на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Интегрированные уроки ИЗО

эстетическое впечатление. Обучаясь языку, дети должны все яснее

представлять себе, что грамматика нужна не только для того, чтобы грамотно

писать, а что грамматические явления, отражая закономерности языка,

присутствуют в художественных произведениях, произведениях народного

творчества, в статьях, что писатель пользуется ими как средствами

изобразительности.

Реализации взаимосвязи развития речи и художественного творчества

детей служит рациональная организация активной деятельности учащихся на

уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий

интерес формируется под воздействием, как содержания материала, так и

приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск. Свойства

искусства слова и особое качество словесного образа яснее предстанут перед

младшими школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного

искусства, а разнообразный художественный контекст создаст условия, когда

четче выявляется специфическая природа искусства как такового. Изучение

таких понятий, как образ и образность, тема, идея, композиция, стиль

сегодня необходимо осуществлять только при широком привлечении знаний,

приобретенных на уроках изобразительного искусства, в процессе

индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного общения с

искусством.

В современной педагогической практике широко используется

иллюстративный принцип для активизации взаимосвязи с изобразительным

искусством в процессе приобщения школьника к речевой культуре. В целях

более глубокого и творческого освоения речевых навыков учитель привлекает

произведения изобразительного искусства. Иллюстративный принцип широко

распространен в практике.

Активизация взаимосвязи с изобразительным искусством и использование

комплекса искусств в учебно-воспитательной работе на уроках развития речи

позволяет:

- формировать высокую языковую культуру и внутренне единое художественно-

эстетическое сознание;

- формировать творческий подход к языковому образованию;

- глубоко понимать изучаеме;

- установливать органическую связь между искусством слова и

изобразительным искусством и более основательно понимать особенности

каждого из них.

Таким образом именно в условиях взаимосвязи языкового обучения и

художественного творчества более успешно формируется не только определенный

комплекс речевых умений у ребёнка, но и полноценная «культурная личность».

Для того чтобы с наименьшими затратами времени включать учащихся в

активное восприятие знаний с помощью межпредметных связей, следует овладеть

несложными методическими приемами, которые уже сложились в практике и

получили признание ученых. К этим приемам относятся: напоминание, задачи и

вопросы на межпредметной основе, а также другие общепринятые методы

обучения.

Методический прием напоминание (припоминание) строится на основе как

внутрипредметных, так и межпредметных связей и дает заметные положительные

результаты в обучении. И более действенным становится этот прием, когда

привлекаются знания из смежных дисциплин. Такое припоминание разнообразит

подготовку учащихся к восприятию нового, расширяет возможности активизации

учеников, способствует созданию условий для самостоятельного мышления в

процессе усвоения вновь изучаемой темы. Стимулирование припоминания не

только подготавливает восприятие, но и способствует устойчивости,

целенаправленности и сосредоточенности внимания.

Учащиеся вначале затрудняются самостоятельно применить ранее усвоенные

знания в новых условиях, на уроках других предметов. Поэтому наиболее

экономным путем воспроизведения знаний смежных предметов является

напоминание учителем того, что уже известно учащимся.

Подготовка направленности внимания учащихся ко вновь изучаемому —

первостепенная задача напоминания, и решить ее можно различными способами:

сообщить учащимся о том, что данный факт, событие, явление, тема им

известны из ранее изучаемого смежного предмета; поставить вопрос, ответ на

который требует припоминания материала смежного предмета; дать задание на

припоминание другой дисциплины; привлечь известное произведение,

художественный образ, событие из изученного произведения и, наконец,

организовать сравнение, сопоставление материала различных предметов.

В повседневной практике различные методические приемы по использованию

межпредметных связей широко распространены и при объяснении нового

материала, особенно методом беседы. И это вполне естественно потому, что

беседа—такой метод обучения, при котором учитель, опираясь на имеющиеся у

учащихся знания и практический опыт, пользуясь вопросами, подводит учащихся

к пониманию и усвоению новых знаний.

Непременное условие применения этого метода — наличие знаний из ранее

пройденных тем данного предмета, других учебных дисциплин и жизненного

опыта учащихся.

В процессе обучения учащиеся узнают много новых фактов и положений,

выводов, законов. Чтобы они были более осознанно и прочно усвоены,

необходима систематическая работа по закреплению изученного материала.

Закрепление необходимо и для того, чтобы учащиеся могли использовать

полученные знания и умения в дальнейшей учебной деятельности.

Закрепление должно быть в то же время и одним из этапов овладения

новыми знаниями: как правило, оно включает в себя вторичное восприятие и

осмысление изучаемого материала, укрепляет в сознании учащихся те следы и

связи, которые образовались при первичном восприятии. И. П. Павлов писал,

что вновь образованная связь в коре головного мозга обычно бывает слабой и

неустойчивой, и без своевременного повторения вновь образованных путей и

следов она может очень скоро нарушиться и даже исчезнуть совсем.

§ 3 Психологические основы художественного восприятия произведений

изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста.

Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе

восприятия его произведений. Но эффективность этого воздействия находится в

прямой зависимости от культуры художественного восприятия.

Человеку иногда, когда он встречается с каким либо необычайным

явлением природы, которое ему удалось увидеть, кажется: «Вот бы художник

увидел и написал! Да ведь не поверит никто». Нам кажется что только здесь,

сейчас, на одно мгновение мир, в котором мы живем, показал свой

удивительный лик. На самом деле это мы отдали миру одно мгновение полного,

бескорыстного внимания. А развитое художественное восприятие всегда, или по

крайней мере очень часто, бывает таким.[9] Исходя из этого необходимо

открыть ребенку такую истину, что в природе не существует одинаковых вещей.

Природа окружающая нас богата и разнообразна, и для развития

художественного восприятия нужно видеть природу во всем ее разнообразии. Но

необходимо помнить о двух моментах художественного восприятия, одинаково

важных и на первый взгляд противоположных, на самом деле дополняющих друг

друга: «нет в мире двух одинаковых предметов, все неповторимо и уникально,

и нет в мире двух предметов, до такой степени непохожих, чуждых друг другу,

чтобы между ними не было совсем ничего общего, никакого сходства ни в

чем»[10].

Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический

процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения

искусства.

Главная особенность художественного восприятия произведений

изобразительного искусства - необычайно сложная структура. Главная роль

принадлежит здесь интеллектуальному постижению значений выразительно-

смысловых элементов произведения, в которых заложено основное содержание

художественных образов.

Итог художественного восприятия выступает как многослойная структура,

в которой взаимопроникают результаты перцептивных и интеллектуальных актов,

постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного

творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического

воздействия. Из этого вытекает еще одна особенность художественного

восприятия: оно требует активной работы многих механизмов психики —

непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и

продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно.

Художественного восприятия протекает сложно. В нем различают обычно

несколько фаз (или стадий): предкоммуникативную, т. е. предшествующую

контакту ребенка с произведением и подготавливающую его к этому контакту;

коммуникативную, объединяющую время этого контакта; и посткоммуникативную,

когда контакт уже прерван, а живое влияние произведения еще продолжается.

Эту стадию можно условно назвать художественным последействием.

Главное в ней — подготовка психики к активному и глубокому художественному

постижению произведении искусства, т. е. психологической установки на

художественное восприятие. Как и установка на создание произведений

искусства, она бывает и общей, и специальной, и частной.

В любой психологической установке, так или иначе, выражены

определенные потребности и опыт их удовлетворения. Художественная

потребность личности при всей своей неоднозначности выступает на

поверхности, прежде всего как жажда художественного наслаждения. Полученное

при частом общении с искусством, оно рождает ожидание радости от новых

встреч с ним, что, в свою очередь, вызывает тягу к искусству, активную

готовность к его восприятию, концентрацию душевных сил для предстоящей

встречи с ним. Так выступает на поверхности общая установка на восприятие

художественных произведений.

При восприятии произведений литературы смысл восприятия не

исчерпывается извлечением информации, таящейся в этих значениях, оно и

здесь носит духовно-практический характер, а потому, как и в других сферах

искусства, не может не обладать всеми рассмотренными выше особенностями

художественного восприятия.

Печатный текст должен привести ребёнка к живой речи, и он это делает,

если в частом пользовании языком одновременно в обеих формах его

материального функционирования в психике складывается еще один ряд

ассоциаций: между изображением слов и их живым звучанием. Восприятие

литературного произведения, поэтому становится двухэтапным: на первом этапе

ученик, читая печатный текст, переводит его мысленно в живую речь (этому

помогает художественная организация словесного материала). Но здесь

механизм художественного воздействия еще не работает. Он вступает в силу на

втором этапе, где происходит своеобразная перцепция живой речи в ее

акустической материи, но не в непосредственно- отражательном акте, а в

представлениях.

Для восприятия на втором этапе необходимы не только жизненные

ассоциативные связи словесной речи, но и художественные, складывающиеся на

основе данной исторической системы художественной организации словесного

материала. Сам же переход с первого на второй этап требует большой

творческой работы. Творческий характер читательского «переводческого»

труда, кроме всего прочего, наглядно подтверждается наличием

профессионального исполнительства и в сфере литературы — искусства

художественного чтения.

Восприятие литературного текста и произведений искусства неразрывно

связано и во многом дополняет друг друга, что говорит о том, что их

объединение, даже в небольшой степени, может привести к положительным

результатам в свете развития у ребенка «полноценного» художественного

восприятия как искусства слова, так и изобразительного искусства.

§ 4 Выводы к I главе.

Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения,

повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся.

Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования

организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех

основных звеньев учебно-воспитательного процесса.

Сейчас интеграция искусств используется не в полной мере. Такая

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.