на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование временных представлений младших школьников

деятельности. Учителя строили занятия с детьми на наглядно-практической

основе с использованием всех трех групп методов: словесных, наглядных и

практических. Все этапы работы проводились последовательно и взаимосвязанно

с опорой на индивидуальные особенности каждого ребенка. Формирование

временных представлений проводилось в игровой форме на фронтальных и

индивидуальных занятиях с опорой на различные системы анализаторов

(зрительный, слуховой, речедвигательный и т.д.). кроме названных наглядных

пособий учителя использовали фланелеграф, наборное полотно, геометрический

материал, магнитную доску, модель часов, табель- календарь, предметы,

окружающие детей в классе и в природе, а также в других уголках класса-

словом, все то, что так или иначе целесообразно было применить при

формировании временных представлений.

Итог. Прилагаются результаты, выявленные в ходе эксперимента.

Таблица № 1. Ошибки, допущенные детьми в ходе констатирующего

эксперимента (дети с нарушениями интеллекта).

|Временные |1 класс |2 класс |3 класс | 4 класс |

|параметры | | | | |

|Изменения в |70% |70% |50% |42% |

|природе и | | | | |

|жизни людей | | | | |

|Временные |80% |85% |74% |67% |

|изменения | | | | |

|Пространствен|58% |56% |51% |49% |

|ные изменения| | | | |

|Социальные |66% |63% |48% |45% |

|явления | | | | |

Таблица № 2. Ошибки, допущенные детьми после проведения формирующего

эксперимента (дети с нарушениями интеллекта).

|Временные параметры |4 класс |

|Изменения в природе и жизни людей |35% |

|Временные изменения |50% |

|Пространственные изменения |30% |

|Социальные явления |35% |

Таблица № 3. Ошибки, допущенные детьми в ходе констатирующего

эксперимента (нормально развивающиеся дети).

|Временные |1 класс |2 класс |3 класс | 4 класс |

|параметры | | | | |

|Изменения в |60% |58% |30% |18% |

|природе и | | | | |

|жизни людей | | | | |

|Временные |70% |51% |35% |25% |

|изменения | | | | |

|Пространствен|45% |30% |21% |15% |

|ные изменения| | | | |

|Социальные |43% |30% |19% |15% |

|явления | | | | |

Таблица № 4. Ошибки, допущенные детьми после проведения формирующего

эксперимента (нормально развивающиеся дети).

|Временные параметры |4 класс |

|Изменения в природе и жизни людей |10% |

|Временные изменения |18% |

|Пространственные изменения |10% |

|Социальные явления |9% |

Проанализируем результаты эксперимента.

В период исследования отмечались ошибки, допущенные детьми при

формировании временных представлений. В общей сложности было проведено 20

уроков за период эксперимента, различных по тематике и содержанию, включая

индивидуальные занятия (нужно учесть, что в течение 2 месяцев некоторые

уроки и занятия проводились непосредственно учителем, поэтому количество

уроков эксперимента осталось мало). Данные по формирующему эксперименту

приведены в таблице. Анализ результатов исследования основан на сравнении

трудностей, возникающих в период эксперимента, и допущенных ошибок детьми с

нарушениями интеллекта и нормально развивающихся детей.

Таким образом, рассматривая полученные результаты, необходимо

отметить, что количество допущенных ошибок в экспериментальной группе при

проведении формирующего эксперимента уменьшилось по сравнению с теми

результатами, что были получены у экспериментальной группы до формирующего

эксперимента.

Это говорит о том, что предложенная методика работы по формированию

временных представлений повышает усваиваемость знаний, предупреждая и

устраняя трудности, которые возникают у детей в период формирования понятий

о времени.

Количество ошибок, допущенных в ходе формирующего эксперимента,

уменьшилось.

На наш взгляд, данная в работе методика поможет предупредить появление

этих ошибок и уменьшить количество уже появившихся в знаниях учащихся.

Методические рекомендации по формированию временных представлений в

классах для детей с умственной отсталостью:

1) обязательно каждые 5-10 минут урока уделять формированию

временных представлений с опорой на наглядный материал;

2) осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного

подхода при формировании временных представлений путем учета

индивидуальных особенностей каждого ученика;

3) в работе по формированию временных представлений опираться на

личный опыт детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной дипломной работе мы рассмотрели особенности методики работы

по формированию временных представлений у детей младшего школьного возраста

и у детей с нарушениями интеллекта.

Проведенный констатирующий эксперимент в начальных классах позволяет

сказать, что при существующей методике формирования представлений о времени

дети испытывают значительные трудности, овладевая данным навыком, и в

результате появляется большое количество ошибок при усвоении данных знаний,

что заставляет задуматься о повышении эффективности данной методики.

Методика по формированию временных представлений у детей с нарушениями

интеллекта является на данный момент не полностью разработанной, в отличие

от методики для нормально развивающихся детей.

Не все дети успешно усваивают данный материал, что и является причиной

возникающих трудностей при овладении временными представлениями. Именно

предупреждение данных трудностей у детей является сейчас актуальной

проблемой в педагогике начального образования и коррекционной педагогике.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Атаханов Р. А. "К диагностике развития математического мышления

учащихся вспомогательной школы"// Вопросы психологии, 1992 год, №1, 2,

стр.60.

2. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В.,. Полевщикова А. М «Методика

преподавания математики в начальных классах», Москва, 1976 г.

3. Бантова Н. А., Бельтюкова Г. В. "Методика преподавания математики в

начальных классах", Москва, 1984 год.

4. Брадис В.М."Методика преподавания математики в средней школе",

Москва, 1954 г.

5. Власова Т.А., Лебединская К.С. "Отбор детей во вспомогательную

школу", Москва, 1983 год.

6. "Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников",

Ленинград, 1969 год, под ред. Долгобородова Н.П.

7. Воронина М. В. Представления о мерах времени у учащихся

вспомогательной школы // Дефектология, 1996г., № 3

8. "Воспитание и обучение аномальных дошкольников", Москва, 1993 год.

9. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно

отсталых дошкольников, М., 1980г.

10. "Дифференцированный подход к учащимся младших классов

вспомогательной школы в процессе обучения", Москва, 1984 год.

11. Еленьска Л. "Методика арифметики и геометрии в первые годы

обучения", перевод с польского

12. "Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания", под ред.

Данилкина, Ленинград, 1974 г.

13. "Коррекционная работа в специальной школе и дошкольных

учреждениях", Ленинград, 1985 год

14. "Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных

учреждениях", Ленинград, 1985 г.

15. "Коррекционная работа во вспомогательной школе", 1978 год.

16. Леушина Л. М. Формирование элементарных математических

представлений у детей дошкольного возраста, 1974г.

17. Лысенкова С. Н. «Когда легко учиться», Москва, 1985 г.

18. Маллер А.Р.,. Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая

подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта, М.,1988г.

19. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях, состав.

В. В. Данилова, 1987г.

20. Метлина Л. С. Математика в детском саду, 1984г.

21. "Методика начального обучения математике", под ред. Л.Н.Скаткина,

Москва, 1972 год.

22. "Методика преподавания математики", под ред. Е.С.Ляпина, Ленинград-

Москва, 1952 год.

23. "Методические указания к работе по математике в 1 классе", Москва,

1969 год, под ред. Моро, Бантова.

24. Минскин "От игры к знаниям", Москва, 1982 год.

25. Моро М. И,. Пышкало А. М «Методика обучения математике в 1- 3

классах», Москва, 1978 г.

26. Моро М.И., Пышкало А.М. "Методика обучения математике в 1-3

классах", Москва. 1975 год.

27. Обучаем по системе Л. В. Занкова: 1- й год обучения: кн. для

учителя /И. И. Аргинская, Н. Я. Дмитриева, А. В. Полякова, З. И.

Романовская, Москва, 1991 г.

28. "Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы", под ред.

В.Г.Петровой, Москва, 1982 год.

29. "Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы",

под ред. Ж. И. Шиф, Москва, 1965 год.

30. Обучение учащихся первых- пятых классов вспомогательной школы .

под ред.В. Г. Петровой,М.,1982г.

31. Павлов И. П. Избранные произведения. М., 1951.

32. Перова М.Н "Дидактические игры и упражнения по арифметике",

Москва, 1972 год.

33. Перова М.Н. "Методика преподавания математики в начальной школе",

Москва, 1950 год.

34. Принципы отбора детей во вспомогательные школы, под ред. Г. М.

Дульнева и А. Р. Лурия, 1973г.

35. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей, М.,1984г

36. Пчелко А.С. "Методика преподавания арифметики в начальной школе",

Москва, 1953 год.

37. "Психолого-педагогические особенности коррекционной работы во

вспомогательной школе и дошкольных учреждениях", Ленинград, 1986 год.

38. Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением

интеллекта: Хрестоматия/ состав. Л. Б. Баряева, А. П. Зарин, Е. Л. Ложко,

СПб, 1996г.

39. Романенко О.В. "Изучение особенностей операционной стороны

мышления учащихся вспомогательной школы" // Дефектология, №5/6, 1989 г.,

стр.8.

40. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника,

М.,1979г.

41. «Специальная школа», под ред. Левина А., Ласкевич Н.

42. «С чего начинается время?» М. Каминкова //1 сентября, прил. нач.

школа № 36, 2000 г.

43. Салгина Н. Г., Сохина В.Т. "Обучение математике в начальной

школе", под ред. П.Я.Гальперина, Москва, 1975 год

44. Труднеев В. П. «Внеклассная работа по математике в начальной

школе», Москва, 1975 г.

45. Уткина Н. Г. «Изучение трудных тем по математике в 1- 3 классах»,

Москва, 1982 г.

46. Уткина Н. Г. «Материалы к урокам математики в 1- 3 классах»,

Москва, 1984 г.

47. Уткина Н. Г. «Материалы к урокам математики. 3 класс», Москва,

1980 г.

48. Чейти Д. "Готовность к школе", Москва, 1992 год.

49. Эк В. В. "Обучение математике учащихся младших классов

вспомогательной школы", Москва, 1990 год.

50. Эк В. В., Гордеева. Умение учащихся вспомогательной школы

пользоваться часами // Дефектология, 1986г.,№ 1.

51. Энгельс Ф. Анти- Дюринг М., 1970.

52. Эрдниев П.М. "Преподавание математики в школе", Москва, 1978 год.

53. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. "Теория и методика обучения математике

в начальной школе", Москва, 1977 год.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.