на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование временных представлений младших школьников

суток - утро, день, вечер, ночь. Кроме того, опираются на представление

временной последовательности: вчера, сегодня, завтра. Учитель предлагает

перечислить, чем они были заняты от вчерашнего утра до сегодняшнего утра,

что будут делать с вечера до завтрашнего вечера. Такие промежутки времени,-

сообщает учитель,- называют сутками. Дети устанавливают, сколько суток

проходит со вчерашнего вечера до завтрашнего вечера и т. п. Объясняют

пословицу: «День и ночь - сутки прочь». Далее можно провести аналогичную

работу по календарю.

Следующими рассматриваются час и минута. Конкретные представления о

соответствующих промежутках времени также формируются через практическую

деятельность детей, через наблюдения. Так, час- это продолжительность

одного урока и перемены. Чтобы ощутить время продолжительностью в 1 минуту,

включают упражнения, с помощью которых дети узнают, что можно успеть

сделать за 1 минуту. Например: сколько можно решить примеров, или какое

расстояние можно пройти за 1 минуту. Уместно объяснить смысл пословицы:

«Минута час бережет». На первом же уроке по знакомству с часом и минутой

сообщаются отношения между мерами времени: в 1 сутках 24 часа, в 1 часе 60

минут. Для закрепления включаются упражнения.

Важным моментом на данном этапе является знакомство с часами. Чтобы

дети научились устанавливать время по часам, заблаговременно полезно

изготовить на уроках труда циферблат с подвижными стрелками и, используя

эту модель часов, выполнять практические задания. Учитель поясняет, как

определить время, показывает на модели часов. С помощью модели часов

решаются задачи на определение продолжительности события. Усвоению

отношений между единицами времени помогает таблица мер, которую следует

повесить в классе на некоторое время, а также систематические упражнения в

преобразовании именованных чисел, выраженных в мерах времени.

В 3 классе таблица единиц времени пополняется - учащиеся знакомятся с

веком и секундой. Конкретное представление о продолжительности секунды дети

получают на основе наблюдения (устанавливают, что можно сделать за 1

секунду).

Век - самая крупная из рассматриваемых единиц времени. Некоторое

представление о продолжительности отрезка времени в 100 лет дети могут

получить, сравнивая свой возраст, возраст близких людей. Знания о системе

единиц времени расширяются.

Дети узнают, что основными единицами измерения являются сутки - время,

в течение которого Земля делает полный оборот вокруг Солнца. Из этих

основных единиц образованы все остальные.

В 3 классе рассматривают простейшие случаи сложения и вычитания

составных именованных чисел, выраженных в единицах времени. Преобразование

чисел при этом выполняют попутно. Чтобы предупредить ошибки в вычислениях

рекомендуется чаще давать вычисления в сопоставлении.

Так же, как и во 2 классе для развития временных представлений

используется решение задач.

В связи с изучением данной темы в 3 классе полезно провести

внеклассное занятие, на котором поставить задачу - расширить знания детей о

времени и его измерении, пробудить интерес к этому материалу.[25, 307]

Дети с нарушениями интеллекта во многом отличаются от нормально

развивающихся детей.

В классах коррекции вспомогательной школы проводится также работа по

изучению временных представлений у таких детей. Изучение временных

представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью начинается с 1

класса. Дети уже имеют некоторые представления о времени, но сказать,

пояснить и применить эти знания не могут.

Целью формирования является работа, направленная на повышение

эффективности изучения временных представлений в классе.

Конкретные сведения о временных представлениях как день, ночь, вечер,

утро, времена года, дни недели и месяц получают не только на уроке

математики, но и на уроках развития речи и ознакомления с окружающим миром

и др.[7, 23] Обучение проводится на всех уроках. Уделяется большое внимание

формированию представлений о временах года, проводились практические

занятия, экскурсии с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, в

жизни людей. Полученные знания закреплялись на уроках рисования, ручного

труда, музыки.

Овладение данными знаниями помогает детям с выраженными нарушениями

интеллекта понять смысл изменений, происходящих в природе и в жизни людей,

связанных с понятием времени и предотвратить трудности, возникающие у них

при определении того или иного времени года по тем или иным временным

параметрам.

У детей с выраженными нарушениями интеллекта формируется представление

о названиях месяцев года, умения и навыки определения их

последовательности, а также последовательности времен года.

Также проходит изучение понятий сутки, час, минута. Но все это дается

детям с большими трудностями. Усвоение материала происходит только лишь в

процессе практической деятельности, с использованием различных форм

наглядностей: картинки с изображениями дня, ночи, вечера, утра; картинки с

разными временами года, модель часов с движущимися стрелками и др.

Закрепление проходит в форме дидактических игр, на уроках развития речи,

рисования, музыки. В результате этого дети убеждаются и запоминают, как

много разных явлений, событий, связанных с временами года и вообще со

временем. Дети с умственной отсталостью, так же как и нормально

развивающиеся дети, закрепляют материал на уроках математики разными видами

упражнений. Например: что можно сделать за одну минуту, за один час и т. д.

Учитель поясняет, что такое сутки, сколько суток в неделе. У таких детей в

процессе изучения временных представлений возникают трудности. Для них

нужно проводить больше занятий, которые формируют представления о времени.

Материал повторяется по нескольку раз на протяжении двух- трех уроков,

чтобы закрепить знания в памяти. А память у детей с недостатками

интеллекта, как известно, слабая, ее нужно чаще подпитывать.

Пример дидактической игры.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЛОВИ – НАЗОВИ».

ЦЕЛЬ. Закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и

дней недели.

ОБОРУДОВАНИЕ. Мяч.

ХОД. Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за нею?» Ученик

должен вернуть мяч со словом « весна». Учитель, произнося: «Весна, а за

нею?», бросает мяч другому школьнику, таким же образом повторяются месяцы и

дни недели.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЭСТАФЕТА».

ЦЕЛЬ. Закрепление знаний о временах года, совершенствование умения

строить простое предложение.

ОБОРУДОВАНИЕ. Палочка – эстафета.

ХОД. Учитель называет какое-либо время года и отдает палочку одному из

учеников. Получивший палочку должен назвать какой-либо признак этого

времени года и передать эстафету любому товарищу. Тот указывает другой

признак этого же времени года. Правильное название признака и оформление

предложения оценивается фишкой.

В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель.

Выводы:

В начальной школе методика формирования временных представлений у

младших школьников и у детей с умственной отсталостью ведется строго в той

последовательности, которая предусмотрена школьной программой. Те

трудности, которые возникают в процессе обучения, учитель должен стараться

искоренять еще на начальном этапе изучения темы. Уделять больше внимания,

проводить индивидуальные занятия с теми учениками, которые затрудняются в

конкретных понятиях или вообще в усвоении материала.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.

' 3.1.Цель, задачи, методика и организация исследования.

Целью констатирующего эксперимента является определение трудностей,

которые появляются у детей с нарушениями интеллекта и у нормально

развивающихся детей при усвоении временных представлений.

Задачи исследования:

1) дать анализ опыта работы в начальных классах при работе по

формированию временных представлений

2) выявить трудности, возникающие у детей с нарушениями интеллекта при

усвоении временных представлений.

Констатирующий эксперимент проводился в школе коррекции в классах для

детей с нарушениями интеллекта и в общеобразовательной школе, начиная с 1

по 4 класс включительно. Посещали уроки окружающего мира, математики,

развития речи и практической игры.

Констатирующий эксперимент охватил все начальные классы школы

коррекции: 1класс - 6 человек, 2 класс - 6 человек (один из них на надомном

обучении), 3 класс - 6 человек, 4 класс- 6 человек; все начальные классы

общеобразовательной школы: 1 класс- 19 человек, 2 класс- 18 человек, 3

класс- 25 человек, 4 класс- 25 человек

Анализ методики работы по формированию временных представлений

проводился путем просмотра системы уроков по окружающему миру, математике,

развитию речи, практической игре во всех классах.

Выявление трудностей у детей при усвоении временных представлений

проводилось путем наблюдения за деятельностью учеников на уроках и анализа

готовой продукции их деятельности (рисунки, аппликации, самостоятельные

работы), тестовые работы, математические задачи, викторины, задачки- шутки,

ребусы, кроссворды, математические диктанты.

Те трудности, которые явились типичными при усвоении временных

представлений у детей с нарушениями интеллекта и у нормально развивающихся

детей вынесены в таблицу.

Наблюдение за деятельностью учащихся и учителя проводилось в течение 2

месяцев в каждом классе.

' 3.2. Уровень сформированности временных представлений, выявленный в

ходе исследования у детей младшего школьного возраста с нарушениями

интеллекта.

Исследование показало, что работа по формированию временных

представлений ведется методически грамотно; а именно работа по

формированию представлений о временах года, пространственных представлений,

единицах измерения времени. Нельзя не отметить и то, что начальные классы

являются ко всему прочему еще и диагностическими. А если недостатки

познавательных процессов напрямую связаны с наличием у ребенка неадекватных

реакций на окружающий мир? Большое внимание в классах для детей с

выраженными нарушениями интеллекта уделяется индивидуальным занятиям по

формированию временных представлений, так как индивидуально-психологические

особенности детей в данных классах настолько разнообразны, что провести

фронтальное занятие практически возможно лишь по определенным, единичным

темам в общеобразовательной школе, в начальных классах также ведется

индивидуальная работа. В процессе работы по формированию временных

представлений использовался разнообразный наглядный материал, нужно

сказать, что практически все занятия проводились на наглядно-практической

основе. Работе придавался живой, эмоциональный характер: рассказ учителя

всегда был настолько ограничен во времени, что дети не успевали устать от

одного вида деятельности, причем, во время рассказа учитель сопровождал

свой рассказ предметными действиями.

В первом классе для детей с нарушениями интеллекта работа по

формированию временных представлений начинается с введения элементарных

понятий: вводится понятие о зиме, как о времени года, имеющем яркие

признаки (холодно, снег, лед, мороз).

Во вторых классах работа по формированию временных представлений

продолжается, и прибавляются наблюдения за сезонными изменениями в природе,

формируется понятие об остальных временах года - осень: похолодание,

изменение окраски листьев, весна: потепление, сосульки, таяние снега,

распускание почек. Во втором классе начинаем вести календарь природы.

В первом и втором классах формирование временных представлений

строится на основе наблюдений за сезонными изменениями в природе,

экскурсий, труда взрослых в связи с сезонными изменениями в природе. Это

более успешный и оптимальный путь для достижения положительных результатов

в работе.

В третьем классе расширяются представления во времени. Ведется

календарь природы, проводятся экскурсии, ведется дальнейшая работа по

изучению единиц времени.

В четвертом классе уточняются временные представления детей,

полученные в предыдущих классах, дети должны знать названия месяцев года,

их знакомят с единицей времени, как секунда и век.

Нужно отметить, что во всех посещенных классах есть необходимое

количество наглядных пособий для занятий.

Методическая система работы по формированию временных представлений в

данных классах оказала влияние не только на развитие элементарных

математических представлений, но и развитие элементов их познавательной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.