на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конфликтология и управление конфликтами

окружающих. Нерешительные сторонятся тех, кто на них оказывает

давление. Навязанные им предписания они выполняют без энтузиазма.

. Безответственные. В какой-то степени - это тревожные личности,

однако тревоги порождают у них не уход от конфликта, а агрессию.

Если они почувствуют к себе теплоту отношения, поведение их как бы

само собой войдет в рамки.

. Всезнайки. Они в сущности, являются ценными работниками, но ведут

себя так вызывающе, что вызывают у окружающих чувство

неполноценности. Следует помнить, что они редко соглашаются на то,

чтобы признать свои ошибки.

Отсутствие уважения к руководству. Если у большинства сотрудников

возникает ощущение, что стиль и методы управления не отвечают практическим

потребностям, то это может послужить причиной возникновения конфликтной

ситуации. Неудовлетворенность уровнем деловой или управленческой

компетенции руководителя имеет большой демотивационный потенциал. Очевидно,

важно знать, чего ждет персонал от своих руководителей, и делать из этого

надлежащие выводы.

Недостаточная мотивация. Если удается добиться совпадения потребителей

индивидов с потребностями организации, очевидно, что персонал будет

выкладываться ради удовлетворения этих потребностей, чего не обеспечит

никакое принуждение.

Кн.№2 стр.94-98

2. Основные типы конфликтов по отношению к субъектам.

Существуют четыре основных типа конфликтов:

. Внутриличностный конфликт

. Межличностный конфликт

. Конфликт между личностью и группой

. Межгрупповой конфликт

Внутриличностный конфликт. Выражается борьбой противоречий внутри

человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых

распространенных форм – ролевой конфликт: когда к одному человеку

предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть

результат его работы. Внутреличностный конфликт возникает и в результате

того, что требования не согласуются с личными ценностями, а также является

ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Последнее связано с низкой

степенью удовлетворенности работой, отсутствием настоящего дела. Это

обстоятельство часто болезненно бьет по той категории работников, которые в

течение длительного времени вели активную деятельность на работе, но затем,

в силу определенных причин, были вынуждены резко изменить объем или место

работы. Эта проблема в настоящее время весьма актуальна.

Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный.

Конфликт между личностями возникает там, где сталкиваются разные школы,

манеры поведения, их может питать и желание получить что-то,

неподкрепленное соответствующими возможностями. Межличностный конфликт

может также проявляться как столкновение людей с различными чертами

характера, взглядами и ценностями. В организации межличностный конфликт –

это чаще всего борьба руководителя за ограниченные ресурсы, капитал или

рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта; эта

борьба за власть, привилегии; это столкновение различных точек зрения в

решениях проблем, различных приоритетов.

Конфликт между личностью и группой. Между личностью и группой может

возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от

позиции группы. В организации люди взаимодействуют непосредственно друг с

другом не только как функционеры организации. Стихийно возникают отношения,

нерегламентированные никакими инструкциями. В процессе функционирования

группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения,

которых придерживаются ее участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает

принятие или не принятие индивида группой.

Межгрупповой конфликт. Подобные конфликты часто возникают из-за

отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между

подразделениями. Причиной может послужить и дефицит ресурсов: материалов,

информации, нового оборудования, времени и т. д. Межгрупповые конфликты

возникают и между неформальными группами.

Кн.№2 стр.98-99

3. Конфликты с точки зрения причин конфликтной ситуации.

С точки зрения причин конфликтной ситуации существуют три типа

конфликтов. Первый – это конфликт целей, когда ситуация характеризуется

тем, что участвующие в нем стороны по-разному видят желаемое состояние

объекта в будущем. Второй – это конфликт познания или когда существует

ситуация, в которой у участвующих сторон расходятся взгляды, идеи и мысли

по решаемой проблеме. И наконец, третий – это чувственный конфликт,

появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции,

лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто

вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел,

взаимодействия или поведения в целом.

Кн.№3 стр.215

4. Функциональные последствия конфликта.

. Конфликты способствуют развитию и изменению в организации, так как

открывают недостатки в организации, выявляют противоречия. Они

помогают снизить сопротивление изменениям.

. Конфликты способствуют поддержанию динамического равновесия и

общественной стабильности. Причины вскрываются, а не уходят вглубь,

где еще более усиливаются и разрушающее действуют на организацию.

. Конфликты могут также уменьшить возможности группового мышления и

синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идеи,

которые, как они считают, противоречат идеям руководителей. Это

может улучшить качество процесса принятия решений, так как

дополнительные идеи и «диагноз» ситуации ведут к лучшему ее

пониманию; симптомы отделяются от причин и разрабатываются

добавочные альтернативы и критерии их оценки. Через конфликт члены

группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до

того, как решение начинает выполняться.

. Конфликты способствуют становлению групповой солидарности, что

позволяет искоренить причины внутреннего разобщения и восстановить

единство. Но необходимо отменить, что такое воздействие оказывают

конфликты, затрагивающие только такие цели, ценности и интересы,

которые не противоречат основам внутрегрупповых отношений. В

тенденции такие конфликты содействуют изменению внутрегрупповых

норм и отношений в соответствие с насущными потребностями отдельных

индивидов или подгрупп.

. В процессе конфликта проблема может быть, решена путем, который

приемлем для всех сторон, и в результате люди больше будут

чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою

очередь, сводит к минимуму или вовсе устраняет трудности в

осуществлении решений – враждебность, несправедливость и

вынужденность поступать против воли.

. Вследствие конфликта сторон будут больше расположены к

сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно,

чреватых конфликтом.

. Конфликт вносит вклад в структурирование организации, определяя

положение различных подгрупп внутри системы, их функции и

распределяя позиции власти между ними.

5. Дисфункциональные последствия конфликтов.

Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут

образоваться следующие дисфункциональные последствия, т. е. условия,

мешающие достижению целей.

. Повышение эмоциональной и психологической напряженности в

коллективе.

. Неудовлетворенность, плохое состояние духа и, как результат, рост

текучести кадров и снижение производительности.

. Меньшая степень сотрудничества в будущем.

. Препятствие осуществлению перемен и внедрению нового.

. Высокая преданность своей группе и больше непродуктивной

конкуренции с другими группами организации.

. Представление о другой стороне как о «враге», представление о своих

целях как о положительных, а о целях другой стороны – как об

отрицительных.

. Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими

сторонами. Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами

по мере уменьшения и взаимодействия и общения.

. Конфликт часто настолько меняет приоритеты, что ставит под угрозу

истиные интересы сторон.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо

противоречивые позиции сторон по какому либо поводу, либо несовпадающие

интересы, желания, влечения оппонентов. Чтобы конфликт начал разрастаться,

необходим инцидент (повод), когда одна из сторон начинает действовать,

ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны:

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

Инцидент приводит к конфликту только при наличии противоречий, ждущих

своего разрешения.

Большое значение для конфликта имеет фактор времени, так как конфликт

череват разрастанием.

5. Этапы развития конфликта.

Ситуация, связанная с конкуренцией или ущемлением интересов сторон.

1. Осознание конфликтующими сторонами своих интересов.

2. Осознание законности своих притязаний.

3. Инцидент – открытое вступление в конфликт, проявление вражды. Эдесь

делается первая попытка урегулирования конфликта. Применяется

управленческое воздействие. Если попытка не удается, то:

4. Разрастание и углубление конфликта. Выявляются группы, всплывают

скрытые причины, что объясняется поддержкой у окружающих, поиском

сторонников. Исходный конфликт обрастает новыми претензиями,

отражающими интересы новых участников и противоречия между ними.

Все это растет как снежный ком. Поэтому руководитель должен

действовать, принимать меры. Конфликт необходимо ввести в

определенные рамки, принять правила процедуры, которые признаются

обеими сторонами или обратиться за помощью к какой-либо третьей

стороне, являющейся авторитетом для обемх других.

Если же не удается разрешить конфликт, то:

5.Переход конфликта в антагонизм.

6.Разрешение конфликта.

7.Постконфликт. Возможен, особенно в том случае,

когда разрешение конфликта произошло

путем нахождения компрамисса.

Наибольший урон организациям наносит неулаженный конфликти. По

некоторым оценкам более 65% проблем в трудовом коллективе связаны с

нарушениями отношений между сотрудниками, а не с недостатком навыков или

мотивации поведения отдельных рабоников.

К чему приводят неразрешенные конфликты.

. К потере управленческого времени. Исследование проблем управления в

США показало, что 25% времени, затраченного на упрвление, уходитнка

улаживание конфликтов. Эта цифра увеличивается до 30% для

руководителей низшего звена.

. К ухудшению качества принимаемых решений. Для принятия привильного

решения тот, кто его принимает, нуждается в обоснованной

информации. Если между источниками информации (сотрудниками,

вышестоящими, подчиненными, вспомогательным персоналом) и теми, кто

принимает решение, отношения нарушены, то заведомо искаженная

информация приведет к непредсказуемым последствиям. Так,

трагическое решение о запуске “Челленджера” в январе 1986 г. было

вызвано конфликтом среди людей, принемавших решение.

. К потере квалифицированных работников. В США подсчитали, что

увольнение руководителья низшего звена или опытного технического

работника ведет к потере организацией суммы, приблежающейся к

годовой заработной плате.

. К реорганизации. Перестановка сотрудников, разъеденение

конфлектующих (например, смена непосредственного руководителя)

могут понизить напряжение, но увеличить расходы.

. К саботажу. Нанесение ущерба репутации, намеренная порча

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.