением,
которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения
ученика.
Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время
переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от
них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и
интерес к знаниям, другие — опосредованно.
Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о
которых в своё Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно
желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика
подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного
достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее
удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее
и продуктивней.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной
деятельности учащихся — важнейшее условие формирования познавательного
интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие
связывает весь комплекс функций обучения — образовательной, развивающей,
воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на
интерес. Из него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее
благотворное влияние на интерес и на личность в целом — благоприятное
общение в учебном процессе.
Общие требования к уроку
Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования
интереса в процессе учебы – Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно
создать за счет следующих условий:
личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым
учителем, хорошо усваивается);
содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание
данного предмета);
методов и приемов обучения.
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для
творческой деятельности любого преподавателя.
Поговорим о некоторых требованиях к современному уроку. С позиций
современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:
По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному
разу, а не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» –
корректировать непонятное или неправильно понятое.
Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных
этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе
развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти,
внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только
научить (в нашем случае – математика), а развить мышление ребенка
средствами своего предмета.
Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего
курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая
знания, расширяя кругозор учащихся.
Формирование познавательных интересов в обучении.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив
деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде
всего в учении.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может
происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание
учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем
определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников
– это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания
учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях,
являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Каковы же пути осуществления этой задачи?
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал,
который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение,
заставляет удивляться . Удивление - сильный стимул познания, его первичный
элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится
в состоянии ожидания чего-то нового.
Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна
сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить
тонну зерна, и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться
все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить
к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что
предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а
отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на
фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного
интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.
Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных,
повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о
которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету,
и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого
сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим
изобретением.
Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу
своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении
неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно
явится стимулом интереса ученика к познанию.
Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его
чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на
уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.
Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки.
Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ,
знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И
тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса
– сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно
развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а
это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить
привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе
положительные заряды интереса.
Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную
работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.
Самостоятельная работа
Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества
знаний, умений и навыков ученика.
Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Дело в
том что к моменту проверки работы всегда находится в классе 8-10 учеников
которые с заданием не успели справиться, а ждать их – значит терять время.
Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельные работы. Те кто
выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически
переписывают решения в тетради. Организуя таким образом проверку, учитель
в какой-то мере помогает ученикам которые не справились с заданием. Но
верный ли это путь? В конечном итоге в классе образуется группа, которая
изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной работой и
привыкает дописывать задания во время проверки. Как научить ученика
работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные
Страницы: 1, 2, 3, 4
|