на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Интегрированные уроки ИЗО

ситуация требует определения единой внутренней структуры художественного

образования в целом, создания системы художественного образования,

пересмотра содержания образования (знаний, умений, навыков, уровня

творческого развития и воспитанности), постоянного использования

межпредметных связей, активизации на уроках комплекса искусств.

Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий

между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития

речи – одно из необходимых условий развития художественного творчества

школьников Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и

межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у

школьников художественно-творческой активности.

Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе

восприятия его произведений. Эффективность этого воздействия находится в

прямой зависимости от культуры художественного восприятия. Восприятие

литературного текста и произведений искусства неразрывно связано и во

многом дополняет друг друга

Спецефические приемы обучения для интегрированных уроков находятся в

стадии разработки и говорить об их разнообразии еще рано.

ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного

искусства и развития речи в начальной школе.

§ 1 Анализ педагогического опыта учителей по проблеме интеграции

изобразительного искусства и развития речи в начальной школе.

В этом параграфе мы рассмотрим приемы работы педагогов, опубликованные

в журналах «Русский язык в школе» и «Начальная школа» за последние 5-6 лет.

В статье «Видеозапись на уроках развития речи учащихся»[11] автор

ставит целью статьи - рассказать об использовании видеозаписи на уроках

развития речи — для обучения языку как средству общения, воспитания речевой

культуры, приобщения к искусству.

В статье подробно рассматриваются в качестве примера три видеофильма:

1. «В гости к дымке» — материалы для описания произведения народного

творчества—дымковской игрушки

2. «Что может быть интереснее человеческого лица!» — материал для

описания детского портрета из коллекции Ярославского художественного музея;

3. «Просто все, а как для сердца много...» — материал для описания

памятника архитектуры — церкви Ильи Пророка в Ярославле и для описания

интерьера, фресок этого храма.

Хотя видеоматериалы, описанные в данной статье, предназначены для

учащихся средней школы, подобный вид работы можно использовать и в

начальной школе, подобрав адаптированные для младшего школьного возраста

видеосюжеты.

Статья «Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела

«Устное народное творчество» [12] знакомит читателя с мнением автора о том,

что мир устного фольклора не является чуждым изобразительному фольклору, а

очень близок к нему, порой даже отражён в нём.

Автор предлагает после прочтения детьми какого-либо произведения с

описанием быта русского народа попросить их рассказать, какие предметы из

этих произведений есть у них дома. Это будет для детей своеобразным

открытием искусства.

В статье «Устное народное творчество и изобразительное искусство»[13]

автор отмечает, что раздел «Устное народное творчество» в учебнике по

чтению «Родная речь»[14] для учащихся начальной школы представлен народными

песнями, небылицами, сказками. Вполне естественно, считает автор, что

различные виды народного искусства, возникавшие в народной среде, были

близки по содержанию и эстетическим принципам. Поэтому мотивы вышивки с их

композиционной ясностью и величавостью образов сопоставимы с размеренным

складом былин, а легкий, ритмический узор берестяных туесков с песенными

мелодиями, имеющими свои ритмические повторы.

Автор утверждает, что художественные впечатления учащихся обогатятся,

если наряду с иллюстрациями в учебнике, они познакомятся с подлинными

произведениями художников и народных мастеров в экспозициях и фондах

местных художественных и краеведческих музеев. Они могут явиться тем

критерием подлинной художественности произведения, который поможет учащимся

выработать умение самостоятельно и верно оценивать многие явления

сегодняшней художественной жизни.

В статье «Интеграция учебных занятий в начальной школе»[15] автор

детально рассматривает понятие интеграции. Интеграционные связи между

предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво; много

разногласий среди ученых в понимании сущности этих связей.

Автор считает, что если учебный материал по курсу чтения — ИЗО

рационально сгруппировать и соответствующим образом его изучить, то это

будет способствовать систематизации знаний, школьники лучше усвоят

содержание учебного материала, смогут гораздо легче и свободнее излагать

изученный материал.

В статье «Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и

красок весны»[16] автор приводит фрагмент урока чтения в 3 классе, одной из

целей которого является: осуществить связь содержания уроков чтения с

произведениями, рекомендуемыми для внеклассного чтения, с изобразительным

искусством. В уроке удачно реализованы межпредметные связи (чтение –

изобразительное искусство).

В статье «Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной

школе». [17] автор говорит о том, что в жизнедеятельности нашего общества

особое значение приобретает эстетическое воспитание. Именно посредством

искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества,

несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между

поколениями. Искусство помогает учащимся построить целостную картину

окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных

ситуациях. Эстетическое воспитание и образование начинать играть особо

важную роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к

педагогике развития.

Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы -

литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для

каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику

разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности

учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на

полноценном восприятии красоты окружающего мира.

Интегрированный эстетический курс был апробирован автором на базе

школы-лаборатории №351 Москвы. Тематическое планирование данного

интегрированного курса для учащихся 1-1V классов общеобразовательной школы

составлено на учебный год из расчета 1 часа в неделю.

§ 2 Анализ содержания программных материалов.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях системный подход

к эстетическому воспитанию и образованию осуществляется в процессе

преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка»,

«Мировая художественная культура», а также с помощью различных

факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного

эстетического образования и воспитания. Базисный учебный план позволяет

преподавать различные интегрированные курсы искусства, которые получили

широкое распространение во вновь открывающихся нестандартных типах учебных

заведений.[18]

В программе «Изобразительное искусство и художественный труд»

академика РАО Б.М.Неменского, ведущей задачей в преподавании

изобразительного искусства является задача формирования у учащихся

нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и

в искусстве.[19] Это становится возможным только если удастся закрепить в

сознании ребенка понимания прочной связи искусств с его личным миром, с

миром мыслей и чувств каждого человека, сказано там же. Любые иные задачи

обучения искусству вытекают из этой и должны соотноситься с ней. Одним из

важных методических аспектов программы выделяется «Сочетание

изобразительного с музыкой и литературой»[20]. Связь с поэзией и музыкой

позволяет образнее раскрыть тему урока. В программе приводится перечень не

только зрительного, но литературного и музыкального ряда.

Как пример можно взять урок 1 в 1 четверти 3 класса[21]. Тема урока

«Твои игрушки». Дети в знакомстве с игрушкой познают значение ее в жизни

(ритуальное, как атрибут праздника, игровые объекты). На уроке учитель

использует пословицы, поговорки, фольклор, русские народные сказки. На

других уроках учителю даются рекомендации в использовании программных

рассказов М. Пришвина, стихов С. Есенина. Это дает хороший материал для

проведения интегрированных уроков с уроками чтения.

В программе «Изобразительное искусство» члена - корреспондента РАО,

доктора педагогических наук В. С. Кузина, главной целью художественного

образования ставится цель формирования духовной культуры личности,

приобщения к общечеловеческим ценностям, овладения национальным культурным

наследием[22]. В основу программы включена система межпредметных связей с

чтением и русским языком, что по мнению авторов позволяет почуствовать

практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с

жизнью. Предусмотрена работа по иллюстрированию литературных произведений,

входящих в программные материалы по чтению. Содержание раздела

«Тематическое рисование и иллюстрирование» включает рисование на темы

окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование

повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений.

§ 3 Выводы ко II главе.

Изучение опыта работы учителей в изучаемой проблеме позволяет сделать

выводы, что проблема эта в настоящее время находится в стадии разработки,

ищутся новые пути ее решения, новые подходы к пониманию путей интеграции

изобразительного искусства и развития речи в начальной школе. Многие

учителя разрабатывают методики проведения таких занятий, опробируют их на

своих экспериментальных площадках. Многие из таких экспериментов дают очень

неплохие результаты.

В программных материалах по изобразительному искусству Б.М.

Неменского и В.С. Кузина есть много моментов сочетания изобразительного

искусства и литературы, причем эти программы позволяют проводить интеграцию

курса изобразительного искусства с курсом развития речи в начальной школе.

Элементы данной интеграции непосредственно заложены в изученные нами

программные материалы. Многие темы курса развития речи совпадают с темами

курса изобразительного искусства по своим целям, что говорит о возможности

их интеграции.

Заключение.

В процессе нашего исследования эффективности и целесообразности

использования интегрированных уроков развития речи и изобразительного

искусства в начальной школе мы проанализировали различные материалы по

данной проблеме и пришли к следующим выводам:

- необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления,

диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами

психологии и физиологии;

- обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у

учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего

запоминания нового материала;

- систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий

между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития

речи – одно из необходимых условий развития комплекса речевых умений и

художественных способностей у учащихся;

- восприятие художественных произведений литературы и изобразительного

искусства носит схожую природу и дополняет друг друга;

- исходя из проанализированных передовых работ учителей многие из них

используют, и весьма успешно, данный тип интеграции;

- образовательные программы по изобразительному искусству и развитию речи

позволяют в полной мере использовать данный тип интеграции в учебном

процессе начальной школы;

- интеграция изобразительного искусства и развития речи в начальной школе

на практике используется не в полной мере, так как для этого многие

учителя недостаточно подготовлены в научном и методическом плане, что в

свою очередь требует более глубокой методической проработки

интегративных процессов между курсами изобразительного искусства и

развития речи в начальной школе.

БИБЛИОГРАФИЯ.

Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.

Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.,

1981.

Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе.

// Начальная школа №1 1997

Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими

школьниками. Книга для учителя. М., 1991.

Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с

использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа №1 1995

Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к

учебным предметам. // Начальная школа №11 1995

Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении

раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993

Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. //

Начальная школа №8 1994

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное

развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г.

Методические основы языкового образования и литературного развития младших

школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г.

Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в

школе №5-6 1992 г.

Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная

школа №11 1994.

Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л.,

1947.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в

начальной школе: Учеб. пособие – М.:Издательский центр «Академия», 1999г.

Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951.

Программы общеобразовательных учреждений Начальные классы (1-3). /Сост.

Вохмянина Л.А., Ингнатьева Т.В. и др. –М.: Просвещение ,1994.

Программно - методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная

школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г.

Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и

красок весны». // Начальная школа №10 1995

Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути

развития). Л-д, 1990.

Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб 1998 г.

Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост.

Лабковская Г.С. М., 1983.

-----------------------

1 Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык

в школе №5-6 1992 г.

2 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении

раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993.

3 Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе.

// Начальная школа №1 1997.

[1] Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951, стр. 509.

[2] Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956, стр.

302-303.

[3] Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-

Л., 1947, стр. 441-442.

7 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания

в начальной школе. с. 307.

[4] Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания

в начальной школе. с. 310.

[5] Там же. с.312.

[6] Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству:

Художественное развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в

школе», 1995 г. с. 30

[7] Там же. с. 40

[8] Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский

язык в школе №5-6 1992 г.

[9] Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении

раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993.

[10] Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство.

// Начальная школа №8 1994.

[11] Учебник для учащихся начальных классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/ Сост.:

М.В. Голованова и др.— М., 1993.

[12] Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. //

Начальная школа №11 1994.

[13] Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков

и красок весны». // Начальная школа №10 1995.

[14] Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной

школе. // Начальная школа №1 1997.

[15] Программно -методические материалы. Изобразительное искусство.

Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г. с. 5.

[16] Там же с. 16

[17] Там же с. 25

[18] Там же с. 87

[19] Программно -методические материалы. Изобразительное искусство.

Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г. с. 137

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.