деятельности. Учителя строили занятия с детьми на наглядно-практической
основе с использованием всех трех групп методов: словесных, наглядных и
практических. Все этапы работы проводились последовательно и взаимосвязанно
с опорой на индивидуальные особенности каждого ребенка. Формирование
временных представлений проводилось в игровой форме на фронтальных и
индивидуальных занятиях с опорой на различные системы анализаторов
(зрительный, слуховой, речедвигательный и т.д.). кроме названных наглядных
пособий учителя использовали фланелеграф, наборное полотно, геометрический
материал, магнитную доску, модель часов, табель- календарь, предметы,
окружающие детей в классе и в природе, а также в других уголках класса-
словом, все то, что так или иначе целесообразно было применить при
формировании временных представлений.
Итог. Прилагаются результаты, выявленные в ходе эксперимента.
Таблица № 1. Ошибки, допущенные детьми в ходе констатирующего
эксперимента (дети с нарушениями интеллекта).
|Временные |1 класс |2 класс |3 класс | 4 класс |
|параметры | | | | |
|Изменения в |70% |70% |50% |42% |
|природе и | | | | |
|жизни людей | | | | |
|Временные |80% |85% |74% |67% |
|изменения | | | | |
|Пространствен|58% |56% |51% |49% |
|ные изменения| | | | |
|Социальные |66% |63% |48% |45% |
|явления | | | | |
Таблица № 2. Ошибки, допущенные детьми после проведения формирующего
эксперимента (дети с нарушениями интеллекта).
|Временные параметры |4 класс |
|Изменения в природе и жизни людей |35% |
|Временные изменения |50% |
|Пространственные изменения |30% |
|Социальные явления |35% |
Таблица № 3. Ошибки, допущенные детьми в ходе констатирующего
эксперимента (нормально развивающиеся дети).
|Временные |1 класс |2 класс |3 класс | 4 класс |
|параметры | | | | |
|Изменения в |60% |58% |30% |18% |
|природе и | | | | |
|жизни людей | | | | |
|Временные |70% |51% |35% |25% |
|изменения | | | | |
|Пространствен|45% |30% |21% |15% |
|ные изменения| | | | |
|Социальные |43% |30% |19% |15% |
|явления | | | | |
Таблица № 4. Ошибки, допущенные детьми после проведения формирующего
эксперимента (нормально развивающиеся дети).
|Временные параметры |4 класс |
|Изменения в природе и жизни людей |10% |
|Временные изменения |18% |
|Пространственные изменения |10% |
|Социальные явления |9% |
Проанализируем результаты эксперимента.
В период исследования отмечались ошибки, допущенные детьми при
формировании временных представлений. В общей сложности было проведено 20
уроков за период эксперимента, различных по тематике и содержанию, включая
индивидуальные занятия (нужно учесть, что в течение 2 месяцев некоторые
уроки и занятия проводились непосредственно учителем, поэтому количество
уроков эксперимента осталось мало). Данные по формирующему эксперименту
приведены в таблице. Анализ результатов исследования основан на сравнении
трудностей, возникающих в период эксперимента, и допущенных ошибок детьми с
нарушениями интеллекта и нормально развивающихся детей.
Таким образом, рассматривая полученные результаты, необходимо
отметить, что количество допущенных ошибок в экспериментальной группе при
проведении формирующего эксперимента уменьшилось по сравнению с теми
результатами, что были получены у экспериментальной группы до формирующего
эксперимента.
Это говорит о том, что предложенная методика работы по формированию
временных представлений повышает усваиваемость знаний, предупреждая и
устраняя трудности, которые возникают у детей в период формирования понятий
о времени.
Количество ошибок, допущенных в ходе формирующего эксперимента,
уменьшилось.
На наш взгляд, данная в работе методика поможет предупредить появление
этих ошибок и уменьшить количество уже появившихся в знаниях учащихся.
Методические рекомендации по формированию временных представлений в
классах для детей с умственной отсталостью:
1) обязательно каждые 5-10 минут урока уделять формированию
временных представлений с опорой на наглядный материал;
2) осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного
подхода при формировании временных представлений путем учета
индивидуальных особенностей каждого ученика;
3) в работе по формированию временных представлений опираться на
личный опыт детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной дипломной работе мы рассмотрели особенности методики работы
по формированию временных представлений у детей младшего школьного возраста
и у детей с нарушениями интеллекта.
Проведенный констатирующий эксперимент в начальных классах позволяет
сказать, что при существующей методике формирования представлений о времени
дети испытывают значительные трудности, овладевая данным навыком, и в
результате появляется большое количество ошибок при усвоении данных знаний,
что заставляет задуматься о повышении эффективности данной методики.
Методика по формированию временных представлений у детей с нарушениями
интеллекта является на данный момент не полностью разработанной, в отличие
от методики для нормально развивающихся детей.
Не все дети успешно усваивают данный материал, что и является причиной
возникающих трудностей при овладении временными представлениями. Именно
предупреждение данных трудностей у детей является сейчас актуальной
проблемой в педагогике начального образования и коррекционной педагогике.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Атаханов Р. А. "К диагностике развития математического мышления
учащихся вспомогательной школы"// Вопросы психологии, 1992 год, №1, 2,
стр.60.
2. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В.,. Полевщикова А. М «Методика
преподавания математики в начальных классах», Москва, 1976 г.
3. Бантова Н. А., Бельтюкова Г. В. "Методика преподавания математики в
начальных классах", Москва, 1984 год.
4. Брадис В.М."Методика преподавания математики в средней школе",
Москва, 1954 г.
5. Власова Т.А., Лебединская К.С. "Отбор детей во вспомогательную
школу", Москва, 1983 год.
6. "Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников",
Ленинград, 1969 год, под ред. Долгобородова Н.П.
7. Воронина М. В. Представления о мерах времени у учащихся
вспомогательной школы // Дефектология, 1996г., № 3
8. "Воспитание и обучение аномальных дошкольников", Москва, 1993 год.
9. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно
отсталых дошкольников, М., 1980г.
10. "Дифференцированный подход к учащимся младших классов
вспомогательной школы в процессе обучения", Москва, 1984 год.
11. Еленьска Л. "Методика арифметики и геометрии в первые годы
обучения", перевод с польского
12. "Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания", под ред.
Данилкина, Ленинград, 1974 г.
13. "Коррекционная работа в специальной школе и дошкольных
учреждениях", Ленинград, 1985 год
14. "Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных
учреждениях", Ленинград, 1985 г.
15. "Коррекционная работа во вспомогательной школе", 1978 год.
16. Леушина Л. М. Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста, 1974г.
17. Лысенкова С. Н. «Когда легко учиться», Москва, 1985 г.
18. Маллер А.Р.,. Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая
подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта, М.,1988г.
19. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях, состав.
В. В. Данилова, 1987г.
20. Метлина Л. С. Математика в детском саду, 1984г.
21. "Методика начального обучения математике", под ред. Л.Н.Скаткина,
Москва, 1972 год.
22. "Методика преподавания математики", под ред. Е.С.Ляпина, Ленинград-
Москва, 1952 год.
23. "Методические указания к работе по математике в 1 классе", Москва,
1969 год, под ред. Моро, Бантова.
24. Минскин "От игры к знаниям", Москва, 1982 год.
25. Моро М. И,. Пышкало А. М «Методика обучения математике в 1- 3
классах», Москва, 1978 г.
26. Моро М.И., Пышкало А.М. "Методика обучения математике в 1-3
классах", Москва. 1975 год.
27. Обучаем по системе Л. В. Занкова: 1- й год обучения: кн. для
учителя /И. И. Аргинская, Н. Я. Дмитриева, А. В. Полякова, З. И.
Романовская, Москва, 1991 г.
28. "Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы", под ред.
В.Г.Петровой, Москва, 1982 год.
29. "Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы",
под ред. Ж. И. Шиф, Москва, 1965 год.
30. Обучение учащихся первых- пятых классов вспомогательной школы .
под ред.В. Г. Петровой,М.,1982г.
31. Павлов И. П. Избранные произведения. М., 1951.
32. Перова М.Н "Дидактические игры и упражнения по арифметике",
Москва, 1972 год.
33. Перова М.Н. "Методика преподавания математики в начальной школе",
Москва, 1950 год.
34. Принципы отбора детей во вспомогательные школы, под ред. Г. М.
Дульнева и А. Р. Лурия, 1973г.
35. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей, М.,1984г
36. Пчелко А.С. "Методика преподавания арифметики в начальной школе",
Москва, 1953 год.
37. "Психолого-педагогические особенности коррекционной работы во
вспомогательной школе и дошкольных учреждениях", Ленинград, 1986 год.
38. Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением
интеллекта: Хрестоматия/ состав. Л. Б. Баряева, А. П. Зарин, Е. Л. Ложко,
СПб, 1996г.
39. Романенко О.В. "Изучение особенностей операционной стороны
мышления учащихся вспомогательной школы" // Дефектология, №5/6, 1989 г.,
стр.8.
40. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника,
М.,1979г.
41. «Специальная школа», под ред. Левина А., Ласкевич Н.
42. «С чего начинается время?» М. Каминкова //1 сентября, прил. нач.
школа № 36, 2000 г.
43. Салгина Н. Г., Сохина В.Т. "Обучение математике в начальной
школе", под ред. П.Я.Гальперина, Москва, 1975 год
44. Труднеев В. П. «Внеклассная работа по математике в начальной
школе», Москва, 1975 г.
45. Уткина Н. Г. «Изучение трудных тем по математике в 1- 3 классах»,
Москва, 1982 г.
46. Уткина Н. Г. «Материалы к урокам математики в 1- 3 классах»,
Москва, 1984 г.
47. Уткина Н. Г. «Материалы к урокам математики. 3 класс», Москва,
1980 г.
48. Чейти Д. "Готовность к школе", Москва, 1992 год.
49. Эк В. В. "Обучение математике учащихся младших классов
вспомогательной школы", Москва, 1990 год.
50. Эк В. В., Гордеева. Умение учащихся вспомогательной школы
пользоваться часами // Дефектология, 1986г.,№ 1.
51. Энгельс Ф. Анти- Дюринг М., 1970.
52. Эрдниев П.М. "Преподавание математики в школе", Москва, 1978 год.
53. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. "Теория и методика обучения математике
в начальной школе", Москва, 1977 год.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|