суток - утро, день, вечер, ночь. Кроме того, опираются на представление
временной последовательности: вчера, сегодня, завтра. Учитель предлагает
перечислить, чем они были заняты от вчерашнего утра до сегодняшнего утра,
что будут делать с вечера до завтрашнего вечера. Такие промежутки времени,-
сообщает учитель,- называют сутками. Дети устанавливают, сколько суток
проходит со вчерашнего вечера до завтрашнего вечера и т. п. Объясняют
пословицу: «День и ночь - сутки прочь». Далее можно провести аналогичную
работу по календарю.
Следующими рассматриваются час и минута. Конкретные представления о
соответствующих промежутках времени также формируются через практическую
деятельность детей, через наблюдения. Так, час- это продолжительность
одного урока и перемены. Чтобы ощутить время продолжительностью в 1 минуту,
включают упражнения, с помощью которых дети узнают, что можно успеть
сделать за 1 минуту. Например: сколько можно решить примеров, или какое
расстояние можно пройти за 1 минуту. Уместно объяснить смысл пословицы:
«Минута час бережет». На первом же уроке по знакомству с часом и минутой
сообщаются отношения между мерами времени: в 1 сутках 24 часа, в 1 часе 60
минут. Для закрепления включаются упражнения.
Важным моментом на данном этапе является знакомство с часами. Чтобы
дети научились устанавливать время по часам, заблаговременно полезно
изготовить на уроках труда циферблат с подвижными стрелками и, используя
эту модель часов, выполнять практические задания. Учитель поясняет, как
определить время, показывает на модели часов. С помощью модели часов
решаются задачи на определение продолжительности события. Усвоению
отношений между единицами времени помогает таблица мер, которую следует
повесить в классе на некоторое время, а также систематические упражнения в
преобразовании именованных чисел, выраженных в мерах времени.
В 3 классе таблица единиц времени пополняется - учащиеся знакомятся с
веком и секундой. Конкретное представление о продолжительности секунды дети
получают на основе наблюдения (устанавливают, что можно сделать за 1
секунду).
Век - самая крупная из рассматриваемых единиц времени. Некоторое
представление о продолжительности отрезка времени в 100 лет дети могут
получить, сравнивая свой возраст, возраст близких людей. Знания о системе
единиц времени расширяются.
Дети узнают, что основными единицами измерения являются сутки - время,
в течение которого Земля делает полный оборот вокруг Солнца. Из этих
основных единиц образованы все остальные.
В 3 классе рассматривают простейшие случаи сложения и вычитания
составных именованных чисел, выраженных в единицах времени. Преобразование
чисел при этом выполняют попутно. Чтобы предупредить ошибки в вычислениях
рекомендуется чаще давать вычисления в сопоставлении.
Так же, как и во 2 классе для развития временных представлений
используется решение задач.
В связи с изучением данной темы в 3 классе полезно провести
внеклассное занятие, на котором поставить задачу - расширить знания детей о
времени и его измерении, пробудить интерес к этому материалу.[25, 307]
Дети с нарушениями интеллекта во многом отличаются от нормально
развивающихся детей.
В классах коррекции вспомогательной школы проводится также работа по
изучению временных представлений у таких детей. Изучение временных
представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью начинается с 1
класса. Дети уже имеют некоторые представления о времени, но сказать,
пояснить и применить эти знания не могут.
Целью формирования является работа, направленная на повышение
эффективности изучения временных представлений в классе.
Конкретные сведения о временных представлениях как день, ночь, вечер,
утро, времена года, дни недели и месяц получают не только на уроке
математики, но и на уроках развития речи и ознакомления с окружающим миром
и др.[7, 23] Обучение проводится на всех уроках. Уделяется большое внимание
формированию представлений о временах года, проводились практические
занятия, экскурсии с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, в
жизни людей. Полученные знания закреплялись на уроках рисования, ручного
труда, музыки.
Овладение данными знаниями помогает детям с выраженными нарушениями
интеллекта понять смысл изменений, происходящих в природе и в жизни людей,
связанных с понятием времени и предотвратить трудности, возникающие у них
при определении того или иного времени года по тем или иным временным
параметрам.
У детей с выраженными нарушениями интеллекта формируется представление
о названиях месяцев года, умения и навыки определения их
последовательности, а также последовательности времен года.
Также проходит изучение понятий сутки, час, минута. Но все это дается
детям с большими трудностями. Усвоение материала происходит только лишь в
процессе практической деятельности, с использованием различных форм
наглядностей: картинки с изображениями дня, ночи, вечера, утра; картинки с
разными временами года, модель часов с движущимися стрелками и др.
Закрепление проходит в форме дидактических игр, на уроках развития речи,
рисования, музыки. В результате этого дети убеждаются и запоминают, как
много разных явлений, событий, связанных с временами года и вообще со
временем. Дети с умственной отсталостью, так же как и нормально
развивающиеся дети, закрепляют материал на уроках математики разными видами
упражнений. Например: что можно сделать за одну минуту, за один час и т. д.
Учитель поясняет, что такое сутки, сколько суток в неделе. У таких детей в
процессе изучения временных представлений возникают трудности. Для них
нужно проводить больше занятий, которые формируют представления о времени.
Материал повторяется по нескольку раз на протяжении двух- трех уроков,
чтобы закрепить знания в памяти. А память у детей с недостатками
интеллекта, как известно, слабая, ее нужно чаще подпитывать.
Пример дидактической игры.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЛОВИ – НАЗОВИ».
ЦЕЛЬ. Закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и
дней недели.
ОБОРУДОВАНИЕ. Мяч.
ХОД. Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за нею?» Ученик
должен вернуть мяч со словом « весна». Учитель, произнося: «Весна, а за
нею?», бросает мяч другому школьнику, таким же образом повторяются месяцы и
дни недели.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЭСТАФЕТА».
ЦЕЛЬ. Закрепление знаний о временах года, совершенствование умения
строить простое предложение.
ОБОРУДОВАНИЕ. Палочка – эстафета.
ХОД. Учитель называет какое-либо время года и отдает палочку одному из
учеников. Получивший палочку должен назвать какой-либо признак этого
времени года и передать эстафету любому товарищу. Тот указывает другой
признак этого же времени года. Правильное название признака и оформление
предложения оценивается фишкой.
В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель.
Выводы:
В начальной школе методика формирования временных представлений у
младших школьников и у детей с умственной отсталостью ведется строго в той
последовательности, которая предусмотрена школьной программой. Те
трудности, которые возникают в процессе обучения, учитель должен стараться
искоренять еще на начальном этапе изучения темы. Уделять больше внимания,
проводить индивидуальные занятия с теми учениками, которые затрудняются в
конкретных понятиях или вообще в усвоении материала.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.
' 3.1.Цель, задачи, методика и организация исследования.
Целью констатирующего эксперимента является определение трудностей,
которые появляются у детей с нарушениями интеллекта и у нормально
развивающихся детей при усвоении временных представлений.
Задачи исследования:
1) дать анализ опыта работы в начальных классах при работе по
формированию временных представлений
2) выявить трудности, возникающие у детей с нарушениями интеллекта при
усвоении временных представлений.
Констатирующий эксперимент проводился в школе коррекции в классах для
детей с нарушениями интеллекта и в общеобразовательной школе, начиная с 1
по 4 класс включительно. Посещали уроки окружающего мира, математики,
развития речи и практической игры.
Констатирующий эксперимент охватил все начальные классы школы
коррекции: 1класс - 6 человек, 2 класс - 6 человек (один из них на надомном
обучении), 3 класс - 6 человек, 4 класс- 6 человек; все начальные классы
общеобразовательной школы: 1 класс- 19 человек, 2 класс- 18 человек, 3
класс- 25 человек, 4 класс- 25 человек
Анализ методики работы по формированию временных представлений
проводился путем просмотра системы уроков по окружающему миру, математике,
развитию речи, практической игре во всех классах.
Выявление трудностей у детей при усвоении временных представлений
проводилось путем наблюдения за деятельностью учеников на уроках и анализа
готовой продукции их деятельности (рисунки, аппликации, самостоятельные
работы), тестовые работы, математические задачи, викторины, задачки- шутки,
ребусы, кроссворды, математические диктанты.
Те трудности, которые явились типичными при усвоении временных
представлений у детей с нарушениями интеллекта и у нормально развивающихся
детей вынесены в таблицу.
Наблюдение за деятельностью учащихся и учителя проводилось в течение 2
месяцев в каждом классе.
' 3.2. Уровень сформированности временных представлений, выявленный в
ходе исследования у детей младшего школьного возраста с нарушениями
интеллекта.
Исследование показало, что работа по формированию временных
представлений ведется методически грамотно; а именно работа по
формированию представлений о временах года, пространственных представлений,
единицах измерения времени. Нельзя не отметить и то, что начальные классы
являются ко всему прочему еще и диагностическими. А если недостатки
познавательных процессов напрямую связаны с наличием у ребенка неадекватных
реакций на окружающий мир? Большое внимание в классах для детей с
выраженными нарушениями интеллекта уделяется индивидуальным занятиям по
формированию временных представлений, так как индивидуально-психологические
особенности детей в данных классах настолько разнообразны, что провести
фронтальное занятие практически возможно лишь по определенным, единичным
темам в общеобразовательной школе, в начальных классах также ведется
индивидуальная работа. В процессе работы по формированию временных
представлений использовался разнообразный наглядный материал, нужно
сказать, что практически все занятия проводились на наглядно-практической
основе. Работе придавался живой, эмоциональный характер: рассказ учителя
всегда был настолько ограничен во времени, что дети не успевали устать от
одного вида деятельности, причем, во время рассказа учитель сопровождал
свой рассказ предметными действиями.
В первом классе для детей с нарушениями интеллекта работа по
формированию временных представлений начинается с введения элементарных
понятий: вводится понятие о зиме, как о времени года, имеющем яркие
признаки (холодно, снег, лед, мороз).
Во вторых классах работа по формированию временных представлений
продолжается, и прибавляются наблюдения за сезонными изменениями в природе,
формируется понятие об остальных временах года - осень: похолодание,
изменение окраски листьев, весна: потепление, сосульки, таяние снега,
распускание почек. Во втором классе начинаем вести календарь природы.
В первом и втором классах формирование временных представлений
строится на основе наблюдений за сезонными изменениями в природе,
экскурсий, труда взрослых в связи с сезонными изменениями в природе. Это
более успешный и оптимальный путь для достижения положительных результатов
в работе.
В третьем классе расширяются представления во времени. Ведется
календарь природы, проводятся экскурсии, ведется дальнейшая работа по
изучению единиц времени.
В четвертом классе уточняются временные представления детей,
полученные в предыдущих классах, дети должны знать названия месяцев года,
их знакомят с единицей времени, как секунда и век.
Нужно отметить, что во всех посещенных классах есть необходимое
количество наглядных пособий для занятий.
Методическая система работы по формированию временных представлений в
данных классах оказала влияние не только на развитие элементарных
математических представлений, но и развитие элементов их познавательной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|